АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
28.02.2024 Дело № А62-9902/2023
Резолютивная часть решения оглашена 20.02.2024
Полный текст решения изготовлен 28.02.2024
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Еремеевой В.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Смоленской области (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; ИНН <***>)
о взыскании средства гранта в сумме 368 730 рублей,
при участии:
от истца: ФИО2, представитель по доверенностям (паспорт), ФИО3, заместитель министра (удостоверение),
от ответчика: ФИО4, адвокат (ордер).
УСТАНОВИЛ:
как усматривается из материалов дела, в рамках областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области», утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 928, и постановлением Администрации Смоленской области от 23.05.2019 № 313 «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап» в рамках реализации областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия в Смоленской области» крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям на их создание и (или) развитие и Положения о порядке проведения конкурсного отбора на предоставление грантов «Агрэстартап» в рамках реализации областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям на их создание и (или) развитие» (в редакции от 11.04.2022 № 226) (далее - постановление № 313, Положение о порядке предоставления грантов «Агростартап», Положение о порядке проведения конкурсного отбора) 27.05.2022 состоялся конкурс на предоставление грантов «Агростартап», по результатам которого индивидуальный предприниматель ФИО1 был признан победителем.
Во исполнение постановления № 313 между Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию и индивидуальным предпринимателем ФИО1 было заключено соглашение о предоставлении из бюджета Смоленской области грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 15.06.2022 № 30-2022-001781 (далее - Соглашение).
В соответствии с п. 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.2 Соглашения грант предоставляется на достижение результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», реализации проекта создания и(или) развития хозяйства по направлению овощеводство и финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 Соглашения.
Согласно приложению №1 Соглашения в перечень затрат включена покупка сельскохозяйственной техники и оборудования, а именно, трактора «Беларус-32.1» и бороны дисковой 2400N.
Пункт 4.3.13.1 Соглашения устанавливает, что грантополучатель должен представлять в Управление Федерального казначейства по Смоленской области документы, подтверждающие санкционирование операций со средствами участников казначейского сопровождения.
Согласно п. 21 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения», для санкционирования целевых расходов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, участник казначейского сопровождения вместе с распоряжением на оплату целевых расходов представляет в соответствии с настоящим пунктом в территориальный орган Федерального казначейства государственный (муниципальный) контракт, контракт (договор) и документы- основания.
Согласно условиям Соглашения ИП ФИО1 был выплачен грант «Агростартап» в размере 2 618 730 руб., в том числе из федерального бюджета - 2 540 168,1 руб., из областного бюджета - 78 561,9 руб. (платежное поручение № 658 от 22.06.2022).
В соответствии с планом расходов за счет гранта «Агростартап» ИП ФИО1 планировалось приобретение:
- трактора «Беларус-82.1» 1 ед. стоимостью 2 500 000 руб., из них средства гранта - 2 250 000 руб.,
- бороны дисковой навесной 2400N в количестве 1 ед. стоимостью 409700 руб., из них средства гранта 368 730 руб.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап», пунктом 4.3.9.1 Соглашения Ответчиком 04.10.2022 (вх. № 01-08442) в Департамент представлен отчет о расходовании гранта и собственных, заемных средств и пакет документов, подтверждающих произведенный расход средств гранта.
Согласно представленным документам и данным отчета (договор поставки от 08.09.2022 № 260, счет на оплату от 08.09.2022 № 1078, акт приема-передачи товара от 14.09.2022, акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), универсальный передаточный документ от 14.09.2022 № 3590) Ответчиком были приобретены трактор «Беларус 82.1» и борона навесная 2400N.
По результатам проверки подтверждающих расходование средств гранта документов Департаментом было установлено, что ФИО1 приобретена борона модернизированная БМ-2,4х2н, год выпуска 2021, зав. N 22191.
Ответчик указал на то, что между ним (Покупатель) и ООО «ИМПУЛЬСПРО» (Поставщик) был заключен договор поставки от 08.09.2022 № 260, предметом которого была поставка сельскохозяйственной техники: Трактор Белорус - 82.1 и Борона модернизированная навесная с планчатым катком модели БМ-2,4х2Н на общую сумму 2 618 730 рублей. Перечисление оплаты по договору было отклонено Управлением Федерального казначейства по Смоленской области в связи с несоответствием модели бороны в перечне затрат и фактической модели бороны, прописанной в договоре.
Истец указал, что ФИО1 ввел в заблуждение Министерство и Управление Федерального казначейства по Смоленской, указав в договоре поставки модель бороны в перечне затрат бороны дисковой 2400N, фактически приобретя борону дисковую БМ-2,4х2Н.
Истец полагает, что указанная модель фактически приобретенной бороны не соответствует плану расходов, а также договору поставки от 08.09.2022 № 260, счету на оплату от 08.09.2022 № 1078, акту приема-передачи товара от 14.09.2022, акту о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), УПД от 14.09.2022 № 3590, чем нарушены условия, предусмотренные пунктом 13 Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап».
Руководствуясь п. 4.2.1, 7.3, 4.4.1 Соглашения и п. 15 постановления № 313, ответчик должен был направить письменное обращение в произвольной форме в адрес Министерства с предложением о внесении изменений в перечень затрат (приложение № 1), являющееся неотъемлемой частью заключенного Соглашения, в части замены модели бороны дисковой с 2400N на БМ-2,4х2Н и обоснование причин внесения указанных изменений.
В связи с невыполнением Ответчиком условий постановления № 313 и Соглашения Истцом в адрес Ответчика было направлено требование от 05.05.2023 № 28/1230 о возврате в областной бюджет средств гранта «Агростартап», предоставленного на создание и (или) развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в котором Ответчику предложено в 30-дневный срок с момента получения требования вернуть на лицевой счет Департамента средства гранта.
Средства гранта в бюджет Ответчиком не возвращены.
Истец указал, в том числе на следующее.
Данные бороны, имея схожие характеристики и функциональность, также имеют существенные различия (сравнение борон прилагается). Кроме того, борона дисковая БМ-2,4х2Н предназначена преимущественно для зерновых, кукурузы, подсолнечника, а борона дисковая 2400N подходит для использования при посадке мелкосеменных культур.
Борона БД 2,4х2Н имеет ряд различий в технических характеристиках с бороной дисковой 2400N, в связи с чем стоимость бороны БД 2,4х2Н на 30% ниже стоимости бороной дисковой 2400N.
Факт нарушения п.1.2 Соглашения, а также невыполнения условий соглашения был выявлен в результате проверки документации и отчета, предоставленного 04.10.2022 (вх. № 01-08442), о расходовании средств гранта и представлении пакета подтверждающих документов.
Установлено несоответствие модели, фактически находящейся в распоряжении у ФИО1, модели бороны той, которая заявлена в плане расходов.
В адрес истца 18.11.2022 было направлено письмо о выявлении несоответствий в полученном отчете и требование вернуть стоимость бороны в размере 368 730 рублей в добровольном порядке на счет Министерства.
Заявление о внесении изменений в план расходов необходимо было представить в срок не позднее 31.03.2023, однако в нарушение п. 15 Положения о порядке предоставления грантов, ответ на данное письмо был получен Министерством только 05.04.2023 вх. № 01-03486.
В своем ответе ответчик пояснил причину покупки другой модели бороны и просил рассмотреть возможность внесения изменений в план расходов.
В связи с тем, что заявление о внесении изменений в план расходов было представлено в нарушение п. 15 после 31.03.2023, заявление ответчика о внесении изменений в план расходов не могло быть положительно рассмотрено.
Ответчик в обоснование возражений указал на следующее.
В мае 2022г. для составления бизнес - плана для принятия участия в конкурсном отборе на предоставление гранта «Агростартап» ИП ФИО1 обратился АНО «Центр Сельскохозяйственного консультирования», где при разработке плана была подобрана необходимая сельскохозяйственная техника с указанием характеристик, моделей и стоимости. В дальнейшем, сведения из указанного бизнес-плана легли в основу предоставленного - 27.05.2022г. ИП ФИО1 в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Смоленской области плана расходов за счет гранта «Агростартап».
К моменту приобретения техники за счет средств гранта выяснилось, что борона навесная модели 2400N снята с производства,
Производитель ООО «ВЕЛЕСЮГАГРО» представил коммерческое предложение на поставку бороны модернизированной навесной с планчатым катком модели БМ-2,4х2Н с улучшенными характеристиками в сравнении с моделью 2400N и с аналогичной стоимостью.
ИП ФИО1 (Покупатель) и ООО «ИМПУЛЬСПРО» (Поставщик) заключили договор поставки от 08 сентября 2022 года № 260 сельскохозяйственной техники: Трактор Белорус - 82.1 и Борона модернизированная навесная с планчатым катком модели БМ-2,4х2Н на общую сумму 2 618 730 рублей.
В процессе оплаты выяснилось, что для проведения Управлением Федерального казначейства по Смоленской области платежа по Договору поставки, в нем и иных платежных документах сторонам Договора необходимо указать название Товара как указанно в плане расходов за счет гранта, а именно: Борона дисковая навесная 2400N. В противном случае, такая оплата не пройдет.
В связи с чем, в Договор поставки сторонами были внесены изменения на модель Бороны дисковой навесной 2400N. А по факту была приобретена Борона модернизированная навесная с планчатым катком модели БМ- 2,4х2Н, за средства гранта в сумме 368 730 рублей (сообщение от ООО «ИМПУЛЬСПРО» от 19.12.2023).
После получения средств гранта и приобретения сельскохозяйственной техники, ИП ФИО1 обратился в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Смоленской области в устной форме с разъяснением сложившейся ситуации по изменению модели сельскохозяйственной техники (бороны) в представленных им документах. В подтверждение обоснованности своих действий представил документ от производителя, подтверждающий снятия с производства модели спорной бороны. Сотрудники Департамента документы приняли, однако пояснили, что, по их мнению, несоответствие модели техники в документах является формальностью.
18.11.2022г. Департамент направил ИП ФИО1 письмо о проведенной проверке, в ходе которой выяснилось о несоответствии модели фактически полученной бороны, бороне, указанной в документах.
05.04.2023г. ИП ФИО1 направил письменное обращение начальнику Департамента сельского хозяйства и продовольствия Смоленской области о рассмотрении вопроса о возможности замещения модели бороны в условиях Договора, с указанием на существенные обстоятельства (отсутствие указанной модели в наличии на момент приобретения; избежание срыва уборочных работ осенью и посевных работ будущей весной).
Обращение ИП ФИО1 рассмотрено не было, в то время как все технические характеристики и стоимость обеих моделей бороны идентичны.
Из представленной Ответчиком в адрес Истца отчетности следует, что деятельность ИП ФИО1 по выращиванию сельскохозяйственной продукции функционирует, сельхозтехника приобретена, рабочие места созданы, прирост продукции имеется.
Ответчиком подтверждены финансовые затраты на определённые в представленном плане расходования целевых средств на приобретение сельскохозяйственной техники (в частности, бороны модернизированной навесной), а именно, фактом ее наличия и использования в предпринимательских целях.
Согласно письменным пояснениям ООО «ВЕЛЕСЮГАГРО» производителя бороны модернизированной навесной БМ-2,4х2Н от 09.02.2024 у борон не имеется существенных различий.
Доказательств нецелевого расходования Ответчиком средств гранта не установлено.
Поскольку денежные средства Ответчиком потрачены по целевому назначению, факты нарушения пунктов 1.2, 4.2.1, 7.3, 4.4.1 Соглашения от 15.06.2022 не могут являться существенными, оснований для возврата полученных средств гранта в заявленном размере не имеется.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы, доводы представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти (государственных органов) и иных организаций, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи;
3) из местного бюджета - в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи.
В силу подпунктов 3, 3.1 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на создание собственного бизнеса.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области", утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 928, Администрацией Смоленской области вынесено постановление от 23.05.2019 N 313 "Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов "Агростартап" в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям на их создание и (или) развитие и Положения о порядке проведения конкурсного отбора на предоставление грантов "Агростартап" в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям на их создание и (или) развитие".
Положение устанавливает условия, цели и порядок предоставления грантов "Агростартап" в рамках реализации областной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" (далее - Программа) крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям для софинансирования их затрат в целях достижения результатов реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" на территории Смоленской области.
Целями предоставления гранта "Агростартап" является софинансирование затрат на реализацию проекта "Агростартап", разработанного в целях реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (п. 4 Положения).
В соответствии с пунктом 13 Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап» расходование средств гранта «Агростартап» осуществляется в соответствии с планом расходов.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 14 Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап» в случае нарушения грантополучателем условий, установленных при его предоставлении гранта «Агростартап», а также в случае использования средств гранта «Агростартап» на цели, не предусмотренные пунктом 4 Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап», средства гранта «Агростартап» подлежат добровольному возврату на лицевой счет Департамента, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в размере, составляющем сумму нецелевого использования, в течение 30 календарных дней со дня получения требования Департамента о возврате средств гранта «Агростартап», направленного в письменной форме.
При отказе от добровольного возврата гранта "Агростартап" его возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 15 Положения внесение изменений в плановые значения показателей деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального предпринимателя возможно при недостижении плановых показателей деятельности проекта "Агростартап" при условии предварительного согласования с Департаментом в случае направления крестьянским (фермерским) хозяйством или индивидуальным предпринимателем письменного обращения в произвольной форме в адрес Департамента с обоснованием причин внесения указанных изменений. При этом крестьянское (фермерское) хозяйство, индивидуальный предприниматель обязуются представить до 1 апреля года, следующего за годом, в котором плановый показатель деятельности не был исполнен, письменное обоснование недостижения плановых показателей деятельности, содержащее обоснование причин внесения изменений в плановые значения показателей деятельности.
Согласно пункту 17 Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап» для подтверждения целевого использования гранта «Агростартап» победитель конкурсного отбора на протяжении 18 месяцев со дня поступления средств на его счет представляет в Департамент ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, заверенные победителем конкурсного отбора и печатью (при наличии) копии документов, подтверждающих затраты, произведенные в отчетном квартале, в соответствии с перечнем документов, подтверждающих целевое использование гранта «Агростартап».
Согласно пункту 18 Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап» в целях контроля за целевым и эффективным расходованием гранта «Агростартап» и достижении значений показателей, победитель конкурсного отбора обязан со дня поступления средств на счет представлять в Департамент отчетность по утвержденным формам, согласно приложений № 3 и 4 заключенного Соглашения, а именно, в течение 18 месяцев, ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет о расходовании средств в рамках проекта «Агростартап», отчет о расходовании части средств гранта.
В соответствии с планом расходов за счет гранта «Агростартап» ИП ФИО1 планировалось приобретение бороны дисковой навесной 2400N.
ФИО1 приобретена борона модернизированная БМ-2,4х2н, год выпуска 2021, зав. N 22191.
Согласно пояснениям специалиста ФИО5, работающего по совместительству агрономом у ИП ФИО1, борона, указанная в плане расходов, и приобретенная ИП ФИО1, по назначению одинаковые, взаимозаменяемые, производительность примерно одинаковая. В плане расходов определена только ширина захвата, на производительность урожайности влияния не оказывает (протокол судебного заседания от 12.02.2024).
Согласно пояснениям производителя бороны модернизированной навесной БМ-2,4х2Н ООО «ВЕЛЕСЮГАГРО» от 08.02.2024 борона дисковая навесная 2400N снята с производства в 2022 году. Борона модернизированная навесная БМ-2.4х2Н имеет аналогичное функциональное назначение, при этом обладает улучшенными техническими характеристиками, ширина захвата 2400 мм.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено правовое основание возврата использованной субсидии - субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления.
При этом нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.
Положение определяет правила, условия, порядок и цели предоставления субсидий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе постановление от 24.05.2001 N 8-П, определение от 17.07.2012 N 1286-О), в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В плане расходов указана не модель бороны, а ширина захвата, без конкретизации технических характеристик.
Несоответствие модели, приобретенной ФИО1 (БМ-2,4х2н, год выпуска 2021, зав. N 22191), модели бороны, заявленной в плане расходов (дисковая навесная 2400N), не установлено.
Ширина захвата приобретенной предпринимателем бороны соответствует ширине захвата бороны, указанной в плане расходов.
Соответственно, нарушение положения пункта 13 Положения о порядке предоставления грантов, при наличии которого бюджетные средства подлежат возврату, не доказано.
В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать объяснения. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. При этом согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Субсидия представляет собой безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом установленных условий возврата субсидии, при отсутствии доказательств нарушения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, при целевом использовании субсидии основания для возврата выделенных денежных средств отсутствуют.
Других доказательств, подтверждающих наличие оснований для возврата денежных средств, в материалы дела не представлено.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья В. И. Еремеева