ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А62-9831/09 от 01.04.2010 АС Смоленской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск Дело № А62-9831/2009

07 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 апреля 2010 года

Мотивированный текст решения изготовлен 07 апреля 2010 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе:

судьи Печориной В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скобелевой Я.П.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального образовательного учреждения среднего профессионального образования «Дорогобужский техникум экономики, управления и права»

к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области

об отмене решения Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 23.11.2009 о приостановлении операций по счету № 40703810659140100068

3-и лица: Отдел по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, Финансовое управление Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области

при участии

от заявителя: Кириченко Е.Н. – представитель (доверенность от 27.02.2010 № 36);

от ответчика: Белянова Т.В. – начальник отдела ведения федеральных реестров (доверенность от 05.02.2010 № 01-545/1.16-81), Черненкова Е.А. – старший казначей юридического отдела (доверенность от 09.03.2010 № 01-1040/116-141);

от Отдела по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области: Дудников М.А. – начальник отдела по управлению имуществом (распоряжение от 01.02.2005 № 11-к);

от Финансового управления Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области: Холодаева Н.Н. – специалист 1 категории (доверенность от 15.03.2010 № 172).

установил:

Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» (далее по тексту – Техникум, заявитель) обратилось с требованием к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее по тексту – Управление) об отмене решения от 23.11.2009 о приостановлении операций по расчетному счету № 40703810659140100068.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 01.03.2010 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора , привлечены Отдел по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, Финансовое управление Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области.

Как следует из материалов дела, заявителю 28.08.2002 в Смоленском ОСБ № 8609 открыт счет № 40703810659140100068 на основании договора банковского счета от 28.08.2002 № 43.

С учетом того обстоятельства, что Техникум является бюджетным учреждением, которое в силу специальных положений статьи 220.1 Бюджетного кодекса РФ может открывать лицевые счета лишь в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъекта Российской Федерации (муниципального образования), ответчиком в адрес заявителя 10.11.2009 направлено уведомление о необходимости закрытия счета, открытого в коммерческом банке.

В связи с неисполнением указанного уведомления 23.11.2009 ответчиком вынесено Представление № 002 о приостановлении операций по счету.

Указывая на то обстоятельство, что приостановление операций по счету нарушает права и законные интересы Техникума, так как препятствует осуществлению возложенных на него функций, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании решения о приостановлении операций незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представители ответчика требования не признали, указав на то обстоятельство, что оспариваемое решение принято ответчиком в пределах предоставленных полномочий и при наличии оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области представлен отзыв на заявление, в котором изложена позиция о том, что Техникум не является участником бюджетного процесса, не включен в сводный реестр участников бюджетного процесса, в связи с чем открытие и ведение счета заявителя в финансовом органе не возможно.

Представитель Отдела по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области в судебном заседании также пояснил, что в связи с отсутствием финансирования деятельности Техникума за счет средств местного бюджета, заявитель не соответствует критериям бюджетного учреждения, установленным статьей 6 Бюджетного кодекса РФ.

Оценив в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с положениями статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Как следует из положений пунктов 1.2, 1.4., 1.5., 1.8., 1.15, 11.11 Устава:

- Техникум действует на основании Закона РФ «Об образовании», гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования;

- учредителем Техникума является Отдел по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области;

- Техникум осуществляет свою деятельность на основе финансирования учредителя и самофинансирования;

- имущество Техникума находится в муниципальной собственности и закреплено за Техникумом на праве оперативного управления;

- Техникум отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Техникума несет учредитель;

- источниками формирования доходов Техникума являются материальные и денежные взносы учредителя, муниципальное бюджетное финансирование, доходы от деятельности Техникума.

Совокупность указанных признаков позволяет суду прийти к выводу о том, что заявитель в соответствии с положениями статьи 120 Гражданского кодекса РФ, статьи 6 Бюджетного кодекса РФ является муниципальным бюджетным учреждением, на которое в силу его статуса распространяются ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ, в том числе и в части запрета на открытие счетов в коммерческих банках.

При этом довод Отдела по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области о фактическом отсутствии бюджетного финансирования деятельности заявителя суд признает не имеющим правового значения, так как указанное обстоятельство не исключает возможность отнесения данного образовательного учреждения к бюджетным учреждениям.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 220.1 Бюджетного кодекса РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Приказом Минфина РФ от 23.04.2009 № 36н утвержден Порядок направления Федеральным казначейством и его территориальными органами представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктов 4, 5, 9, 10 названного Порядка после получения информации от подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации о счетах бюджетных учреждений, открытых в коммерческих банках, Управление оформляет отдельно по каждому счету, открытому бюджетному учреждению (финансовому органу), Уведомление о необходимости закрытия счета.

В случае получения информации о счетах, открытых бюджетным учреждениям на счетах N 40106, N 40202, N 40203, N 40205, N 40206, N 40503, N 40603, N 40703, Управление в течение трех рабочих дней после получения указанной информации и при отсутствии у него информации о наличии соответствующих нормативных правовых актов направляет письменный запрос соответствующему бюджетному учреждению о представлении копий нормативных правовых актов.

В случае непредставления бюджетным учреждением нормативных правовых актов, по истечении пяти рабочих дней со дня получения запроса, Управление оформляет отдельно по каждому счету, открытому бюджетному учреждению, Уведомление.

В случае непредставления в Управление Уведомления с отметкой учреждения банка о закрытии счета по истечении шести рабочих дней со дня получения бюджетным учреждением (финансовым органом) Уведомления, Управление оформляет отдельно по каждому счету Представление о приостановлении операций по счету.

Приостановление операций по счетам бюджетного учреждения (финансового органа) в учреждении банка означает прекращение учреждением банка операций по списанию средств, за исключением перечисления на основании платежного поручения бюджетного учреждения (финансового органа) суммы остатка денежных средств с его счета, открытого в учреждении банка, на счет Управления (финансового органа), открытый в учреждении банка.

Таким образом, установив факт открытия бюджетным учреждением счета с нарушением порядка, определенного статьей 161 Бюджетного кодекса РФ, ответчик в пределах предоставленных ему полномочий обоснованно вынес оспариваемое Техникумом представление о приостановлении операций по счету.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения предъявленных требований, судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении предъявленных Муниципальным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Дорогобужский техникум экономики, управления и права» требований отказать.

Отменить после вступления в законную силу решения обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2010.

Стороны вправе обжаловать настоящее решение суда в течение одного месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течении двух месяцев в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), жалобы подаются через арбитражный суд Смоленской области.

Судья В.А. Печорина