ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-9512/15 от 27.05.2016 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

30.05.2016                                                                     Дело № А62-9512/2015

                          Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2016

                                   Полный текст решения изготовлен 30.05.2016

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области

о признании недействительным отказа № 67/005/064/2015-1521 от 25.09.2015

при участии:

от заявителя: ФИО1;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности;

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель) обратился в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление Росреестра, ответчик) с заявлением, в котором просил:

- признать недействительным решение от 25.09.2015 № 67/005/064/2015-1521 об отказе в государственной регистрации права собственности;

- обязать ответчика произвести государственную регистрацию права собственности индивидуального предпринимателя ФИО1 на объект недвижимости - часть здания автостанции, площадью 41,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Заявитель считает, что отказ в государственной регистрации перехода к нему права собственности на указанный объект нарушает его права и законные интересы и не соответствуют положениям действующего законодательства.

Ответчик не согласился с заявленными требованиями, считает свои действия правомерными.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, между ООО «Монастырщинское АТП» в лице конкурсного управляющего (продавец) и ИП ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи имущества от 01.07.2006, согласно которому продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить следующее недвижимое имущество: часть здания автостанции, площадью 41,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Пунктом 2.1. указанного договора определена стоимость имущества в размере 20 000 руб. включая НДС (л.д.49-51).

Имущество должно быть передано от продавца покупателю по передаточному акту после оплаты имущества (пункт 4.1 договора).

Покупатель оплатил цену по договору платежным поручением от 10.10.2006 (л.д.39).

Передача указанного объекта недвижимости покупателю  подтверждается актом приема-передачи от 10.01.2007, подписанным сторонами договора.

16.03.2007 в отношении ООО «Монастырщинское АТП» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о его ликвидации на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

12.08.2015 Предприниматель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – часть здания автостанции, площадью 41,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Были представлены документы: заявление, договор купли-продажи от 01.07.2006, акт приема-передачи от 10.01.2007, приложение к договору купли-продажи, платежное поручение от 10.10.2006 и чек об уплате государственной пошлины.

24.08.2015 государственная регистрация была приостановлена для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации (в связи с отсутствием регистрации ранее возникших прав на данный объект – отсутствуют зарегистрированные права на объект за ООО «Монастырщинское АТП», а также в связи с тем, что данный объект недвижимости не стоит на кадастровом учете).

Поскольку по истечении указанного срока причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не были устранены, 25.09.2015 Управление направило Предпринимателю сообщение об отказе в государственной регистрации по основаниям пункта 2 статьи 13, абзаца 11 пункта 1, подпункта 1.2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации):

- государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

- не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (сообщение от 25.09.2015 № 67/005/064/2015-1521).

В отзыве Управление дополнительно сослалось на непредоставление заявления передающей стороны о государственной регистрации права собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий, а именно: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131, пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

На основании пункта 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора.

Согласно пункту 2 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя по договору возникает с момента регистрации перехода права, если иное не установлено законом.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации).

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона о государственной регистрации. В частности, в силу абзаца 3 пункта 1 указанной статьи основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацам 9, 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае ликвидации продавца до государственной регистрации перехода права собственности покупатель по исполненному договору купли-продажи для защиты своих прав может обратиться с требованиями к регистрирующему органу, подлежащими рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.

В данном случае причинами отказа ответчика в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, послужили непредставление соответствующего заявления передающей стороны (ООО «Монастырщинское АТП») о государственной регистрации перехода права собственности к ИП ФИО1, отсутствие регистрации ранее возникших прав на данный объект – отсутствуют зарегистрированные права на объект за ООО «Монастырщинское АТП», а также в связи с тем, что данный объект недвижимости не стоит на кадастровом учете).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации права, возникшие до вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

Как видно из материалов дела, право собственности ООО «Монастырщинское АТП» на проданный по договору от 01.07.2006 объект недвижимости было с 1979 года зарегистрировано за ООО «Монастырщинское АТП» (ранее – Автохозяйство п.Монастырщина), о чем свидетельствует технический паспорт Бюро технической инвентаризации.

Данное право признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации.

Поскольку факт возникновения права у продавца имущества не связан с фактом государственной регистрации, то указанное право в соответствии со статьей 6 Закона о государственной регистрации является ранее возникшим.

Из текста договора следует, что продавец ООО «Монастырщинское АТП» в лице конкурсного управляющего передает ИП ФИО1 (покупатель) в собственность недвижимое имущество: часть здания автостанции, площадью 41,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, которое свободно от прав третьих лиц, не находится под арестом, в залоге и не является предметом спора.

Поскольку после завершения процедуры банкротства ООО «Монастырщинское АТП»  было ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, Общество не может обратиться к продавцу с требованием о совершении необходимых для государственной регистрации действий ранее возникшего права на основании пункта 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации.

Таким образом, у Предпринимателя отсутствовала возможность устранить обстоятельства, препятствующие, по мнению ответчика, государственной регистрации, поскольку он не располагает запрошенными регистратором документами и не имеет возможности их получить.

Из материалов дела следует, что сделка купли-продажи исполнена сторонами (покупатель уплатил цену по договору; объект имущества передан по акту приема-передачи от продавца покупателю); договор никем не оспорен, недействительным не признан; сведений о притязаниях каких-либо иных лиц в отношении спорного объекта не имеется; часть автостанции не относится к объектам федеральной, государственной собственности субъекта и муниципальной собственности.

Таким образом, указанные обстоятельства не препятствуют государственной регистрации права собственности покупателя.

 Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.

В пункте 1.2. статьи 20 Закона о государственной регистрации указано, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно статье 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре) до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В указанный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета. В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.

Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения, государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 № 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", в соответствии с которым на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 1 января 2013 года возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.

Обществом на государственную регистрацию не был представлен кадастровый паспорт объекта, Управление запросило соответствующую информацию у органа кадастрового учета и получило ответ, что данный объект недвижимости (часть здания автостанции, площадью 41,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>) не стоит на кадастровом учете.

В суд заявителем были представлены кадастровые паспорта  на объекты недвижимости:

- помещение 1 площадью 11,5 кв.м. с кадастровым номером 67:12:0010432:84, расположенное на 1 этаже по адресу:  <...>; указано «сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенного», дата внесения номера в ГКН 25.12.2014;

- помещение 2 площадью 28,4 кв.м. с кадастровым номером 67:12:0010432:85, расположенное на 1 этаже по адресу:  <...>; указано «сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенного», дата внесения номера в ГКН 25.12.2014, выданные Смоленским филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» 23.05.2016.

Заявитель пояснил, что часть здания автостанции, площадью 41,3 кв.м, заявленного на госрегистрацию в период 2010-2012 гг. было перестроено, и теперь спорная часть автостанции представляет собой два самостоятельных помещения с отдельные входами, используемых для различных целей. На кадастровый учет эти объекты были поставлены в 2014 году.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - часть здания автостанции, площадью 41,3 кв.м, расположенного по адресу: <...>, которое на момент обращения уже не существовало (были созданы два отдельных объекта, поставленные на кадастровый учет с присвоенными кадастровыми номерами), несмотря на то, что в кадастровых паспортах указано, что объекты недвижимости (пом. 1 и пом.2) имеют статус ранее учтенных, Управление обоснованно отказало Предпринимателю в государственной регистрации права на несуществующий объект недвижимости.

Кроме того, суд не усматривает в данном случае нарушения прав заявителя отказом в государственной регистрации права на ныне не существующий объект недвижимости.

С учетом изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г.Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  В.В.Красильникова