АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Смоленск Дело № А62-8887/2010
9 апреля 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 8 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 9 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Смоленской области в составе:
судьи Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ватагиной Т.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль»
к Администрации Смоленской области,
Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области,
ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»,
Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области
о признании незаконным утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1 в размере 7369570053,00 руб.
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 18.09.2009, паспорт); ФИО2 – представитель (доверенность постоянная от 01.11.2009, паспорт), ФИО3 – представитель (доверенность постоянная от 28.08.2007 № 67-01/217396, паспорт);
от Администрации Смоленской области: ФИО4 – консультант отдела правового мониторинга и судебной деятельности Правового департамента Смоленской области (доверенность постоянная от 12.01.2010 № 1/11, удостоверение);
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области: ФИО5 – начальник отдела формирования, инвентаризации, организации ведения кадастра и оценки объектов недвижимости (доверенность постоянная от 11.01.2010 № 11, удостоверение);
от ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»: ФИО6 – начальник отдела оценки (доверенность постоянная от 12.03.2010 № 6, удостоверение);
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области: не явился, извещен надлежаще;
от прокуратуры: не явился, поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Магистраль» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра недвижимости по Смоленской области (далее – Управление Роснедвижимости) и Администрации Смоленской области (далее – Администрация) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, площадью 500132 кв.м., в размере 7369570053,00 руб. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735 руб. 25 коп. за кв. м; о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Смоленской области, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, площадью 500132 кв.м., в размере 7369570053,00 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735 руб. 25 коп. за кв. м.; об обязании Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Смоленской области внести в государственный кадастр недвижимости достоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, площадью 500132 кв.м., занимаемого Обществом (с учетом уточнения исковых требований, принятого арбитражным судом – том 3, л.д. 120-130, протокол судебного заседания от 09.03.2010).
Определением суда от 16.02.2010 в качестве соответчиков по делу привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Смоленской области (далее – БТИ) и Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент).
Управление Роснедвижимости заявленные требования не признало, указывало, что процедура проведения Государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области, согласование и утверждение органами исполнительной власти субъекта РФ полностью соблюдена. Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка представлен Роснедвижимостью. Доказательства в виде расчета кадастровой стоимости земельного участка и его объяснение обязан представить исполнитель работ (БТИ).
БТИ письменный отзыв не представило, заявленные требования не признало, ссылаясь на мнение субподрядной организации ООО Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+», выраженное в письме от 11.03.2010 № 292 (т. 4, л.д. 32-37), которая участвовала в выполнении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области на основании договора от 24.08.2007 № 05-КОН (т. 3, л.д. 84-94), о том, что кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого заявителем, рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39), Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152) и на основе специального программного обеспечения (СПО) для расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Администрация Смоленской области в отзыве на заявление и правовом обосновании указывала, что никаких требований к Администрации Смоленской области (с учетом последнего уточнения) не заявлено; учитывая, что по результатам проверки кадастровой стоимости земельного участка получен положительный акт проверки Роснедвижимости от 23.05.2008 № 5, то результаты государственной оценки земель населенных пунктов являются достоверными, кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с положениями Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152.
Департамент в отзыве на заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указывал, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Смоленской области проведена в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, что подтверждается Актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 5. Указанные обстоятельства подтверждают тщательность и кропотливость проведенной работы и исключают применение в расчете методов подсчета, не предусмотренных в методических рекомендациях, или их необоснованное применение. Фактическая налоговая нагрузка устанавливается не по результатам государственной кадастровой оценки земель, а на основании принимаемых представительным органом муниципального образования нормативных правовых актах о налоговых ставках и льготах.
ООО «Магистраль» также просило суд восстановить пропущенный срок для подачи заявления о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Смоленской области, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о государственной кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на подачу данного заявления Общество указало, что срок обращения с заявлением в суд первой инстанции им пропущен в связи с тем, что им были направлены обращения в Управление Роснедвижимости по Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрацию Вяземского городского поселения с просьбами пересмотреть кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, а также рассмотреть вопрос о снижении ставок земельного налога, окончательный ответ на которые получен 22.09.2009, из которого стало ясно, что изменить кадастровую стоимость земельного участка Общества, равно как и снизить причитающуюся к уплате сумму земельного налога не представляется возможным.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить процессуальный срок, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит арбитражному суду.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде – органе государственной системы правосудия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 АПК РФ обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах.
Принимая во внимание обоснованность заявленного ходатайства, принимая во внимание, что Обществом как добросовестным участником публичных правоотношений предпринимались зависящие от него меры по внесудебному урегулированию спора, окончательный ответ получен 22.09.2009, а также учитывая недопустимость ограничения права на судебную защиту, гарантированного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, заявленное ходатайство в порядке статьи 117, части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 67:02:0010138:1 площадью 500132 кв.м. Разрешенное использование – для размещения складов временного хранения продуктов питания и промышленных товаров (т. 1, л.д. 33-35).
Удельный показатель кадастровой стоимости арендуемого Обществом земельного участка составлял в 2006-2008 году 90,31 руб. за 1 кв.м., что подтверждается материалами дела, в т.ч. сообщением Управления Роснедвижимости по Смоленской области от 07.04.2010 № 0117/06/795 (т. 5, л.д. 33). Названный удельный показатель был внесен в сведения государственного кадастра на основании Постановления Администрации Смоленской области от 06.10.2003 № 258 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области». Кадастровая стоимость земельного участка заявителя, определенная в соответствии с данным удельным показателем, составляла 45166920,92 руб.
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области (Приложение № 1) и признано утратившим силу с 01.01.2009 Постановление Администрации Смоленской области от 06.10.2003 № 258.
Согласно кадастровому паспорту № 6702/201/09-880 от 27.01.2009 земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1 (равнозначен кадастровому номеру 67:02:001 01 38:0001) удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка составляет 14735,25 руб. за 1 кв.м., а кадастровая стоимость – 7369570053,00 руб. (т. 1, л.д. 33).
Посчитав результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными и действия Управления Роснедвижимости по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы.
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные по делу доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» для проведения кадастровой оценки земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Законом Смоленской области от 22.12.2002 №100-з утверждена областная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002 - 2007 годы». Основными задачами указанной программы являются:
- создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости, содержащей перечень объектов учета и данные о них;
- создание автоматизированных баз данных по государственному кадастровому учету земельных участков независимо от форм собственности и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, подлежащих государственному кадастровому учету. Областным законом от 12.07.2007 № 12-з действие названной целевой программы прекращено досрочно.
Результатом программы является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющей в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений об объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения.
Заказчиком программы определен Департамент. Источником финансирования программы является областной бюджет.
Сходные положения содержатся и в областном законе от 04.09.2007 № 89-3 «О долгосрочной областной целевой программе «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области на 2007 - 2011 годы» (действие досрочно прекращено с 01.01.2009 - Областной закон от 16.12.2008 № 174-з); а также в Постановлении Администрации Смоленской области от 15.10.2008 № 571 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области» на 2009 – 2011 годы».
Областным законом от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
Во исполнение требований указанных нормативных актов по результатам проведенного конкурса между Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» 29.06.2007 года заключен государственный контракт № 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области (т. 3, л.д. 84-89).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 названных Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации (пункт 1.3. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 названных Методических указаний.
Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ (пункт 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39).
В соответствии с пунктом 2.2.1 вышеназванных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 данных Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215.
В частности, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости производит проверку на соответствие методическим указаниям отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и принимает по результатам проверки одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- о соответствии отчета методическим указаниям;
- о выявлении нарушений методических указаний.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов после проведения согласования с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 5, время проведения проверки с 13.05.2008 по 23.05.2008) и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области были представлены на утверждение Администрации Смоленской области. Данное обстоятельство подтверждается письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 23.05.2008 № ВК/2278 «О проведении проверки» и письмом Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области от 09.07.2008 №01-16/06/1479.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В соответствии с указанными положениями Администрацией Смоленской области постановлением от 21.10.2008 № 584 были утверждены результаты оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Пунктом 1 названного постановления были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению № 1; пунктом 2 - средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению № 2.
Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях «Смоленская газета», № 87, 04.11.2008; «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 06.11.2008, № 11, часть I, стр. 6 (без приложения № 2); «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 10.11.2008, № 11 (приложение), часть I, стр. 6 (без приложения № 1) и вступило в силу с 01 января 2009 года.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на Управление Роснедвижимости по Смоленской области.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» были упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии были переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с пунктами 1, 5.1.4. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление функций государственной кадастровой оценки земель относится к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном этим законом порядке документов, если иное не установлено этим законом.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». Согласно пункту 3 названного нормативного документа государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 11.1 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215).
Решения, действия (бездействия) Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, его должностных лиц и государственных служащих по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель могут быть обжалованы в судебном порядке (пункт 14.2. Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 №215).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по требованию заявителя о признании недостоверным результата кадастровой оценки спорного земельного участка (п. 1) являются Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (заказчик), ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (исполнитель), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области (лицо, которое осуществляет контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и вносит сведения о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр), а по требованию о признании незаконными действий Управления, выразившихся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка (п. 2), – Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области.
Из отчета № 10/009 об оценке рыночной стоимости четырех земельных участков, принадлежащих ООО «Магистраль» (т. 1, л.д. 55-109), следует, что рыночная стоимость принадлежащего Обществу спорного земельного участка составляет 460007000 рублей, что значительно меньше размера его кадастровой стоимости, обозначенной Управлением Роснедвижимости в кадастровом плане. При этом ответчики в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ величину рыночной стоимости не оспорили и доказательств иного не представили.
Ответчики, утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, не обозначили фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в данном случае в размере, существенно (более чем в 16 раз) превышающем его рыночную стоимость.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 2.2.1 вышеназванных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 данных Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Однако конкретных доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюден, в том числе проведен сбор сведений о значении факторов стоимости, проведен сбор рыночной информации, расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов, а также конкретные значения указанных факторов и информации, в материалы дела не представлено.
Ответчиками по неоднократному предложению арбитражного суда не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная исходная информация о земельном участке, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Довод о том, что взятая для анализа исходная рыночная информация проверена экспертами Роснедвижимости и утверждена Актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 5, который подтверждает, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Смоленской области проведена в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, суд считает необоснованным. Само по себе соблюдение административной процедуры и утверждение Акта не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
Более того, дата составления отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов - 26 ноября 2007 года (стр. 24 Отчета). Однако протокол № 2 согласования Межведомственной комиссией значений факторов стоимости земельных участков населенных пунктов Смоленской области датирован 27 ноября 2007 г. (т. 5, л.д. 21-29), а протокол № 4 утверждения Межведомственной комиссией перечня населенных пунктов с установленным соответствием ОКТМО и перечня факторов стоимости используемых для построения модели населенных пунктов Смоленской области – 14 декабря 2007 г. (т. 5, л.д. 34-42), т.е. факторы стоимости согласованы и утверждены после составления отчета. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры определения факторов стоимости.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Суду не представлено достаточных доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Из материалов дела также усматривается, что для расчета кадастровой стоимости земельного участка заявителя использованы факторы стоимости: численность населения, транспортная доступность, наличие железнодорожных путей, наличие водных путей. При этом расстояние до остановок общественного транспорта (автобусные остановки, троллейбусные остановки) - 742,08 м; наличие водных путей к объекту - «Да».
Однако согласно схеме промеров расстояний от земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, выполненной ООО «Топограф» по заказу ООО «Магистраль», от 19.03.2010 № 78 (т. 4, л.д. 53) расстояние от земельного участка Общества до ближайшей остановки общественного транспорта составляет 981, а расстояние до ближайшего водоема – 161 м., т.е. отсутствуют примыкающие к земельному участку водные объекты. Кроме того, согласно Перечню внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденному Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 № 1800-р, река Вязьма, находящаяся в непосредственной близости к спорному земельному участку, не является внутренним водным путем, внутренние водные пути на территории Смоленской области отсутствуют.
Указанные обстоятельства ответчиками не опровергнуты и доказательств обратного в нарушение ч. 1ст. 6, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено.
Ссылка БТИ на мнение субподрядной организации ООО Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+», выраженное в письме от 06.04.2010 (т. 5, л.д. 9-10), отклоняется судом, поскольку является голословной, не подтверждена никакими доказательствами, что исключает возможность его проверки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неправильном определении факторов стоимости и кадастровой стоимости земельного участка.
Исходя из того, что расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельного участка, учитывая отсутствие доказательств того, что при оценке земельного участка было собрано достаточно необходимой и достоверной информации о спорном земельном участке для проведения его государственной кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недостоверными результатов кадастровой оценки земельного участка заявителя и действий Управления по внесению в Государственный кадастр соответствующих сведений.
Указанные обстоятельства влекут нарушение прав и законных интересов Общества, в т.ч. связанных с уплатой установленного законодательством земельного налога.
В силу положений статьи 49 АПК РФ суд рассматривает спор в пределах заявленных требований.
Обществом не заявлено каких-либо конкретных требований к Администрации Смоленской области, кадастровая стоимость конкретного земельного участка Общества постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 не утверждалась, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя к этому ответчику.
Суд также исходит из следующего.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных Приказом от 15.02.2007 № 39, а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 названных Методических указаний, пункт 6.2 названного Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 названного Административного регламента).
Таким образом, кадастровая стоимость каждого земельного участка, подлежащая утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должна являться результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, которая не ограничена выявлением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 №584 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области (Приложение № 1) и средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области (приложение № 2). Кадастровая стоимость земельного участка заявителя с кадастровым номером 67:02:0010138:1 указанным постановлением не утверждалась.
На основании изложенного возможность оспаривания кадастровой стоимости земельного участка Общества не связана с оспариванием нормативного акта – постановления Администрации Смоленской области от 21.10.2008 № 584 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области».
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Общество просило суд обязать Управление Федерального агентства кадастра недвижимости по Смоленской области внести в государственный кадастр недвижимости достоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1 площадью 500132 кв.м.
Вместе с тем достоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1 площадью 500132 кв.м. в материалах дела отсутствуют; перерасчет кадастровой стоимости возможен только в рамках договорных обязательств по Государственному контракту от 29.06.2007 № 05-КОН.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 установлен порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области, согласно которому размер арендной платы определяется из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования.
Следовательно, отсутствие данных об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка может повлечь невозможность исчисления арендной платы в установленном порядке и нарушение положений статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (часть 10 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 35 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости внесение сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные».
При внесении в Реестр объектов недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН (автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости) со статусом «архивные». Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в Реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.) (пункт 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).
В материалах дела отсутствуют данные о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1 была определена в соответствии с положениями Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и утверждена в установленном порядке уполномоченным органом.
Следовательно, с учетом положений статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости и необходимости обеспечения справедливого разумного баланса между публичными и частными интересами, что соответствует правовой позиции Европейского Суда, суд считает необходимым в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов, предусмотренном п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, восстановление в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, а именно кадастровой стоимости 45166920 руб. 92 коп., возникшей в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 90,31 руб./кв.м.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
Обществом при подаче заявления в суд была уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб.
Госпошлина в сумме 2000 руб. по требованию о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельного участка (п. 1) подлежит в порядке статьи 110 АПК РФ взысканию в равных долях с ответчиков по данному требованию (Департамента, Управления Роснедвижимости, БТИ); госпошлина в сумме 2000 руб. по требованию о признании незаконными действия Управления, выразившихся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений (п. 2), подлежит взысканию с Управления Роснедвижимости.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Признать недостоверным результат кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, площадью 500132 кв.м., в размере 7369570053 руб. 00 коп. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735 руб. 25 коп. за кв. м.
2. Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области, выразившиеся во внесении в Государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, площадью 500132 кв.м., в размере 7369570053 руб. 00 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 14735 руб. 25 коп. за кв. м.
3. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010138:1, а именно кадастровую стоимость 45166920 руб. 92 коп., возникшую в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 90,31 руб./кв.м.
4. В удовлетворении требований в отношении Администрации Смоленской области отказать.
5. Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2666 руб. 66 коп., на что выдать исполнительный лист после вступления судебного акта в законную силу.
6. Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 666 руб. 67 коп., на что выдать исполнительный лист после вступления судебного акта в законную силу.
7. Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 666 руб. 66 коп., на что выдать исполнительный лист после вступления судебного акта в законную силу.
8. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать решение суда в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) в течение одного месяца с момента принятия решения и (или) в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу; апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Т.В. Лукашенкова