ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-10961/19 от 14.01.2020 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                         Дело № А63-10961/2019

21 января 2020 года

                                                  Резолютивная часть решения подписана 14 января 2020 года

                                                  Решение изготовлено в полном объеме 21 января 2020 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Демковой Н.В. , при ведении протокола секретарем Проскуряковой А.О., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь», ОГРН 1022601943814, ИНН 2635048440, г. Ставрополь, к администрации муниципального образования Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, ОГРН 1022603023706, ИНН 2623005473,  с. Пелагиада Шпаковского района, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Шпаковскрайгаз», ОГРН 1022603026181, ИНН 2623002433, г. Михайловск, о взыскании 53 856 руб. 76 коп. задолженности по оплате поставленного природного газа по муниципальному контракту поставки газа для муниципальных нужд № 23-1-0024/18 от 12.02.2018 за период с 01.10.2018 по 30.11.2018, 2 154 руб.  судебных расходов, при участии от истца – представителя Беленького Д.Н. по доверенности №01-0017 от 31.01.2019, от ответчика – представителя Филатова Ю.В. по доверенности 20.06.19, от третьего лица – представителя Велибекова Г.М. по доверенности № 42 от 28.05.2018,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» (далее – ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь») обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований открытое акционерное общество «Шпаковскрайгаз», о взыскании 53 856 руб. 76 коп. задолженности по оплате поставленного природного газа по муниципальному контракту поставки газа для муниципальных нужд № 23-1-0024/18 от 12.02.2018 за период с 01.10.2018 по 30.11.2018, 2 154 руб.  судебных расходов.

Ответчик возражал против иска, ссылаясь на отсутствие факта потребления газа ввиду приостановки подачи газа.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик просил в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо пояснило, что в связи с окончанием отопительного сезона 20.04.2018 было произведено отключение газоиспользующего оборудования от потребления газа с установкой пломбы № 8128763 по адресу: <...>. Также 15.06.2018 была осуществлена обрезка газопровода ввода по указанному адресу, подключение и пуск газа было произведено 16.11.2018.

Из материалов дела установлено, что между 12.02.2018 между ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» (поставщик) и администрацией муниципального образования Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (покупатель) заключен муниципальный контракт поставки газа для муниципальных нужд № 23-1-0024/18.

Согласно условиям контракта поставщик обязался поставлять, а покупатель - принимать и оплачивать газ (п. 2.2 контракта).

Пунктом 4.3.1 контракта установлено право поставщика газа осуществлять проверки правильности работы контрольно-измерительных приборов, входящих в состав узла учета газа. Результаты проверки оформляются актом проверки.

23 октября 2018 года поставщиком газа была проведена проверка состояния и применения средств измерений учета газа покупателя, по результатам которого сторонами установлено, что межповерочный интервал счетчика газа истек 01.10.2018.

Согласно пункту 4.1 муниципального контракта количество поставляемого газа (объем) определяется с помощью средств измерений и технических систем и устройств с измерительными функциями (именуемые в дальнейшем - узел учета газа) поставщика, установленных на объектах сетей газораспределения ГРО и (или) газопотребления покупателя в соответствии с требованиями нормативных актов, в том числе: ГОСТ 2939-63, ГОСТ Р 8.915-2016, ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ Р 8.740-2011, ГОСТ 8.611-2013 и иных методик выполнения измерений, разработанных для индивидуальных условий измерений, зарегистрированных и утвержденных в установленном порядке, во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, ГОСТ Р 8.899-2015, ГОСТ Р 8.741-2011.

За единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях: температура 20°С, давление 101,325 кПа (760 мм. рт. ст.).

При отсутствии или неисправности узла учета газа у поставщика количество поставляемого газа определяется по данным узла учета покупателя, предварительно согласованного с поставщиком. При отсутствии или неисправности узла учета газа у покупателя количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных поставщиком на запорной арматуре в закрытом положении газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия или неисправности узла учета газа. В случае невозможности достоверного определения периода отсутствия или неисправности узла учета газа начало периода определяется с момента последней проверки узла учета газа покупателя представителем поставщика.

Согласно пункту 4.10 контракта не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, стороны составляют акт сдачи-приемки газа, в котором отражаются объемы по каждому месту передачи газа/по каждой точке подключения покупателя с указанием объемной теплоты сгорания (ОТС). К акту сдачи-приемки газа стороны оформляют приложение, в котором отражают ежесуточные сведения о плановых и фактических объемах поставки газа в целом по контракту. Данный акт является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа ТОРГ-12 (газ) и выставления счетов-фактур.

В исполнение п. 4.10 договора ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» оформило сводный акт поданного-принятого газа за период с 01.10.2018 по 30.11.2018, направило его для подписания ответчику, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения в письмо.

Ответчик указанный акт не подписал, мотивированный отказ от его подписания не представил

По расчетам истца стоимость поставленного ответчику газа составляет 76 443 руб. 86 коп.

Согласно п. 5.5.1 контракта покупатель производит оплату на основании счетов поставщика до 18 числа месяца поставки в размере 30 % от стоимости планируемой месячной поставки газа, рассчитанной как произведение планируемого объема месячной поставки газа, указанного в подпункте 2.2.2 контракта.

В соответствии с подпунктом 5.5.2 контракта окончательный расчет за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производится в срок до 20 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с п. 5.3 контракта на основании товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными платежами.

Ответчик за поставленный по контракту газ в период с 01.10.2018 по 30.11.2018 оплату в полном объеме не произвел. Задолженность ответчика за поставленный газ за указанный период составляет 53 856 руб. 76 коп.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием оплатить задолженность оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения заказчика с иском в суд.

Оценивая законность и обоснованность заявленных требований, суд руководствуется следующим.

 Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что между истцом и ответчиком при заключении муниципального контракта поставки газа для муниципальных нужд от 12.02.2018 № 23-1-0024/18 возникли правоотношения, которые регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Статьей 548 Кодекса предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.

   В силу статей 309, 310, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 65   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание  своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).

Исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, суд   приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Пункт 4 статьи 426 ГК РФ содержит правило о том, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров - типовые договоры, положения и т.п.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты.

Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 № 961 утверждены Правила учета газа (далее - Правил учета газа).

Правила учета устанавливают порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями и распространяются на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (п. 1.1, 1.4).

При проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением (п. 1.2 Правил учета газа).

Последовательно выполняемые действия по сбору, накоплению и составлению информации об учете газа и ее отражению в первичных учетных документах должны предусматривать совокупность операций, выполняемых для определения количественных значений объемов газа и (или) их количественных и качественных показателей, регистрацию, а при необходимости расчет его количественных и (или) количественных и качественных показателей (п. 1.3 Правил учета газа).

Федеральный закон от 26.06.2008   № 102-Ф «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ) регламентирует обязательное выполнение измерений в соответствии с методиками измерений, аттестованными в установленном порядке.

В части 11 статьи 2 Закона № 102-ФЗ дано определение методики (метода) измерений как совокупности конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.

В соответствии с пунктом 23 Правил поставки газа при неисправности или
отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем
переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам
принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему
потреблениягаза,соответствующемупроектноймощности

неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

Согласно пункту 4.1 действующего договора поставки газа № 27-1-0028/18 от 01.01.2018 при отсутствии или неисправности узла учета газа поставщика количество поставляемого газа определяется по данным узла учета покупателя, предварительно согласованного с поставщиком. При отсутствии или неисправности узла учета газа у покупателя количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных на запорной арматуре в закрытом положении газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия или неисправности узла учета газа.

Под неисправностью узла учета газа, понимается такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативных актов и нормативно-технической документации.

Для конечных потребителей Ставропольского края предельная минимальная цена с 21.08.2018 составляет: 4 792 руб. за 1000 м3, предельная максимальная цена составляет 5 097 руб. за 1000 м (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 03.08.2018  № 1088/18). Плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа Ставропольского края установлена Федеральной антимонопольной службой в зависимости от объема потребления газа для каждой из точек подключения (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 11.05.2018 № 622/18).

             В связи с окончанием отопительного сезона в апреле 2018 года в здании администрации муниципального образования Пелагиадского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края ОАО «Шпаковскрайгаз» было  отключено газоиспользующее оборудование, что подтверждается актом на отключение бытового газоиспользующего оборудования от 20.04.2018.

16 ноября 2018 года подача газа была возобновлена, о чем свидетельствует запись в акте на отключение бытового газоиспользующего оборудования от 20.04.2018.

При этом, 23.10.2018 поставщиком газа была проведена проверка состояния и применения средств измерений учета газа покупателя, по результатам которого установлено, что межповерочный интервал счетчика газа истек 01.10.2018, в связи с чем специалистом поставщика было вручено покупателю уведомление о реконструкции приборов учета газа потребителей, в котором указано на необходимость обеспечения исполнения требований пункта 4.1 муниципального контракта и приведения (реконструкции) узла учета расходов газа в соответствие с требованиями действующей нормативно-технической документации до истечения срока поверки прибора учета газа, но позднее 31.12.2018.

В связи с указанным показания счетчика ответчиком в период с 16.11.2018 по 30.11.2018 не снимались, поверка счетчика не проводилась.

Согласно товарной накладной № Н103450 от 30.11.2018 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» за период с 01.11.2018 по 30.11.2018 ответчику было поставлено газа на сумму 38 355 руб. 91 коп. При этом поставка газа была возобновлена 16.11.2018, что подтверждается актом на отключение бытового газоиспользующего оборудования от 20.04.2018, а также пояснениями ОАО «Шпаковскрайгаз».

Платежными поручениями № 179303 от 27.12.2018, № 179304 от 27.12.2018 ответчиком оплачено 19 177 руб. 95 коп.

Таким образом, ответчиком произведена оплата за фактически потребленный газ за 15 дней.  При этом расчет истца, представленный в материалы дела, подтверждает объем и размер оплаты, произведенный истцом за период поставки газа.

            Следовательно, задолженность ответчика по муниципальному контракту отсутствует.

Поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о недобросовестности ответчика и достоверности расчета объема потребления газа, основания для удовлетворения  иска отсутствуют.

Доводы сторон, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                               Н.В. Демкова