ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-1303/2018 от 05.03.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-1303/2018

06 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Безлепко В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евсеевой А.В., рассмотрев

исковое заявление Министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН <***>, г. Ставрополь

к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, ОГРН <***>, г. Ставрополь,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, администрации г. Ставрополя, Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский государственный политехнический колледж» и Управления Росреестра по Ставропольскому краю,

о признании права собственности субъекта Российской Федерации – Ставропольского края на объект недвижимого имущества:

общежитие, кадастровый номер 26:12:020506:528, общей площадью 4098,8 кв.м, в квартале 378, назначение жилой дом, расположенный по адресу: <...>, ИНОН 040119640006,

в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН <***>, г. Ставрополь, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации города Ставрополя, ОГРН <***>, г. Ставрополь, о признании права собственности на объект недвижимого имущества – нежилое здание, учебный корпус, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 24048, 26:12:0:0:24048/192:10011-1002/Б2, 34-67-2, Б2; литера Б2, кадастровый номер 26:12:010304:208, общей площадью 2550,6 кв.м, расположенный по адресу: <...>.

Исковые требования мотивированы тем, что спорный объект недвижимости внесен в реестр государственного имущества Ставропольского края на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 №1157-р «О передаче в ведение Ставропольского края государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Минобразования России принятии в государственную собственность Ставропольского края как имущественного комплекса, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Ставропольского края»и находятся на балансе ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж». Правоустанавливающие документы на спорные объекты не оформлены, в связи с чем истец лишен другой возможности, кроме как по решению арбитражного суда, установить право государственной собственности.

Ответчик в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому указывал, что ТУ Росимущества в СК является ненадлежащим ответчиком, просил в иске отказать и рассмотреть спор в отсутствие представителя ответчика. Дополнительно сообщил, что объект заявленного имущества в реестре федерального имущества отсутствует.

Представитель администрация города Ставрополя в судебном заседании также не явился, согласно письменному отзыву просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством в свое отсутствие .

Представитель ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж» согласно письменному отзыву поддержал заявленные требования в полном объеме и просило их удовлетворить.

Представитель Управления Росреестра по СК в соответствии с письменным отзывом указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований и просил рассмотреть спор в свое отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Объект недвижимого имущества с момента постройки и сдачи в эксплуатацию переданы и находился на балансе образовательных учреждений СГПТУ № 1, СГПТУ № 24, СУПК ПТУ № 1, ПУ № 1 г. Ставрополя, ГОУ НПО ПУ № 1 г. Ставрополя, правопреемником которых является ГБОУ СПО «Ставропольский государственный политехнический колледж».

В 1958 году на базе специального ремесленного училища № 5 было создано Ставропольское строительное училище № 1, которое в 1962 году реорганизовано в городское профессионально-техническое училище №1 (ГПТУ № 1).

В 1984 году ГПТУ № 1 г. Ставрополь реорганизовано в среднее городское профессионально-техническое училище № 1 г. Ставрополь (СГПТУ № 1 г. Ставрополь).

В соответствии с приказом Управления народного образования Ставропольского края от 31.03.1989 № 169-а на базе СГПТУ № 1 и СГПТУ № 24 создан строительный учебно-производственный комплекс ПТУ № 1 (СУПК ПТУ № 1).

Приказом Управления образования администрации Ставропольского края от 15.11.1995 № 659 СУПК ПТУ № 1 переименовано в профессиональное училище № 1 г. Ставрополя (ПУ № 1), в дальнейшем - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 1 г. Ставрополя» (ГОУ НПО ПУ № 1 г. Ставрополя).

Распоряжением министерства имущественных отношений Ставропольского края от 11.09.2002 № 752 и приказом министерства образования Ставропольского края от 11.09.2002 № 388-пр государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 1 г. Ставрополя» реорганизовано (преобразовано) в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ставропольский государственный политехнический колледж» (ГОУ СПО СГПК).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2003 № 1157-р ряд образовательных учреждений Ставропольского края, в том числе ГОУ НПО ПУ № 1 г. Ставрополя передано в ведение Ставропольского края, а находящееся в федеральной собственности имущество указанных образовательных учреждений безвозмездно передано в собственность Ставропольского края.

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ 25.08.2003 № 3768-р о безвозмездной передаче образовательных учреждений в собственность Ставропольского края и Распоряжением территориального органа Министерства имущественных отношений РФ -Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 16.10.2003 №970 имущество указанных образовательных учреждений, в том числе ГОУ НПО ПУ № 1 г. Ставрополя, было исключено из реестра федерального имущества и включено в реестр государственного имущества Ставропольского края.

Заявленный объект недвижимого имущества значится в реестре государственного имущества Ставропольского края.

Министерство имущественных отношений Ставропольского края обращалось в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлениями о регистрации права государственной собственности Ставропольского края на объект недвижимого имущества – общежитие, кадастровый номер 26:12:020506:528, общей площадью 4098,8 кв.м, в квартале 378, назначение жилой дом, расположенный по адресу: <...>, ИНОН 040119640006.

Решениями от 27.02.2012 №01/119/2011-800/5707/12, от 13.07.2012 №01/508/2012-910/18451/12, от 30.05.2014 №01/007/2014-684 регорган отказал в регистрации ввиду отсутствия ранее возникшего права федеральной собственности на заявленный объект и недостаточности имеющихся документов.

Кроме того Минимущество края обращалось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее — Управление Росреестра по СК) с заявлением об исправлении технических ошибок допущенных при постановке на кадастровый учет общежития, а именно приведение в соответствие с данными технического паспорта, изготовленного ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» (организация ликвидирована 02.02.2015 г. путем реорганизации в форме слияния. Правопреемник - ГУП СК «СКИ») на основании которого данный объект поставлен на кадастровый учет 22.10.2013 г. с названием - многоквартирный дом, назначением - многоквартирный дом, количеством помещений 138. При этом в техническом паспорте объект имеет название - общежитие, указано его назначение - жилой дом и количество помещений 139.

Управлением Росреестра по СК вышеуказанное заявление отклонило согласно уведомлению от 29.12.2017 в связи с невозможность идентификации наименования здания в представленных документах. В части исправления двух других технических ошибок: назначение помещения и количество помещений ответ не содержит информации.

Учитывая изложенное, у истца отсутствует иная возможность зарегистрировать право собственности на заявленный объекты.

Указанный объект недвижимости имеется в наличии, что подтверждается кадастровым и техническим паспортами.

Притязаний на указанные объекты со стороны третьих лиц не заявлено, ограничения (обременения) не зарегистрированы.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права собственности является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.

Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Федеральным Законом 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесений изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 18 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального Закона от 22.08.2004 №122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Спорный объект передан и внесен в реестр государственного имущества Ставропольского края на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №1157-р. В настоящее время объект недвижимости находятся в фактическом владении и пользовании Ставропольского края.

Таким образом, Ставропольским краем право собственности на спорное имущество приобретено на основании нормативных актов, указанных выше.

Отсутствие зарегистрированного права собственности препятствует Ставропольскому краю распоряжаться указанным имуществом по его усмотрению, что нарушает его права и законные интересы. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» допускается возможность государственной регистрации прав собственности на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Доводы ответчика о том, что Территориальное управление Росимущества в СК является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае право собственности субъекта Российской Федерации возникло на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №1157-р при передаче имущества из федеральной собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации, и настоящий иск направлен на защиту права собственности Ставропольского края и иного вещного права – права оперативного управления, суд считает необходимым удовлетворить требование о признании права собственности субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, так как это будет являться основанием для устранения препятствий государственной регистрации и выдачи правоустанавливающих документов на объекты недвижимости..

При изложенных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 65, 167-170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Р Е Ш И Л:

исковые требования Министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН <***>, г. Ставрополь удовлетворить.

Признать право государственной собственности Ставропольского края на объект недвижимого имущества – общежитие, кадастровый номер 26:12:020506:528, общей площадью 4098,8 кв.м, назначение – жилой дом, расположенный по адресу: <...>, в квартале 378.

Настоящее решение служит основанием для регистрации в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю права собственности на указанный объект недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В. Безлепко