ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-9344/09 от 26.02.2010 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Смоленск Дело № А62- 9344/2009

05 марта 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2010 года

Арбитражный суд в составе судьи Алмаева Р.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Алмаевым Р.Н.,

рассмотрев в судебном заседании

дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Запэнергопром»

к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области

об обязании заключить договор купли – продажи земельного участка кадастровый номер 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв.м. по адресу: <...> по цене выкупа 128 855, 72 руб.; о взыскании судебных расходов,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность, удостоверение),

от ответчика: ФИО2 – представитель (доверенность, удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Запэнергопром» (далее - Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд с исковыми требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент или ответчик) об обязании заключить договор купли – продажи земельного участка кадастровый номер 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв.м. по адресу: <...> по цене выкупа 128 855, 72 руб.; о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником производственной базы, состоящей из производственного корпуса (механического цеха), цеха по ремонту электродвигателей, здания складов с теплопунктом, задания гаражей, склада со столярной мастерской, что подтверждается решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2003 г. дело № А62-3286/2003.

На основании заявления Общества 08 июля 2009 года Департаментом был издан приказ № 1148 «Об образовании земельных участков, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении земельного участка в собственность».

Согласно указанному приказу образованы земельные участки с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метра, с кадастровым номером 67:27:0020811:31 площадью 728 кв. метров, расположенные в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020811:15 площадью 6000 кв. метров, расположенного в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8, предоставленного обществу (ранее – арендное предприятие «Запэнерголегпром») на основании постановления мэра города Смоленска от 14.04.1992 г. № 221 «О передаче предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории города, земельных участков в бессрочное пользование». Также Обществу прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 6000 кв. метров, с кадастровым номером 67:27:0020811:15, расположенным в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8, предоставленным ему на основании постановления мэра города Смоленска от 14.04.1992 г. № 221 «О передаче предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории города, земельных участков в бессрочное пользование». Кроме того, обществу предоставлено из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, в собственность за плату земельные участки, расположенные в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8:

- с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метра, под производственным корпусом (механический цех), под цехом по ремонту электродвигателей, под зданием складов с теплопунктом, под зданием гаражей, под складом со столярной мастерской, принадлежащими ему на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2003 г., постановления Двадцатого Арбитражного апелляционного суда города Тулы от 18.04.2008 г.;

- с кадастровым номером 67:27:0020811:31 площадью 728 кв. метров, под административно-производственным корпусом, принадлежащими ему на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2003 г.

В дальнейшем в указанный приказ Департаментом были внесены изменения (приказ № 1340 от 31 июля 2009 года). Согласно которому заголовок приказа изложен в следующей редакции «Об образовании земельных участков, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении земельного участка в собственность». Кроме того, отменен абзац 3 пункта 3 приказа Департамента от 08.07.2009 г. № 1148 «Об образовании земельных участков, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и предоставлении земельного участка в собственность» в части предоставления обществу из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, в собственность за плату земельного участка, расположенного в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8 с кадастровым номером 67:27:0020811:31 площадью 728 кв. метров, под административно-производственным корпусом, принадлежащими ему на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2003 г.

13 июля 2009 г. Департаментом изготовлен проект договора купли-продажи № 1563. Кадастровая стоимость установлена в сумме 85 903 813,2 руб. Цена земельного участка к.н. 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв.м. по адресу <...> указана в п. 2.2. договора и составляет 463 880,59 руб.

Актом установления выкупной стоимости заявленного земельного участка от 13.07.2009 г. применена трехкратная налоговая ставка 0,18%.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв. метра, расположенного в городе Смоленске, по Тульскому переулку, 8, кадастровая стоимость составляет 85903813,20 руб. (л.д. 10).

Общество не заключило указанный договор купли-продажи № 1563 в связи с тяжелой финансовой обстановкой на предприятии и отсутствием денежных средств необходимых для заключения указанного договора.

В связи с тем, что Общество не заключило договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв.м. и в связи с принятием Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области», 15 октября 2009 года Заявитель обратился с заявлением в Департамент, в котором просил ответчика подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в соответствии со вступившим в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области».

Письмом № 23587/09 от 01.11.2009 г., Департамент сообщил следующее: что в соответствии с п. 1 статьи 4 и п.1. статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовые основания для перерасчета выкупной стоимости по указанному выше договору купли-продажи земельного участка по цене, составляющей 0,15% от кадастровой стоимости земельного участка в связи с вступлением 11.10.2009 г. в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области» у Департамента отсутствуют.

В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Ответчика предъявленные требования не признал, по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. Указав, что пересчитать выкупную цену, Департамент не имеет возможности, поскольку правоотношения между сторонами возникли на основании Приказа Департамента № 1148 от 08 июля 2009 года (в редакции приказа № 1340 от 31 июля 2009 года) еще до вступления в силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области».

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные по делу доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобрести права на эти земельные участки.

Согласно с п.п. 2 п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации ли государственная собственность, на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 г. № 212-ФЗ) до 1 января 2010 года гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

11.10.2009 г. вступил в законную силу Закон Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области», в силу ст. 1 которого лица, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, составляющей 0,15 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Общество обратилось 29.06.2009г. в Департамент с заявлением о предоставлении ему за плату земельного участка площадью 5272 кв.м., расположенного в г. Смоленске по Тульскому переулку, 8, т.е. до введения в действие Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области».

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10,11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подпунктами 5 и 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти ли орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка. Такой же срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду установлен и для осуществления соответствующими органами подготовки проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, нормами земельного законодательства не предусмотрено, что до направления заявителю проекта договора купли-продажи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять письменное решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Вместе с тем, принятие такого решения, в том числе и в форме ненормативного акта, не противоречит положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

При обращении Общества 29.06.2009г. с заявлением о предоставлении за плату спорного земельного участка выкупная цена земельного участка Департаментом была рассчитана Обществу как 0,18% кадастровой стоимости земельного участка и составляла 463880,59 руб. В дальнейшем Департамент письмом № 23587/09 от 01.11.2009 г. сообщило Обществу о том, что будет произведен перерасчет выкупной стоимости указанного земельного участка в соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения, прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", которая будет составлять 2 147 595,33 рублей.

  В соответствии с пп. 2 п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Издание Департаментом приказа № 1148 от 08 июля 2009 года (в редакции приказа № 1340 от 31 июля 2009 года) корреспондировало возникновение у заявителя права на заключение договора купли-продажи спорно земельного участка.

В силу положений ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенным условием договора купли-продажи недвижимости в силу ч. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации является его цена.

Соглашение о цене выкупаемого земельного участка между Департаментом и Обществом достигнуто не было, в связи, с чем договор купли-продажи земельного участка считается не заключенным.

Заявлением от 14.10.2009 г. Общество просило определить выкупную цену земельного участка в ином, нежели предусмотрено договором купли-продажи от 13 июля 2009 г. № 1563, размере, в соответствии с положениями Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области», однако получило отказ со ссылкой на п. 1 статьи 4 и п.1. статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вступившим 11.10.2009 г. в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области» установлено, что лица, указанные в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, составляющей 0,15% кадастровой стоимости земельного участка.

Отнесение заявителя к вышеуказанной категории лиц (п. 1 ст. 2 федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ) Департаментом не оспаривается.

Поскольку на момент вступления 11.10.2009 г. в законную силу Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области» договор купли-продажи спорного земельного участка заключен не был, право на выкуп земельного участка, предоставленное ему, в том числе приказом Департамента № 1148 от 08 июля 2009 года (в редакции приказа № 1340 от 31 июля 2009 года), Обществом не реализовано, суд приходит к выводу, что на момент обращения к ответчику (15.10.2009 г.) заявитель имел право на выкуп земельного участка по цене, составляющей 0,15% его кадастровой стоимости на основании ч. 1 ст. 1 Закона Смоленской области от 29.09.2009 г. № 81-з «Об установлении цены земельного участка на территории Смоленской области», что согласуется с правилами ст. 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иное повлекло бы нарушение закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства – к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении.

Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрете в приватизации (выкупе) испрашиваемого земельного участка ответчиком суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельствасуд приходит к выводу об обоснованности предъявленных заявителем требований.

При определении размера взыскиваемых с Департамента судебных расходов суд исходит из следующего, согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

По смыслу названной нормы процессуального права разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд определяет такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Из пункта 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В подтверждение понесенных расходов Обществом представлен договор об оказании юридических услуг от 02.12.2009 года, расходный кассовый ордер от 11.02.2010 года на сумму 15 000 руб.

Представитель Департамента считает, что требования Общества о взыскании судебных расходов в размере 15 000 руб. не подлежат удовлетворению.

Ознакомившись с представленными документами, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что заявление Общества о взыскании с Департамента судебных расходов в размере 17000 руб. в виде расходов на оплату государственной пошлины и услуг представителя подлежат удовлетворению в сумме 7000 руб.

При этом суд исходит из реальности оказанной юридической помощи, с учетом объема письменных документов, составленных и подготовленных представителем, характера заявленных требований, сложности дела, требований разумности.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заключить с Закрытым акционерным обществом «Запэнергопром» договор купли – продажи земельного участка кадастровый номер 67:27:0020811:30 площадью 5272 кв.м. по адресу: <...>. по цене, составляющей 0,15 процента кадастровой стоимости земельного участка что составляет 128 855, 72 руб.

2. Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Закрытого акционерного общества «Запэнергопром» судебные расходы в размере 7000 рублей, в том числе 2000 рублей в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины, 5000 рублей в виде оплаты услуг представителю. В остальной части в удовлетворении заявления о возмещении судебных издержек отказать.

3. Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

4. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение одного месяца после его принятия в апелляционную инстанцию, и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья Р.Н. Алмаев