Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Галушки В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Онуфриенко Л.И., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества «Агрохлебродукт», г. Ставрополь, ОГРН <***>,
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1 с. Кевсала,
о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности,
при участии представителя заявителя - ФИО2 по доверенности от 14.11.2019 № 20/2019-101, ФИО3 по доверенности от 20/2019-14, представителя заинтересованного лица - ФИО4 по доверенности от 09.01.2019 № 9, представитель третьего лица - ФИО5 по доверенности от 24.11.2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Агрохлебродукт» (далее- заявитель, общество, АО «Агрохлебродукт») обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению федеральной службы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее-управление) в котором просило:
признать недействительным отказа, выраженный в сообщении от 25.04.2019
№ 26/144/012/2019-1, в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права;
обязать произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО «Агрохлебопродукт» на земельный участок площадью 1 470 602 кв.м, расположенный по адресу: край Ставропольский, р-н Ипатовский, село Кевсала и права общей долевой собственности на земельный участок площадью 50 338 057 кв.м., расположенный по адресу: край Ставропольский, р-н Ипатовский, село Кевсала, формируемых из исходного земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6, площадью 57 240 963 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир — территория муниципального образования Кевсалинского сельсовета, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Ипатовский на основании проекта межевания от 19.09.2017, утвержденного решением общего собрания участников долевой собственности от 19.09.2017 и межевого плана от 10.04.2019.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1 (далее-гражданка ФИО1).
Представители заявителя и третье лицо в судебном заседании просят заявленные требования удовлетворить в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признал по доводам, изложенным в отзыве по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
В судебное заседание от граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8, поступили ходатайства о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании 25.11.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) был объявлен перерыв до 28.11.2019, далее 28.11.2019 перерыв продлен до 02.12.2019. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края в сети Интернет.
После перерыва суд, рассмотрев ходатайства о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, признал его, не подлежащим удовлетворению как несоответствующее положениям статьи 51 АПК РФ, так как судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности указанных лиц по отношению к одной из сторон в спорном правоотношении.
Ходатайства граждан ФИО9 и ФИО10 не рассматривается судом в связи с тем, что указанные ходатайства поступили в материалы дела после оглашения судом резолютивной части решения по настоящему спору.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «Агрохлебопродукт» на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, при множественности лиц на стороне арендодателей от 20.12.2011 № 08/210 использует земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6, площадью 57 240 963 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - территория муниципального образования Кевсалинского сельсовета, почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, р-н Ипатовский, (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6).
Также АО «Агрохлебопродукт» принадлежит доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6, что подтверждается регистрационными записями 26-26/013-26/013/001/2015-1304/2, 26-26/013-26/013/001/2015-1303/2, 26-26/013-26/013/200/2015-1275/1, 26-26/013-26/013/200/2015-2278/2, 26-26/013-26/013/200/2015-2274/2, 26-26/013-26/013/200/2015-2749/2, 26-26/013-26/013/200/2015-3694/2, 26-26/013-26/013/200/2015-3693/1, 26:02:000000:6-26/007/2017-10 от 15.03.2017, 26:02:000000:6-6-26/007/2017-8 от 20.03.2017, 26:02:000000:6-26/007/2017-16 от 16.04.2017, 26:02:000000:6-26/007/2017-18 от 22.05.2017, 26:02:000000:6-26/007/2017-27 от 31.07.2017, 26:02:000000:6-26/007/2017-37 от 21.08.2017, 26:02:000000:6-26/007/2017-35 от 21.08.2017. 26:02:000000:6-26/007/2017-31 от 15.08.2017, 26:02:000000:6-26/007/2017-33 от 15.08.2017, 26:02:000000:6-26/007/2017-29 от 01.08.2017.
Общим собранием собственников земельного участка от 19.09.2017, приняты решения: об утверждении проекта межевания земельных участков первый площадью 50 338 057 кв.м, формируемый в счет земельных долей собственников, желающих заключить новый договор аренды с АО «Агрохлебопродукт» и второй площадью 1 470 602 кв.м., формируемый в счет земельных долей, принадлежащих АО «Агрохлебопродукт»; об утверждении собственников формируемых земельных участков; об утверждении размера доли собственникам образуемых земельных участков; о выборе лица, уполномоченного действовать от имени участников долевой собственности без доверенности. Определение уполномоченному общим собранием лицу объема и срока осуществления его полномочий.
Лицом, уполномоченным от имени участников общей долевой собственности, действующим без доверенности при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество (в том числе внесение изменений в данные, содержащиеся в ЕГРН) в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности и образуемых из него земельных участков избрана гражданка ФИО1
ФИО1 20.10.2017 на основании заявлений № 26/144/012/2017-226, № 26-0-1-144/3012/2017-203, № 26/144/012/2017-227 обратилось в управление о постановке на кадастровый учет двух земельных участков площадью 50 338 057 кв.м и площадью 1 470 602 кв.м, а так же государственной регистрации права на указанные участки.
Управление 13.11.2017 приостановило государственную регистрацию права на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 26 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее-Закон № 218-ФЗ), уведомив об этом ФИО1 и АО «Агрохлебопродукт» по причине не представления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указав, что:
в составе приложения проекта межевания земельных участков отсутствуют документы,
удостоверяющие право на земельные доли;
при автоматической загрузке координат характерных точек границы образуемого
земельного участка, выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером
26:02:000000:5960;
по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее-ЕГРН) на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6 имеются возражения от ФИО6, ФИО11, ФИО12
Не согласившись с решением о приостановке АО «Агрохлебопродукт» обратилось с заявлением от 24.01.2018 № 26/18-3 в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав управления.
Рассмотрев заявление, апелляционная комиссия 31.01.2018, вынесла решение № 69, в котором пришла к выводу, что причины, указанные в решение о приостановлении государственной регистрации права является не обоснованными, в соответствии со следующими нормами законодательства:
при утверждении «Проекта межевания земельных участков» решением общего собрания участников долевой собственности, подача возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка не предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ). В соответствии со статьёй 13.1 Закона № 101-ФЗ подача возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, возможна лишь при утверждении «Проекта межевания земельных участков», решением собственника земельной доли или земельных долей;
в части указания на отсутствие списка присутствующих на собрании участников долевой собственности замечание также не обоснованно, поскольку данный список есть в приложении к протоколу общего собрания;
в части указания на отсутствие документов удостоверяющих право на земельные доли земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6 требования также необоснованны, поскольку в соответствии с пунктом 19 Приказ Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков» в состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, включаются акт соответствующего органа местного самоуправления, подтверждающий полномочия должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона № 101-ФЗ, либо заверенная в установленном порядке копия такого акта.
Вместе с тем, при рассмотрении заявления, комиссией дополнительно выявлены пересечения с земельными участками из земель ИЖС с. Кевсала 26:02:000000:5941 (5), 26:02:000000:5960 (1), 26:02:000000:788 (34), 26:02:091207:37, 26:02:091207:6, 26:02:0912012:114, 26:02:091212:115, 26:02:091212:19, 26:02:091212:20, 26:02:091212:21, 26:02:091212:27, 26:02:091212:49, 26:02:091212:80, 26:02:091217:10, 26:02:091217:13, 26:02:091217:14, 26:02:091217:40, 26:02:091217:53, 26:02:091217:6, 26:02:091219:4, что на основании пункта 20 части 1 статьи 26 34 Закона № 218-ФЗ является основанием приостановления государственной регистрации.
Отсутствие пересечений на момент подготовки проекта межевания, утверждения его на общем собрании и подачи заявления о постановке на кадастровый учет и регистрации права подтверждается выпиской ЕГРН от 22.11.2017 № 99/2017/37623212 в особых отметках которой отсутствует информация об имеющихся пересечениях.
Появление пересечений с землями ИЖС с. Кевсала в начале 2018 года и наличие их на момент рассмотрения заявления апелляционной комиссией подтверждено выпиской ЕГРН от 22.01.2018 № КУВИ-101/2018-9947.
О причинах появления пересечений, не существовавших до начала 2018г. в ходе рассмотрения заявления комиссией не пояснялось, при этом АО «Агрохлебопродукт» было предложено провести работы по уточнению границ всех указанных земельных участков за его счет.
Для проведения рекомендуемых работ по уточнению, 13.02.2018 было подано заявление о приостановлении на шесть месяцев государственной регистрации.
За время приостановки 18 из 20 выявленных наложений были сняты, за исключением пересечений с участками с кадастровыми номерами 26:02:091219:4 и 26:02:091217:14, что стало причиной получения сообщения об отказе в государственной регистрации от 13.08.2018 №26/144/012/2017-226.
После получения отказа, АО «Агрохлебопродукт» продолжило работу по снятию наложений по оставшимся двум участкам, которые были устранены осенью 2018 года.
После снятия всех имеющихся наложений, гражданка ФИО1 повторно 10.01.2019, как уполномоченное лицо обратилось с заявлениями заявления № 26/144/012/2019-2, № 26-0-1 -144/3012/2019-1, № 26/144/012/2019-1 о постановке на кадастровый учет двух земельных участков площадью 50 338 057 кв.м и 1 470 602 кв.м, а так же государственной регистрации права на указанные участки.
Управление 25.01.2019 на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ приостановило государственную регистрацию права, уведомив об этом ФИО1 и АО «Агрохлебопродукт» по причине не представления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заявителем 25.04.2019 было получено сообщение управления об отказе в государственной регистрации от 25.04.2019 за №26/144/012/2019-1 на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ в связи с не устранением причины, указанной в уведомлении о приостановлении в течение указанного срока.
Не согласившись с отказом управления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из содержания статей 198, 200 и 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее-ГК РФ), Закон № 218-ФЗ, другие Федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества.
Частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ установлено, что сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как установлено судом согласно сведениям ЕГРН 10.01.2019 АО «Агрохлебопродукт» в лице представителя ФИО1 обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6, о чем в книге входящих документов сделаны записи № 26-0-1-144/3012/2019-1, № 26/144/012/2019-1, № 26/144/012/2019-2.
К заявлению были приложены документы об оплате государственной пошлины; доверенность от 15.05.2014; доверенность от 02.05.2017; проект межевания территории от 19.09.2017; общественно-политическая газета Ипатовского района Ставропольского края «Степные Зори» от 08.08.2017 № 59 (11012); согласие на образование земельного участка от 08.08.2017; справка от 14.08.2019; протокол общего собрания от 19.09.2017; список лиц, присутствующих на собрании от 19.09.2017; приложение к протоколу от 21.11.2017 № 8; список участников долевой собственности образуемых земельных участков по состоянию на 09.01.2019.
АО «Агрохлебопродукт» в лице представителя ФИО1 обратилось 18.04.2019 в управление с заявлением о регистрации дополнительных документов с приложением межевого плана от 09.01.2019, о чем в книге входящих документов сделана запись № 26-0-1-144/3012/2019-92.
Статьей 14 Закона № 218-ФЗ определено что, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, указанным в статье 18 Закона о регистрации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заявителю 25.01.2019 управлением направлено уведомление о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с пунктами 1, 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ.
Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостанавливалось до 25.04.2019.
На основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, в связи с истечением срока приостановления и не устранением нарушений, указанных в уведомлении о приостановлении, в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6 отказано по следующим причинам.
В соответствии со статьей 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав был представлен проект межевания земельных участков от 19.09.2017, в графе «Сведения о правообладателях» которого указаны, в том числе собственники земельных долей: ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21.
При проведении правовой экспертизы управлением было установлено, что в ЕГРН отсутствует запись о государственной регистрации прав ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 на исходный земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6.
Как указало управление у последнего имеются сведения о смерти ФИО13, дата смерти - 19.01.2003, ФИО14, дата смерти - 28.11.2002, ФИО15, дата смерти -16.04.2017, ФИО16, дата смерти - 04.08.2017, ФИО17, дата смерти - 24.03.2017, ФИО18, дата смерти - 17.01.2017, ФИО19, дата смерти - 14.04.2017, ФИО20, дата смерти -19.04.2017, ФИО21, дата смерти - 18.09.2016.
Требования к проекту межевания территории утверждены Приказом Министерством экономического развития России от 03.08.2011 № 388 (далее - Требования).
Пунктом 36 Требований установлено, что в графе «4» таблицы реквизита «1» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» приводятся сведения о правообладателях образуемых земельных участков в объеме сведений, указанных в пункте 30 Требований.
Смерть вышеуказанных граждан произошла ранее 19.09.2017, то есть ранее даты утверждения проекта межевания.
Частью 1 статьи 1110 ГК РФ установлено, что при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
Наследство открывается со смертью гражданина, временем открытия наследства является момент смерти гражданина (статьи 1113, 1114 ГК РФ).
Следовательно, в силу прямого указания закона на 19.09.2017 ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 не являлись правообладателями исходного земельного участка.
Таким образом, представленный проект межевания земельных участков от 19.09.2017 по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства.
Также в ЕГРН имеется запись о смерти ФИО22 - 06.10.2017, ФИО23 - 18.07.2017, Борисенко Николая
Ивановича - 24.11.2017, ФИО24 - 30.05.2018,
ФИО25 - 21.06.2018, ФИО26 - 18.03.2018, ФИО27 - 24.06.2018, Морозовой
Валентины Григорьевны - 18.04.2018, ФИО29 -
19.09.2018, ФИО30 - 21.04.2018, Мушкетова Петра
Павловича - 01.04.2018, ФИО31 - 25.01.2018,
ФИО32 - 13.09.2017, ФИО33 -
16.12.2017, ФИО34 - 08.01.2018, Чемерисовой Любовь
Ивановны- 16.03.2018.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона № 101-ФЗ уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.
Из системного толкования норм Гражданского законодательства, Закона № 101-ФЗ, следует, что начало течения срока осуществления полномочий уполномоченного общим собранием лица связано с днем проведения общего собрания участников долевой собственности.
Абзацем 3 части 4 статьи 14 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что в случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.
В связи с чем, уполномоченное общим собранием лицо наделяется вышеуказанными полномочиями со дня проведения общего собрания участников долевой собственности.
В период между смертью наследодателя и вступлением в наследство, в силу абзаца 3 части 4 статьи 14 Закона № 101-ФЗ, определенный законом доверительный управляющий - уполномоченное общим собранием лицо имеет право действовать без доверенности.
Согласно сведениям ЕГРН наследником ФИО22 является ФИО35, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.06.2018, о чем сделана запись о регистрации № 26:02:000000:6 26/001/2018-80 от 20.06.2018;
наследником ФИО23 является ФИО36, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 25.01.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/007/2018-69 от 29.01.2018;
наследниками ФИО37 являлись Борисенко
Наталья Николаевна, ФИО39, на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 09.06.2018, о чем сделаны записи регистрации № 26:02:000000:6-26/007/2018-76, № 26:02:000000:6-26/007/2018-75 от 19.06.2018, на основании договора купли- продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 28.08.2018 доли в праве проданы АО «Агрохлебопродукт», о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/008/2019-176 от 04.07.2019;
наследником ФИО24 является ФИО40, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 29.12.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/002/2019-145 от 26.06.2019;
наследником ФИО25 является ФИО41, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.12.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-106 от 26.12.2018;
наследником ФИО26 является Ищенко Любовь
Васильевна, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05.10.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-95 от 10.10.2018;
наследниками ФИО27 являются Малютин Юрий
Иванович, ФИО44, на основании свидетельств о праве на
наследство по закону от 26.02.2019, о чем сделаны записи регистрации
№ 26:02:000000:6-26/013/2019-119, № 26:02:000000:6-26/013/2019-120,
№ 26:02:000000:6-26/013/2019-121 от 18.03.2019;
наследником ФИО45 являлся Морозов
Владимир Николаевич, на основании свидетельства о праве на наследство по
закону от 22.10.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-100 от 24.10.2018, на основании договора купли-продажи доля в праве общей долевой собственности на земельный участок от 02.07.2019 доли в праве проданы АО «Агрохлебопродукт», о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/010/2019-187 от 11.07.2019;
наследником ФИО29 является Подгаевская Елена
Федоровна, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.04.2019, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/013/2019-129 от 26.04.2019;
наследником ФИО30 является Сошникова
Ольга Николаевна, на основании свидетельства о праве на наследство по закону
от 25.10.2018, о чем сделана запись регистрации №26:02:000000:6-26/015/2018-102 от 26.10.2018;
наследником ФИО49 является ФИО50, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03.10.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-93 от 05.10.2018;
наследником ФИО31 является ФИО51, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03.07.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-82 от 26.07.2018;
наследником ФИО32 является ФИО52, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 02.08.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-84 от 07.08.2018;
наследником ФИО33 является ФИО53, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19.11.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-86 от 20.09.2018;
наследником ФИО34 является ФИО54, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 09.10.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-98 от 10.10.2018;
наследником ФИО55 является ФИО56, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18.09.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-88 от 20.09.2018.
Таким образом, на дату вынесения сообщения об отказе государственной регистрации на 25.04.2019 гражданка ФИО1, действующая от имени и в интересах вышеуказанных лиц на основании протокола от 19.09.2017 общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6 не могла распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 26:02:000000:6 от имени вышеуказанных лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона № 218-ФЗ размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.
При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
При проведении правовой экспертизы управлением установлено, что согласно сведениям ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО57, ФИО58, ФИО59 на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6.
Кроме того, закрепление земельного участка за гражданином, правоспособность которого прекращена (статьи 17, 18 ГК РФ), а также регистрация за ним, в дальнейшем, права общей долевой собственности, противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с положениями части 6 статьи 47 Закона № 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона № 101-ФЗ земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
На основании статьи 14 Закона № 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Участники долевой собственности на общем собрании могут принять, в том числе решение об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 101-ФЗ в случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.
Ввиду наличия перехода права на земельные доли ФИО22, ФИО23, ФИО37, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО45, ФИО29, ФИО30, ФИО49, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО55, на 25.04.2019 (дату вынесения сообщения об отказе) ФИО1 не наделялась правами по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 26:02:000000:6 от имени вышеуказанных лиц в силу прямого указания закона.
Порядок проведения, а также правила принятия решений общим собранием участников долевой собственности предусмотрены статьей 14.1 Закона № 218-ФЗ.
Суд отмчает, что согласно положениям пункта 2 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, может быть признана невостребованной земельной долей. При этом порядок вовлечения в оборот невостребованных земельных долей содержится в статье 12.1 Закона № 101-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд считает, что состав участников общей долевой собственности на земельный участок, образованный в порядке, установленном пунктом 3 статьи 13 Закона № 101-ФЗ, на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которым утверждены проект межевания образованного земельного участка, перечень собственников данного образованного земельного участка и размер их долей в праве общей собственности на него, может быть изменен на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принятого в соответствии со статьей 14.1 Закона № 101-ФЗ.
Довод заявителя о том, что последним были представлены документы о смене фамилий, отклоняется судом как несостоятельный и несоответствующий представленным материалам дела.
В представленных документах к заявлениям № 26-0-1-144/3012/2019-1, № 26/144/012/2019-1, № 26/144/012/2019-2 (в проекте межевания и межевом плане) отсутствуют документы подтверждающие изменение фамилий граждан ФИО57, ФИО58.
Также заключение кадастрового инженера, входящее в состав межевого плана, не содержит указанных сведений и соответствующих подтверждений.
В приложение к межевому плану включена копия документа, подтверждающего изменение фамилии гражданки ФИО60.
Вместе с тем оспариваемое сообщение об отказе не содержит возражений управления относительно вышеизложенного факта.
Суд обращает внимание, что иных сведений об изменении фамилий заключение кадастрового инженера не содержит.
Кроме того, имеются противоречия между сведениями заключения кадастрового инженера и позицией заявителя в части того, что ФИО52 является наследником ФИО32 (как указано в заключение кадастрового инженера), тогда как заявитель в дополнительных пояснениях указывает, что ФИО52 является наследником ФИО19.
По сведениям ЕГРН наследником ФИО32 является ФИО52, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 02.08.2018, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6-26/015/2018-84 от 07.08.2018.
Соответственно, в заключение кадастрового инженера имеются недостоверные сведения.
Также суд отмечает, что в соответствии с пунктом 7, 20, 24 части 1 стать 26 Закона № 218-ФЗ действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка 26:02:000000:6:ЗУ1, приостановлены в связи со следующим.
Проект межевания земельных участков по содержанию не соответствует требованиям утвержденным Приказом министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков»" от 03.08.2011 г. №388 (далее - Требования):
- в составе приложения Проекта межевания земельных участков отсутствуют документы, удостоверяющие право на земельные доли земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6.
В связи с чем, не возможно, рассчитать площадь образуемых участков.
Согласно части 5 статьи 13 Закона № 101-ФЗ, размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.
При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
В представленном протоколе от 19.09.2017 общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6 отсутствует список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли (пункт 11 статьи 14.1 Закона № 101-ФЗ).
Управление в судебном заседании пояснило, что при автоматической загрузке координат характерных точек границы образуемого земельного участка, выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером 26:02:000000:5960, границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством.
Довод управления, что заявителем не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Обосновывая свою позицию по несоблюдению обязательного досудебного порядка, управление ссылается на статью 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» вместе с тем положениям указанной статьи решение о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Настоящий спор связан с обжалованием не решения о приостановлении, а отказа управления, в государственном кадастровом учете и государственной регистрации нрава.
Решение о приостановке и отказ в регистрации представляют собой разные действия заинтересованного лица. Как пояснил заявитель он не был намерен обжаловать решение о приостановке в связи с частичным согласием с указанными в нем причинами. Это подтверждается действиями заявителя, выразившимися в предоставлении 18.04.2019 дополнительных документов к ранее поданному заявлению.
В свою очередь обязательная процедура обжалования отказа в государственном кадастровом учете н государственной регистрации нрава законодательством не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, представленные в материалы дела доказательства в полной мере свидетельствуют о том, что отказ управления в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права, выраженный в сообщении от 25.04.2019 за № 26/144/012/2019-1 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем оснований для отмены результатов аукциона у суда отсутствуют.
Другие доводы сторон и лиц, участвующих в деле не нашедшие отражения в настоящем решении, не имеют существенного значения и не могут повлиять на правильность изложенных в нём выводов.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 51, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Ходатайства граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8, о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, отклонить.
Заявленные требования акционерного общества «Агрохлебродукт», г. Ставрополь, ОГРН <***>, оставить без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовление в полном объеме), в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок при условии, что решение было предметом пересмотра арбитражного суда апелляционной инстанции или арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В. Галушка