ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-9769/18 от 20.02.2019 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

15.03.2019                                                                     Дело № А62-9769/2018

Резолютивная часть оглашена 20.02.2019

Полный текст решения изготовлен 15.03.2019

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никулиной В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального казенного учреждения «Строитель» (ОГРН 1106732001420; ИНН 6732001469)

к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН 1026701447816; ИНН 6731010703)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:  Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Управление областных автомобильных дорог» (ОГРН 1036758300611; ИНН 6731020765)

о признании недействительным предписания от 24.07.2018 № 63-1.10-12/1.20-2934,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика: Кононов П. А. -  представитель (удостоверение, доверенность от 09.01.2019); Попкова С. В. – представитель (удостоверение, доверенность от 09.01.2019),

от третьего лица: Чумаченко М.В.- представитель (паспорт, доверенность от 01.08.2018);

У С Т А Н О В И Л :

Муниципальное казенное учреждение «Строитель»  (далее - заявитель, Учреждение, МКУ «Строитель») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными пунктов 2 и 3  предписания Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее - ответчик, управление, УФК по Смоленской области) от 24.07.2018 № 63-1.10-12/1.20-2934 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 03.12.2018  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Управление областных автомобильных дорог» (далее - СОГБУ «Смоленскавтодор», третье лицо).

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором считал требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо – СОГБУ «Смоленскавтодор»  в отзыве полагало обоснованными требования заявителя.

Как следует из материалов дела,  Управлением Федерального казначейства по Смоленской области на основании приказов Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее - УФК по Смоленской области) от 23.05.2018 № 187 «О проведении плановой выездной проверки в Муниципальном казенном учреждении «Строитель», от 30.05.2018 № 200 «О внесении изменений в пункты 5 и 6 приказа УФК по Смоленской области от 23.05.2018 № 187 «О проведении плановой выездной проверки в Муниципальном казенном учреждении «Строитель», от 13.06.2018 № 216 «О продлении выездной проверки Муниципального казенного учреждения «Строитель», в соответствии с пунктом 4 Плана контрольных мероприятий УФК по Смоленской области в финансово - бюджетной сфере на 2018 год и пунктом 26 Плана контрольных мероприятий ФК в финансово - бюджетной сфере на 2018 год в период с 04.06.2018 по 25.06.2018 проведена в отношении МКУ «Строитель» выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 2021 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

По ее результатам составлен акт выездной проверки № 1.20-19/30 от 25.06.2018, которым установлены нарушения бюджетного законодательства в части расходования средств федерального бюджета, в том числе:

В нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.2, 3.4 ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», пункта 1.6 СНиПЗ.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987г. № 84 Учреждением осуществлена неправомерно оплата за временные титульные здания и сооружения (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов), в том числе:

-  без документального их подтверждения документами (смета, акты о приемке выполненных работ, акт ввода временного титульного здания или сооружения в эксплуатацию) фактических расходов;

- без принятия их в эксплуатацию рабочей комиссией, включения в состав основных средств с начислением амортизации:

-   без фактического несения затрат (их возведения, наличия их на строительной площадке), а также в части завышенной стоимости вследствие неправильного определения стоимости временных зданий и сооружений.

    Общая сумма оплаченных Заявителем средств на возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений по муниципальному контракту от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске, заключенному между МКУ «Строитель» и СОГБУ «Смоленскавтодор», составила 16 167 983,76 рублей (в том числе 12 768 022,78 руб. -  за счет средств федерального бюджета).

Общая сумма оплаченных Учреждением средств на возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений муниципальному контракту от 10.10.2016 № 14/2016-МКУ на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске (2-й этап), заключенному между МКУ «Строитель» и СОГБУ «Смоленскавтодор»,  составила 2 050 866,42 рублей (за счет средств федерального бюджета оплачено 1 301 485,94 рублей).

По итогам проверки Управлением в адрес заявителя выдано предписание от 24.07.2018 № 63-1.10-12/1.20-2934, пунктом 2 которого МКУ «Строитель» было предписано возместить средства федерального бюджета в сумме 12 768 022,78 рублей,  оплаченные за возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений  (кроме   временных   автомобильных   дорог,   подъездных   путей   и   архитектурно оформленных заборов) без фактического несения затрат на их возведение и разборку, а также без документального подтверждения фактических расходов на объекте «Пятницкий путепровод на станции Смоленск-Центральный», с   дальнейшим   перечислением   в   доход   федерального бюджета. Срок возмещения - до 19.10.2018.

Согласно пункту 3 данного предписания заявителю надлежало в срок до 19.10.2018 возместить средства федерального бюджета в сумме I 301 485,94 рублей. оплаченные за возведение и разборку временных титульных зданий и сооружений (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) без фактического несения затрат на их возведение и разборку, а также без документального подтверждения фактических расходов на объекте «Пятницкий путепровод на станции Смоленск-Центральный», с дальнейшим перечислением в доход федерального бюджета.

Заявитель, полагая пункты 2 и 3 предписания от 24.07.2018 № 63-1.10-12/1.20-2934 незаконными и нарушающими его права в сфере экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.

Обосновывая заявление, Учреждение указало, что в соответствии с условиями муниципальных контрактов № 2/2016-МКУ от 24.06.2016 и № 14/2016-МКУ от 10.10.2016 на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции «Смоленск Центральный» в городе Смоленске I и II очереди содержание, объем и стоимость работ, определяются проектной документацией (Приложение №1), согласованным сторонами контракта расчетом стоимости работ поручаемых  подрядчику (Приложение № 2), перечнем документов, представляемых Подрядчиком при передаче Заказчику работ (Приложение № 3).

Стоимость временных титульных зданий и сооружений отражены в расчетах стоимости работ, поручаемых Подрядчику (Приложение №2) к Контрактам в размере 8,08% от стоимости работ по Контрактам, в соответствии со «Сборником сметных затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН 81-05-01-2001).

Расчеты за временные здания и сооружения производились Заявителем Подрядчику в составе общих расходов на основании составленных КС-2 по установленным нормам и без расшифровки в актах состава временных сооружений.

При заключении договора подряда стороны самостоятельно избирают способ расчетов за построенные временные здания и сооружения:

- по нормам - в твердом, заранее согласованном размере в процентах от
сметной стоимости строительства не требующей сбора дополнительных
первичных документов о составе и порядке возведения временных зданий и
сооружений;

-    на основании проектно-сметной документации за фактически
построенные здания и сооружения путем подписания актов о приемке работ, а
также с оформлением всей необходимой первичной документации.

Выбор способа расчетов за построенные временные здания и сооружения по нормам освобождает подрядчика от представления обычного комплекта документов.

Факт возведения временных зданий и сооружений отражен в общем журнале работ.

В связи с тем, что временные здания и сооружения подлежат поэтапному строительству, включение их в состав основных средств до полного окончания реконструкции объекта не возможна и оплата заявителем проводилась в заранее согласованных размерах 8,08% от стоимости в составе каждого подписанного акта формы КС-2.

Ответчик в отзыве возражал по доводам заявления, считая оспариваемые пункты 2 и 3 предписания от 24.07.2018 № 63-1.10-12/1.20-2934  законными и обоснованными.

СОГБУ «Смоленскавтодор» в отзыве на заявление полагало требования МКУ «Строитель» подлежащими удовлетворению, со ссылкой на пункт 4.84 МДС 81.35-2004, предусматривающий, что расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения Расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями. Также, указал, что проектно-сметная документация спорного объекта капитального строительства, прошедшая государственную экспертизу (в частности, проект организации строительства), не содержала сведений о каком-либо перечне временных зданий и сооружений, подлежащих возведению/демонтажу. Соответственно, при заключении контрактов не могла быть рассчитана их сметная стоимость, подлежащая включению в цену контракта. В то же время, порядок расчетов за временные здания и сооружения в процентном отношении от стоимости строительно-монтажных работ изначально был установлен контрактами (Приложениями №2).

Оценив в совокупности по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные документы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статья 740 ГК РФ предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ определено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (статья 753 ГК РФ).

Между МКУ «Строитель» (заказчик) и СОГБУ «Смоленскавтодор» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ (в редакции дополнительного соглашения от 02.12.2016 №7) на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске (1 очередь) на сумму 252 693 047,00 рублей (из них: 211291706,48 рублей - средства федерального бюджета; 41 148 647,43 рублей - средства областного бюджета; 252 693,09 -средства местного бюджета) (далее - контракт от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ).

В соответствии с пунктом 1.2 контракта от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ содержание, объем и стоимость работ определяется проектной документацией (Приложение №1), расчетом стоимости работ, поручаемых подрядчику  (Приложение №2), перечнем  документов, представляемых подрядчику при передаче заказчику результата выполненных работ (приложение 3).

Цена контракта  включает стоимость строительных работ, транспортные расходы, стоимость оборудования и материалов, плату за негативное воздействие на окружающую среду, за электроэнергию, теплоснабжение, иные коммунальные услуги, потребленные при строительстве объекта, а также прочие затраты и издержки, в том числе налоги, сборы, которые подрядчик обязан оплачивать в соответствии с условиями настоящего контракта (пункт 2.2 контракта от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ).

Согласно пункту 2.3 контракта от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Оплата работ по строительству производится на основании актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.

В соответствии с проектно-сметной документацией «Реконструкция Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный», получившей положительное заключение государственной экспертизы ОГАУ «Смоленскгосэкспертиза» от 12.04.2016 № 67-1-1-2-0073-16, стоимость временных зданий и сооружений определена согласно ГСН 81-05-01-2001 в процентах от стоимости строительно-монтажных работ и составляет 8,08% (том 4 л.д.110).

В  пункте 7 расчета стоимости работ, поручаемых подрядчику (приложение №2 к контракту от 24.06.2016 №2/2016-МКУ) в цену контракта включена стоимость временных зданий и сооружений, равная 8,08% от стоимости строительно-монтажных работ.

В соответствии с дополнительным соглашением от 02.12.2016 №7 раздел   2   контракта   от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ  дополнен   пунктом   2.5   следующего содержания: «Расчеты    за    временные    здания    и    сооружения    производятся    по установленным нормам в процентах от сметной стоимости ремонтно-строительных работ, предусмотренных сметной документацией. При этом документальное подтверждение расходов, связанных со строительством временных зданий и сооружений не производятся».

Также, между МКУ «Строитель» (заказчик) и СОГБУ «Смоленскавтодор» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 10.10.2016 № 14/2016-МКУ на выполнение работ по реконструкции Пятницкого путепровода на станции Смоленск-Центральный в городе Смоленске (2 очередь) (далее - контракт от 10.10.2016 Ш 14/2016-МКУ (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2016 №. 4) на сумму 37 088 091,91 рублей (из них: 20 505 513,52 рублей - средства федерального бюджета; 16 545 489,39 рублей – средства областного бюджета; 37 089,00 рублей - средства местного бюджета).

В соответствии с пунктом 1.2 контракта от 10.10.2016 № 14/2016-МКУ содержание, объем и стоимость работ определяется проектной документацией,  а также согласованными сторонами расчетом стоимости работ, поручаемых подрядчику  (Приложение №1), перечнем  документов, представляемых подрядчику при передаче заказчику результата выполненных работ (приложение 2).

Условия контракта от 10.10.2016 № 14/2016-МКУ, изложенные в пунктах 2.2, 2.3, аналогичны соответствующим условиям контракта от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ.

Оплата работ по строительству производится на основании актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.

В  пункте 7 расчета стоимости работ, поручаемых подрядчику (приложение №1 к контракту от 10.10.2016 № 14/2016-МКУ) в цену контракта включена стоимость временных зданий и сооружений, равная 8,08% от стоимости строительно-монтажных работ.

Как следует из материалов дела, Учреждением расчеты за временные здания сооружения производились в составе общих расходов по данным объектам на основании составленных КС-2 по установленным нормам (8,08% от стоимости строительно-монтажных работ) без расшифровки в актах состава временных сооружений).

Пунктом 4.83 "Временные здания и сооружения" "Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)", утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика определения стоимости строительной продукции) к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.

Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001 установлен порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства.

Согласно Приложению N 2 к ГСН 81-05-01-2001 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм, включены в том числе: аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств (пункт 2); перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку (пункт 4); временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ (пункт 7); специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах (пункт 23); устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, проходящих по стройплощадке (пункт 26).

Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.

При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями (пункт 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции).

Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения (пункт 3.2 Методики), порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства (пункт 3.3 Методики), построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 Методики).

Оспариваемые пункты 2 и 3 предписания основаны на том, что Учреждением оплачены невыполненные строительные работы по возведению титульных временных зданий и сооружений (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) в рамках заключенных контрактов от 10.10.2016 № 14/2016-МКУ и от 24.06.2016 № 2/2016-МКУ.

При выдаче предписания УФК руководствовалось пунктами 3.2, 3.4 ГСН 81-05-01-2001, допускающих оплату за фактически возведенные временные сооружения и принятие их на учет в качестве основных средств, на разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо Минрегиона РФ от 09.04.2009 N 10259-СМ/08 "О проекте организации строительства").

Учреждение и СОГБУ «Смоленскавтодор» руководствовалось Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее - Положение N 160), Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) и Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).

Согласно подпункту "а" пункта 3.1.8 Положения N 160 временные (титульные) здания и сооружения, возводимые за счет сметной стоимости объектов (в части средств на строительные работы), учитываются обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, и по их вводу в эксплуатацию зачисляются в составе основных средств на баланс застройщика.

В случае передачи временных титульных сооружений в безвозмездное пользование подрядчику учреждением оформляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Сооружения, передаваемые в безвозмездное пользование, не выбывают из состава основных средств учреждения. В учете передающей стороны (казенного учреждения - заказчика) операция по безвозмездной передаче подрядчику временного титульного сооружения отражается внутренней записью по дебету и кредиту счета 1 101 33 310. Одновременно балансовая стоимость переданного в безвозмездное пользование имущества учитывается на забалансовом счете 26 (пункты 33, 383 Инструкции N 157н, пункт 7 Инструкции N 162н, Письмо Минфина России от 17.12.2015 N 02-06-10/74329).

Таким образом, по мнению УФК по Смоленской области, так как титульные временные здания и сооружения являются основными средствами заказчика их оплата должна производится за фактически построенные временные здания и сооружения, они должны вводиться в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно) в порядке, установленном для основных средств, с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости посредством начисления амортизации или износа.

В ходе проведения плановой выездной проверки управлением факта ввода титульных временных зданий и сооружений в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно), с зачислением на баланс заказчика и погашением их стоимости посредством начисления амортизации или износа, не установлено, при этом осуществлена оплата за титульные временные здания и сооружения (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) без фактического (документального) подтверждения несения затрат. Соответственно, по мнению управления, неотражение построенных титульных временных зданий и сооружений в бухгалтерском учете свидетельствует о неправомерной оплате за счет средств федерального бюджета невыполненных строительных работ по возведению титульных временных зданий и сооружений.

Вместе с тем в силу пункта 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.

Иными словами, расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по нормам, установленным в "Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 N 45, или за фактически построенные временные здания и сооружения по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений.

Возможность применения порядка проведения расчетов за временные здания и сооружения по установленной норме подтверждается также письмами Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.05.2008 N 11402-СК/08, от 23.06.2009 N 19269-ИП/08 и от 20.10.2009 N 34541-ИП/08, в которых указано, что выбор способа расчета за титульные временные здания и сооружения (по процентной норме, предусмотренной сводным сметным расчетом стоимости строительства или на основе проектно-сметной документации за фактически построенные временные здания и сооружения) устанавливается договором подряда.

Если при определении договорной цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме и порядок взаиморасчетов предусматривает их оплату по этим нормам, дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.

Таким образом, при заключении договора подряда стороны самостоятельно избирают способ расчетов за построенные временные здания (сооружения): либо более рисковый (по нормам) - в твердом, заранее согласованном размере в процентах от сметной стоимости строительства (не требующий сбора дополнительных первичных документов о составе и порядке возведения временных сооружений), либо обычный - на основании проектно-сметной документации за фактически построенные здания (сооружения) путем подписания актов о приемке работ (в том числе, скрытых), а также с оформлением всей необходимой первичной документации.

Ведение журнала производства работ (РД-11-05-2007) предусматривает последовательное отражение всех видов работ, в том числе, по возведению титульных временных зданий (сооружений). Однако отсутствие таких записей в журнале не свидетельствует однозначно об отсутствии фактического проведения такого рода работ.

В рассматриваемом случае факт выполнения работ по возведению титульных временных зданий (сооружений) подтвержден материалами дела, в том числе   Общим журналом работ (том 3 л.д.68-105), нашел отражение в акте проверки УФК по Смоленской области № 1.20-19/30 от 25.06.2018.

Согласно пункту 130 Инструкции N 157н операции по формированию (выбытию) фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете 1 106 КС ООО "Вложения в основные средства", с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных сметной стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства. При этом балансовый учет временных зданий и сооружений, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов, осуществляется до завершения строительства, если иное не предусмотрено условиями контракта, ведется у подрядчика.

Таким образом, временные здания и сооружения не подлежат внесению в состав основных средств МКУ «Строитель», в связи с чем пункты 33, 85, 86 Инструкции N 157н в данном случае не применимы.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 02.11.2018 N Ф10-4475/2018 по делу N А62-8583/2017.

Кроме того, суд учитывает, что инвестиционные проекты рассчитаны на реализацию в течение длительного времени, то есть титульные временные здания (сооружения)) подлежат поэтапному строительству, в связи с чем включение их в состав основных средств до полного окончания строительства в любом случае невозможно, оплата производится в заранее согласованном размере 8,08 стоимости в составе каждого подписанного акта формы КС-2.

Также то обстоятельство, что временные здания и сооружения не были зачислены в основные средства учреждения, не отменяет того факта, что соответствующие работы фактически были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком.

С учетом изложенного, оспариваемые пункты 2 и 3 предписания УФК по Смоленской области от 24.07.2018 № 63-1.10-12/1.20-2934, вынесенное в отношенииМКУ «Строитель», оплата которых произведена в соответствии с условиями заключенных контрактов по установленному нормативу, а также с учетом данных проектно-сметной документации,, предусматривающего возведение временных зданий и сооружений, являются незаконными и подлежат отмене.

При подаче заявления Учреждению была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в связи с чем, несмотря на полное удовлетворение  предъявленных требований, государственная пошлина с ответчика взысканию в доход федерального бюджета не подлежит, так как последний в силу статуса государственного органа освобожден от уплаты государственной пошлины  (пункт 1.1 пункта 1 статьи 333.27 Налогового кодекса РФ).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным пункты 2 и 3 предписания  Управления Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН 1026701447816; ИНН 6731010703) от 24.07.2018 № 63-1.10-12/1.20-2934, вынесенное в отношенииМуниципального казенного учреждения "Строитель" (ОГРН 1106732001420; ИНН 6732001469).

Обязать Управление Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН 1026701447816; ИНН 6731010703) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального казенного учреждения "Строитель" (ОГРН 1106732001420; ИНН 6732001469).

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  И.Л. Каринская