АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
08.06.2021 Дело № А62-9194/2020
Резолютивная часть решения оглашена 14.04.2021
Полный текст решения изготовлен 08.06.2021
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воробьевой А.А.,
Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным представления от 21.09.2020 № 63-1.10-12/1.20-3428 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 12.10.2020, ФИО2 – представитель по доверенности от 16.03.2021 № 18;
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности от 11.01.2021, ФИО4 – представитель по доверенности от 20.01.2021;
от третьего лица: ФИО5 – представитель по доверенности от 10.02.2021,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее - ответчик, УФК по Смоленской области, Управление) о признании недействительным пункта 1 представления от 21.09.2020 № 63-1.10-12/1.20-3428 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно заявлению от 14.04.2021).
Определением арбитражного суда от 07.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Смоленской области от 10.07.2020 № 187, в период с 15.07.2020 по 11.08.2020, Управлением в отношении Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области» проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (идентификатор контрольного мероприятия: 2020-ВВ.000.0004-6300.004.
По результатам проведения проверки был составлен Акт выездной проверки от 11.08.2020 № 1.20-22/3, которым установлены нарушения в использовании средств субсидии, в части средств федерального бюджета, в том числе:
- в нарушение статей 162, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренных Приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, Администрацией за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на софинансирование реализации мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий, неправомерно оплачены работы по ремонту 6 тротуаров, которые не относятся к общественным территориям общего пользования и являются элементами обустройства автомобильных дорог на общую сумму 9 861 096,41 рублей, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 9 564 277,41 рублей;
- в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Администрацией по акту о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2, приняты работы на сумму 1 194 755,45 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1 158 793,31 рублей, не соответствующие условиям муниципального контракта от 14.06.2019 № 01633000250190000970001 (№ 213/02-39-г) по ремонту сквера у памятного знака ФИО6 по ул. Репина в г. Вязьма Смоленской области.
По результатам внеплановой проверки УФК по Смоленской области в адрес Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области выдано представление от 21.09.2020 № 63-1.10-12/1.20-3428.
Представление в пункте 1 содержит требование устранить нарушения путем принятия мер, предусмотренных действующим законодательством:
- по возмещению средств за неправомерно оплаченные работы по ремонту 6 тротуаров в сумме 9 564 277,41 рублей, полученных подрядными организациями ООО «КапиталСтрой», ООО «НашДом», ООО «Инвестстрой», ООО «АленСтрой», ООО «Регион 67», и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения;
- по возмещению средств, оплаченных за выполненные работы, не соответствующие условиям контракта от 14.06.2019 № 213/02-39-г, в сумме 1 158 793,31 рубля, либо выполнению невыполненных объемов работ подрядной организацией ООО «Форвард», и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения;
и проинформировать Управление о результатах исполнения представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 05.03.2021 (или не позднее 3 дней с даты исполнения представления).
Считая названный пункт 1 представления незаконным, указывая на отсутствие обозначенных в нем нарушений, Администрация обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
УФК по Смоленской области в отзыве просило отказать в удовлетворении заявленных требований, считая их необоснованными.
Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в отзыве полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все представленные по делу доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, согласно подпункту "а" пункта 68 которых определено, что при осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно статье 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.
С учетом изложенного УФК по Смоленской области, осуществив контрольные мероприятия в отношении Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по вопросу предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий.
В силу статьи 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В приложении N 15 к названной государственной программе установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила N 1710).
Согласно пункту 2 Правил N 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:
а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации).
Постановлением Администрации Смоленской области от 31.08.2017 N 599 утверждена областная государственная программа "Формирование современной городской среды на территории Смоленской области" на 2018 - 2022 годы" (далее – Областная программа).
Согласно паспорту Областной программы, ее администратором является Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, исполнителями основных мероприятий определены Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию).
В разделе 3 Областной программы приведена обобщенная характеристика ее основного мероприятия, предусматривающая в качестве проектов обустройства общественных территорий следующие виды проектов благоустройства (обустройства) территорий и объектов:
- благоустройство и освещение скверов и бульваров;
- благоустройство кладбищ, пустырей, мест для купания (пляжей), муниципальных рынков, территорий вокруг памятников;
- ремонт памятников;
- реконструкция многофункциональных общественных спортивных объектов (стадионов или детских спортивно-игровых площадок), пешеходных зон (тротуаров) с обустройством зон отдыха (установкой скамеек) на конкретных улицах;
- благоустройство (обустройство) междворовых пространств;
(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 16.11.2020 N 684)
- обустройство родников;
- обустройство фонтанов;
- благоустройство (обустройство) иных территорий и объектов.
Постановлением Администрации от 01.11.2017 № 2255 утверждена
муниципальная программа «Формирование современной городской среды на
территории муниципального образования Вяземское городское поселение
Вяземского района Смоленской области» на 2018-2020 годы (далее -
муниципальная программа «Формирование современной городской среды на
территории Вяземского городского поселения»).
Муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории Вяземского городского поселения» включена в Областную программу, утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 31.08.2017 № 599.
Между Администрацией и Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Департамент) заключено Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из субъекта Российской Федерации в рамках реализации областной государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области на 2018-2022 год на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды от 29.03.2019 № 66605101-1-2019-001 (далее - Соглашение о предоставлении субсидии).
Согласно пункту 1.1 Соглашения о предоставлении субсидии его предметом является предоставление из бюджета Смоленской области в 2019 году бюджету Вяземского городского поселения субсидии на поддержку мероприятий, направленных на создание условий для повышения уровня комфортности проживания граждан в рамках реализации областной государственной программы «Формирования современной городской среды на территории Смоленской области» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 812 «Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», раздел 05 «Жилищное хозяйство», подраздел 03 «Благоустройство», целевая статья 32 Я F2 55550 «Поддержка государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды», вид расходов 523 «Консолидированные субсидии» в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» областной государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области».
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Соглашения о предоставлении субсидии общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Вяземского городского поселения на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2019 году 33 691 316 руб. 0 коп. Общий размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Смоленской области бюджету Вяземского городского поселения в соответствии с настоящим Соглашением, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 99,99 %, составляет в 2019 году не более 33 687 947 рублей 0 копеек.
Пунктом 6.1.2. Соглашения о предоставлении субсидии предусмотрены обязанности Администрации муниципального образования «Вящемский район» Смоленской области:
- обеспечить достижение показателей результативности использования Субсидии;
- обеспечить реализацию Муниципальной программы формирования современной городской среды;
- обеспечить благоустройство дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн, иные виды работ, определенные уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), софинансируемых за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета (далее - минимальный перечень работ по благоустройству), а также общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве;
- обеспечить заключение соглашений (контрактов) по результатам закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях реализации муниципальных программ не позднее 1 июля года предоставления субсидии (для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству общественных территорий), не позднее 1 мая года предоставления субсидии (для заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий), за исключением случаев обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) комиссии по осуществлению закупок и (или) оператора электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при которых срок заключения таких соглашений продлевается на срок указанного обжалования;
- обеспечить установление минимального 3-летнего гарантийного срока на результаты выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из областного бюджета;
- обеспечить осуществление контроля за ходом выполнения муниципальной программы, в том числе за ходом реализации конкретных мероприятий в рамках указанных программ, а также предварительное рассмотрение и согласование отчетов муниципальных образований о реализации муниципальных программ и др.
В ходе внеплановой проверки УФК по Смоленской области было установлено, что Администрацией заключены муниципальные контракты по ремонту 6 тротуаров, приняты и оплачены работы в рамках этих контрактов на общую сумму 9 861 096 руб. 41 коп., из них за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 9 564 277 руб. 41 коп., в том числе:
№ п/п
Дата контракта
№ контракта
Сумма (рублей)
Наименование работ
Подрядчик
1.
13.05.2019
145/02-39-г
1 450 263,70
Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Ямская в г. Вязьма Смоленской области
ООО
«КапиталСтрой»
2.
13.05.2019
146/02-39-г
2 261020,97
Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Ленина от ул. Воинов Интернационалистов до поворота на ул. Сычевское шоссе в г. Вязьма Смоленской области
ООО
«КапиталСтрой»
3.
06.05.2019
154/02-39-г
1 280 738,96
Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Лейтенанта Шмидта в г. Вязьма Смоленской области
ООО «Наш Дом»
4.
16.05.2019
155/02-39-г
671 950,41
Выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Космонавтов в г. Вязьма Смоленской области
ООО
«Инвестстрой»
5.
23.07.2019
271/02-39-г
2 714 418,40
Выполнение работ по текущему ремонту тротуара от <...> до <...> в г. Вязьма Смоленской области
ООО
«АленСтрой»
6.
11.09.2019
344/02-39-г
569 435,00
Выполнение работ по текущему ремонту тротуара ул. Лейтенанта Шмидта - ул. Кронштадтская в г. Вязьма Смоленской области
ООО «Регион 67»
7.
16.09.2019
352/02-39-г
776 817,42
Выполнение работ по текущему ремонту тротуара по ул. Плотникова в г. Вязьма Смоленской области
ООО «Регион 67»
8.
25.11.2019
475/02-39-г
64 377,17
Выполнение работ по ремонту части тротуара по ул. Ленина от ул. Воинов Интернационалистов до поворота на ул. Сычевское шоссе в г. Вязьма Смоленской области
ООО «КапиталСтрой»
9.
25.11.2019
476/02-39-г
72 074,38
Выполнение работ по ремонту части тротуара по ул. Ямская в г. Вязьма Смоленской области
ООО
«КапиталСтрой»
Итого:
9 861096,41
Возражая по доводам заявления, УФК по Смоленской области сослалось на то, что Администрацией за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на софинансирование реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий, неправомерно оплачены работы по ремонту 6-ти тротуаров (по ул. Ямская, ул. Ленина, ул. Лейтенанта Шмидта - ул. Кронштадтская, ул. Космонавтов, ул. Панино - ул. Московская; ул. Плотникова в г. Вязьма Смоленской области), которые являются элементами обустройства автомобильных дорог, и не относятся к общественным территориям.
При этом указало, что автомобильные дороги, ремонт которых неправомерно оплачен Администрацией за счет средств субсидии из федерального бюджета, по данным, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, находятся в ведении Администрации.
Вместе с тем, вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управлением не представлено в материалы дела доказательств того, что спорные тротуары являются частями автомобильных дорог общего пользования.
Спорные тротуары не поставлены на кадастровый учет в качестве частей автомобильных дорог. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспорено участвующими в деле лицами.
Благоустройство спорных тротуаров включено в основное мероприятие областной государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Смоленской области», утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 31.08.2017 № 599, и предусмотрено адресным перечнем общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в период реализации указанной программы (пункт 4 приложения № 2.2 к Областной программе).
Министерством финансов Российской Федерации в письме от 13.02.2019 № 02-05-11/8936 даны следующие разъяснения о порядке применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по расходам на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, в целях софинансирования которых бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Приложением 10 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" к Федеральному закону от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ формирования современной городской среды (далее - субсидия) по подразделу 0503 "Благоустройство", целевой статье расходов "05 2 F2 55550".
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Приложением N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710), установлено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, а также с предоставлением субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее - Муниципальная программа).
Данными правилами определено, что под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
В соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (далее - Порядок), расходы дорожного фонда аккумулируются по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)", который включает в себя расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда.
Согласно требованиям Порядка расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляются из иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации в рамках одного раздела и подраздела классификации расходов бюджетов субсидии на софинансирование комплекса мероприятий различной отраслевой направленности, подлежат отражению по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, исходя из отраслевой принадлежности данных расходов.
Расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда) подлежат отражению по подразделу 0503 "Благоустройство".
Таким образом, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на исполнение в рамках государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, Муниципальных программ, в том числе осуществляемые за счет средств субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из федерального бюджета:
- на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов подлежат отражению по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)";
- на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований подлежат отражению по подразделу 0503 "Благоустройство".
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации в целях предоставления единой субсидии местным бюджетам на реализацию Муниципальных программ в соответствии с положениями Порядка могут отражаться в рамках подраздела 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что Управлением не доказано нарушение Администрацией статей 162, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, предусмотренных Приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710,выразившееся в оплате заявителем за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на софинансирование реализации мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий, работ по ремонту 6 тротуаров на общую сумму 9 861 096,41 рублей, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета в сумме 9 564 277,41 рублей. В указанной части представление Управления является незаконным и подлежит отмене.
Относительно требований о незаконности требования оспариваемого представления о принятии Администрацией мер по возмещению средств, оплаченных за выполненные работы, не соответствующие условиям контракта от 14.06.2019 № 213/02-39-г, в сумме 1 158 793,31 рубля, либо выполнению невыполненных объемов работ подрядной организацией ООО «Форвард», суд полагает руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
По государственному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения указываются в договоре подряда. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (пункт 3 статьи 709 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Пунктом 1 части 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) определено, что проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно акту выездной проверки от 11.08.2020 № 1.20-22/3 УФК по Смоленской области установлено, что муниципальный контракт от 14.06.2019 № 01633000250190000970001 по ремонту сквера у памятного знака ФИО6 по ул. Репина в г. Вязьма Смоленской области (далее - Контракт от 14.06.2019 № 213/02-39-г) на сумму 6 206 097,87 рублей (из них 6 205 477,32 рублей - федеральный и области . бюджет, 620,55 рублей - местный бюджет) заключен Администрацией с ООО «Форвард».
Дополнительным соглашением от 17.07.2019 № 1 вносились изменения в локальный сметный расчет, а именно позицию ТЕР 27-07-003-01 «Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов цементным раствором» на ТЕР 27-07-003-02 «Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов: песком» без увеличения объемов и цены контракта.
Дополнительным соглашением от 03.10.2019 № 408/02-39-г вносились изменения в цену контракта. Новая цена контракта составляет 6 826 707,65 рублей (из них 6 826 025,01 рублей - федеральный и областной бюджет, 682,64 рублей -местный бюджет).
Дополнительным соглашением от 18.11.2019 № 467/02-39-г вносились изменения в цену контракта. Новая цена контракта составляет 6 826 707,65 рублей (из них 6 826 025,00 рублей - федеральный и областной бюджет, 682,65 рублей -местный бюджет).
Работы приняты по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 31.07.2019 № 1 на сумму 326 913,97 рублей, справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 31.07.2019 № 1 на сумму 326 913,97 рублей. Оплата произведена платежным поручением от 12.09.2019 № 197458 на сумму 326 913,97 рублей на основании счета на оплату от 31.07.2019 № 7.
Работы приняты по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 08.10.2019 № 3 на сумму 620 609,78 рублей, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 08.10.2019 № 3 на сумму 620 609,78 рублей. Оплата произведена платежным поручением от 15.11.2019 № 516463 на сумму 620609,78 рублей на основании счета на оплату от 15.10.2019 № 19.
Работы приняты по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 08.10.2019 № 2 на сумму 5 879 183,90 рублей, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 08.10.2019 № 2 на сумму 5 879 183,90 рублей. Оплата произведена платежным поручением от 15.11.2019 № 516464 на сумму 5 879 183,90 рублей на основании счета на оплату от 15.10.2019 № 20.
В период проверки 04.08.2020 на основании распоряжения Администрации от 04.08.2020 № 325-р «О создании и утверждении состава временной комиссии по проведению контрольного обмера фактически выполненных работ на объекте: «Сквер у памятного знака СЕ. Савицкой по ул. Репина, г. Вязьма Смоленской области»» проведены выборочные контрольные обмеры выполненных работ по ремонту сквера у памятного знака СЕ. Савицкой по ул. Репина в г. Вязьма Смоленской области на основании Контракта от 14.06.2019 № 213/02-39-г на сумму 6 826 707,65 рублей. Контрольные обмеры произведены в составе комиссии первого заместителя Главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области - ФИО7, главного специалиста отдела строительства и целевых программ Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области - ФИО2, в присутствии старшего контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Смоленской области - ФИО8, контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Смоленской области -ФИО9. В ходе проведения контрольного обмера нарушений не установлено.
При проверке соответствия выполненных работ условиям названного Контракта Управление пришло к выводу о том, что Администрацией по акту о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2 по позициям 12, 13, 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 44, 46 приняты и оплачены работы, не соответствующие условиям Контракта от 14.06.2019 №213/02-39-г на общую сумму 1 194 755,45 рублей (из них 1 158 793,31 рублей средств федерального бюджета).
Перечень указанных работ приведен в локальном сметном расчете № 1, составленном контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Смоленской области ФИО9 В данном сметном расчете приведены виды и объемы работ, не соответствующих, по мнению Управления, условиям Контракта от 14.06.2019 № 213/02-39-г, со ссылкой на соответствующую позицию акта о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2 (далее – локальный сметный расчет № 1; том 3 л.д.105-109)
Согласно части 1 статьи 450, части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Статьей 767 ГК РФ установлено, что изменения условий государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Обосновывая заявленные требования, Администрация указала на то, что ответчиком неправомерно включен в локальный сметный расчет № 1 ряд работ, предусмотренных утвержденным локальным сметным расчетом от 14.06.2019 к Контракту № 213/02-39-г.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, на УФК Смоленской области лежит бремя доказывания факта и размера вмененного Администрации нарушения, в связи выявлением которого внесено представление в оспариваемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что отраженные в акте о приемке выполненных работ от 08.10.2019 № 2 и локальном сметном расчете № 1 виды и объемы работ по позициям 21, 22, 44, 46 предусмотрены локальным сметным расчетом от 14.06.2019 в соответствующих позициях 32, 33, 58, 60.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, в том числе Контрактом от 14.06.2019 № 213/02-39-г (том 3 л.д.33-75), актом унифицированной формы № КС-2 от 08.10.2019 № 2 (том 3 л.д.88-94), локальным сметным расчетом № 1 (том 3 л.д.105-109), и ответчиком не опровергнуто.
В связи с этим, вывод Управления о нарушении Администрацией подпункта 1 пункта 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ в данной части не обоснован.
Основания для выдачи в адрес заявителя представления о принятии мер по возмещению средств, оплаченных за выполненные работы, не соответствующие условиям контракта от 14.06.2019 № 213/02-39-г, в указанной в представлении сумме - 1 158 793,31 рубля, отсутствовали.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, имеются основания для удовлетворения требований Администрации о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 21.09.2020 № 63-1.10-12/1.20-3428.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 21.09.2020 № 63-1.10-12/1.20-3428.
Обязать Управление Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья И.Л. Каринская