АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
10.02.2022 Дело № А62-9591/2021
Резолютивная часть решения принята 08.02.2022
Полный текст решения изготовлен 10.02.2022
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Яковлева Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о возложении обязанности принять в казну нежилые помещения,
при участии в судебном заседании:
от сторон: не явились, извещены надлежащим образом;
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (далее – истец, УМВД России по Смоленской области) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях) об обязании в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять в казну Российской Федерации от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) следующее федеральное недвижимое имущество, прекратив на него право оперативного управления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>):
- нежилое помещение с кадастровым номером 67:27:0020605:93, общей площадью 89,3 кв.м., по адресу: <...>;
- нежилое помещение с кадастровым номером 67:27:0020605:57, общей площадью 28,8 кв.м., по адресу: <...> (далее –спорные объекты) (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, принятых судом к рассмотрению).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на положения статей 235, 236, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на неиспользование имущества в целях осуществления своей деятельности, а также на длительное непринятие его в казну РФ.
Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
В связи с чем суд в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В отзыве ответчик указал, что имущество не принимается в казну в связи с поиском иного лица, за которым оно может быть закреплено.
Оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Распоряжением ТУ Росимущества в Смоленской области от 05.08.2013 № 184-р за УМВД России по Смоленской области на праве оперативного управления закреплено федеральное недвижимое имущество:
- нежилое помещение, общей площадью 89,3 кв.м., расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение, общей площадью 28,8 кв.м., расположенное по адресу: <...>.
Выписки из ЕГРН содержат сведения о государственной регистрации права оперативного управления УМВД РФ по Смоленской области на указанные объекты недвижимости.
В связи с тем, что нежилые помещения, расположенные в домах №№ 21, 19А по ул. Дзержинского г. Смоленска, не использовались в служебных целях, в ноябре 2019 года УМВД России по Смоленской области в адрес МВД России были направлены письма о согласовании прекращения права оперативного управления УМВД России по Смоленской области на указанные объекты недвижимости (исх. от 29.11.2019 №№ 12/1236, 12/1237).
МВД России были рассмотрены обращения УМВД России по Смоленской области, приняты решения о согласовании прекращения права оперативного управления на спорные нежилые помещения (исх. от 17.02.2020 №№ 22/4/1-3402, 22/4/1-3410).
28.02.2020 УМВД России по Смоленской области обратилось в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях (исх. от № № 12/87, 12/88) с просьбой выдать распоряжение о прекращении права оперативного управления на нежилые помещения, расположенные в домах №№ 21, 19А по ул. Дзержинского г. Смоленска, в связи с тем, что указанные объекты не используются УМВД России по Смоленской области в служебных целях.
В ответах от 20.05.2020 № 40/951 и от 02.06.2020 № 40/4356 МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях указало, что федеральным органам разослана информация о высвобождении поименованного в обращениях УМВД России по Смоленской области имущества.
08.04.2021 УМВД России по Смоленской области повторно обратилось в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях (исх. №№ 20/2043, 20/2045) с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении права оперативного управления на неиспользуемые нежилые помещения.
30.09.2021 МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях направило федеральным органам (учреждениям) письмо (исх. № 40/10955 МТУ) с перечнем неиспользуемого федерального недвижимого имущества с просьбой сообщить о заинтересованности в принятии таких объектов.
В связи с тем, что находящиеся у УМВД России по Смоленской области на праве оперативного управления нежилые помещения не были изъяты в казну РФ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 236 ГК РФ, подлежащей применению, юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Аналогичная правовая позиция содержится в судебной арбитражной практике, в частности, Определении Верховного Суда РФ от 21.01.2019 по делу № А70-14695/2017.
В силу пункта 5.3, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, а именно: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, и также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Судом установлено, что спорное имущество истцом не используется, о чем неоднократно сообщалось ответчику, отказ от права оперативного управления на объекты недвижимого имущества надлежащим образом согласован УМВД России по Смоленской области с МВД России (ответы от 17.02.2020 №№ 22/4/1-3402 и 22/4/1-3410).
Довод ответчика в обоснование непрекращения права оперативного управления относительно того, что при принятии имущества в казну РФ собственник обязан будет нести затраты по содержанию, охране и надлежащей эксплуатации имущества, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора и не исключает обоснованность требований, а также обязанность принять данное имущество в казну РФ, прекратив право оперативного управления, так как иное означает необоснованный перенос несения затрат на истца при отсутствии потребности в закрепленном имуществе (как указывает ответчик, до поиска нового лица, за которым оно может быть закреплено).
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Срок для исполнения решения с учетом положений статьи 174 АПК РФ устанавливается не позднее одного месяца со дня вступления в силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (ОГРН <***>; ИНН <***>) в срок не позднее одного месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять в казну Российской Федерации от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>) следующее федеральное недвижимое имущество, прекратив на него право оперативного управления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>):
- нежилое помещение с кадастровым номером 67:27:0020605:93, общей площадью 89,3 кв.м., по адресу: <...>;
- нежилое помещение с кадастровым номером 67:27:0020605:57, общей площадью 28,8 кв.м., по адресу: <...>.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья Д.Е. Яковлев