ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-8437/15 от 15.04.2016 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

22.04.2016                                                                     Дело № А62-8437/2015

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2016

Полный текст решения изготовлен 22.04.2016

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи         Яковенковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Стройгазсервис»                                (ОГРН 1063254012249, ИНН 3254006001)  

к Областному государственному казенному учреждению «Управление капитального строительства Смоленской области» (ОГРН <***>,                     ИНН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения от 07.10.2015 № 2390 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта,  

при участии:

от истца – ФИО1,  представитель,  доверенность от 17.06.2015 № 7, ФИО2, представитель, доверенность от 17.06.2015 № 9,

от ответчика – ФИО3, представитель, доверенность от 12.01.2016 № 2/16, ФИО4, представитель, доверенность от 12.01.2016 № 1/16,  

от третьего лица – ФИО5, представитель, доверенность от 15.07.2014,

У С Т А Н О В И Л:  

Общество с ограниченной ответственностью «Стройгазсервис»                                (далее – истец, генподрядчик, ООО «Стройгазсервис», Общество) обратилось в арбитражный суд  с исковыми требованиями  к  Областному государственному казенному учреждению «Управление капитального строительства Смоленской области» (далее – ответчик, заказчик, ОГКУ «УКС Смоленской области») о признании недействительной односторонней сделки  - решения от 07.10.2015 № 2390 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта  от 13.01.2015 № 0163200000314007641_101428.  

Определением суда от 16.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее – Департамент).

Из материалов дела следует, что 13.01.2015 между ОГКУ «УКС Смоленской области» (заказчик) и ООО «Стройгазсервис»  (подрядчик) заключен государственный контракт № 0163200000314007641_101428  на выполнение работ по строительству  объекта «под ключ»: «Физкультурно-оздоровительный комплекс в пос. Кардымово Смоленской области» (далее – объект) в соответствии  с техническим заданием и проектной документацией, прошедшей экспертизу в установленном  действующим законодательством порядке.

Согласно пункту 2 контракта цена настоящего контракта в соответствии со сметой на выполнение работ (Приложение № 1 к настоящему контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, составляет 53 203 224, 00 рубля, в том числе НДС 18 % - 8 115 746, 03 рубля. Цена настоящего контракта является твердой, определяется на весь период исполнения контракта.  Оплата работ государственным заказчиком производится  без аванса. Генподрядчик по факту выполнения отдельного этапа работ, определенного графиком  выполнения работ (Приложение № 3 к настоящему контракту), представляет государственному заказчику   акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счет, счет-фактуру  до 25 числа текущего месяца, оформленные  в установленном порядке. Срок оплаты – в течение 90 календарных дней с момента представления генподрядчиком указанных документов, проверенных и подписанных сторонами. Оплата осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления государственным заказчиком денежных средств на расчетный счет генподрядчика.

В соответствии с пунктом 4 контракта начало работ  - с даты  заключения настоящего государственного контракта. Окончание работ – по 30 июня 2016 года.  Сроки завершения отдельных этапов работ определяются графиком выполнения работ (Приложение № 3 к настоящему контракту).Дата окончания работ является исходной для определения имущественных санкций в случае нарушения срока выполнения работ (отдельных этапов работ).

Пунктом 3 контракта определены права и обязанности сторон; пунктом 5 контракта  установлен порядок сдачи и приемки работ. 

Согласно пунктам 3.3.2, 3.4.2 контракта генподрядчик обязан до начала выполнения работ разработать и согласовать с государственным заказчиком Проект Производства Работ, содержащий подробную пояснительную записку, технологические карты, регламенты, подробный график производства работ на весь период выполнения работ.

В соответствии с пунктом 9.2 контракта государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае нарушения сроков, установленных графиком выполнения работ (Приложение № 3 к контракту) и Проектом Производства Работ.

В ходе осуществления государственным заказчиком контроля за ходом выполнения работ было установлено, что работы на объекте ведутся с существенным отставанием от графика выполнения работ.

В связи с этим 10.09.2015 государственным заказчиком в адрес генподрядчика была направлена претензия с требованием устранить отставание от графика.  Однако требование заказчика не выполнено, отставание от графика генподрядчиком не устранено, объем выполненных работ за период с 13.01.2015 по 30.09.2015 составил 13 937 071, 66 рубля, в то время как объем выполненных работ по состоянию на указанную дату должен быть не менее 27 640 839, 56 рубля.

Указанные обстоятельства явились основанием для принятия государственным заказчиком решения от 07.10.2015 № 2390 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта. Генподрядчик уведомлен о принятом решении путем размещения соответствующей информации в единой информационной системе на официальном сайте в  сети Интернет, а также почтового отправления (заказным письмом),  письмом по электронной почте и  по факсу.

Истец, полагая, что им не допущено сроков нарушения производства  работ по контракту, в связи с тем, что в соответствии с графиком работы разбиты на 2015 год  с лимитом 26 731 538 рублей и на 2016 год с лимитом 26 471 686 рублей, конкретных указаний на то, сколько средств необходимо освоить в каждом месяце, ни в контракте, ни в графике нет,  следовательно, оснований для одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика не имелось,  обратился  в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что  сроки производства работ по контракту нарушались генподрядчиком систематически, при этом ООО «Стройгазсервис»  так и не представило на согласование заказчику Проект Производства Работ, содержащий подробный график производства работ на весь период выполнения работ.  Работы по контракту выполнялись Обществом без указанных документов. В ходе контроля за ходом выполнения работ заказчиком неоднократно указывалось генподрядчику на допущенные при выполнении работ недостатки.

В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои доводы и требования.

Департамент отзыв на исковое заявление не представил, в судебном заседании   представитель третьего лица поддержал позицию ответчика, указав на то,  что работы выполнялись Обществом с нарушением графика,  работы  выполнены с низким качеством, с отступлением от требований проектной   и нормативно-технической документации в строительстве.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской  Федерации все имеющиеся в   материалах дела документы, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц,  суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Согласно части 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.

В соответствии со статьей  708 ГК РФ  в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно части 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно статье 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ  и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ)  под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Согласно пункту 8 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне. Предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства (статья 310 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК  РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Пунктом 9.2 контракта предусмотрено, что государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в  случае нарушения сроков, установленных графиком выполнения работ (Приложение № 3 к контракту) и Проектом Производства Работ.

При этом пунктом 3.4 контракта предусмотрены обязанности генподрядчика  до начала выполнения работ разработать и согласовать с государственным заказчиком Проект Производства Работ, содержащий подробную пояснительную записку, технологические карты, регламенты, подробный график производства работ на весь период выполнения работ, а также выполнять работы в полном соответствии с графиком выполнения работ (Приложение № 3 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела,  генподрядчик выполнял работы на объекте в отсутствие  Проекта    Производства Работ, согласованного заказчиком, а также с существенным отставанием от установленного контрактом графика выполнения работ.

Так, уже в марте 2015 года при проведении заказчиком контроля за ходом выполнения работ  было установлено, что на объекте   отсутствует проектная и исполнительная документация, не выполнены работы по обустройству строительной площадки, земляные работы по отрывке  котлована, уплотнению грунта и другие, устройству наружных сетей, устройству опалубки и другие работы, в то время как  эти работы в соответствии с графиком выполнения работ  должны быть выполнены не позднее 28.02.2015. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 05.03.2015 № 1.

В связи с этим 19.03.2015 Обществу заказчиком было направлено  требование об устранении выявленных при проверке недостатков в десятидневный срок.

Однако требование заказчика об устранении недостатков в установленный  в нем срок генподрядчиком не исполнено. Акты выполненных работ  о выполнении генподрядчиком работ, перечисленных в акте от 05.03.2015,  подписаны заказчиком только в мае-июне 2015 года.

1 сентября 2015 года Обществом представлены заказчику для подписания очередные акты выполненных работ. Однако они не  согласованы заказчиком, так как было установлено, что в эти акты включены, в том числе работы фактически не выполненные генподрядчиком. Об этом заказчик уведомил генподрядчика письмом от 02.09.2015 и предложил Обществу срочно устранить выявленные замечания.

10 сентября 2015 года заказчиком генподрядчику направлена очередная претензия о необходимости соблюдения установленного контрактом графика выполнения работ и предложено устранить отставание от графика в десятидневный срок.

Вместе с тем, 22.09.2015 в ходе проведения проверки установлено, что указанные в претензии работы не выполнены, исполнительная документация в полном объеме заказчику не представлена.  

В связи с этим  государственным заказчиком в соответствии с подпунктом «а» пункта 9.2 контракта  принято решение от 07.10.2015 № 2390 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, которое получено генподрядчиком 13.10.2015.

При этом 09.10.2015 при проведении заказчиком  проверки  установлено, что фактически работы на объекте не ведутся, так как на стройплощадке находится всего пять рабочих;  требования норм безопасности при производстве работ не выполняются.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что генподрядчиком постоянно нарушался график выполнения работ, установленный Приложением № 3 к контракту.

Доказательства того, что несвоевременное выполнение работ генподрядчиком произошло по вине заказчика, наряду с доказательствами уведомления истцом  ответчика в порядке статьи 719 ГК РФ о приостановлении работ на объекте в связи с наличием обстоятельств, препятствующих их производству, истцом не представлены.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу  о наличии у заказчика права на принятие решения от 07.10.2015 № 2390 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта  ввиду нарушения ООО «Стройгазсервис»  сроков выполнения работ, согласованных контрактом.

Кроме того, при проведении заказчиком проверки 16.03.2016 установлено, что работы на объекте выполнены Обществом с низким качеством, с отступлениями от требований проектной и нормативно-технической документации в строительстве, что подтверждается актом от 16.03.2016 № 1.

При таких обстоятельствах требования истца удовлетворению не подлежат.

Согласно положениям статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ  судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со  стороны.

По результатам рассмотрения настоящего дела в связи с отказом  в удовлетворении исковых требований  понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.  Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                       В. В. Яковенкова