АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-10544/2013
18 февраля 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Русановой В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым С.Р.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
отдела капитального строительства администрации города Георгиевска, г. Георгиевск, ОГРН <***>,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер», г. Москва, ОГРН <***>, общество с ограниченной ответственностью «Региональная производственно-строительная компания», ст. Ессентукская, ОГРН <***>, общество с ограниченной ответственностью «Винсадский», Предгорный район, с. Винсады, ОГРН <***>, общество с ограниченной ответственностью «Траст-М», г. Ставрополь, ОГРН <***>,
о признании недействительным решения по делу № РЗ-795-2013 от 24.09.2013; о признании недействительным предписания № 196 по делу № РЗ-795-2013 от 24.09.2013,
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 21.12.2014 б/н, представителя управления ФИО2 по доверенности от 13.01.2015 № 06/68, в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
отдел капитального строительства администрации города Георгиевска (далее – заявитель, заказчик, ОКС) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании недействительными решения от 24.09.2013 и предписания от 24.09.2014 № 196 по делу № РЗ-795-2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом были привлечены: общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер», г. Москва (далее - ООО «РСТ-Тендер»), общество с ограниченной ответственностью «Региональная производственно-строительная компания», ст. Ессентукская (далее – ООО «Региональная производственно-строительная компания»), общество с ограниченной ответственностью «Винсадский», Предгорный район, с. Винсады (далее – ООО «Винсады»), общество с ограниченной ответственностью «Траст-М», г. Ставрополь (далее – ООО «Траст-М»).
04 февраля 2015 года ОКС заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил суд признать недействительными решение от 24.09.2013 и предписания от 24.09.2014 № 196 по делу № РЗ-795-2013, взыскать с управления судебных расходы в сумме 78 400 руб.
В судебном заседании 04.02.2015 был объявлен перерыв до 11.02.2014 11 часов 30 минут.
11 февраля 2015 года судебное заседание было продолжено.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Исследовав заявленное ОКСом ходатайство об уточнении требований, суд находит его не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права других лиц, подлежащим принятию к производству.
В обоснование требований заявитель ссылалось на отсутствие в действиях заказчика по информационному обеспечению размещения заказа – размещению документации открытого аукциона в формате RAR которая, при извлечении из архива (разархивации) имела формат «tif» и «pdf» с файлами «Требования к техническим характеристикам работ», не имелось нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), пункта части 1 статьи 1, частям 7 и 8 статьи 16, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147 «Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами», приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», приказа Минэкономразвития России № 646, Казначейства России № 21н от 14.12.2010 «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом», поскольку применяемые заказчиком форматы являлись допустимыми, не требующими приобретения специальных программных средств для получения визуального доступа к содержимому файла и его распечатке.
Заказчик утверждал, что программа для работы с файлами формата Adobe Reader доступна для бесплатной установки любому пользователю и доступна разархивированию обычным способом путем применения стандартных и наиболее распространенных программ-архиваторов (Winrar, 7-zip, winzip), архивирование файлов было обусловлено соблюдением требований действующего законодательства по утверждению максимального размера размещаемого на официальном сайте Российской Федерации файла.
Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддерживал доводы, изложенные в заявлении, просил суд удовлетворить требования в полном объеме, с учетом взыскания с управления понесенных судебных расходов на оплату судебной экспертизы.
Управление в обоснование доводов ссылалось на законность и обоснованность вынесенных ненормативных правовых актов, мотивируя свои доводы тем, что разместив на официальном сайте www.zakupki.gov.ru аукционную документацию с нарушениями требований действующего законодательства, а именно: пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, Положения о пользовании официальным сайтом РФ приказа № 470, Постановления № 147, выразившимися в формировании «Требований к Техническим характеристикам работ» части III Технического задания аукционной документации таким образом, что составить заявку на участие в открытом аукционе не представлялось возможным, так как данные сведения составляли более 400 файлов в формате «RAR», некоторые из которых в свою очередь также содержали архивные документы; каждая страница документации отсканирована заказчиком отдельно и заархивирована несколько раз. Управление настаивало на том, что заказчик целенаправленно применил к тексту специальные режимы с целью максимально усложнить подачу заявки участниками размещения заказа, что запрещено пунктами 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Представитель управления в судебном заседании поддерживал доводы, изложенные в отзыве и дополнительном отзыве на заявление, просил суд отказать ОКСу в удовлетворении требований.
ООО «РСТ-Тендер», ООО «Региональная производственно-строительная компания», ООО «Винсады», ООО «Траст-М» представителей в судебное заседание не направили, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства по данному делу (уведомления о получении указанными лицами определений суда приобщены к материалам дела), ходатайств об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью разрешить спор в отсутствие представителей в материалы дела не направлялось, мотивированные отзывы и возражения на заявление отсутствуют.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд находит необходимым разрешить спор по существу в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, присутствующих в деле лиц, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0121300030813000003 (в редакции № 2 от 05.09.2013) заказчиком был размещен заказ на выполнение подрядных работ по строительству объекта «г. Георгиевск. 348 квартал. Детский сад-ясли на 280 мест».
Извещение № 0121300030813000003 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов htt://www.zakupki.gov.ru. Адрес электронной площадки в сети «Интернет» - Торговая площадка «РТС-Тендер» - http://www.rts-tender.ru, по предмету - право на заключение муниципального контракта с ОКСом на выполнение подрядных работ по строительству объекта «г. Георгиевск. 348 квартал. Детский сад-ясли на 280 мест», с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 214 508 076,00 рублей.
До окончания указанного в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме срока подачи первых частей заявок поступило 2 заявки в электронной форме, запросов о разъяснении документации от участников размещения заказа не поступало.
18 сентября 2013 года в управление от ООО «Региональная производственно-строительная компания» поступила жалоба о нарушении заказчиком при размещении аукционной документации законодательства о размещении заказов.
Решением от 24.09.2013 жалоба ООО Региональная производственно-строительная компания» на действия заказчика по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме № 0121300030813000003 выполнение подрядных работ по строительству объекта «г. Георгиевск. 348 квартал. Детский сад-ясли на 280 мест» была признана обоснованной, действия ОКСа были признаны не соответствующими требованиям Закона о размещении заказов, пункту части 1 статьи 1, частям 7 и 8 статьи 16, статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заказчику было выдано предписание от 24.09.2013 № 196 об устранении выявленных нарушений, в связи с чем торги в форме открытого аукциона в электронной форме № 0121300030813000003 аннулировать; извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0121300030813000003 отменить; протоколы, составленные в ходе размещения заказа, отменить; при необходимости торги провести повторно.
Основанием для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов для управления явилось выявление нарушения заказчиком норм законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции, а именно: файлы аукционной документации были отсканированы в виде картинок, в некоторых документах дважды заархивированы, что не позволяло осуществить поиск по тексту; отсутствовала сквозная нумерация и наименование документов; использован уплотненный интервал между буквами и применено сплошное подчеркивание текста, что сделало текст трудно различимым, не позволяло ознакомиться с текстом в полном объеме и без ошибок; часть III Технического задания содержала более 400 файлов в формате «RAR», некоторые из которых также содержали архивированные документы, что лишило возможности потенциальным участникам участвовать в аукционе, составить заявку на участие в аукционе.
Не согласившись с решением и предписанием управления, ОКС обратился в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
В соответствии с частями 7 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, осуществляет создание официального сайта, ведение официального сайта, в том числе регистрацию и обслуживание пользователей сайта и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований (в том числе в виде образца сайта).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет создание официального сайта совместно с указанным в части 3 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, выдачу представителям заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и иных организаций, осуществляющих размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи как часть регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, а также для целей размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1 настоящего Федерального закона, развитие официального сайта в части функциональных доработок сайта в соответствии с функциональными требованиями, указанными в части 3 настоящей статьи, и прочих доработок сайта.
Заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 данной статьи.
Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, размещается на официальном сайте без взимания платы. При этом к информации о размещении заказов относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии со статьей 23 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный частью 1 статьи 21 данного Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 9 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147 «Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами», программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей.
При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
В соответствии с частью 10 раздела II указанного Постановления файлы, прикрепленные к размещаемой на сайте информации, должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Согласно частям 7 и 8 Приказа Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства РФ № 21н от 14.12.2010 «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами», программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Из совокупного толкования норм Положения, утвержденного приказом от 14.12.2010 № 646/21н, следует, что основной целью функционирования официального сайта www.zakupki.gov.ru является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
Приказом Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 № 470 утверждены требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти.
Пунктами «а», «б» и «в» названного Приказа определено, что информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений; должна быть доступна пользователям информацией без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информацией платы; не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.
Из указанного выше следует, в том числе, что размещаемая на официальном сайте информация должна быть доступна для использования.
Как следует из аукционной документации, приобщенной к материалам дела, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого конкурса на общероссийском официальном сайте, согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf.
Документация в формате «RAR», которая, при извлечении из архива (разархивация) имела формат «tif» и «pdf», в котором муниципальным заказчиком был размещены файлы «Требования к техническим характеристикам работ» являются допустимыми форматами и не требует приобретения специальных программных средств для получения визуального доступа к содержимому файла и его распечатке. Программа для работы с файлами указанного формата -Adobe Reader, доступна для бесплатной установки любому пользователю и доступна разархивированию обычным способом путем применения стандартных и наиболее распространенных программ-архиваторов (Winrar, 7-zip, winzip).
Таким образом, действия заказчика по информационному обеспечению размещения заказа не противоречат требованиям Федерального закона № 94-ФЗ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147, Приказу Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 № 470, Приказу Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства РФ № 21н от 14.12.2010.
Представленные заказчиком форматы является распространенными и открытыми форматами, для работы с которым не требуется дополнительных программных средств.
Из заключения экспертизы от 23.12.2014 № 564/9-3 Федерального бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Региональный Центр Судебной экспертизы» Минюста России», проведенной по назначению суда, также следует, что носитель информации (Аукционная документация: размещенная на сайте по адресу: http://www.zakupki.gov.ru.. извещение № 0121300030813000003 (в ред. № 2 от 05.09.2013) доступен для чтения. Все файлы-архивы и находящиеся в них файлы с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx» и файлы-архивы с расширением «гаг» открываются программным обеспечением, указанным выше, доступны для просмотра, копирования и чтения.
Для определения имеется ли затруднительность в различимости текста информации и невозможности ознакомления с ним в полном объеме (Аукционная документация, размещенная на сайте по адресу: http://www.zakupki.gov.ru., извещение № 0121300030813000003 (в ред. № 2 от 05.09.2013) проводился осмотр всех файлов-архивов и расположенных в них файлов с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx» и файлов-архивов с расширением «rar».
В результате проведенного осмотра было установлено, что все файлы с расширением «pdf», «tif», «jpg» отсканированы. Файлы с расширениями «xls» и «xlsx» созданы в офисном приложении Microsoft Excel. Текстовые файлы с расширениями «doc» и «docx» содержат фоновые рисунки (отсканированные графические изображения).
Форматы файлов с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx», «rar» являются распространенными и открытыми форматами, не зашифрованы и не защищены какими-либо специальными средствами.
Согласно «пункта 2.9.2 Проекта регламента размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на общероссийском официальном сайте http://www.zakupki. gov.ru» в систему «Портала закупок» допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, PDF, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf.
Это же подтверждается запросом через службу поддержки официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru
Текстовая информация в файлах с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx» сформирована на русском языке, с четко читаемыми символами. Различимость текстовой информации целиком, её восприятие, восприятие содержащейся информации зависит от подготовки и индивидуальных особенностей читателя этой текстовой информации.
Таким образом, в результате проведенного осмотра всех (905) файлов было установлено, что форматы файлов с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx», «rar» являются распространенными и открытыми форматами, не зашифрованы и не защищены какими-либо специальными средствами. Текстовая информация в файлах с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx» сформирована на русском языке, с четко читаемыми символами. Различимость текстовой информации целиком, её восприятие, восприятие содержащейся информации зависит от подготовки и индивидуальных особенностей читателя этой текстовой информации.
В связи с указанным выше, экспертом сделаны выводы о том, что каких-либо препятствий для поиска информации (Аукционная документация, размещенная на сайте по адресу: http://www.zakupki.gov.ru., извещение № 0121300030813000003 (в ред. № 2 от 05.09.2013) не имеется. Извещение № 0121300030813000003 (в ред. № 2 от 05.09.2013) находится в «открытой» части информационного портала http://www.zakupki.gov.ru.
Форматы файлов с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx», «rar» являются распространенными и открытыми форматами, не зашифрованы и не защищены какими-либо специальными средствами. Текстовая информация в файлах с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx» сформирована на русском языке, с четко читаемыми символами. Различимость текстовой информации целиком, её восприятие, восприятие содержащейся информации зависит от подготовки и индивидуальных особенностей читателя этой текстовой информации.
Носитель информации (Аукционная документация: размещенная на сайте по адресу: http://www.zakupki.gov.ru., извещение № 0121300030813000003 (в ред. № 2 от 05.09.2013) доступен для чтения. Все файлы-архивы и находящиеся в них файлы с расширениями: «pdf», «tif», «xls», «jpg», «doc», «xlsx», «docx» и файлы-архивы с расширением «rar» открываются программным обеспечением, указанным в исследовательской части, доступны для просмотра, копирования и чтения.
Доказательств иного суду не предоставлено.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает заказчиков в выборе форматов для размещения документации открытых аукционов в электронной форме. Формат файла с документацией не оказывает существенного влияния на результат торгов. При этом свобода выбора формата файла документации способствует обеспечению интереса заказчика в заключении договора с добросовестным поставщиком и минимизации риска ненадлежащего исполнения контракта в будущем.
Довод управления о недоступности размещенной заказчиком информации в связи с изложением ее в отсканированном виде, с картинками, сплошным текстом с подчеркиванием, судом отклонен, поскольку не мотивирован в части конкретного нарушения такими действиями законодательства о закупках, в резолютивной части решения управления не имеется ссылки на конкретную норму, которую, по мнению управления, нарушил отдел в сфере законодательства о размещении заказов.
Довод управления основан на предположениях и личном восприятии, не основанными на нормах права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Судом установлено, что документация об открытом аукционе в полном объеме с приложениями размещена на официальном сайте без нарушения норм Закона о размещении заказов, у управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных норм права, а также разъяснений, данных в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что ненормативный правовой акт публичного органа может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что оспариваемые решение и предписание наносят ущерб экономическим интересам отдела в сфере организации хозяйственной деятельности по строительству детского сада и противоречат нормам действующего законодательства.
При наличии совокупности, установленной статьями 198, 201, Пленумом Верховного суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 6/8 от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», у суда имеются основания для признания требований предприятия обоснованными.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, и расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы по оплате услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, к которым как раз и относятся транспортные расходы, расходы, связанные с проживанием в гостинице, суточные, выплачиваемые представителям, участвующим в деле.
Расходы по оплате экспертизы относятся к судебным расходам, которые распределяются судом в соответствии с принятым решением (статьи 101, 106, 110 АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 05.03.2014 по делу назначалась компьютерно-техническая экспертиза, производство которой поручалось ФБУ «Северо-Кавказский Региональный Центр Судебной экспертизы» Минюста России.
Вышеуказанным определением оплата экспертизы в сумме 78 400 рублей была возложено на заявителя – отдел капитального строительства администрации города Георгиевска.
Денежные средства в размере 78 400 рублей в счет оплаты проведения экспертизы отделом были перечислены на депозитный счет Арбитражного суда Ставропольского края.
Определением от 26 декабря 2014 года финансовому отделу Арбитражного суда Ставропольского края было поручено перечислить денежные средства в сумме 78 400 рублей (перечисленные платежным поручением от 29.05.2014 № 126), поступившие на депозитный счет Арбитражного суда Ставропольского края Федеральному бюджетному учреждению «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы».
Экспертиза назначена в связи с отсутствием у суда необходимых информатизационных познаний в части использования форматированных текстов в сети «Интернет» и их доступности для пользователей с учетом различных информационных возможностей участников электронных аукционов.
Материалы дела не содержали необходимых убедительных выводов управления со ссылкой на конкретные нормы права.
Правовых вопросов для эксперта судом не ставилось.
Судебные расходы взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Следовательно, расходы, понесенные обществом в связи с назначением по делу экспертизы в сумме 78 400 рублей, взыскиваются с управления.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
РЕШИЛ:
требования отдела капитального строительства администрации города Георгиевска, г. Георгиевск, ОГРН <***>, удовлетворить.
Признать недействительным решение от 24.09.2013 по делу № РЗ-795-2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Признать недействительным предписание от 24.09.2013 № 196 по делу № РЗ-795-2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***> в пользу отдела капитального строительства администрации города Георгиевска, г. Георгиевск, ОГРН <***>, 78 400 рублей судебных расходов.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Г. Русанова