АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
25.02.2022 Дело № А62-9609/2021
Резолютивная часть решения вынесена 25.01.2022
Мотивированный текст решения изготовлен 25.02.2022
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Еремеевой В. И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению
Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
о взыскании денежных средств в размере 159 334 руб. в счет суммы вреда, причиненного тяжеловесным транспортным средством при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, согласно акту результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось) № 347 от 18.04.2021,
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее – истец, учреждение,ГКУ РБ ЦОДД) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) о взыскании денежных средств в размере 159 334 руб. в счет суммы вреда, причиненного тяжеловесным транспортным средством при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, согласно акту результатов измерения весовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось) № 347 от 18.04.2021.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, в соответствии с положениями части 1 статьи 229 АПК РФ вынесена резолютивная часть решения от 25.01.2022; в связи с поступлением 31.01.2022 от ответчика заявления изготовлен мотивированный текст решения.
Как следует из материалов дела, 18.04.2021 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля №1 на 67 кмс. Архангельское автодороги регионального значения «Уфа-Инзер-Белорецк» сотрудниками контрольно-надзорного органа по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДЦ произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств: грузовой тягач седельный MAN 18.410 TGA, регистрационный знак <***> полуприцеп с бортовой платформой ШМИТЦ S01, регистрационный знак АВ 4082 67, принадлежащих ответчику, под управлением водителя ФИО2
Факт принадлежности тяжеловесных транспортных средств ответчику подтверждается свидетельством о регистрации <...> и 67 ТР 950110.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании «Весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-40Д № 314.000.00.00 ПС» Научно-производственной фирмы «МЕТА», заводской номер № 103.
Весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-Д предназначены для статического взвешивания, взвешивания в движении автомобилей в целом с твердыми, сыпучими и жидкими грузами, для поосного взвешивания в движении автомобилей и автопоездов с твердыми, сыпучими и жидкими грузами с вязкостью не менее 58 мм²/с. Весы, в том числе предназначены для определения осевых нагрузок на дорожное полото, как неподвижных автотранспортных средств, так и н процессе движения
Данные весы признаны пригодными к применению и поверены до 13.09.2021, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование и паспорте на весовое оборудование, а также подтверждается свидетельством о поверке № 7/8780.
В ходе проверки выявлено превышение допустимой нагрузки на ось, а также отсутствие специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт № 347 от 18.04.2021 результатов измерениявесовых параметров транспортного средства (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось)).
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок тяжеловесными транспортными средствами, сумма вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 159 334 руб.
ГКУ РБ ЦОДЦ направило претензионное письмо исх. № 4773 от 28.06.2021 о необходимости уплаты суммы вреда, однако ущерб ответчиком не возмещен.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал на то, что исковые требования не признает, поскольку истцом не доказана противоправность поведения ответчика, а именно: истцом не представлены доказательства места и даты установки дорожного знака 3.12;доказательства поверки весов, с помощью которых истец установил факт нарушения требований знака 3.12; акт результатов измерения весовых параметров транспортного средства № 347 от 18.04.2021 содержит ложные утверждения о расстояниях между осями транспортного средства, что показывает недопустимость использования акта как доказательства параметров измерения в целом; ответчик обратился к экспертус вопросом установить: «Какое межосевое расстояние на автомобиле MAN TGA 18.410 с п/прицепом ШМИТЦ S01?».
Согласно пояснениям эксперта «Автопоезд в составе седельного тягача MAN TGA 18.410 гос. peг. знак <***> с п/прицепом SCHMITZ SOI гос. peг. знак <***>, имеет:
- межосевое расстояние между передней осью (1) и задней осью (2)автомобиля MAN TGA 18.410 расстояние: 360 см. (3,6 м.);
- расстояние между задней осью (2) тягача MAN TGA 18.410 и передней осью (3) п/прицепа SCHMITZ S01: 596 см. (5,96 м.);
- расстояние между передней осью (З) п/прицепа SCHMITZ S01 и средней осью (4) п/прицепа: 130см. (1,3 м.);
- расстояние между средней ось (4) п/прицепа SCHMITZ S01 и задней осью (5) п/прицепа: 130 см. (1,3 м.)».
Эксперт установил указанные технические данные путём натурального осмотра автопоезда, истец натуральные измерения не производил; разница в измерениях о расстоянии между второй и третьей осью автопоезда по данным эксперта и по данным акта составляет 132 мм (5 932 - 5 800 мм); существенная ошибка при измерениях однозначно должна повлиять на правильность выводов учитывая декларируемую в акте погрешность всего в 0,003 м.
Истец представил возражение на отзыв ответчика, в котором указал на следующее: информация о введении временного ограничения движения с 05.04.2021 по 04.05.2021 была опубликована в сети Интернет; довод ответчика о том, что по пути следования не были установлены временные дорожные знаки, является голословным, т.к. установкой временных дорожных знаков занимается Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, ответчик полагает, что при установке временных дорожных знаков требуется разрешение, получения, (согласование) ГИБДД МВД РБ; согласно ответу, полученному истцом от ГИБДД, в компетенцию УГИБДД МВД по РБ не входит согласование установки дорожных знаков.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные по делу доказательства, суд исходит из следующего.
Пунктом 17 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.17 введен Федеральным законом от 13.07.2015 № 248-ФЗ).
Предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272).
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2-1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 05.03.2021 № 79 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в весенний и летний периоды 2021 года» на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 05 апреля по 04 мая 2021 года введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям к указанному постановлению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании пункта 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.08.2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
Согласно Порядку осуществления весового и габаритного контроля весогабаритный контроль транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации осуществляется в пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств, организуемых в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог. Стационарные пункты весогабаритного контроля транспортных средств и автоматические пункты весогабаритного контроля транспортных средств организуются владельцами автомобильных дорог или назначенными ими лицами и должны быть обустроены техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектами организации дорожного движения, разработанными с учетом Правил подготовки документации по организации дорожного движения. Передвижные пункты весогабаритного контроля транспортных средств организуются на базе автомобиля или прицепа на автомобильных дорогах федерального значения уполномоченным контрольно-надзорным органом, а на иных автомобильных дорогах - уполномоченным контрольно-надзорным органом, владельцемтаких автомобильных дорог или назначенным им лицом.
Весогабаритный контроль осуществляется уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных полномочий. По результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа, или владельцем автомобильной дороги, или оператором незамедлительно, но не позднее 3 часов, составляется акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (прежнее название истца, далее - ГКУ РБ ЦОДЦ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ РБ ЦОДЦ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3101.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ размер вреда причиняемого транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2020 № 778 «Об определении размера вреда причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения» утверждены: показатели размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения; величины исходных значений размера вреда и значения постоянных коэффициентов для автомобильных дорог Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения, применяемые в формулах, приведенных в методике расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, предусмотренной в приложении к Правилам возмещения вреда причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 67.
Согласно статье 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 1, 3 статьи 1079 ГК РФюридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названной нормы права лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.
Привлечение лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно только при доказанности всей совокупности перечисленных условий, отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
Поскольку автомобильным дорогам причинен вред тяжеловесным транспортным средством, причиненный вред должен возмещаться владельцами тягача и прицепа, являющихся источниками повышенной опасности, по вине которых причинен вред, независимо от того на какой оси автопоезда имеется превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 05.03.2021 № 79 временное ограничение движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значений введено с 05.04.2021 по 04.05.2021.
Распоряжением № 79 от 05.03.2021 установлено проинформировать путем размещения на официальном сайте в сети Интернет, а также через средства массовой информации пользователей автомобильных дорог об условиях движения транспортных средств, причинах и сроках временного ограничения движения не менее чем за 30 дней до его введения; организовать совместно с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан временное ограничение движения путем осуществления весового контроля транспортных средств.
Информация о введении временного ограничения движения с 05.04.2021 по 04.05.2021 доведена до сведения граждан путем опубликования на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (номер официального опубликования 202103090013), также опубликована на официальном сайте ГКУ РБ ЦОДД 09.03.2021, на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства 15.03.2021, на сайте Правительства Республики Башкортостан 02.03.2021.
Ответчик, как лицо, профессионально осуществляющее предпринимательскую деятельность по осуществлению грузовых перевозок, должен был принять необходимые меры по получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте.
Не совершение таких действий влечет соответствующие риски последствий.
При той степени разумности и осмотрительности, какие требуются от любого участника гражданских правоотношений, учитывая ежегодное введение ограничений в период весенней распутицы, ответчик мог и должен был знать об установленных ограничениях идолжен был принять необходимые меры по получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте.
Временное ограничение движения в весенний период распространяется на международные перевозки грузов, согласно Постановлению Правительства РБ от 22.02.2012 № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения».
Относительно довода ответчика о том, что по пути следования не были установлены временные дорожные знаки, из протокола об административном правонарушений 02 АП №381125 следует, что водитель ФИО2 подписал данный протокол без замечаний и возражений, что подтверждает тот факт, что водитель ФИО2, видел временные дорожные знаки, которые были установлены в период временного ограничения.
Ссылка ответчика на п.5.7 ГОСТ Р52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения» не обоснован, данный пункт, предусмотрен для изготовления (производства) постоянных дорожных знаков.
Па автодороге Уфа-Инзер-Белорецк, где было произведено взвешивание транспортного средства ответчика на дату 08 апреля 2021 года, были установлены временные дорожные знаки 3.12, установленные только на период временных ограничений, связанных с климатическими условиями.
Относительно довода ответчика об измерительном приборе, с помощью которого производилось измерение межосевого расстояния, установлено следующее.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издастся либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями
Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 05 марта 2021 года № 79 на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 05 апреля по 04 мая 2021 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) на период временного ограничения движения в весенний период с превышением временно установленных предельно допустимые нагрузки на ось транспортного средства определяются в зависимости от автомобильных дорог, рассчитанных на 6 тонн на ось, 10 тоннна ось исходя из значения предельно допустимой нагрузки на одиночную двухскатную ось транспортного средства, согласно приложениям N 1, N 2. N 3 в которых четко говориться, о том, что предельно допустимая нагрузка зависит от расположение осей транспортного средства (одиночная ось. группа сближенных сдвоенных осей, группа сближенных строенных осей, группа сближенных осей с количеством осей более 3 (не более 2 односкатных или двускатных колес на оси, группа сближенных осей с количеством осей 2 и более (по 4 (включительно) и более односкатных или двускатных колеса на оси) без учета межосевого расстояния, что можно определить визуально.
Поскольку согласно п. 22 приказа Минтранса РФ от 29 марта 2018 № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» содержит требование по указанию в акте межосевого расстояния сотрудники ГКУ РБ ЦОДД производят замер и вносят его в акт взвешивания расстояние между осями было определено рулеткой. Рулетка не подлежит обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р, обязательному декларированию соответствия также не подлежит.
По вопросу получения разрешения органов ГИБДД истец ГКУ РБ ЦОДД, что в соответствии со ст. 12 № 3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции не входит согласование схем временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось транспортных средств и не относится к компетенции УГИБДД МВД по РБ.
У истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такою ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок. Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношениинеограниченного круга переводчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
На основании изложенного, вина ответчика, выраженная в превышении допустимых осевых нагрузок тяжеловесными транспортными средствами, а также наличие причинно-следственной связи между возникшим вредом и незаконными действиями ответчика подтверждены материалами дела.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 29, 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) в пользу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (ИНН <***>; ОГРН <***>) денежные средства в размере 159 334 руб. в счет суммы вреда, причиненного
тяжеловесным транспортным средством при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>) в доход федерального бюджета 5780 руб. государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В.И. Еремеева