АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
06.12.2019 Дело № А62-8392/2019
Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2019
Полный текст решения изготовлен 06.12.2019
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А.,
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании недействительным требования,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2- представитель по доверенности;
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Смоленской области (далее – налоговый орган, Инспекция) № 16342 от 29.05.2019, которым заявителю предложено в срок до 13.06.2019 уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 28 394,24 руб. и пени в сумме 3600,38 руб.
Как следует из материалов дела, данные начисления были произведены Инспекцией ФИО1 за период с 01.01.2017 по 28.08.2018 как физическому лицу, имеющему статус арбитражного управляющего. В качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 был зарегистрирован позднее - 14.05.2018.
ФИО1 не согласился с выводом Инспекции о необходимости производить уплату данных страховых взносов и обжаловал указанное требование в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 17.07.2019 № 111 жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с требованием Инспекции, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что не осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего. Согласно справке, выданной СРО «Союз Арбитражных управляющих «Правосознание» ФИО1 не имел назначений в качестве арбитражного управляющего в дела несостоятельности (банкротстве) с 2014 года и по момент исключения его из СРО «Союз Арбитражных управляющих «Правосознание»», как недействующего управляющего на основании Протокола Правления № 87 от 07.08.2018. Также ФИО1 обращает внимание на тот факт, что арбитражный суд не назначал его в качестве арбитражного управляющего.
Инспекция возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные по делу доказательства, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.
Как видно из материалов дела и признается сторонами, ФИО1 ИНН <***>, согласно информационному ресурсу налогового органа состоял на учете в качестве арбитражного управляющего с 17.04.2015 по 28.08.2018.
Исходя из положений статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 6 статьи 83 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) постановка на учет арбитражного управляющего осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 Кодекса.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) арбитражного управляющего по месту жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 Кодекса (пункт 2 статьи 84 НК РФ).
В случаях прекращения членства арбитражного управляющего в соответствующей саморегулируемой организации снятие его с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса (пункт 5 статьи 84 Кодекса).
В силу пункта 4.1 статьи 85 НК РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - Росреестр), обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.
Исходя из положений статьи 84 Кодекса сведения, полученные от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, являются основанием для постановки, а также снятия с учета арбитражных управляющих в налоговых органах.
Поскольку в целях постановки на учет (снятия с учета) арбитражных управляющих налоговые органы используют данные, предоставленные Росреестром, то учетные действия в отношении заявителя при приеме сведений от регистрирующего органа осуществлены Инспекцией без нарушений действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Кодексом страховые взносы.
С 1 января 2017 года, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов, признаются в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Кодекса, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Пунктом 1 статьи 432 Кодекса установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Кодекса предусмотрена уплата сумм страховых взносов за расчетный период плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Кодекса, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 432 Кодекса при превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым данного пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
На основании пункта 1 статьи 45 Кодекса, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 45 Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности, по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Кодекса правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
По информации, представленной Инспекцией на основании положений статей 430 и 432 Кодекса, заявителю исчислены страховые взносы за период с 01.01.2017 по 28.08.2018 в общей сумме 31994,62 рубля, в том числе: страховые взносы за период 2017 год на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период 2017 год - в сумме 23 400 руб.; страховые взносы за 2017 год на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4590 руб., за период с 01.01.2018 по 28.08.2018 в сумме 404,24 руб. Таким образом, задолженность по страховым взносам за период с 01.01.2017 по 28.08.2018 составила 28394,24 руб. и пеня 3600,38 руб.
В связи с наличием указанной задолженности Инспекцией, в соответствии с положениями статьи 69 Кодекса, заявителю направлено требование, согласно которому ФИО1 обязан был в срок до 13.06.2019 уплатить недоимку по страховым взносам на ОПС и ОМС в общей сумме 28394,24 рубля и задолженность по пене в общей сумме 3600,38 рублей.
Относительно довод заявителя о том, что он фактически не осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего суд считает необходимым отразить следующее.
Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой и вправе быть членом только одной саморегулируемой организации. При этом арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных Законом № 127-ФЗ и Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Из приведенных положений законов следует, что арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, соответственно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей.
Арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные ранее не были прямо указаны среди плательщиков страховых взносов в ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ. Теперь же Налоговый кодекс РФ содержит указание на таких плательщиков страховых взносов - пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ.
Данное изменение призвано исключить сомнения в толковании такого понятия, как "лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой", но не отменяет отнесения индивидуальных предпринимателей и арбитражных управляющих к разным категориям плательщиков страховых взносов.
С 01.01.2011 вступили в силу положения статьи 20 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 296-ФЗ и Федерального закона от 28.12.2010 N 429-ФЗ) в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя.
Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
Таким образом, из данных положений законов следует, что арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования, как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям, соответственно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 210-О).
Также необходимо отметить, что Кодексом не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - арбитражных управляющих, фактически не осуществляющих деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса).
С учетом изложенного Инспекция пришла к верному выводу о том, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у арбитражного управляющего возникает с момента приобретения статуса арбитражного управляющего, а не с момента осуществления им профессиональной деятельности.
С учетом изложенного суд признает оспариваемое требование № 16342 от 29.05.2019 законным и обоснованным, а заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере 300 руб. возлагаются на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 700 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета 2 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, на что выдать справку.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.В. Красильникова