ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-11428/14 от 02.02.2015 АС Ставропольского края



  АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 20-54-22, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-11428/2014

06 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Макаровой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаталовой А.Ю., рассмотрев дело по заявлению государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя», город Ставрополь,
 ОГРН <***>, ИНН <***>,

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, город Ставрополь, ОГРНИП <***>, ИНН <***>,

о взыскании 100 000 руб. долга и 64 руб. 24 коп. судебных издержек,

при участии в судебном заседании от истца – ФИО2, представителя по доверенности от 12.01.2015 № 2,

от ответчика – представитель не явился,

У С Т А Н О В И Л:

в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Ставрополя» с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании денежной суммы в размере 100 000 руб., предоставленной ей из федерального и краевого бюджетов, а также 64 руб. 24 коп. судебных издержек.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил.

Истец в судебном заседании представил заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит суд принять уточнения в части формулировки требования о взыскания судебных издержек, связанных с направлением искового заявления в адрес ответчика в размере 64 руб. 24 коп. Кроме того истец представил дополнительные документы в обоснование заявленных требований.

Суд приобщил представленные документы к материалам дела.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает спор в отсутствие ответчика.

Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании решения комиссии, оформленного протоколом № 9 от 19.08.2011 между государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Ставрополя» и ИП ФИО1 был заключен договор по оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов № 17.

В соответствии с пунктом 2.2.1 данного договора и приказом № 59-ОД от 19.08.2011 истцом на лицевой счет ФИО1 была перечислена выплата в размере 100 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями № 1772063, № 280 от 22.08.2011.

Согласно требованиям договора № 17 от 19.08.2011 на ФИО1 возложены следующие обязанности:

- организовать и оснастить на предприятии (в организации) два специальных рабочих места для инвалидов (пункт 2.1.1 договора);

- представить в Центр занятости населения смету затрат на оснащение специальных рабочих мест для инвалидов (пункт 2.1.2 договора);

- осуществлять расходование выделенной субсидии по целевому назначению в соответствии с ТЭО и сметой (пункт 2.1.3 договора);

- в течение 10 дней с момента создания рабочего места представить в Центр занятости информацию о расходовании субсидии с приложением копий документов (пункт 2.1.4 договора);

- в течение одного месяца с момента получения субсидии на расчетный счет с инвалидами, направленными Центром занятости, заключить в соответствии с трудовым законодательством, санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 и с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида трудовой договор на срок не менее 12 месяцев (пункт 2.1.5 договора);

- ежемесячно, в срок до 5 числа, представлять в Центр занятости список трудоустроенных граждан (пункт 2.1.6 договора);

- ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять копии платежных ведомостей на выдачу заработной платы инвалидам, трудоустроенным на специализированные рабочие места (пункт 2.1.7 договора);

- в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на специальное рабочее место, в течение 3-х дней известить Центр занятости. На освободившееся рабочее место в разумные сроки принять другого инвалида, направленного Центром занятости (пункт 2.1.9 договора).

17 октября 2011 ФИО1 в Центр занятости был представлен отчет об использовании субсидии и документы о ее расходовании:

- товарный чек № 10614 от 11Л0Л1 и к нему кассовый чек от 11.10.2011;

- товарный чек б/н от 11.10.2011;

- товарный чек б/н от 14.10.2011;

- акт № 6 от 28.09.2011 на выполнение работ-услуг;

- товарная накладная № 7 от 28.09.2011;

- товарный чек № 124 от 23.08.2011;

- товарный чек № 125 от 23.08.2011;

- кассовый чек № 0695899310 от 23.08.2011;

- товарный чек № 2021 от 30.09.2011 и к нему кассовый чек от 30.09.2011;

- товарный чек б/н от 30.09.2011;

- товарный чек б/н от 19.09.2011;

- квитанция к приходному кассовому ордеру б/н от 28.09.2011.

На данные рабочие места по направлению Центра занятости ИП ФИО1 с 17.10.2011 на должности администратора-продавца были трудоустроены ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая 2-ю группу инвалидности (приказ № 0000002 от 17.10.2011), с которой был заключен трудовой договор от 17.10.2011 № 2 и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая 3-ю группу инвалидности (приказ № 0000003 от 24.10.2011), с которой был заключен трудовой договор от 24.10.2011 № 3.

26 октября 2011 года комиссией, состоящей из специалистов Центра занятости, была проведена выездная проверка выполнения ФИО1 обязательств по договору № 17 от 19.08.2011 по оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Проверка осуществлялась по адресу: <...>, указанному ФИО1 как место осуществления предпринимательской деятельности.

По результатам проверки составлен акт № 1 от 26.10.2011, согласно которому в салоне - парикмахерской «Цирюльня» (цокольный этаж здания) работодателем оснащено два специальных рабочих места. На момент проверки на рабочем месте присутствовала трудоустроенная по направлению Центра занятости ФИО3

В ноябре - декабре 2011 года документы, подтверждающие функционирование специальных рабочих мест, представлены не были. Установленная пунктом 2.1.6 обязанность представлять в Центр занятости ежемесячно, в срок до 5 числа, списки трудоустроенных граждан исполнена не была.

11.01.2012 года ФИО1 в Центр занятости были представлены следующие документы:

- список трудоустроенных граждан по состоянию на 31.12.2011 (за декабрь),

- копия ведомостей по начислению заработной платы (не соблюдена унифицированная форма) ФИО4 за октябрь, ноябрь, декабрь 2011;

- копия ведомостей по начислению заработной платы (не соблюдена унифицированная форма) ФИО3 за октябрь, ноябрь, декабрь 2011.

Однако более ни в феврале, ни в марте 2012 списки трудоустроенных граждан и копии платежных ведомостей на выдачу заработной платы трудоустроенным инвалидам в Центр занятости не представлялись, то есть пункты 2.1.6, 2.1.7 договора ИП ФИО1 не исполнялись.

Вследствие этого 23.09.2012 Центром занятости была проведена выездная проверка выполнения обязательств по договору № 17 от 19.08.2011 по оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в ходе которой было выявлено следующее.

Согласно составленному акту № 2, по адресу <...>, находится многоэтажный жилой дом. Члены комиссии обошли вокруг здания и его цокольный этаж, но парикмахерской «Цирюльня» не обнаружили. В помещении, которое ранее арендовала ИП ФИО1, находилась парикмахерская «Каприз». Со слов администратора указанной парикмахерской, аренда данного помещения осуществляется уже 1 месяц, ИП ФИО1 съехала в начале декабря 2011 года, а парикмахерскую закрыла. Также руководитель ателье, находящегося по соседству, ФИО5, сообщила сотрудникам Центра занятости, что ФИО1 съехала в начале декабря 2011 года, а об открытии ФИО1 где-либо парикмахерской она не слышала.

То есть, предоставляя 11.01.2012 в Центр занятости списки трудоустроенных граждан по состоянию на 31.12.2011, ФИО1 намеренно скрыла от Центра занятости факт закрытия парикмахерской, а значит, и факт нефункционирования созданных двух специальных рабочих мест.

30 марта 2012 года на имя директора Центра занятости поступило заявление (вх.
 № 895 от 30.03.2012) от трудоустроенной ФИО4, в котором она сообщила, что, несмотря на заключенный трудовой договор с ФИО1, ей не предоставляется рабочее место и не выплачивается заработная плата с декабря 2011 «в связи с прекращением работы парикмахерской с декабря 2011». Кроме того, по утверждению ФИО4, с 28.03.2011 она была уволена по собственному желанию. Также ФИО4 представила в Центр занятости выписку из лицевого счёта застрахованного лица, полученную в Пенсионном фонде РФ по форме СЗИ-5, из которой следует, что последнее место работы ФИО4 - организация ГУСО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ЦСОН» в период с 10.08.2005 по 31.03.2006. Работодатель ИП ФИО1 в выписке отсутствует. Таким образом, ФИО4 не была оформлена ИП ФИО1 в соответствии с трудовым законодательством. Однако в Центр занятости были представлены копии приказа о трудоустройстве, трудового договора.

В связи с вышеизложенным 05.04.2012 Центр занятости направил в адрес ФИО1 претензию (исх. № 4401), в которой потребовал незамедлительно явиться в Центр занятости с документами и объяснениями по вышеуказанным фактам. Однако письмо с претензией вернулось в Центр занятости с пометкой «истек срок хранения».

Таким образом, деятельность специальных рабочих мест работодателем не обеспечена, установленная пунктом 2.1.5 обязанность заключить в соответствии с трудовым законодательством, санитарными правилами и с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида трудовой договор на срок не менее 12 месяцев, не исполнена.

В соответствии с пунктом 4.3 договора в случае неисполнения работодателем пунктов 2.1.3,2.1.4, 2.1.5,2.1.8 субсидия подлежит возврату в полном объеме.

В связи с неисполнением работодателем условий договора 29.04.2014 в адрес ФИО1 Центр занятости направил претензию (исх. №6743) с предложением добровольно вернуть субсидию в размере 100 000 рублей, выделенную на создание двух рабочих мест для трудоустройства инвалидов, перечислив ее на указанный счет в прилагаемой к претензии квитанции в срок до 15.05.2014.

Однако средства индивидуальным предпринимателем в бюджет так и не возвращены, обязательства по договору № 17 от 19.08.2011 по организации специальных рабочих мест для инвалидов ФИО1 надлежащим образом не исполнены, в связи с чем Центр занятости обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением о взыскании перечисленной субсидии в принудительном порядке.

В силу положений статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

Для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1089 предусмотрено предоставление субсидий на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» во всех субъектах Российской Федерации действовали региональные антикризисные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

Постановлением Правительства Ставропольского края № 231-п от 21.07.2010 была утверждена краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году». Одним из основных мероприятий вышеуказанной программы, исполняемой органами службы занятости края, является содействие созданию специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.

В целях реализации названной программы Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.03.2011 № 98-п утвержден «Порядок расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году».

В соответствии с пунктом 7 указанного порядка расходования субсидий финансовые средства на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов предоставляются работодателям на возмещение затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для инвалидов.

Размер возмещения работодателям затрат, связанных с оснащением рабочих мест для инвалидов, составляет не более 50 тысяч рублей за одно рабочее место.

Возмещение затрат на мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов осуществляется при условии представления работодателем в Центр занятости следующих документов:

- копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, заверенной в установленном порядке;

-технико-экономического обоснования оборудования специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов;

- заключение между Центром занятости и работодателем договора о содействии трудоустройству незанятых инвалидов.

Перечисление финансовых средств на возмещение затрат, связанных с оснащением специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, осуществляется на расчетные (лицевые) счета работодателей, открытые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на условиях и в порядке, определенных договором о содействии трудоустройству незанятых инвалидов.

Предоставление субсидии осуществляется при условии получения заявителем положительного заключения комиссии по рассмотрению технико-экономического обоснования оборудования специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.

Проверкой установлено что, деятельность специальных рабочих мест ИП ФИО1 не обеспечена, установленная пунктом 2.1.5 обязанность заключить в соответствии с трудовым законодательством, санитарными правилами и с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида трудовой договор на срок не менее 12 месяцев, не исполнена.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, трактуется статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации как нецелевое использование бюджетных средств и влечет их изъятие в бесспорном порядке.

Учитывая вышеизложенное, требование государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 100 000 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения суд распределяет судебные расходы.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб. (платежное поручение № 787 от 29.08.2014).

В связи с удовлетворением иска в полном объеме судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.

Кроме того, государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Ставрополя» просит взыскать почтовые расходы в сумме 64 руб. 24 коп.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Как следует из положений статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Приведенный перечень судебных издержек не является исчерпывающим. Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать перед судом о возмещении понесенных ими расходов в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

С учетом изложенного, требование истца о взыскании стоимости почтовых расходов на отправку искового заявления в адрес лиц, участвующих в деле, относится к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с абзацем 2 пункта 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления, фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления.

Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Ставрополя», обращаясь с требованием о взыскании почтовых расходов, представило копию квитанции от 13.10.2014 № 43239 на сумму 64 руб. 24 коп.

Таким образом, требование истца о взыскании стоимости почтовых расходов в сумме 64 руб. 24 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить полностью.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ставрополь, ОГРНИП <***> в федеральный бюджет субсидию в сумме 100 000,00 руб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ставрополь, ОГРНИП <***> в пользу государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ставрополя», ОГРН <***> судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000,00 руб., почтовые расходы в сумме 64,24 руб.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.В. Макарова