ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-9693/09 от 12.03.2010 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Смоленск ДЕЛО № А62-9693/2009

12 марта 2010 года.

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 марта 2010 года.

Арбитражный суд Смоленской области в составе

председательствующего Бажановой Е.Г., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» к

Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области,

Федеральному государственному унитарному предприятию «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Смоленской области, Администрации Смоленской области,

третье лицо – Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области

о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области и возложении обязанности устранить допущенные нарушения

при участии в заседании

от Общества: ФИО1 – представитель;

от Управления: ФИО2 – начальник отдела формирования, инвентаризации, организации ведения кадастра и оценки объектов недвижимости;

от ФГУП: ФИО3 - представитель;

от Департамента: ФИО4- главный специалист отдела обеспечения судебной деятельности;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области (далее – Управление Роснедвижимости, ответчик) по внесению в Государственный кадастр объектов недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 1092036400 руб., возникшей в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 15600,52 руб./кв.м. по виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок»; и о возложении на Управление Роснедвижимости обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2, а именно: кадастровую стоимость 172873400 руб., возникшую в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2469,62 руб./кв.м. по виду разрешенного использования «Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания» (с учетом уточнения заявленных требований – протокол судебного заседания от 12.03.2010).

Определением суда от 24.12.2009 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент).

Определением суда от 28.01.2010 в качестве соответчиков по делу привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Смоленской области (далее – БТИ) и Администрация Смоленской области.

Управление Роснедвижимости, признавая, что земельный участок с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 по виду разрешенного использования должен относится к «Земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (л.д.53), полагает, что оспариваемая кадастровая стоимость, возникшая в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости по 9-ой группе вида разрешенного использования («Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок»), может быть изменена только путем производства перерасчета кадастровой стоимости этого земельного участка по 5 виду разрешенного использования («Земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания»); названный перерасчет возможен только в рамках договорных обязательств, указанных в Государственном контракте № 05-КОН от 29.06.2007, заказчиком по данному контракту является Департамент, а исполнителем – БТИ. С учетом этих доводов, а также со ссылкой на Приказ Минэкономразвития от 28.06.2007 № 215 данный ответчик полагает, что поскольку на Управление Роснедвижимости не возложена функция установления кадастровой стоимости, то требования в заявленной формулировке удовлетворению не подлежат.

БТИ письменный отзыв не представило; заявленные требования не признало, ссылаясь на мнение субподрядной организации (ООО Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие «Меридиан+»; исх.№ 221 от 26.02.2010), участвовавшей в выполнении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области (договор между БТИ и названным субподрядчиком суду не представлен), о том, что кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого заявителем, рассчитана с учетом наличия более чем одного вида разрешенного использования и в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39), Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. №П/0152) и на основе специального программного обеспечения (СПО) для расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Администрация Смоленской области письменный отзыв не представила; в судебном заседании представитель пояснил, что, по мнению данного ответчика, его действия не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителя; конкретных требований к Администрации Смоленской области (с учетом последнего уточнения) фактически не предъявлено.

Представитель Департамента также в судебном заседании высказал позицию, что заявитель (с учетом последнего уточнения требований) не просит установления в отношении Департамента каких-либо обязанностей.

Департамент также полагает, что поскольку кадастровая стоимость утверждена нормативным актом субъекта Российской Федерации - Постановлением Администрации Смоленской области № 584 от 21.10.2008, то не может быть оспорена без оспаривания названного нормативного акта.

Как видно из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка площадью 70 000 кв.м., расположенного в г.Смоленск, на продолжении улицы Кутузова, южнее проектируемого жилого микрорайона «Вязовенька», на основании заключенного с Департаментом договора от 18.05.2007 №70/з аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Кадастровый номер арендуемого земельного участка 67:27:001 38 92:0002. Земельный участок предоставлен для использования (строительства и последующей эксплуатации) в соответствии с видом разрешенного использования - торгово-складской комплекс (л.д.34-40).

Согласно пункту 3.1. договора аренды от 18.05.2007 №70/з размер арендной платы рассчитывается по формуле: кадастровая стоимость земельного участка за 1 кв.м. умноженная на соответствующий базовый размер арендной платы, установленный постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2005 № 394, умноженная на площадь земельного участка и на количество месяцев аренды земельного участка (л.д.34-35). Постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 (опубликовано в издании «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 13.03.2009) вышеназванное постановление от 30.12.2005 № 394 отменено и установлен следующий порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области: Ап = Скадастр х Sуч х Сап х m /12 х К, где Ап – размер арендной платы; Скадастр – удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования (рублей за 1 кв.метр); Sуч – площадь земельного участка (или его части), являющаяся предметом договора аренды (кв.метров); m – количество месяцев в году; К – понижающий коэффициент.

Удельный показатель кадастровой стоимости арендуемого Обществом земельного участка составлял в 2007-2008 году 2469,62 руб. за 1 кв.м., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке №21/08-15805 от 18.08.2008 (л.д.30). Названный удельный показатель был внесен в сведения государственного кадастра на основании Постановления Администрации Смоленской области №258 от 06.10.2003 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Смоленской области» и относился к виду разрешенного использования «Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания», что полностью соответствовало договору аренды.

Однако 06.11.2009 в процессе рассмотрения Арбитражным судом Смоленской области дела № А62-6041/2009 из кадастрового паспорта №6727/211/09-32809 от 14.08.2009 земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2 (равнозначен кадастровому номеру 67:27:001 38 92:0002), представленного Департаментом, Обществу стало известно о том, что удельный показатель кадастровой стоимости арендуемого земельного участка составляет 15600,52 руб. за 1 кв.м., а кадастровая стоимость - 1092036400 руб.

Обществом был запрошен в Управлении Роснедвижимости и получен 12.11.2009 новый кадастровый паспорт земельного участка, содержавший такие же сведения: удельный показатель - 15600,52 руб. за 1 кв.м.; кадастровая стоимость - 1092036400 руб. (л.д.31-32).

Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 №584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области (Приложение № 1) и признано утратившим силу с 01.01.2009 Постановление Администрации Смоленской области №258 от 06.10.2003.

Из содержания Постановления Администрации Смоленской области №584 от 21.10.2008 следует, что удельный показатель кадастровой стоимости в размере 15600,92 руб. за 1 кв.м. по кадастровому кварталу 67:27:001 38 92 относится к виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» (строка 719, графа 11 Приложения № 1 Постановления Администрации Смоленской области № 584 от 21.10.2008).

Посчитав названное изменение вида разрешенного использования и соответствующее изменение кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка незаконными, Общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Смоленской области.

В судебном заседании Управление Роснедвижимости признало, что вид разрешенного использования земельного участка был указан через тире и поэтому расчет кадастровой стоимости ошибочно был произведен по двум видам разрешенного использования с применением наибольшего удельного показателя.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.

Частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» для проведения кадастровой оценки земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Законом Смоленской области от 22.12.2002 №100-з утверждена областная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002 - 2007 годы». Основными задачами указанной программы являются:

- создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости, содержащей перечень объектов учета и данные о них;

- создание автоматизированных баз данных по государственному кадастровому учету земельных участков независимо от форм собственности и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, подлежащих государственному кадастровому учету. Областным законом от 12.07.2007 №12-з действие названной целевой программы прекращено досрочно.

Результатом программы является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющей в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений об объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения.

Заказчиком программы определен Департамент. Источником финансирования программы является областной бюджет.

Сходные положения содержатся и в областном законе от 04.09.2007 №89-3 «О долгосрочной областной целевой программе «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области на 2007 - 2011 годы» (действие досрочно прекращено с 01.01.2009 - Областной закон от 16.12.2008 № 174-з); а также в Постановлении Администрации Смоленской области от 15.10.2008 № 571 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области» на 2009 – 2011 годы».

Областным законом № 1-з от 08.02.2007 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 №86, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.

Во исполнение требований указанных нормативных актов по результатам проведенного конкурса между Администрацией Смоленской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области и ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» 29.06.2007 года заключен государственный контракт № 05-КОН на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Согласно пункту 5 названных Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

1.3. Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации (пункт 1.3. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39).

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 названных Методических указаний.

2.1.1. Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ (пункт 2.1.1. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39).

В соответствии с пунктом 2.2.1 вышеназванных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.

Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215.

В частности, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости производит проверку на соответствие методическим указаниям отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и принимает по результатам проверки одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

- о соответствии отчета методическим указаниям;

- о выявлении нарушений методических указаний.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов после проведения согласования с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 5, время проведения проверки с 13.05.2008 по 23.05.2008) и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области были представлены на утверждение Администрации Смоленской области. Данное обстоятельство подтверждается письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 23.05.2008 № ВК/2278 «О проведении проверки» и письмом Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области от 09.07.2008 №01-16/06/1479.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

В соответствии с указанными положениями Администрацией Смоленской области постановлением от 21.10.2008 № 584 были утверждены результаты оценки земель населенных пунктов Смоленской области. Пунктом 1 названного постановления были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области согласно приложению № 1; пунктом 2 - средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области согласно приложению № 2.

Это постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях «Смоленская газета», № 87, 04.11.2008; «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 06.11.2008, № 11, часть I, стр. 6 (без приложения № 2); «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», 10.11.2008, № 11 (приложение), часть I, стр. 6 (без приложения № 1) и вступило в силу с 01 января 2009 года.

Из пояснений и документов, представленных Управлением Роснедвижимости и БТИ, следует, что земельный участок, арендуемый заявителем, был включен в перечень оценки как относящийся к земельным участкам с более чем одним видом разрешенного использования; а именно к 9 виду разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» и к 5 виду разрешенного использования – «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

В соответствии с пунктом 3.7 Технических рекомендаций по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39.

Расчет кадастровой стоимости земельных участков с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется в следующей последовательности:

- расчет кадастровой стоимости земельных участков каждого из видов разрешенного использования;

- выбор максимального значения кадастровой стоимости земельного участка.

Земельный участок с более чем одним видом разрешенного использования включается в несколько перечней объектов оценки в соответствии с установленными видами разрешенного использования земельного участка.

Расчет кадастровой стоимости для каждого из видов разрешенного использования, установленных для земельных участков, осуществляется в соответствии с подпунктами 3.2 - 3.6 вышеназванных Технических рекомендаций.

С учетом названных положений удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2 на дату оценки (01.01.2007) был определен по 9 виду разрешенного использования в размере 15600,52 руб. за 1 кв.м., а кадастровая стоимость - 1092036400 руб.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2 предоставлен заявителю в аренду для использования (строительства и последующей эксплуатации) в соответствии с видом разрешенного использования – торгово-складской комплекс, срок аренды 49 лет.

Данных о том, что вид разрешенного использования земельного участка, арендуемого Обществом, с даты начала аренды и по настоящее время изменялся в порядке статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суду не представлено.

Департаментом – арендодателем по договору аренды от 18.05.2007 №70/3 также не представлено обоснований о предоставлении указанного земельного участка для использования по двум видам разрешенного использования.

На земельном участке с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2 планируется построить единое здание – сооружение торгового назначения (торгово-складской комплекс «Унимаркет»), в котором будут предусмотрены и складские помещения, необходимые для обеспечения основной торговой деятельности, что подтверждается землеустроительным делом.

В Реестре объектов недвижимости могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобное) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 35).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке и данным кадастрового паспорта разрешенное использование земельного участка, арендуемого заявителем – под торгово-складской комплекс (л.д.30, 31).

Из анализа положений Государственного стандарта Российской Федерации «Торговля. Термины и определения» ГОСТ Р 51303-99 следует, что торговое предприятие как имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли, включает в себя и складские помещения для хранения товара (товарные склады). Торговый комплекс является одним из видов торговых предприятий.

Кроме того, согласно Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490, арендуемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж3, предназначенной для строительства многоквартирных многоэтажных (от 4-х этажей и выше) жилых домов (основной вид разрешенного использования), а также для размещения центров и единичных объектов повседневного обслуживания населения жилых образований (вспомогательные виды разрешенного использования) и крупных общественно-торговых центров (условно разрешенный вид использования). Для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов предназначены производственные зоны.

При таких обстоятельствах вывод о наличии у земельного участка, арендуемого заявителем, более чем одного вида разрешенного использования и установление кадастровой стоимости по виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» является несостоятельным.

Довод Управления Роснедвижимости о том, что данная организация является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию, отклоняется судом.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на Управление Роснедвижимости по Смоленской области.

Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» были упразднены Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии были переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В соответствии с пунктами 1, 5.1.4. Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление функций государственной кадастровой оценки земель относится к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном этим законом порядке документов, если иное не установлено этим законом.

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункт 11 части 2 статьи. 7 Закон о государственном кадастре недвижимости).

Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». Согласно пункту 3 названного нормативного документа государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.

Сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 11.1. Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215).

Решения, действия (бездействия) Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, его должностных лиц и государственных служащих по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель могут быть обжалованы в судебном порядке (пункт 14.2. Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 №215).

На основании вышеизложенного внесение Управлением Роснедвижимости в Государственный кадастр объектов недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2 в размере 1092036400 руб., возникшей в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 15600,52 руб./кв.м. нельзя признать правомерным.

В силу положений статьи 49 АПК РФ суд рассматривает спор в пределах заявленных требований.

Обществом не заявлено каких-либо конкретных требований к БТИ и Администрации Смоленской области, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя к этим ответчикам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.

Со ссылкой на указанную норму права заявитель полагает, что устранение допущенных нарушений прав и законных интересов Общества возможно путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в случае признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 5 статьи 201 АПК РФ).

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 установлен порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области, согласно которому размер арендной платы определяется из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования.

Следовательно, отсутствие данных об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка может повлечь невозможность исчисления арендной платы в установленном порядке и нарушение положений статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (часть 10 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 № 35 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости внесение сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные».

При внесении в Реестр объектов недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН (автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости) со статусом «архивные». Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в Реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.) (пункт 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).

В материалах дела отсутствуют данные о том, что удельный показатель кадастровой стоимости по виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2 были определены в соответствии с положениями Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и утверждены в установленном порядке уполномоченным органом.

Следовательно, с учетом положений статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, суд считает правомерным и соответствующим балансу публичного и частного интересов заявленный Обществом способ восстановления нарушенных прав.

Довод Департамента о возможности оспаривания кадастровой стоимости земельного участка, арендуемого заявителем только в рамках оспаривания нормативного акта – постановления Администрации Смоленской области от 21.10.2008 №584 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области», который до настоящего времени не отменен и не признан недействующим, отклоняется судом по следующим основаниям.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных Приказом от 15.02.2007 № 39, а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 названных Методических указаний, пункт 6.2 названного Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 названного Административного регламента).

Таким образом, кадастровая стоимость каждого земельного участка, подлежащая утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должна являться результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, которая не ограничена выявлением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.

Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 №584 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области (Приложение № 1) и средние значения показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Смоленской области (приложение № 2). Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92: 2 указанным постановлением не утверждалась.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).

Обществом при подаче заявления в суд была уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными организациями уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб., которая является судебными расходами и подлежит в порядке статьи 110 АПК РФ взысканию с Управления Роснедвижимости.

Государственная пошлина в размере 2000 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 161-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области по внесению в Государственный кадастр объектов недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2 в размере 1092036400 руб., возникшей в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 15600,52 руб./кв.м. по виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» путем восстановления в Государственном кадастре объектов недвижимости ранее внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:001 38 92:2, а именно, кадастровую стоимость 172873400 руб., возникшую в связи с применением удельного показателя кадастровой стоимости 2469,62 руб./кв.м. по виду разрешенного использования «Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания».

В удовлетворении требований в отношении Администрации Смоленской области и Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Смоленской области отказать.

Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» 2000 руб. судебных расходов, на что выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Инвестстрой» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение одного месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в кассационном порядке - в течении двух месяцев с даты вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий Е.Г. Бажанова