ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-8888/2021 от 04.03.2022 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел. 8 (4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

14.03.2022                                                                           Дело № А62-8888/2021

Резолютивная часть решения объявлена 4 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2022 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усачевой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к  Центральному Банку Российской Федерации (1037700013020, ИНН <***>)

об оспаривании постановления № 21-6254/3110-2 от 7 октября 2021 г. о назначении административного наказания по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

с участием:

от заявителя – представитель не явился,       

от ответчика – представитель ФИО1 (доверенность, паспорт, диплом),

установил:

кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» (далее по тексту также – заявитель, Кооператив, КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК») обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (далее по тексту также – ответчик, административный орган, Банк России) о признании незаконными и отмене постановления № 21-6254/3110-2 от 7 октября 2021 г. о назначении административного наказания по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Определением судьи от 10.11.2021 заявление было принято, возбуждено дело, которое назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

На основании определения от 14.01.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства.

Ответчиком представлены отзыв и дополнения к нему.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Кооператива.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки представления отчетности некредитными финансовыми организациями, проведенной Центром по обработке отчетности Банка России, расположенным в  г. Тверь, установлено, что КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» не представил в Банк России отчет по форме ОКУД 0420820 «О деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2021 года в соответствии с пунктом 1 Порядка и сроков составления и представления отчета о деятельности потребительского кооператива, установленных в Приложении 1 Указания Банка России от 02.02.2021 № 5722-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов».

Обязанность Кооператива составлять и представлять в Банк России отчет по форме ОКУД 0420820 обусловлена положениями части 3 статьи 28 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту также - Закон № 190-ФЗ).

В связи с выявлением факта непредставления в Банк России отчета по форме ОКУД 0420820 за полугодие 2021 года (далее по тексту также - Отчет) ответчиком Кооперативу было направлено предписание № Т128-99-2/19635 от 26.07.2021 (далее по тексту также – предписание) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (размещено в личном кабинете 26.07.2021 и считается полученным 27.07.2021).

В соответствии с предписанием КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» в срок не позднее 10 рабочих дней с даты его получения надлежало:

1. устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное в устанавливающей части предписания, направив в Банк России Отчет;

2. представить в Банк России ответ на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в нем требований.

По результатам контроля за выполнением предписания установлено, что по состоянию на 16.08.2021 Отчет за полугодие 2021 года Кооперативом в Банк России не представлен, что подтверждается имеющимся в материалах дела скриншотом страницы информационного ресурса Банка России «Система мониторинга СПО». В установленный в предписании срок отчет об исполнении и документы, указанные в предписании, либо ходатайство о продлении срока его исполнения, равно как и документы, подтверждающие невозможность его исполнения в Банк России от Кооператива не поступили.

Полагая, что имеются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ, ведущий юрисконсульт юридического отдела Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО1 составила в отношении КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» протокол № ТУ-66-ЮЛ-21-6254/1020-1 от 28.09.2021 об административном правонарушении, на основании которого заместителем управляющего Отделением по Смоленской области Главного управления Банка России ФИО2 вынесено постановление № 21-6254/3110-2 от 7 октября 2021 г. о назначении Кооперативу административного наказания  в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В рассматриваемом заявлении КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК», не оспаривая факт совершения правонарушения, указывает на то, что административный орган ошибочно не установил основания для признания правонарушения малозначительным.

Ответчик в отзыве полагает, что постановление № 21-6254/3110-2 от 7 октября 2021 г. является законным, оснований для его отмены или изменения, в том числе признания правонарушения малозначительным, не имеется.  

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 указанной статьи).

На основании пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту также - Закон № 86-ФЗ)  Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

В статье 76.1 Закона № 86-ФЗ определено, что некредитными финансовыми организациями признаются, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.

Согласно статье 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту также - Закон № 190-ФЗ) Банк России вправе проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива Закону № 190-ФЗ, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России.

Согласно пункту 8.2 части 2 статьи 5 Закона № 190-ФЗ Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления Банком России в установленном законом порядке контрольных (надзорных) функций.

Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания Банка России. Под невыполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

Дела об указанных правонарушениях рассматриваются руководителями структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместителями, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков (пункт 2 части 2 статьи 23.74 КоАП РФ).

Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» является действующим юридическим лицом (находится в стадии ликвидации; с заявленным основным видом деятельности «деятельность по предоставлению потребительского кредита» (код ОКВЭД 64.92.1).

В соответствии с данными последних представленных в Банк России отчетов о деятельности Кооператива по состоянию на 31.12.2019 и на 31.03.2020, общее число членов Кооператива не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, а размер активов Кооператива не превышает значение, определенное нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации (Указание Банка России от 09.12.2020 № 5654-У «Об определении размера активов кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, при превышении которого Банк России осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации».

Согласно информации, содержащейся в Реестре кредитных потребительских кооперативов (скриншот на 27.09.2021 содержится в материалах дела), а также пояснениям Кооператива, полученным при составлении Протокола, с 23.08.2020 по настоящее время Кооператив не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы (СРО).

Таким образом, что КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ - СМОЛЕНСК» соответствует критериям субъекта правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Осуществляя профессиональную деятельность, Кооператив обязан исполнять в полном объеме нормы специального законодательства, регламентирующие основы этой деятельности, в том числе требования об исполнении предписаний Банка России.

В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований.

С учетом этого административный орган пришел к правильному выводу о наличии вины КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановление № 21-6254/3110-2 от 7 октября 2021 г. вынесено уполномоченным лицом в пределах давностного срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

Наказание – административный штраф 50 000 рублей – назначено Кооперативу с учетом требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из положений статей 26.1, 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Рассматривая дело, административный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, указав в постановлении №21-6254/3110-2 от 7 октября 2021 г. на то, что Кооперативом допущено пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством.

Суд  соглашается с такой оценкой действий (бездействия) заявителя, учитывая при этом следующее.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Критерии малозначительности правонарушения действующим законодательством не определены, поэтому возможность применения статьи 2.9 КоАП следует рассматривать в каждом конкретном случае исходя из материалов дела об административном правонарушении, собранных по делу доказательств, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, а также отсутствия существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 11-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Следует также иметь в виду, что содержащиеся в КоАП РФ санкции за административные правонарушения имеют, помимо карательной, превентивную цель: они применяются для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом применяемая за совершенное правонарушение мера административной ответственности должна быть соразмерна его характеру, поскольку ограничение прав и свобод граждан допускается только в той мере, в какой это необходимо для защиты закрепленных в Конституции Российской Федерации ценностей, прав и свобод.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Применение положений статьи 2.9 КоАП возможно исключительно в случае несоразмерности предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ наказания характеру и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, его последствий, с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

Так, в частности, неустранение в установленный срок нарушений, отмеченных в предписании контролирующего органа, которые само по себе не представляют существенной угрозы для личности, общества или государства, подлежит квалификации в качестве малозначительного, если будет установлено отсутствие пренебрежительного отношения субъекта к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей.

Материалами дела подтверждается, что в 2020 году в отношении КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» Банком России уже возбуждалось дело об административном правонарушении за неисполнение предписания, но производство по нему было прекращено в связи с признанием совершенного Кооперативом правонарушения малозначительным, административный орган ограничился устным замечанием в адрес заявителя.

Заявителем не представлено доказательств исключительности рассматриваемого случая, а также несоразмерности назначенного наказания характеру и степени общественной вредности совершенного им административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

в удовлетворении заявления кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-СМОЛЕНСК» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) № 21-6254/3110-2 от 7 октября 2021 г. о назначении Кооперативу административного наказания по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья :                                                                                Пудов А.В.