ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-10297/2021 от 24.06.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                      Именем Российской Федерации

                                                      РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                 Дело № А63-10297/2021

01 июля 2022 года

                        Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Карпеля В.Л. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульбашевой Т.Х., рассмотрев в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» дело по заявлению

акционерного общества «Кавминкурортресурсы», г. Ессентуки, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Ессентуки, ОГРН <***>, ИНН <***>

о признании  постановления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 незаконным в части  размера административного штрафа, назначенного по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, а также частично незаконным представления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6,

при участии представителя заявителя (посредством системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел») – ФИО1 по доверенности от 25.11.2021 №48/21, представителей заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 12.10.2021 №17, ФИО3 по доверенности от 29.12.2021, диплом от 04.07.2013, рег. номер 21.57-129,

УСТАНОВИЛ:

  акционерное общество «Кавминкурортресусры» (далее – заявитель, общество, АО «Кавминкурортресурсы») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее – заинтересованное лицо, административный орган, межрегиональное управление Росприроднадзора), в котором просило:

 -изменить постановление межрегионального управления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021- в/А/Ф-95/5 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), снизив размер назначенного наказания в виде штрафа до 150 000 руб.;

-признать незаконным представление межрегионального управления Росприроднадзора от 21.06.2021№ 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, в части возложения на АО «Кавминкурортресурсы» следующих обязанностей:

 приобщить в установленном порядке к лицензии СТВ 01241 МЭ, горноотводные акты от 09.10.2018 №№26-3500-00013, 26-3500-00015, 26-3500-00014;

 обеспечить проведение работ в установленные проектной документацией сроки по объекту «Доразведка минеральных подземных вод Центрального и Средне-Ессентукского участков и спонтанного углекислого газа Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения» в соответствии с Заключением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от 22.05.2019 № 041-02-02/2019;

 обеспечить проведение ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа по эксплуатационным скважинам №№ 24-бис-1, 34-бис, 56, 57-РЭ-бис в соответствии с Технологической схемой;

 согласовать в установленном порядке проект ликвидации скважин №№ 16-к, 35-к, 48-к, 63-к, 11-н, 26-н, 58-рэ, 24 на Центральном участке Ессентукского месторождения подземных вод, и направить по завершениям работ документацию в фонд геологической информации;

 обеспечить проведение оценки текущего технического состояния скважин №№ 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 2-Э, 1-Э, 24-бис, 33, 34, 36, 39, 57-РЭ, 23, 41, 1-НВ-бис, 3-к, 6-к, 10-к, 19-к, 24-к, 33-к, 38-к, 40-к, 47-к, 50-к, 53-к, 7-Н, 20-Н, 21-Н, 360/-Н, 389-Н, 59-РЭ с применением геофизических методов с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации согласно Технологической схеме разработки месторождения;

обеспечить в установленном порядке представления в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО» паспорта на скважины, акты ликвидации и консервации скважин, отчет о проведении геологоразведочных работ по Средне-Ессентукскому участку Ессентукского месторождения;

устранить обустройство распределительного пункта налива минеральной воды под автоцистерны по скважине № 41-бис, выполненного в нарушение Технологической схемы разработки месторождения;

обеспечить  в соответствии с Технологической схемой  разработку  месторождения добычи  спонтанного газа по скважине 1- КМВ-бис;  

 не допускать сверхнормативных потерь подземных минеральных вод при добыче минеральной воды на Ессентукском месторождении относительно утвержденных в составе Технологической схемы разработки месторождения (в 2020 году допущены  сверхнормативные потери в объёме 99 397 м3;

  обеспечить в установленном порядке содержания зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями проекта организации ЗСО источников питьевого водоснабжения (скважин №33-бис, 24-бис-1), поскольку имеет место захламление территории;

 обеспечить ограждение границ зон санитарной охраны первого пояса (скважины №№1-Э, 2-Э, 418-бис, 33-бис) установленных проектом зон санитарной охраны Ессентукского месторождения (стр. 184 – 190), поскольку  площадка скважин 30*30м не огорожена декоративным забором;

обеспечить наличие  правоустанавливающей документации  на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения.

В заявлении от 15.06.2022 № 662, поступившем в арбитражный суд 15.06.2022, общество заявило частичный отказ от требований, а именно просило принять отказ от следующих требований:

об изменении постановления межрегионального управления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021- в/А/Ф-95/5 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и снижении размера назначенного наказания в виде штрафа до 150 000 руб.;

о признании незаконным  представления межрегионального управления Росприроднадзора от 21.06.2021 №26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, в части возложения на АО «Кавминкурортресурсы» обязанности предоставления в административный  орган плана  мероприятий по устранению следующих нарушений:

не приобщены в установленном порядке к лицензии СТВ 01241 МЭ, горноотводные акты от 09.10.2018 №№26-3500-00013, 26-3500-00015, 26-3500-00014;

 не обеспечено проведение работ в установленные проектной документацией сроки по объекту «Доразведка минеральных подземных вод Центрального и Средне-Ессентукского участков и спонтанного углекислого газа Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения» в соответствии с Заключением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от 22.05.2019 № 041-02-02/2019;

 не обеспечено проведение ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа по эксплуатационным скважинам №№ 24-бис-1, 34-бис, 56, 57-РЭ-бис в соответствии с Технологической схемой;

 отсутствие согласованного в установленном порядке проект ликвидации скважин №№ 16-к, 35-к, 48-к, 63-к, 11-н, 26-н, 58-рэ, 24 на Центральном участке Ессентукского месторождения подземных вод, не направленной по завершению работ документации в фонд геологической информации;

не  обеспечено проведение оценки текущего технического состояния скважин №№ 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 2-Э, 1-Э, 24-бис, 33, 34, 36, 39, 57-РЭ, 23, 41, 1-НВ-бис, 3-к, 6-к, 10-к, 19-к, 24-к, 33-к, 38-к, 40-к, 47-к, 50-к, 53-к, 7-Н, 20-Н, 21-Н, 360/-Н, 389-Н, 59-РЭ с применением геофизических методов с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации согласно Технологической схеме разработки месторождения;

не обеспечено в установленном порядке представления в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО» паспортов на скважины, актов ликвидации и консервации скважин, отчета о проведении геологоразведочных работ по Средне-Ессентукскому участку Ессентукского месторождения;

в нарушение Технологической схемы разработки месторождения выполнено обустройство распределительного пункта налива минеральной воды под автоцистерны по скважине № 41-бис;

в 2020 году допущены сверхнормативные потери подземных минеральных вод при добыче минеральной воды на Ессентукском месторождении в объеме  99 397 м3 относительно утвержденных в составе Технологической схемы разработки месторождения;

 не обеспечено в установленном порядке содержания зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями проекта организации ЗСО источников питьевого водоснабжения (скважин №33-бис, 24-бис-1), поскольку имеет место захламление территории;

 не обеспечено ограждение границ зон санитарной охраны первого пояса (скважины №№1-Э, 2-Э, 418-бис, 33-бис) установленных проектом зон санитарной охраны Ессентукского месторождения (стр. 184 – 190), поскольку  площадка скважин 30*30м не огорожена декоративным забором.

В связи с отказом от указанных требований общество просило  прекратить производство по делу в указанной части.

Также в заявлении от 15.06.2022 № 662 общество просило  признать частично незаконными постановление межрегионального управления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021- в/А/Ф-95/5 и представление межрегионального управления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021- в/А/Ф-95/6 исключив из них выводы о том, что АО «Кавминкурортресурсы» допущены следующие нарушения:

-не обеспечена в соответствии с Технологической схемой  разработки  месторождения добыча  спонтанного газа по скважине 1- КМВ-бис;

-не обеспечено наличие  правоустанавливающей документации  на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения.

Представитель заявителя в судебном заседании уточненные требования поддерживал по основаниям, указанным в заявлении и дополнениях к нему.

 Межрегиональное управление Росприроднадзора в отзыве требования не признало полностью, так как по результатам проведения внеплановой выездной проверки установлены нарушения обществом требований законодательства о недрах при эксплуатации Ессентукского месторождения. Общество не включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

 Представители заинтересованного лица возражали относительно уточненных требований, по доводам указанным в отзыве и дополнениях к нему.

Изучив доводы заявления и уточнений, отзывов и дополнений к отзывам, выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, общество является владельцем лицензии на пользование недрами от 08.11.2017 СТВ 01241 МЭ с целевым назначением и видами работ для добычи минеральных вод на Центральном и Средне-Ессентукском участках Ессентукского месторождения (дополнение № 1 к лицензии зарегистрировано 16.07.2020 № 6453). Участок недр имеет  статус горного отвода. Описание границ участка  недр, координаты  угловых точек, копии топопланов, разрезов и  др. приводятся в приложении  №№ 1,3,6.

Согласно Условиям пользования недрами для добычи подземных минеральных вод на Центральном и Средне-Ессентукском участках Ессентукского месторождения подземных минеральных вод, и спонтанного углекислого газа на Средне-Ессентукском участке Ессентукского месторождения подземных минеральных вод (Приложение № 1 к лицензии  СТВ 01241 МЭ) право пользованиями  недрами на Центральном и Средне-Ессентукском участках Ессентукского месторождения подземных минеральных вод, и спонтанного углекислого газа на Средне-Ессентукском участке Ессентукского месторождения подземных минеральных вод на территории г. Ессентуки и Предгорного района Ставропольского края  предоставлено владельцу лицензии  в соответствии с частью  четвертой статьи  17.1. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее- Закон № 2395-1)  и на основании  письма  Федерального агентства по недропользованию от 30.08.2017 № 03-30/11751 и протокола заседания Комиссии  по внесению изменений, дополнений и  переоформлению  лицензий по участкам недр, отнесенным к  компетенции  Федерального агентства по недропользованию от 29.08.2017 № ОК-04-57/28.         

Дата окончания  действия лицензии - 01.01.2035.

 Межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.03.2021 № 109 и приказа от 31.03.2021 № 156 по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 02.03.2021 № ЮТ-П47-147с проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Кавминкурортресурсы».

По результатам проведения внеплановой выездной проверки межрегиональным управлением Росприроднадзора составлен акт проверки от 15.04.2021 № 001-2021-в/А (далее - акт проверки), согласно которому общество в числе прочего:

не приобщило в установленном порядке к лицензии СТВ 01241 МЭ, горноотводные акты от 09.10.2018 №№26-3500-00013, 26-3500-00015, 26-3500-00014;

 не обеспечило проведение работ в установленные проектной документацией сроки по объекту «Доразведка минеральных подземных вод Центрального и Средне-Ессентукского участков и спонтанного углекислого газа Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения» в соответствии с Заключением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от 22.05.2019 № 041-02-02/2019;

 не обеспечило проведение ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа по эксплуатационным скважинам №№ 24-бис-1, 34-бис, 56, 57-РЭ-бис в соответствии с Технологической схемой;

не согласовало в установленном порядке проект ликвидации скважин №№ 16-к, 35-к, 48-к, 63-к, 11-н, 26-н, 58-рэ, 24 на Центральном участке Ессентукского месторождения подземных вод, и по завершению работ не направило документацию в фонд геологической информации;

не  обеспечило проведение оценки текущего технического состояния скважин №№ 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 2-Э, 1-Э, 24-бис, 33, 34, 36, 39, 57-РЭ, 23, 41, 1-НВ-бис, 3-к, 6-к, 10-к, 19-к, 24-к, 33-к, 38-к, 40-к, 47-к, 50-к, 53-к, 7-Н, 20-Н, 21-Н, 360/-Н, 389-Н, 59-РЭ с применением геофизических методов с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации согласно Технологической схеме разработки месторождения;

не обеспечило в установленном порядке представления в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО» паспортов на скважины, актов ликвидации и консервации скважин, отчета о проведении геологоразведочных работ по Средне-Ессентукскому участку Ессентукского месторождения;

в нарушение Технологической схемы разработки месторождения выполнило обустройство распределительного пункта налива минеральной воды под автоцистерны по скважине № 41-бис;

не обеспечило  в соответствии с Технологической схемой  разработку  месторождения добычи  спонтанного газа по скважине 1- КМВ-бис;  

в 2020 году допустило сверхнормативные потери подземных минеральных вод при добыче минеральной воды на Ессентукском месторождении в объеме  99 397 м3 относительно утвержденных в составе Технологической схемы разработки месторождения;

 не обеспечило в установленном порядке содержания зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями проекта организации ЗСО источников питьевого водоснабжения (скважин №33-бис, 24-бис-1), поскольку имеет место захламление территории;

 не обеспечило ограждение границ зон санитарной охраны первого пояса (скважины №№1-Э, 2-Э, 418-бис, 33-бис) установленных проектом зон санитарной охраны Ессентукского месторождения (стр. 184 – 190), поскольку  площадка скважин 30*30м не огорожена декоративным забором.

не обеспечило наличие  правоустанавливающей документации  на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения.

На основании акта проверки в отношении общества в присутствии его представителя, действующего на основании доверенности, 24.05.2021 был составлен протокол об административном правонарушении № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/1.

Согласно постановлению от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Постановление от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 вынесено в присутствии полномочного представителя юридического лица ФИО4, действующего на основании доверенности от 04.05.2021 № 1932/21, выданной управляющей организацией  АО «Курорты Северного Кавказа»;  копия постановления получена представителем, о чем имеется соответствующая отметка.

 В постановлении от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 и в представлении от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, административный орган указал, что общество допустило несоблюдение требований законодательства о недрах при эксплуатации Ессентукского месторождения минеральных вод, в том числе:

не приобщены в установленном порядке к лицензии СТВ 01241 МЭ,
горноотводные акты от 09.10.2018 №№26-3500-00013, 26-3500-00015, 26-3500-00014,что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ;

 не обеспечено проведение работ в установленные проектной документацией сроки по   объекту   «Доразведка   минеральных   подземных   вод   Центрального   и   Средне-Ессентукского участков и спонтанного углекислого газа Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения» в соответствии с Заключением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от 22.05.2019 № 041-02-02/2019, что является нарушением подпункта 2 пункта 3.6, пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

не обеспечено проведение ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа по эксплуатационным скважинам №№ 24-бис-1, 34-бис, 56, 57-РЭ-бис в соответствии с Технологической схемой, что является нарушением пункта 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

в отсутствие согласованного в установленном порядке проекта проведена ликвидация скважин №№ 16-к, 35-к, 48-к, 63-к, 11-н, 26-н, 58-рэ, 24 на Центральном  участке Ессентукского месторождения подземных вод, по завершениям работ документация не направленна в фонд геологической информации, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.4, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241МЭ от 08.11.2017 (пункт 11 фототаблицы к акту проверки);

не обеспечена в установленном порядке разработка и утверждение горноотводной документации, в том числе горноотводных актов в уточненных границах под наблюдательные скважины №№ 23, 41, 1-НВ-бис, 3-к, 6-к, 10-к, 19-к, 24-к, 33-к, 38-к, 40-к, 47-к, 50-к, 53-к, 7-Н, 20-Н, 21-Н, ЗбО'-Н, 389-Н, 59-РЭ, размещенные в пределах Ессентукского месторождения, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

не обеспечено проведение оценки текущего технического состояния скважин №№ 17-бис, 24-бис-1,33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 2-Э, 1-Э, 24-бис, 33, 34, 36, 39, 57-РЭ, 23, 41, 1-НВ-бис, 3-к, 6-к, 10-к, 19-к, 24-к, 33-к, 38-к, 40-к, 47-к, 50-к, 53-к, 7-Н, 20-Н, 21-Н, 360/-Н, 389-Н, 59-РЭ с применением геофизических методов с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации согласно Технологической схеме разработки месторождения, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

не обеспечено в установленном порядке представление в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО»: паспортов на скважины; актов ликвидации и консервации скважин; отчета о проведении геологоразведочных работ по Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения, что является нарушением пунктов 7.1.2, 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

в нарушение Технологической схемы разработки месторождения, выполнено обустройство распределительного пункта налива минеральной воды под автоцистерны по скважине №41-бис, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

не обеспечена в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения добыча спонтанного газа по скважине 1-КМВ-бис, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

в 2020 допущены сверхнормативные потери подземных минеральных вод при добыче минеральной воды на Ессентукском месторождении в объёме 99 397 м3 относительно утвержденных в составе Технологической схемы разработки месторождения, что является нарушением пунктов 3.5, 4.1.9, 4.2 приложение № 1 к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

не обеспечено в установленном порядке содержание зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями проекта организации ЗСО источников питьевого водоснабжения (скважин №33-бис, 24-бис-1): захламлена территория, что является нарушением пунктов  4.1.3, 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11,2017 (пункты 1,11 фототаблицы к акту проверки);

не обеспечено ограждение границ зон санитарной охраны первого пояса (скважины №№1-Э, 2-Э, 418-бис, 33-бис) установленных проектом зон санитарной охраны Ессентукского месторождения (стр. 184 - 190): площадка скважин 30*30м не огорожена декоративным забором, что является нарушением пунктов 4.1.3,4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017;

отсутствует правоустанавливающая документация на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения, что является нарушением подпункта 4 пункта 3.7 и пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017.

Согласно представлению от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 общество обязано принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в том числе усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства, предоставить в межрегиональное управление Росприроднадзора план мероприятий по устранению выявленных нарушений. Представление вручено полномочному представителю общества 21.06.2021, о чем имеется соответствующая отметка.

Посчитав постановление от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 и представление от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 частично незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, которые уточнило в ходе рассмотрения спора.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

 Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).

По настоящему делу обратившись в арбитражный суд, заявитель посчитал неверными выводы административного органа по отдельным нарушениям, выявленным в ходе контрольно-надзорного мероприятия, зафиксированным в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении от 24.05.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/1, в связи с чем полагал, что имеются правовые основания для снижению размера административного штрафа ниже низшего предела.

В ходе рассмотрения  настоящего спора общество отказалось от требования об изменении постановления № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 в части размера  штрафа, назначенного за совершение  нескольких нарушений, ответственность за которые установлена в части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, просило прекратить производство по делу в указанной части.

Вместе с тем заявитель считает незаконными содержащиеся в мотивировочной части оспариваемого постановления № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 выводы административного органа о допущенных нарушениях, заключающихся в том, что обществом, как владельцем лицензии не обеспечена добыча спонтанного газа по скважине 1- КМВ-бис в соответствии с Технологической схемой  разработки  месторождения, а также недропользование осуществляется в отсутствие  правоустанавливающей документации на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения.

Также заявитель  отказался от требований и просил прекратить производство в отношении оспаривания отдельных нарушений, указанных  в   представлении от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 утверждая, что не образуют нарушение Закона № 2395-1 и условий лицензии СТВ 01241 МЭ действия (бездействия)  общества, выражающиеся в необеспечении в соответствии с Технологической схемой  разработки  месторождения добычи  спонтанного газа по скважине 1-КМВ-бис, а также владение лицензией при отсутствии  правоустанавливающей документации на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения.

Оценивая довод заявителя об отсутствии у него обязанности обеспечить добычу спонтанного газа по скважине 1-КМВ-бисв соответствии с Технологической схемой  разработки  месторождения, суд соглашается с позицией административного органа и отмечает, что в спорном случае добыча  спонтанного газа предусмотрена  Технологической схемой  разработки  месторождения  Центрального участка Ессентукского  месторождения (Протокол заседания (секции подземных вод) ЦКР  Роснедра по  МПВ и ПС от 19.12.2013 № 25). Запасы  спонтанного газа  оценены по  категории  С1 в количестве  1 950 м3/сут (Протокол ГКЗ от 16.07.2010 № 2254).

В этом случае являясь владельцем лицензии и не осуществляя добычу спонтанного газа, общество нарушает требования по рациональному использованию и охране недр, не соблюдает Технологическую схему разработки месторождения, пункты 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, части  2 и 5  статьи 23 Закона РФ № 2395-1,  пункт 12 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020  № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» (зарегистрированы в Минюсте России 14.12.2020 № 61441).

Также в отношении довода общества об отсутствии обязанности оформить  правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых располагаются наблюдательные скважины, суд отмечает, что  общество является владельцем лицензии  СТВ 01241 МЭ с целевым назначением и видами работ добыча подземных минеральных вод на Центральном и Средне-Ессентукском участках Ессентукского месторождения.

Добыча  подземных вод - это изъятие  из недр  воды как природного ресурса  для использования его в  заданных целях.

 Согласно пункту 26 Правила разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 530  наблюдательная скважина предназначена для ведения режимных наблюдений за уровнем и качественным составом подземных вод на месторождениях (участках) на действующих водозаборах и водозаборах, требующих переоценки запасов, на стадиях разработки и опытно-промышленной разработки месторождения (участка) подземных вод. Количество и местоположение наблюдательных скважин обосновываются пользователем недр в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод. В качестве наблюдательных скважин допускается использование эксплуатационных скважин.

Следовательно, добыча минеральных вод в отсутствие правоустанавливающей документации на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения является нарушением подпункта 4 пункта 3.7 и пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01241 МЭ, что также образует состав административного правонарушения и влечет ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

При принятии настоящего решения  арбитражным судом учтено, что согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать, в частности, выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 211 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

По настоящему делу заявитель отказался от требования об изменении  решения  административного органа в части  размера назначенного наказания (меры ответственности), в связи с этим на основании пункта 4 части 1  статьи 150 АПК РФ суд посчитал возможным прекратить производство по делу в указанной части.

В  части 1 статьи 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в числе прочего: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4); мотивированное решение по делу (п. 6).

 Вместе с тем АПК РФ не предусматривает  оспаривание обстоятельств, установленных при рассмотрении дела об административном правонарушении и мотивировки в решении административного органа, отдельно от оспаривания самого решения  о привлечении к административной ответственности.

Также согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Проверив оспариваемое представление в уточненной части на соответствие закону, и установив, что оно не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы общества, арбитражный суд  пришел к выводу о наличии  оснований  для  отказа обществу  в соответствующей части требований.

Вместе с тем  производство по делу  в части оспаривания  отдельных пунктов представления от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 подлежит прекращению ввиду отказа заявителя от части  требований согласно заявлению от 15.06.2022 № 662.

Руководствуясь статьями 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

принять отказ акционерного общества «Кавминкурортресурсы», г. Ессентуки от требований:

-о признании незаконным и изменении постановления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 в части  размера  административного штрафа, снижения его до 150 000 руб.;

-о признании незаконным  представления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 в части возложения на АО «Кавминкурортресурсы» обязанности по предоставлению в Росприроднадзор плана мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших  совершению  административного правонарушению, а именно  нарушений, выразившихся:

в не приобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 01241 МЭ, горноотводных актов от 09.10.2018 №№26-3500-00013, 26-3500-00015, 26-3500-00014;

 в не обеспечении проведения работ в установленные проектной документацией сроки по объекту «Доразведка минеральных подземных вод Центрального и Средне-Ессентукского участков и спонтанного углекислого газа Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения» в соответствии с Заключением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от 22.05.2019 № 041-02-02/2019;

 в не обеспечении проведения ежеквартальных измерений дебита спонтанного газа по эксплуатационным скважинам №№ 24-бис-1, 34-бис, 56, 57-РЭ-бис в соответствии с Технологической схемой;

в проведении в отсутствии согласованного в установленном порядке проекта ликвидации скважин №№ 16-к, 35-к, 48-к, 63-к, 11-н, 26-н, 58-рэ, 24 на Центральном участке Ессентукского месторождения подземных вод, и  не направлении по завершениям работ документация в фонд геологической информации;

в не обеспечении проведения оценки текущего технического состояния скважин №№ 17-бис, 24-бис-1, 33-бис, 34-бис, 36-бис, 39-бис, 41-бис, 56, 57-РЭ-бис, 2-Э, 1-Э, 24-бис, 33, 34, 36, 39, 57-РЭ, 23, 41, 1-НВ-бис, 3-к, 6-к, 10-к, 19-к, 24-к, 33-к, 38-к, 40-к, 47-к, 50-к, 53-к, 7-Н, 20-Н, 21-Н, 360/-Н, 389-Н, 59-РЭ с применением геофизических методов с последующим решением вопроса об их ремонте, консервации или ликвидации согласно Технологической схеме разработки месторождения;

в не обеспечении в установленном порядке представления в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО» паспортов на скважины, актов ликвидации и консервации скважин, отчета о проведении геологоразведочных работ по Средне-Ессентукского участка Ессентукского месторождения;

в обустройстве распределительного пункта налива минеральной воды под автоцистерны по скважине №41-бис в нарушение Технологической схемы разработки месторождения;

 в допущении в 2020 году сверхнормативных потерь подземных минеральных вод при добыче минеральной воды на Ессентукском месторождении в объёме 99 397 м3 относительно утвержденных в составе Технологической схемы разработки месторождения;

 в не обеспечении в установленном порядке содержания зоны санитарной охраны 1 пояса в соответствии с требованиями проекта организации ЗСО источников питьевого водоснабжения (скважин №33-бис, 24-бис-1): захламлении территории;

в не обеспечении ограждения границ зон санитарной охраны первого пояса (скважины №№1-Э, 2-Э, 418-бис, 33-бис) установленных проектом зон санитарной охраны Ессентукского месторождения (стр. 184 – 190): площадка скважин 30*30м не огорожена декоративным забором.

Производство по делу в части указанных выше требований прекратить.

Отказать в признании незаконным постановления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/5 в части содержащихся в его описательной части выводах должностного лица  межрегионального управления Росприроднадзора о наличии события правонарушения в действиях АО «Кавминкурортресурсы», выразившихся:

-в не обеспечении в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения добычи спонтанного газа по скважине 1-КМВ-бис;

-в  отсутствии правоустанавливающей документации на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения.

Отказать в признании  незаконным представления Росприроднадзора от 21.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-95/6 в части возложения на АО «Кавминкурортресурсы» обязанностей по предоставлению в межрегиональное  управление  Росприроднадзор плана мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших  совершению  административного правонарушению, а именно  нарушений, выразившихся:

не обеспечении в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения добыча спонтанного газа по скважине 1-КМВ-бис;

-в отсутствии правоустанавливающей документации на земельные участки (аренда, собственность, иное) под наблюдательными скважинами Ессентукского месторождения.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                В.Л. Карпель