АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
26.04.2017 Дело № А62-9012/2016
Резолютивная часть решения оглашена 19.04.2017
Полный текст решения изготовлен 26.04.2017
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковой Е.Ю.,
общества с ограниченной ответственностью «Стройинвестпроект» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
об оспаривании постановления от 22.11.2016 и решения от 16.12.2016 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель (паспорт, доверенность от 30.11.2016);
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройинвестпроект» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области (далее – Департамент, ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2016 № 37/Д о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 рублей, и отмене решения от 16.12.2016 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 37/Д от 22.11.2016.
В обоснование требований заявитель указал на отсутствие события вменяемого Обществу административного правонарушения ввиду отсутствия законодательно установленной обязанности застройщика представлять проектную декларацию в контролирующий орган не позднее чем за 14 дней со дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства.
Административный орган представил отзыв на заявление, в котором считал заявленные требования необоснованными.
Полагая дело готовым к судебному разбирательству, руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, при отсутствии возражений сторон, завершил подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В ходе судебного заседания представители сторон поддержали доводы, изложенные в обоснование заявления и отзыва.
Исследовав доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «Стройинвестпроект» осуществляет строительство многовартирного дома, блок-секция 5а, расположенного по адресу: <...> - Зои Космодемьянской,
на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020519:314.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области 03.08.2016 проведена государственная регистрация договора № 296 участия в долевом строительстве от 18.07.2016, заключенного ООО «Стройинвестпроект» с первым участником долевого строительства (уведомление Управления Росреестра по Смоленской области о проведении государственной регистрации от 03.08.2016 № 67/001/100/2016-4561).
Проектная декларация в контролирующий орган – Департамент не позднее 21.07.2016, не представлена, что является нарушением части 2 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон № 214-ФЗ).
По данному факту консультантом областного отдела госстройнадзора ФИО3 09.11.2016 в отношении ООО «Стройинвестпроект», в присутствии представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении № 36/д.
Определением 09.11.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09.11.2016; копия определения вручена представителю ООО «Стройинвестпроект» 09.11.2016.
Постановлением и.о. заместителя начальника Департамента госстройтехнадзора Смоленской области от 11.11.2016 № 37/Д Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
09.12.2016ООО «Стройинвестпроект» подана жалоба вышестоящему должностному лицу – начальнику Департамента госстройтехнадзора Смоленской области на указанное постановление по делу об административном правонарушении.
15.12.2016 заявителем получено уведомление о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, назначенного на 16.12.2016
16.12.2016 начальником Департамента принято решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 37/Д от 22.11.2016, на основании которого названное постановление оставлено без изменения, а жалоба ООО «Стройинвестпроект» - без удовлетворения.
Полагая постановление Департамента от 22.11.2016 № 37/д и решение от 16.12.2016 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 23.64 КоАП РФ органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.28 и частью 4 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заместители руководителей.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодек в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
На основании статьи 23 Закона № 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный строительный надзор на территории области, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1.1 Положения о Департаменте государственного строительного и технического надзора Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 N 426).
Таким образом, оспариваемые постановление по делу об административном правонарушении и решение вынесены названными должностными лицами Департамента в пределах предоставленных им полномочий и компетенции Департамента.
Согласно части 4 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 1 Закона № 214-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1).
Привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов (часть 2).
Запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 настоящей статьи. Сделка по привлечению денежных средств граждан для строительства, совершенная в нарушение требований, установленных частью 2 настоящей статьи, может быть признана судом недействительной только по иску гражданина, заключившего такую сделку (часть 2.1).
Согласно части 2 статьи 19 Закона № 214-ФЗ проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган.
Как следует из материалов дела, ООО «Стройинвестпроект» осуществляет строительство блок-секция 5а, расположенного по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020519:314.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области 03.08..2016 проведена государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного ООО «Стройинвестпроект» с первым участником долевого строительства (уведомление о проведении государственной регистрации от 03.08.2016 № 67/001/100/2016-4561).
В силу приведенных выше норм части 2 статьи 19 Закона № 214-ФЗ Общество должно было представить в адрес Департамента проектную декларацию по создаваемому многоквартирному дому не позднее 21 июля 2016. Вместе с тем, согласно материалам дела указанная проектная декларация представлена ООО «Стройинвестроект» в контролирующий орган 31.10.2016 (л.д.28).
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 03.03.2016 № 307-АД15-17982 по делу № А13-12171/2014.
При изложенных обстоятельствах суд находит, что Департаментом доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в данном случае заключается в том, что оно не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о долевом участии в строительстве жилья.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований Закона № 214-ФЗ не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод Департамента о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, в действиях ООО «Стройинвестпроект», является верным.
Оценив все обстоятельства в совокупности, суд полагает, что основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку никаких исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения суду не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие отягчающих или смягчающих административную ответственность обстоятельств, в материалах дела не представлено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок и процедура привлечения заявителя к административной ответственности полностью соблюдены (протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя Общества, ООО «Стройинвестпроект» было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрении дела административным органом).
При таких данных, оснований для отмены у арбитражного суда не имеется.
На основании изложенного привлечение ООО «Стройинвестпроект» к административной ответственности является законным и обоснованным. Оснований для отмены оспариваемых постановления от 22.11.2016 № 37/Д и решения от 16.12.2016, и удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвестпроект» (ОГРН <***>; ИНН <***>) в удовлетворении заявленных требований к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2016 № 37/Д о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 рублей, и отмене решения от 16.12.2016 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 37/Д от 22.11.2016.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) и в кассационном порядке в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и имеются основания, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья И.Л.Каринская