АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Смоленск Дело № А62- 8914/2009
10 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2009 года
Мотивированный текст решения изготовлен 10 декабря 2009 года
Арбитражный Суд Смоленской области в составе: судьи Алмаева Р.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Алмаевым Р.Н.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Сафоновского межрайонного прокурора
к Обществу с ограниченной ответственностью «Стимул»
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – прокурор отдела прокуратуры Смоленской области, (удостоверение)
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 – представитель (доверенность, паспорт),
установил:
Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области (далее по тексту – Прокурор или заявитель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении ООО «Стимул» (далее по тексту - Общество или ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Сафоновского района Смоленской области, Прокурором установлено, что Общество, зарегистрированное по адресу: 214530, <...>, имеет обособленное подразделение Общества – «Стимул-23», расположенное по адресу: <...>. Обособленное подразделение Общества – «Стимул-23» имеет помещение, где под видом лотерейного клуба, осуществляющего стимулирующую лотерею, фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов, деятельность которых на территории Смоленской области запрещена. При входе в помещение имеется вывеска «Развлекательный лотерейный клуб». В клубе функционирует зал с игровым оборудованием в количестве 25 игровых аппаратов, один из которых на момент проверки находился в нерабочем состоянии. Оборудование состоит из центрального блока управления, содержащего игровую программу, видеомонитора, клавиш. Купюроприемники в каждом игровом аппарате отсутствуют.
Обособленное подразделение Общества – «Стимул-23» состоит на учете в ИФНС России № 4 по Смоленской области с 29.06.2009 г. Целью деятельности Общество является: розничная торговля писчебумажными канцелярскими товарами; розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами; розничная торговля в неспециализированных магазинах; представление прочих персональных услуг; розничная торговля непродовольственными товарами.
24.11.2008 г. на основании уведомления Общества Департаментом экономического развития и торговли Смоленской области в Государственный реестр региональных лотерей Смоленской области внесена информация о проведении стимулирующей лотереи «Поймай Удачу», срок проведения лотереи с 08.12.2008 г. по 07.12.2009 г.
Процесс проведения стимулирующей лотереи «Поймай Удачу» заключается в следующем:
Посетитель приобретает у оператора клуба карманные календари с символикой г. Москвы, г. Киева и г. Смоленска стоимостью 500 рублей, 100 рублей и 50 рублей соответственно.
За каждый приобретенный календарь оператор лотерейного клуба выдает кассовый чек, получив который посетитель автоматически является участником стимулирующей лотереи «Поймай Удачу», розыгрыш которой производится на «Лотерейном» оборудовании.
Далее оператор клуба при помощи специального ключа, устройства, вмонтированного в боковую панель лотерейного оборудования, и клавиш вводит сумму в игровое поле «Баллы», размещенное на экране лотерейного оборудования, соответствующей стоимости приобретенного ранее календаря.
Посетителем осуществляется игра, которая заключается в выпадении по установленным игроком горизонтальным, вертикальным, диагональным линиям определенных игровой программой комбинаций изображений.
Каждый розыгрыш предполагает снятие определенного числа очков, введенных в игровое поле «Баллы» (в зависимости от внесенной игроком ставки розыгрыша) и при выпадении выигрышной комбинации производится зачисление выигрышных баллов в игровое поле Баллы». После чего, посетитель по желанию может продолжить игру либо снять баллы, из расчета 1 рубль=1 балл. Оператор выплачивает посетителю денежный выигрыш из кассы лотерейного клуба. После этого игровое поле «Баллы» обнуляется, по такому же принципу, как и происходит зачисление суммы в игровое поле «Баллы».
В ходе проведения проверки была проведена «проверочная закупка» в обособленном подразделении Общества – «Стимул-23», расположенном по адресу: <...>, кредитов (баллов), на сумму 100 рублей на лотерейном аппарате № 369361. При проведении «проверочной закупки» лотерейный билет (календарь) оператором ФИО3 не предлагался, кассовый чек не пробивался и не выдавался, а полученные деньги от закупщика – ФИО4, в сумме 100 рублей, сразу же были введены в игровой аппарат.
По данному факту прокурором 17.11.2009 в порядке статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором изложенные нарушения квалифицированы по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В целях привлечения Общества к административной ответственности прокурор в порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель прокурора требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Общество в отзыве на заявление предъявленные требования не признало, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как, по мнению Общества, заявитель не представил суду доказательства того, что осуществляемая деятельность Общества требует получения специального разрешения. Представитель Общества в судебном заседании доводы возражений Общества полностью поддержал.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя неподлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
Судом установлено, что деятельность по организации азартных игр осуществлялась заявителем на территории Смоленской области.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При этом согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Следовательно, с 01.01.2007 открытие новых игорных заведений вне игорных зон запрещено, и не подлежит лицензированию либо открытию на основании специального разрешения вне игорных зон.
С 01.07.2009 деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной (кроме деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), следовательно, нарушение прямого запрета на осуществление такой деятельности не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензии) (кроме выявления нарушений при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах), так как с 01.07.2009 положения подпунктов 76 и 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающих лицензирование определенных видов деятельности по организации и проведению азартных игр, утратили силу, а Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен прямой запрет.
Исходя из изложенного, проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть в силу закона выдано специальное разрешение (лицензия), не подлежит квалификации как осуществление такой деятельности без лицензии.
На основании изложенного, предъявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:
1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;
3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;
4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе производства по Прокуратурой изъяты у Общества оборудование для проведения лотереи с видеомонитором.
В связи с принятием судом решения об отказе в удовлетворении требований о привлечении Общества к административной ответственности изъятые в ходе производства по делу вещи и документы подлежат возврату Обществу.
Руководствуясь ст. ст. 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
1. В удовлетворении требований Сафоновского межрайонного прокурора о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Стимул» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
2. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Стимул» изъятые в ходе производства по делу вещи и документы (протокол изъятия вещей и документов от 22.10.2009):
- оборудование для проведения лотереи с видеомонитором с серийными номерами 369361, 369362, 369363, 369364, 369365, 369366, 369367, 369368, 369369, 369370, 369371, 369372, 369373, 412194, 412200, 412189, 412227,412206, 785117, 785118, 864132, 864129, 864131, 864133, 864134.
3. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
4. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать решение суда в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение десяти дней со дня его принятия, апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Смоленской области; вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), кассационная жалоба подается через арбитражный суд Смоленской области.
Судья Р.Н. Алмаев