ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-10079/15 от 25.05.2016 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                                      Дело № А63- 10079/2015

31 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2016 года.

                                              Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Ермиловой Ю.В.,                  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воропиновым А.В.,                                                                                                                                         рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Птицекомбинат», г. Невинномысск, ОГРН <***>, к министерству сельского хозяйства Ставропольского края,  г. Ставрополь,

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, Министерство финансов Ставропольского края, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

о признании незаконным действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, выразившиеся в незаконном удержании и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по кредитному договору от 19.04.2010 <***> частично за период с апреля 2010 года по ноябрь 2015 года в размере 8 897 085,15 руб., из них за счет средств краевого бюджета в размере 1 364 938,70 руб.; за счет средств федерального бюджета в размере 7 532 146,45 руб.;

об обязании министерства сельского хозяйства Ставропольского края выплатить образовавшуюся перед ООО «Птицекомбинат» задолженность по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по кредитному договору    <***> от 19.04.2010 частично за период с апреля 2010 года по ноябрь 2015 года в размере 8 897 085,15 руб. из них за счет средств краевого бюджета в размере 1 364 938,70 руб.; за счет средств федерального бюджета в размере 7 532 146,45 руб.;

о признании незаконным действия министерства сельского хозяйства Ставропольского края, выразившиеся в незаконном отказе в выплате и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за период с 07.06.2013  по 30.11.2015 по кредитному договору <***> от 24.05.2014 на общую сумму 112 621 977, 78 руб. из них за счет средств краевого бюджета в размере 33 593 285,07 руб.; за счет средств федерального бюджета в размере 79 028 692,71 руб.;

об обязании министерство сельского хозяйства Ставропольского края выплатить образовавшуюся перед ООО «Птицекомбинат» задолженность по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов за период с 07.06.2013  по 30.11.2015  по кредитному договору <***> от 24.05.2014 на общую сумму 112 621 977, 78 руб., из них из средств краевого бюджета в размере 33 593 285,07 руб.; из федерального бюджета в размере 79 028 692,71 руб.;

о признании незаконными действий министерства сельского хозяйства Ставропольского края, выразившиеся в незаконном отказе в выплате и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам <***> от 18.02.2008; № 10087 от 05.08.2008; № 10094 от 30.10.2008; № 10100 от 17.03.2009; № 10105 от 24.04.2009 за период с января 2015 года по апрель 2015 года в размере 8 662 958,68 руб.;

о признании незаконным Уведомления министерства сельского хозяйства Ставропольского края об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах № 18 от 15.05.2015.

при участии представителя заявителя ФИО1, доверенность от 17.06.2015 №94, ФИО2, доверенность от 04.09.2015 №157, ФИО3, доверенность от 29.09.2015 №166, представителей заинтересованного лица З., доверенность от 20.07.2015 №12, ФИО4, доверенность № 01-18-41/5481 от 30.09.2015, представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае ФИО5, доверенность от 25.05.2015 №7, представителя Министерства финансов Ставропольского края ФИО6, доверенность №36-22-04/11 от 11.01.2016, в отсутствии представителя Министерства сельского хозяйства РФ,

УСТАНОВИЛ:

         общество  с ограниченной ответственностью «Птицекомбинат» (далее – заявитель, ООО «Птицекомбинат», общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее – заинтересованное лицо, министерство) с заявлением о признании незаконным действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, выразившиеся в незаконном удержании и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по кредитному договору от 19.04.2010 <***> частично за период с апреля 2010 года по ноябрь 2015 года в размере 8 897 085,15 (восемь миллионов восемьсот девяносто семь тысяч восемьдесят пять) руб.15 коп., из них:  из средств краевого бюджета в размере 1 364 938 руб.70 коп.; из средств федерального бюджета в размере 7 532 146 руб.45 коп.;

об обязании министерства сельского хозяйства Ставропольского края выплатить образовавшуюся перед ООО «Птицекомбинат» задолженность по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по кредитному договору от 19.04.2010 <***> частично за период с апреля 2010 года по ноябрь 2015 года в размере 8 897 085,15 (восемь миллионов восемьсот девяносто семь тысяч восемьдесят пять) руб.15 коп. из них: из средств краевого бюджета в размере 1 364 938 руб.70 коп.;  из средств федерального бюджета в размере 7 532 146 руб.45 коп.;

 о признании незаконным действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, выразившиеся в незаконном отказе в выплате и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за период с 07.06.2013 по 30.11.2015 по кредитному договору от 24.05.2014  № 0013,00105 на общую сумму 112 621 977 (сто двенадцать миллионов шестьсот двадцать одна тысяча девятьсот семьдесят семь) руб. 78 коп., из них: из средств краевого бюджета в размере 33 593 285 руб. 07 коп.;  из федерального бюджета в размере 79 028 692 руб. 71 коп.;

об обязании Министерство сельского хозяйства Ставропольского края выплатить образовавшуюся перед ООО «Птицекомбинат» задолженность по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов за период с 07.06.2013 по 30.11.2015 по кредитному договору от 24.05.2014 <***> на общую сумму 112 621 977 (сто двенадцать миллионов шестьсот двадцать одна тысяча девятьсот семьдесят семь) руб. 78 коп., из них: из средств краевого бюджета в размере 33 593 285 руб. 07 коп.; из федерального бюджета в размере 79 028 692 руб. 71 коп.;

о признании незаконными действия Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, выразившиеся в незаконном отказе в выплате и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам  от 18.02.2008 <***>; от 05.08.2008 № 10087; от 30.10.2008 № 10094; от 17.03.2009 № 10100; от 24.04.2009 № 10105 за период с января 2015 года по апрель 2015 года в размере 8 662 958,68 (Восемь миллионов шестьсот шестьдесят две тысячи девятьсот пятьдесят восемь) руб. 68 коп.;

о признании незаконным Уведомление Министерства сельского хозяйства Ставропольского края об отказе: в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах № 18 от 15.05.2015.

            В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству заявителя и заинтересованного лица судом привлечены Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, министерство финансов Ставропольского края, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

После принятия к производству настоящего дела в декабре 2015 года Министерством выплачены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам от 18.02.2008 <***>; от 05.08.2008 № 10087; от 30.10.2008 № 10094; от 17.03.2009 № 10100; от 24.04.2009 № 10105.

По договорам об открытии невозобновляемых кредитных линий от 19.04.2010 <***> и от 24.05.2013 <***> требования общества о выплате субсидий не удовлетворены министерством.

В силу пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом уточнены требования, представлен отказ от иска в части возложения обязанностей на министерство выплатить субсидии на возмещение части затрат по процентам по кредитным договорам от 18.02.2008 <***>, от 05.08.2008 №10087, от 30.10.2008 №10094, от 17.03.2009 № 10100, от 24.04.2009 № 10105, от 19.04.2010 <***> за период с мая 2013 года по апрель 2015 года в размере 33 496 073,88 руб., в том числе из средств федерального бюджета - 29 297016,92 руб., из средств краевого бюджета - 4 199 056,96 руб.

         Представленный отказ принят судом, дело рассматривается с учетом частичного отказа от иска.

В судебном заседании представитель заявителя просил суд удовлетворить уточненные требования с учетом заявленного в порядке статьи 49 АПК РФ отказа от части требований в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему.

Министерство сельского хозяйства просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Третьи лица поддержали доводы заинтересованного лица.

Всесторонне и полно изучив материалы дела, выслушав представителей сторон,  суд находит требования заявителя в части подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственность «Птицекомбинат» в период с 2008 года по настоящее время является получателем бюджетных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам как из федерального, так и из регионального бюджета. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам предоставляются Министерством сельского хозяйства Ставропольского края, в том числе: по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 19.04.2010 <***>, по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 24.05.2013 <***>.

Обществом в рамках действующего инвестиционного проекта «Реконструкция производственных помещений (мясохладобойня) ООО «Птицекомбинат», город Невинномысск, 19 апреля 2010 года заключен кредитный договор <***> с Акционерным коммерческим Сберегательным банком СБ РФ. Цель кредита определена как на финансирование затрат, связанных с реконструкцией производственных помещений (мясохладобойни) ООО «Птицекомбинат» <...>, приобретение оборудования, спецтехники и спецтранспорта в рамках проекта «2-я очередь».

В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Целевое использование кредитных средств на строительство и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию осуществляется в соответствие со сметой по строящемуся и (или) реконструируемому  и (или) модернизируемому объекту.

Бюджетным кодексом к основным принципам бюджетной системы Российской Федерации отнесены, в частности, принцип эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38).

Судом установлено, что Проект реконструкции производственных помещений мясохладобойни, приобретения оборудования, спецтехники и спецтранспорта в рамках проекта «2 очередь» получил положительное заключение экспертизы  и  прошел отбор на Комиссии по координации вопросов кредитования АПК в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, после чего включен в Перечень инвестиционных проектов для предоставления в 2010 года субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в кредитных организациях, превышающих 150 миллионов рублей.

В сводно-сметную документацию единого инвестиционного проекта, а также в предмет кредитного договора от 19.04.2010 <***> обществом включены строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, спецтехники и спецтранспорта (в том числегрузовых седельных тягачей MAN TGA в количестве десяти единиц), участвующих в осуществлении производственного технологического процесса в рамках проекта «2 очередь». Данные транспортные средства были включены в локальный сметный расчет ЛС 5-1 (локальная смета) на транспорт и спецтехнику в составе сводной сметы на реконструкцию и модернизацию объекта. Исключений каких-либо позиций по смете затрат, составленной на реконструкцию производственных помещений (мясохладобойня) ООО «Птицекомбинат», нормативными документами не предусмотрено.

Согласно заданию на проектирование и письму-заявке в разработке проекта ООО «Птицекомбинат» учитывал особенности тягачей, которые используются в процессе доставки птицы с площадки по выращиванию до цеха убоя, а именно, особенности расположения отделений приемки птицы и корпусов на площадках выращивания, а также угол разворота тягача должен составлять не более 8,3 метра.

В соответствии с приложением № 5 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1, к оборудованию могут относиться – технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами функции связи и контроля.

Главой 5 проекта «Объекты  транспортного хозяйства и связи» сводного сметного расчета стоимости строительства объекта «Реконструкция производственных помещений (мясохладобойня) ООО «Птицекомбинат» <...> (2-я очередь)» - в рамках технологического процесса предусмотрена закупка автотранспорта, а именно, тягачей марки MAN в количестве 10 штук.

Проект реконструкции производственных помещений мясохладобойни, приобретения оборудования, спецтехники и спецтранспорта в рамках проекта «2 очередь» получил положительно заключение экспертизы и  прошел отбор на Комиссии по координации вопросов кредитования АПК в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и был включен в Перечень инвестиционных проектов для предоставления в 2010 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в кредитных организациях, превышающих 150 миллионов руб. (протокол от 21.05.2010 № 6).

Выплата субсидий в полном объеме в рамках вышеуказанного инвестиционного проекта осуществлялась министерством в период с апреля 2010 года по сентябрь 2013 года.

В адрес общества 18.07.2013 поступило письменное уведомление от министерства (исх. № 05-18-41/3718), в котором было указано, что субсидирование приостановлено до окончательного выяснения вопроса с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Основанием приостановки субсидирования стало заключение ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае, согласно которому возмещению затрат на уплату процентов, подлежат кредитные средства, затраченные на приобретение спецтехники и спецтранспорта, только отечественного производства в соответствии с Перечнем.

По мнению общества, действия Министерства, выразившиеся в одностороннем перерасчете в 2013 году субсидий и их удержании, а также самостоятельном изменении остатка ссудной задолженности, из которой исчисляется размер субсидий, являются прямым нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы общества.

В материалы дела министерством предоставлена Справка проверки отдельных вопросов использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края за 2012 год от 09.07.2013 год, согласно которой была установлена неправомерная выплата министерством средств субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 1 305 941 руб. 52 коп., за счет принятия к субсидированию части кредита,  использованной на приобретение иностранной техники.

Министерством подтверждено, что на основании указанной справки выплата субсидий была приостановлена. Также министерством самостоятельно произведен перерасчет начисляемых субсидий с учетом ранее выплаченных субсидий в период с апреля 2010 года по сентябрь 2013 года.  

Однако в соответствии с представленным в материалы дела отзывом Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае следует, что согласно проведенной  проверки использования бюджетных средств был установлен факт предоставления в 2012 года министерством субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов в размере 1 305 941, 52 руб.  Заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края ФИО7, в своей пояснительной записке подтвердила целевое использование кредита, согласно сводной сметы, а также, что транспортные средства были включенные в локальный сметный расчет № ЛС 5-1 (локальная смет) на транспорт и спецтехнику  в составе сводной сметы на реконструкцию и модернизацию объекта. Исключение каких-либо позиций по смете затрат, составленной на строительство и (или) реконструкцию и (или) модернизацию объекта нормативными документами не предусмотрено.

Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае указало в своем отзыве на то, что не давало каких-либо заключений о том, что возмещению затрат на уплату процентов подлежат кредитные средства затраченные на приобретение спецтехники и спецтранспорта, только отечественного производства в соответствии с Перечнем.

В материалы дела Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае представлены и судом приобщены к материалам рассматриваемого дела Акт от 16.07.2013 и справка от 09.07.2013 г. проверки использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в Министерстве сельского хозяйства за 2012 год.

Согласно указанному акту проверки, нарушений в части выплаты субсидий на уплату процентов по кредитному договору от 19.04.2010 <***>, в том числе, на приобретение грузовых седельных тягачей MAN TGA в количестве 10 (десяти) единиц, не выявлено. 

В соответствии со статьей 33 Административного регламента предоставления министерством сельского хозяйства Ставропольского края государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» основания для приостановления предоставления государственной услуги нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края не предусмотрены. Однако министерство сельского хозяйства в нарушение статьи 33 Административного регламента предоставления министерством сельского хозяйства Ставропольского края государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» утвержденного приказа Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 16 апреля 2012 года № 121 приостановило выплаты субсидий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Представление и (или) предписание об устранении нарушений при выплате субсидий ООО «Птицекомбинат» не составлялись и не вручались. Таким образом, министерство своими действия нарушило нормы бюджетного законодательства в части выплаты субсидий на возмещение затрат ООО «Птицекомбинат» на уплату процентов по кредитам на приобретение спецтехники, а именно автомобилей MAN

Однако, заявляя требования о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в незаконном отказе в выплате и не перечислении с 2013 года субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, общество не учло следующее.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно пункту 21 Административного регламента предоставления министерством сельского хозяйства Ставропольского края государственной услуги «Предоставление за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 16.04.2012 № 121 (далее - Административный регламент), государственная услуга по предоставлению рассматриваемой субсидии,  оказывается в течение 14 рабочих дней со дня регистрации документов, предусмотренных пунктом 24 Административного регламента, заявители за предоставлением государственной услуги могут обращаться не позднее 17 декабря текущего года.

В соответствии с пунктом 22  Административного регламента срок выдачи (направления) заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причины отказа составляет 1 рабочий день со дня принятия решения.

 Согласно пункту 33 Административного регламента  основания для приостановления предоставления государственной услуги нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 81 Административного регламента  в любое время с момента регистрации документов в министерстве заявитель имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися его рассмотрения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно  пункту 84  Административного регламента  заявитель может обратиться с жалобой на решения и действия (бездействие) министерства, должностных лиц, государственных гражданских служащих министерства, участвующих в предоставлении государственной услуги (далее соответственно - должностные лица, жалоба), в досудебном (внесудебном) и судебном порядке. Жалоба может быть подана заявителем или его уполномоченным представителем в письменной форме, на русском языке на бумажном носителе почтовым отправлением либо в электронном виде, а также при личном приеме заявителя или его уполномоченного представителя:

на имя Губернатора Ставропольского края, в случае если обжалуются решения министра;

в министерство, в случае если обжалуются решения и действия (бездействие) министерства, должностных лиц;

через многофункциональный центр, который обеспечивает ее передачу в министерство, а в случае подачи жалобы на имя Губернатора Ставропольского края - в аппарат Правительства Ставропольского края.

Согласно пункту 85 Административного регламента  предметом досудебного (внесудебного) порядка обжалования являются решения и действия (бездействие), осуществляемые должностным лицом в ходе предоставления государственной услуги на основании  Административного регламента.

В соответствии с пунктами 95 и 96  Административного регламента заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, а также заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в  случае нарушения срока предоставления государственной услуги

Таким образом, в соответствии с Административным регламентом после истечения ограничительных сроков, предусмотренных пунктом 21 и 22 Административного регламента заявитель  был вправе обратиться с жалобой  о нарушении срока предоставления государственной услуги.

В части обжалования действий министерства о приостановлении выплаты субсидии и удержании субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, израсходованным на приобретение тягачей седельных MANTGA, срок обжалования действий министерства сельского хозяйства Ставропольского края, связанных с приостановлением выплаты субсидий  ООО «Птицекомбинат» пропущен, поскольку министерством сельского хозяйства Ставропольского края  сообщено обществу о приостановлении выплаты субсидии 18.07.2013. Субсидии не выплачивались обществу министерством с октября 2013 года. Министерство сельского хозяйства Ставропольского края в апреле 2014 года произвело перерасчет и удержало сумму из причитающейся суммы субсидий, что не оспаривается, но прямо подтверждено обществом в исковом заявлении (абзацы 9-11 лист 3 заявления ООО «Птицекомбинат» о признании незаконным действия (бездействия) министерства и об обязании выплатить образовавшуюся задолженность. Следовательно, общество знало о нарушении своих прав, выразившихся в приостановлении выплаты субсидий с 18.07.2013, перерасчете суммы субсидий с апреля 2014 года. Заявление о признании незаконными действий подано обществом в арбитражный суд лишь 26.08.2015.

ООО «Птицекомбинат» не обращался в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, также не приведены доказательства уважительности пропуска указанного срока.

При обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением общество пропустило срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Доводов, опровергающих возражения заинтересованного лица и министерства финансов Ставропольского края о пропуске срока для обращения в суд с заявлением признании незаконными действий Министерства, выразившихся в незаконном отказе в выплате и не перечислении с 2013 года субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, о перерасчеты суммы субсидий с апреля 2014 года, и об отсутствии уважительных причин, в исковом заявлении, дополнении к нему, не содержится.

Однако требования, выраженные в обязании министерства выплатить субсидии на уплату процентов по кредитному договору от 19.04.2010 <***>, суд находит подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.

В материалы дела Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее – ТУ Росфиннадзора) представлены и судом приобщены к материалам рассматриваемого дела Акт от 16.07.2013 и справка от 09.07.2013 проверки использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в Министерстве сельского хозяйства за 2012 год.

Согласно указанному акту проверки, нарушений в части выплаты субсидий на уплату процентов по кредитному договору от 19.04.2010 <***>, в том числе, на приобретение грузовых седельных тягачей MAN TGA в количестве 10 (десяти) единиц, не выявлено.

С октября 2013 года министерство прекратило выплаты  субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по вышеуказанному инвестиционному договору. Возобновились платежи только с апреля 2014 года. При этом  выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов  на приобретение 7 (семи) единиц спецтранспорта министерством частично приостановлена. По оставшимся 3 (трем) единицам спецтранспорта министерство продолжало выплачивать субсидии в полном объеме.

В нарушение действующего законодательства министерство самостоятельно в одностороннем порядке в апреле 2014 года произвело перерасчет причитающихся обществу субсидий на сумму выплаченных ранее субсидий в период с апреля 2010 года по март 2014 года на возмещение части затрат на уплату процентов  на приобретение 7 (семи) единиц спецтранспорта и удержало сумму из причитающейся суммы субсидии.

В дальнейшем, начиная с мая 2014 года, министерство в одностороннем порядке уменьшило подаваемые обществом расчеты субсидий на сумму субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов  на приобретение 7 (семи) единиц спецтранспорта.

Так, по состоянию на 30.11.2015 сумма удержанных и недополученных субсидий составила 8 897 085,15  руб., из них: из средств краевого бюджета - 1 364 938,70 руб.; из средств федерального бюджета - 7 532 146,45 руб.

В период с 10.03.2015 по 17.03.2015 в обществе специалистами ТУ - Росфиннадзора проведена выездная проверка, целью которой являлась проверка целевого использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году в рамках Государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

По результатам проведенной проверки 26.03.2015 специалистами ТУ -Росфиннадзора составлен акт, согласно которому нарушений использования обществом средств федерального бюджета не выявлено. Специалистами ТУ - Росфиннадзора в Ставропольском крае установлено, что разработка инвестиционного проекта проведена с учетом технических особенностей автотранспорта марки MAN TGA и все автотранспортные средства в количестве 10 единиц (тягачи марки MAN TGA) вошли в одобренный проект и составили единый технологический процесс производства.

Согласно уведомлению (исх. № 18) от 15.05.2015 министерством отказано в предоставлении обществу субсидий на возмещении части затрат на уплату процентов за период с января 2015 года по апрель 2015 года по шести кредитным договорам. Основанием отказа послужило наличие просроченной задолженности по налогам и сборам.

Согласно уведомлению (исх. № 1818-41/4832) министерством вновь отказано обществу в предоставлении субсидий на возмещении части затрат на уплату процентов по шести кредитным договорам, в том числе, и по кредитному договору от 19.04.2010                  <***> за период с 01.05.2015 по 31.07.2015 по основанию, связанному с наличием просроченной задолженности по налогам и сборам.

В декабре 2015 года обществом в министерство представлена справканалогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам, в связи с чем произведена уплата по субсидиям на возмещении части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, указанным в уведомлениях от 15.05.2015 № 18 и от 28.08.2015 № 1818-41/4832, за исключением договоров <***> от 24.05.2013 и <***> от 19.04.2010.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Как указано выше, законодательством Российской Федерации и Ставропольского края не установлено право министерства на удержание ранее выплаченных субсидий и самостоятельное изменение остатка судной задолженности, из которой исчисляется размер субсидий.

 Суд не принимает доводы министерства сельского хозяйства Ставропольского края и министерства финансов Ставропольского порядка о нецелевом характере использования обществом кредита на покупку транспортных средств MAN в связи со следующим.  

Согласно заданию на проектирование и письму-заявке ООО «Птицекомбинат» в разработке проекта просил учесть особенности тягачей, которые используются в процессе доставки птицы с площадки по выращиванию до цеха убоя, а именно особенности расположения отделений приемки птицы и корпусов на площадках выращивания, а также угол разворота тягача должен составлять не более 8,3 метра.

Согласно пояснительной записке к проектной документации указано: «доставка живой птицы к цеху производится в контейнерах на автомобилях MAN с углом разворота не более 8,3 м.».

В соответствии с приложением № 5 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, к оборудованию могут относиться – технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами функции связи и контроля.

Согласно проекту объекта «Реконструкция производственных помещений (мясохладобойня) ООО «Птицекомбинат» <...> (2-я очередь)» - в рамках технологического процесса предусмотрена закупка автотранспорта, а именно тягачей марки MAN в количестве 10 штук.

Автомобили приобретены согласно договоров поставок автотранспортных средств   №АР-12/10от 21.04.2010, № АР-13/10 от 21.04.2010, № АР-53/10 от 07.06.2010. Автотранспортные средства оплачены, получены обществом  и поставлены на учет, что подтверждено представленными в материалы дела документами.

Выплата субсидий в полном объеме в рамках вышеуказанного инвестиционного проекта осуществлялась Министерством в период с апреля 2010 года по сентябрь 2013 года.

Как указано обществом, 18.07.2013 в адрес общества поступило письменное сообщение от министерства (исх. № 05-18-41/3718), в котором министерство сообщило о том, что субсидирование приостановлено до окончательного выяснения вопроса с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с Государственной программой Министерство сельского хозяйства России осуществляет государственную поддержку инвестиционных проектов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года  № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – Постановление  № 1460).

Во исполнение постановления № 1460 Минсельхоз России утвердил приказ от 11 февраля 2013 года № 53 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460» (далее – Приказ № 53).

В соответствии с приложением № 1 Приказа № 53 предусматривается субсидирование инвестиционных кредитов (займов) полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по инвестиционным кредитным договорам (займам), заключенным с 1 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет на приобретение, в том числе изделий автомобильной промышленности российского производства, имеющих коды ОКП 45 1110 – 45 1116, 45 1130 – 45 1135, 45 1136, 45 1139, 45 1150 – 45 1153, 45 1156, 45 2110, 45 2140, 45 2160, 45 2243, 45 2330, 45 2340 – автоцистерны, мастерские передвижные на автомобилях, специализированный транспорт для перевозки инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы, комбикормов, скота, автомобили – рефрижераторы, кузова – фургоны специальные – кодами 45 2520 – 45 2523, 45 2550, 45 2560 – 45 2563, 45 2590, 45 2610, 45 2630, 45 2710 – 45 2730, 45 3861, 45 3863, 45 3870.

Пунктом 12 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного постановлением  Правительства Ставропольского края от 15.12.2010 г. № 450-п (с изм. и доп.) «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» предусмотрен возврат в доход краевого бюджета субсидий при наступлении следующих обстоятельств: неисполнения условий предоставления субсидии; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидии.

Кроме того, данной статьей предусмотрен порядок возврата субсидии:

Министерство в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет заемщику требование о возврате субсидий в указанных выше случаях.

Заемщик производит возврат субсидий в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате субсидий; при нарушении срока возврата министерство должно принять меры по взысканию средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Основания для возврата выплаченных ранее субсидий министерством не установлено.

Обществом в материалы дела предъявлен сертификат соответствия № РОСС DE.MT02.Е05829 на транспортное средство МАN, в соответствии с которым этому транспортному средству присвоен код ОК 005 -93(ОКП) – 45 1139 (автомобили тягачи седальные импортные), код ТН ВЭД 8701 20, 8701 22, 8701 23, что подтверждает его отнесение к установленному Приказом № 53 перечню сельхозтехники, на приобретение которой сельскохозяйственными товаропроизводителями могут использоваться инвестиционные кредиты (займы). В связи с этим суд находит, что названные такие основания для отказа в выплате субсидии на возмещение затрат по приобретению данной техники как нецелевое использование бюджетных средств не основаны на нормах закона.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг относится к категории бюджетных ассигнований.

Таким образом, отношения, связанные с предоставлением субсидий, относятся к публично-правовым и регулируются нормами бюджетного законодательства.

Как установлено статьей 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат, в частности сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы.

Как следует из подпункта "в" пункта 2 Правил, субсидии предоставляются на возмещение части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 01.01.2004 по 31.12.2012 включительно на срок от 2 до 8 лет, на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Пунктом 5 Приказа № 53 утвержден соответствующий перечень, в который включены машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства кодом ОКП 45 1139.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что основанием для отказа в субсидировании расходов на приобретение сельскохозяйственной техники - грузовых седельных тягачей MAN TGA послужил вывод министерства о том, что названная техника является техникой иностранного производства.

Судом подтверждено, что общество представило в министерство документы для получения субсидий, в том числе сертификат соответствия на сельскохозяйственную технику - грузовые седельные тягачи MAN TGA код ОКП 45 1139, что подтверждает отнесение названной техники к перечню сельхозтехники, на приобретение которой сельскохозяйственными товаропроизводителями могут использоваться инвестиционные кредиты (займы).

Из изложенного следует, что удержанные и не выплаченные министерством на уплату процентов по кредитному договору от 19.04.2010 <***> субсидии на 30.11.2015 за период с апреля 2010 по ноябрь 2015 года включительно подлежат выплате из бюджета Ставропольского края в пользу общества в сумме 8 897 085,15 руб. из них: из средств краевого бюджета 1 364 938,70 руб.; из средств федерального бюджета 7 532 146,45 руб. (расчет процентов не оспорен заинтересованным и третьим лицами, проверен судом и признан правильным).

В части обжалования действий министерства сельского хозяйства Ставропольского края об отказе в выплате субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договору № 0013000105 об открытии невозобновляемой кредитной линии судом установлено следующее.

Заявитель указывает на незаконность действий министерства, выразившиеся в отказе в выплате и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за период с 07.06.2013 г. по 30.11.2015 г. по кредитному договору <***> от 24.05.2013 на общую сумму 112 621 977,78 рублей из них: из средств краевого бюджета - 33 593 285,07 руб.; из средств федерального бюджета - 79 028 692,71 руб.

Уведомление об отказе в предоставлении субсидии на  возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам <***> от 18.02.2008, № 10087 от  05.08.2008, № 10094 от 30.10.2008 , № 10100 от 17.03.2009, № 10105 от 24.04.2009,           <***> от 19.04.2010 за период с января 2015 года по апрель 2015 года было направлено ООО «Птицекомбинат» 15.05.2015 года. Причиной отказа послужило наличие у ООО «Птицекомбинат» задолженности  по уплате налогов и сборов.

 Согласно пункт 4  Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. № 450-п (далее – Порядок), субсидии предоставляются заемщикам на следующих условиях:

1) заключение с кредитными организациями кредитного договора (договора займа);

2) представление периодической бухгалтерской (финансовой) отчетности в министерство;

3) выполнение обязательств по погашению основного долга и уплате начисленных процентов. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются;

4) отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам;

5) отсутствие просроченной задолженности по лизинговым платежам за ранее поставленные на условиях финансовой аренды (лизинга) племенной скот и машиностроительную продукцию, которые были приобретены за счет средств краевого бюджета;

6) наличие заключенного с органом местного самоуправления муниципального района Ставропольского края соглашения о реализации мероприятий государственной программы Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012 г. N 536-п (указанное условие не распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

7) наличие согласия заемщика на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения заемщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, за исключением организаций, указанных в пункте 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту  4 пункта 4  Порядка одним из условий, предоставления субсидии является отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам.  Согласно  сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах  у ООО «Птицекомбинат» имеется задолженность по налогам и сборам.

Предоставленное обществом в министерство информационное письмо межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю  о том, что задолженность общества является отложенной (приостановленной к взысканию) и не является просроченной задолженностью, а так же справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам с указанием отсроченной задолженности не являются документами, подтверждающими исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (копии прилагаются).

В соответствии с приказом ФНС России от 21 июля 2014 года № ММВ-7-8/378@ «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» данная справка является единственным документом, подтверждающим отсутствие у налогоплательщиков задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Порядок не предусматривает наличие или отсутствие отложенной задолженности. Основанием для отказа в предоставлении субсидии является наличие задолженности по налогам и сборам. В связи с этим заявителем не соблюдено условие предоставления субсидии.

Таким образом, ООО «Птицекомбинат» не выполнено условие предоставления субсидии, предусмотренное Порядком – отсутствие задолженности по налогам и сборам. В связи с этим министерством было направлено уведомление  об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины отказа. Из изложенного следует, что действия министерства по отказу в выплате субсидии при наличии информации о задолженности по налогам и сборам являются законными и обоснованными.

 При этом в исковых требованиях указывается период выплат с мая 2013 года по декабрь  2015 года. Уведомление об отказе в предоставлении субсидии было получено заявителем 15.05.2015, дата поступления заявления в Арбитражный суд Ставропольского края – 26 августа 2015 года.

Таким образом, заявителем пропущен срок на обжалование действий (бездействия)  министерства, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.  Общество не заявило ходатайство и не обосновало причины пропуска срока, установленного статьей 198 АПК РФ на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий министерства сельского хозяйства Ставропольского края. 

По следующему эпизоду 24 мая 2013 года в рамках реализации своей предпринимательской деятельности общество заключило с Акционерным коммерческим Сберегательным банком СБ РФ договор об открытии невозобновляемой кредитной линии <***>.

Предметом кредитного договора явилось финансирование затрат по проекту на цели: строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов животноводства, мясохладобоен, пунктов по приемке первичной переработке сельскохозяйственных животных (включая холодильную обработку и хранение мясной продукции) на строительство и реконструкцию комбикормовых предприятий и цехов животных, приобретение племенной продукции, а также на цели развития подотрасли животноводства в соответствии с перечнем, утвержденным МСХ РФ, на финансирование затрат связанных со строительством цеха холодильной обработки и хранения мясной продукции ООО «Птицекомбинат» (Ставропольский край, г. Невинномысск), с приобретением оборудования, спецтехники, спецтранспорта; расширение высокомаржинальной ассортиментной линейки продукции из мяса птицы, увеличение холодильных мощностей на базе ООО «Птицекомбинат».

Договор об открытии невозобновляемой кредитной линии <***> от 24.05.2013 г. заключен лимитом 1 411 639 710 рублей, согласно дополнительному соглашению от 24.10.2014 г. сумма лимита уменьшена до 565 409 261 руб. 34 коп.

Денежные средства указанного выше кредитного договора направлены обществом на «Реконструкцию производственных помещений (мясохладобойни) ООО «Птицекомбинат» ул. Матросова, 10, приобретение оборудования, спецтехники и спецтранспорта в рамках проекта «2-я очередь» в размере 469 185 860,55 руб. и реализацию проекта «Строительство цеха холодильной обработки и хранения мясной продукции ООО «Птицекомбинат» в размере 96 223 400,79 руб.

Суд не принимает довод заявителя о том, что субсидии выделены министерством с учетом двух инвестиционных проектов по одной невозобновляемой кредитной линии.  Так же суд принимает доводы министерства сельского хозяйства Ставропольского  края и министерства финансов Ставропольского края о том, что по вышеуказанному кредитному договору  <***> часть кредитных средств использована обществом не по целевому назначению в связи со следующим.

Отбор на Комиссии по координации вопросов кредитования АПК в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации прошел проект и включен в Перечень инвестиционных проектов для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в кредитных организациях, превышающих 150 миллионов рублей с определенной целью – на реконструкцию мясохладобойни, пункта по приемке, первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока.

Целевое использование кредитных средств на строительство и (или) реконструкцию, осуществляется в соответствие со сметой по строящемся и (или) реконструируемым объектам.

Общество в соответствие с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 июля 2011 года № 241 «О порядке отбора инвестиционных проектов» на основании заявки министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 09.09.2013 № 01-11-29/4624 на участие в отборе инвестиционных проектов проекта «Строительство цеха холодильной обработки и хранения мясной продукции ООО «Птицекомбинат» включено в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию Протоколом заседания Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Комиссия) (копии заявки и Протокола прилагаются).

После прохождения процедуры отбора общество, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 15 декабря   2010 года № 450-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», предоставило  в министерство сельского хозяйства Ставропольского края документы, подтверждающие целевое использование кредитных средств по  кредитному договору от 24 мая 2013 года <***>, заключенному на цели финансирования, одобренного Комиссией инвестиционного проекта «Строительство цеха холодильной обработки и хранения мясной продукции ООО «Птицекомбинат».

По вышеуказанному кредитному договору обществу была открыта кредитная линия с лимитом в сумме 1 411 639 710 руб.

Обществом предоставлены платежные поручения на расходование кредитных средств на общую сумму 565 409 261,34 руб., из которых к субсидированию могут быть приняты документы, подтверждающие целевое расходование кредитных средств, связанное со строительством цеха холодильной обработки и хранения мясной продукции  на сумму  96 223 400,79 руб., а именно:

платежные поручения № 4738 от 04.09.2013 на сумму 4 834 940 рублей и   № 5303 от 03.10.2013 на сумму 9 605 266 руб. на оплату по договору от 19.08.2013 №153/13 с ООО «Култек»;

платежные поручения № 5828 от 28.10.2013 на сумму 6 272 883,19 рублей, № 4614 от 29.08.2013 на сумму 4 978 506,62 руб., № 4640 от 30.08.2013 на сумму 5 655 248,00 руб.  на оплату по договору от 18.04.2012 № АР-56/12 с ООО Торговый Дом «Агроресурс»;

платежные поручения № 3877 от 19.07.2013 на сумму 99 000 руб.,  № 6130 от 13.11.2013 на сумму 231 000 руб. на оплату по договору от 23.05.2013 № 2607-08-13 с ООО «Инжкомпроект»;

платежные поручения № 3969 от 24.07.2013 на сумму 806 766 руб. и   № 5936 от 05.11.2013 на сумму 806 766 руб. на оплату по договору от 23.04.2013 № 76/13 с ООО «Энергия Юга»;

платежное поручение № 4909 от 18.09.2013 на сумму 37 500 руб. на оплату по договору от 06.09.2013 № 148/13 с ООО «Архфонд»;

платежное поручение № 5433 от 10.10.2013 на сумму 1 895 079,37 руб. на оплату по договору с ООО «Кавказэлектросервис»;

платежное поручение № 5467 от 11.10.2013 на сумму 400 206.43 руб. на оплату по договору № RSRS2012-ENG001 от 22.08.2012 с ЗАО «ГЕА ФУД Солюшнз РУС»;

платежное поручение №5485 от 14.10.2013 на сумму 304 525 руб. на оплату по договору от 12.04.2013 №42-13 с ООО «Инжгеопроек»;

платежное поручение № 6445 от 28.11.2013 на сумму 52 685,87 руб. на оплату по договору от 06.11.2013 №60564-ИЮ с ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация»;

платежное поручение № 6688 от 11.12.2013 на сумму 22 530 516,58 руб. на оплату по договору от 29.11.2013 № ES-RF-1-RF-092-2013 с ЗАО «Джонсон Контролс»;

платежное поручение № 3970 от 24.07.2013 на сумму 1 000 000 руб. на оплату по договору от 25.03.2013 № 2601-08-13 с ООО «Инжкомпроект»;

платежное поручение № 4737 от 04.09.2013 на сумму 99 993,20 руб. на оплату по договору от 05.08.2013 № 149/13 с ООО «СпецЕвроСтрой»;

платежное поручение № 5768 от 24.10.2013 на сумму 3 150 600 руб. на оплату по договору от 21.10.2013 № 128 с ООО «Проектно-конструкторское бюро «Бегерат»;

платежное поручение № 6131 от 13.11.2013 на сумму 22 000 руб. на оплату по договору от 28.10.2013 № 354/2013 с ООО  «Городской кадастровый центр»;

платежное поручение № 27 от 21.03.2014 на сумму 4 436 696,64 руб. на оплату по договору от 07.03.2014 № 613789-В с фирмой «Мейн Фуд Процессинг Технолоджи Б.В.;

платежные поручения № 5317 от 04.10.2013, № 5432 от 10.10.2013, № 5849 от 30.10.2013, №5937 от 05.11.2013, №6354 от 26.11.2013 на общую сумму 29 003 221,89 руб. на оплату по актам на выполненные работы по договору подряда от 18.04.2012г № АР 56/12 с ООО ТД «Агро-Ресурс».          

Остальные средства в сумме 469 185 860,55 руб., расходованы на оплату выполненных работ по актам формы № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» и формам № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и документов на выполнение прочих работ и затрат (копии на 286-ти листах приобщены к материалам дела) по объекту «Реконструкция производственных помещений (мясохладобойня) ООО «Птицекомбинат».

На финансирование объекта «Реконструкция производственных помещений (мясохладобойня) ООО «Птицекомбинат» обществом заключен кредитный договор от 19 апреля 2010 года <***> на открытие невозобновляемой кредитной линии с лимитом в сумме 1 158 700 000 руб., который в свою очередь, согласно Протоколу от 21 мая 2010 года № 6, был отобран Комиссией и включен в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию в 2010 году (копии кредитного договора и Протокола  приобщены к материалам дела).

Кредитные средства в общей сумме 469 185 860,55 руб., расходованные платежными поручениями № 3125 от 06.06.2013 , № 3200 от 11.06.2013, № 3231 от 14.06.2013, № 3304 от 18.06.2013, № 3342 от 19.06.2013, № 3355 от 20.06.2013, № 3415 от 24.06.2013, № 3424 от 25.06.2013, № 3441 от 26.06.2013, № 3641от 05.07.2013, № 3897 от 22.07.2013, № 4012 от 26.07.2013, № 4013 от 26.07.2013, № 5466 от 11.10.2013, № 5500 от 14.10.2013, № 6373 от 27.11.2013 на общую сумму 292 609 897,96 рублей по договору от 11.05.2010 № 33/10 с ООО ТД «Агро-Ресурс»; платежными поручениями на оплату по договорам с ООО ТД «Агро-Ресурс»: платежным поручением № 5630 от 18.10.2013 на сумму 146 334,59 руб. по договору № АР 19/12 от 08.02.2012, № 3522 от 01.07.2013 на сумму 143 000 руб. по договору от 06.07.2011 № АР 228/11 от 06.07.2011, № 6377 от 27.11.2013 на сумму 102 438,25 руб. по договору от 20.02.2012 № АР26/12 от 20.02.2012, № 6375 от 27.11.2013 на сумму 194 259,98 руб. по договору № АР 27/12 от 20.02.2012,      № 5629 от 18.10.2013 на сумму 2 491 478 руб. по договору № АР 290/11 от 19.07.2011,      № 5631 от 18.10.2013 на сумму 105 600 руб. по договору от 19.07.2011 № АР 291/11,         № 5635 от 18.10.2013 на сумму 916 300 руб. по договору от 02.08.2011 № АР 294/11,            № 3665 от 08.07.2013 на сумму 11 136 687,49 руб. по договору от 08.08.2011 № АР 305/11, № 6378 от 27.11.2013 на сумму 3 001 759,06 руб. по договору от 06.03.2012 № АР 32/12,    № 5632 от 18.10.2013 на сумму 3 001 759,06 руб. и № 6376 от 27.11.2013 на сумму 211 767,17 руб. по договору от 01.09.2011 № АР 328/11 от 01.09.2011, № 5623 от 18.10.2013 на сумму 519 200 руб. по договору от 01.09.2011 № АР 329/11 от 01.09.2011,    № 3521 от 01.07.2013 на сумму 3 575 400 руб. по договору от 07.09.2011 № АР 337/11; платежными поручениями № 3666 от 08.07.2013, № 3733 от 11.07.2013,  № 3807 от 16.07.2013, № 3871 от 18.07.2013, № 4014 от 26.07.2013 на общую сумму 65 346 084 рублей по договору от 12.09.2011 № АР 347/11;     платежными поручениями по договорам с ООО ТД «Агро-Ресурс»: № 5633 от 18.10.2013 на сумму 52 800 руб. по договору от 22.09.2011 №АР 351/11 от 22.09.2011, № 6188 от 15.11.2013 на сумму 1 096 246,58 руб.  и № 6374 от 27.11.2013 на сумму 2 696 021,10 руб. по договору от 02.09.2011 № АР 352/11, № 5624 от 18.10.2013 на сумму 127 579,10 руб. по договору от 28.09.2011 № АР 359/11,    № 5634 от 18.10.2013 на сумму 191 879,67 руб. по договору от 03.10.2011 № АР 368/11,    № 5636 от 18.10.2013 на сумму 50 622 руб. по договору от 07.11.2011 № АР 418/11,            № 6186 от 15.11.2013 на сумму 1 208 003,44 руб. по договору от 20.12.2011 № АР 508/11, № 6187 от 15.11.2013 на сумму 695 749,98 руб. по договору от 27.12.2011 № АР 514/11,     № 5637 от 18.10.2013 на сумму 396 447,58 руб. по договору от 27.12.2011 № АР 515/11,    № 4062 от 29.07.2013 на сумму 20 364 328,04 руб. по договору от 12.01.2012 № АР-05/12, № 4061 от 29.07.2013 на сумму 4 223 073,77 руб. по договору от 16.01.2012 № АР-09/12, № 4064 от 29.07.2013 на сумму 10 361 514,58 руб. и № 5465 от 11.10.2013  по договору от 19.10.2012 № АР-158/12, № 4063 от 29.07.2013 на сумму 40 051 083,61 руб. по договору от 20.02.2012 № АР-25/12 использованы не по целевому назначению, так как финансирование объекта «Реконструкция производственных помещений (мясохладобойня) ООО «Птицекомбинат» не предусмотрено в цели кредитного договора от 24 мая 2013 года <***>.

С учетом изложенного суд проверил представленный министерством в материалы дела расчет субсидий по кредитному договору ООО «Птицекомбинат» от 24.05.2013 года <***>, основанный на остатках ссудной задолженности перечисленных выше по тексту решения и правомерно заявленных к субсидированию, согласно утвержденному проекту цеха холодильной обработки и хранения мясной продукции, исходя из 96 223 400,79 руб. остатка ссудной задолженности. При этом согласно не оспоренному обществом расчету министерства сельского хозяйства  Ставропольского края, сумма субсидии за период с 22.03.2014 по 30.11.2015 составляет 16 634 444,11 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 11 089 629,41 руб., за счет средств краевого бюджета – 5 544 814,70 руб.  

Министерством сельского хозяйства подтверждено, что сумма субсидии 16 634 444,11 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 11 089 629,41 руб., за счет средств краевого бюджета – 5 544 814,70 руб., заявлена обществом правомерно. Необходимый пакет документов представлен министерству в полном объеме и подтверждает целевое направление кредитных средств, выделенных обществу на реконструкцию цеха холодильной обработки и хранения мясной продукции.

Следовательно, подлежит удовлетворению требование общества об обязании министерства сельского хозяйства Ставропольского края выплатить обществу субсидии по кредитному договору ООО «Птицекомбинат» от 24.05.2013 года <***> за период с 22.03.2014 по 30.11.2015 в сумме 16 634 444,11 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 11 089 629,41 руб., за счет средств краевого бюджета – 5 544 814,70 руб.  В остальной части требование общества необоснованно, поскольку расчеты субсидии основаны на расходах, не связанных с целью кредитного договора от 24 мая 2013 года <***>. 

Заявитель также указывает на незаконность действий министерства, выразившихся в незаконном отказе в выплате и не перечислении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам <***> от 18.02.2008, № 10087 от  05.08.2008, № 10094 от 30.10.2008 , № 10100 от 17.03.2009, № 10105 от 24.04.2009,             <***> от 19.04.2010, <***> от 24.05.2013 за период с мая  2013 г. по апрель 2015 в  размере 8 662 958,00 руб.

Уведомление об отказе в предоставлении субсидии на  возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам <***> от 18.02.2008, № 10087 от  05.08.2008, № 10094 от 30.10.2008, № 10100 от 17.03.2009, № 10105 от 24.04.2009,                   <***> от 19.04.2010 за период с января 2015 года по апрель 2015 года было направлено ООО «Птицекомбинат» 15.05.2015. Причиной отказа послужило наличие у ООО «Птицекомбинат» задолженности  по уплате налогов и сборов.

Как указывалось выше по тексту настоящего решения, согласно подпункту  4 пункта 4  Порядка одним из условий, предоставления субсидии является отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам.  Согласно  сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах  у ООО «Птицекомбинат» имеется задолженность по налогам и сборам. Порядок не предусматривает наличие или отсутствие отложенной задолженности. Основанием для отказа в предоставлении субсидии является наличие задолженности по налогам и сборам. В связи с этим заявителем не соблюдено условие предоставления субсидии.

В связи с этим министерством было направлено уведомление  об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины отказа. Действия министерства являются законными и обоснованными.

При этом в заявлении указывается период выплат с мая 2013 года по апрель 2015 года, уведомление об отказе в предоставлении субсидии было получено  заявителем 15.05.2015, дата поступления заявления в Арбитражный суд Ставропольского края – 26 августа 2015 года.

Таким образом, заявителем пропущен срок на обжалование действий (бездействия)  министерства, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Ходатайство о восстановлении процессуального срока с обоснованием уважительности причин пропуска срока обществом не представлено.  Указанное является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным уведомления министерства об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах № 18 от 15.05.2015.

Суд не принимает довод министерства о том, что заявителем пропущен срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, на заявление требований об обязании выплатить суммы субсидий по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в разделе III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Требования общества об обязании Министерства выплатить образовавшуюся задолженность по выплате субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов хоть и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ, в том числе с применением статьи 198 АПК РФ.

С учетом того, что в разделе III АПК РФ не установлены особенности рассмотрения требования об обязании в выплате образовавшейся задолженность по выплате субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, и исходя из положений статьи 189 АПК РФ указанное требование должно рассматриваться по правилам искового производства.

Следовательно, правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное частью 4 статьи 198 АПК РФ, не распространяется на подачу заявления, содержащего требование об обязании Министерства в выплате образовавшейся задолженность по выплате субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов.

Исходя из изложенного выше суд удовлетворяет требования общества в части возложения обязанностей на министерство сельского хозяйства Ставропольского края по выплате образовавшейся перед ООО «Птицекомбинат» задолженность, в том числе: по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по кредитному договору  от 19.04.2010 <***> за период с апреля 2010 года по ноябрь 2015 года в размере 8 897 085,15 руб., в том числе 1 364 938,70 руб. за счет средств краевого бюджета, 7 532 146,45 руб. за счет средств федерального бюджета; по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов за период с 07.06.2013  по 30.11.2015  по кредитному договору <***> от 24.05.2014 на общую сумму 16 634 444,11 руб., из них 5 544 814,70 руб. за счет средств краевого бюджета,            11 089 629,41 руб. за счет средств федерального бюджета.

В остальной части заявленных уточненных требований отказывает по изложенным выше основаниям.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

 В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на инспекцию пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 49,  110, 150, 151, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

принять отказ от иска в части заявленных от 26.08.2015 требований об обязании Министерства сельского хозяйства Ставропольского края выплатить субсидии на возмещение части затрат по процентам в размере 33 496 073,88 руб., в том числе: 29 297 016,92 руб. за счет федерального бюджета, 4 199 056,96 руб. за счет краевого бюджета.  В указанной части прекратить производство по делу.

Уточненные требования  удовлетворить в части.

Обязать министерство сельского хозяйства Ставропольского края выплатить образовавшуюся перед ООО «Птицекомбинат» задолженность, в том числе: по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по кредитному договору  от 19.04.2010 <***> за период с апреля 2010 года по ноябрь 2015 года в размере 8 897 085,15 руб., в том числе 1 364 938,70 руб. за счет средств краевого бюджета, 7 532 146,45 руб. за счет средств федерального бюджета; по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов за период с 07.06.2013  по 30.11.2015  по кредитному договору <***> от 24.05.2014 на общую сумму 16 634 444,11 руб., из них 5 544 814,70 руб. за счет средств краевого бюджета, 11 089 629,41 руб. за счет средств федерального бюджета.

В остальной части заявленных требований отказать.

Возвратить ООО «Птицекомбинат» из бюджета России 191 000,00 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Исполнительный лист и справку выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                   Ю.В. Ермилова