ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-13735/19 от 03.12.2020 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                          Дело № А63-13735/2019

30 декабря 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена   03 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме    30 декабря 2020 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Орловского Э.И., при ведении протокола судьей лично, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственногоунитарногопредприятияСтавропольскогокрая«Ставрополькрайводоканал» ОГРН <***>, г. Ставрополь,

к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ОГРН <***>, г. Ессентуки,

о признании недействительным представления от 20.06.2019 № 19-233/П/1-234/4,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) о признании недействительным представления от 20.06.2019 № 19-233/П/1-234/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Исследовав и оценив доказательства по делу, суд установил следующее.

Управлением на основании приказа от 24.04.2019 № 233 «О проведении плановой выездной проверки проведена плановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности предприятия: Ставропольский край, Предгорный район, в границах земель муниципального образования Этокский сельсовет, Георгиевское шоссе, 2-й километр, ПТП «Кавминводские очистные сооружения канализации».

В рамках проведения плановой выездной проверки выявлен ряд нарушений и возбуждены производства по делам об административном правонарушении, в том числе по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Так, постановлением от 20.06.2019 № 19-233/П/1-234/3 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ с указанием следующих обстоятельств правонарушения.

Статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89 - ФЗ) установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

В данных учета общества в области обращения с отходами за 2018 год отсутствует информация об образовании отхода «смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, выдержанная на площадках стабилизации, практически неопасная». Вместе с тем, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год указано, что отход «смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, выдержанная на площадках стабилизации, практически неопасная» образован в количестве 95,89 тонн и утилизирован, в том числе передано в целях утилизации 95,86 тонн.

Общество произвело корректировку в данных учета движения отходов и представило журнал учета движения отходов при проведении проверки в адрес Департамента.

B соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона ФЗ-89 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отводами в соответствий со своей компетенцией.

В соответствии с приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждений статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребление» (далее - приказ Росстата № 529) форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.

В сведениях об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 год не указано, что отход «смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, выдержанная на площадках стабилизации, практически неопасная» образован в количестве 95,89 тонн и утилизировано, в том числе передано в целях утилизации 95,89тонн.

Кроме того, установлено, что обществом заключен договор с ООО «Регион-Ресурс» договор № 251 OСK от 07.06.2008, срок действия до 31.12.2018, предмет договора - выполнение работ по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - V класса опасности. Согласно представленным актам выполненных работ №№ 10/103 от 22.10.2018, № 12/156 от 21.12.2018 общество передало ООО «Регион-Ресурс», в том числе остатки и огарки стальных сварочных электродов в количестве 0,01105 тонн и 0,0042 тонн, соответственно.

Однако в данных учета отходов за 2018 год и в отчетности по форме № 2-ТП - отходы за 2018 год, вышеуказанные данные не отражены

В соответствии со статьей 14 Закона № 89-ФЗ:

- юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - Vклассов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- на основании данных о составе отходов, оценки степени их  негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При проведении проверки осуществлен отбор проб отходов. B соответствие с полученными лабораторными исследованиями установленоследующее:

- в соответствии с протоколом биотестирования проб отхода № 46-о от 07.06.2019, экспертным заключением № 94 от 10.06.2019 установлено, что отход «смесь обезвоженного осадка и уплотненного ила» относится к 4 классу опасности. Данный вид отхода, в соответствии с экспертным заключением № 94 от 10.06.2019, можно отнести к коду 7 22 201 11 39 4 «Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механический очистки хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод»;

- в соответствии с протоколом биотестирования проб отхода № 47-о 07.06.2019, экспертным заключением № 94 от 10.06.2019 установлено, что отход «мусор с защитных решеток» относится к 4 классу опасности. Данный вид отхода в соответствии с экспертным заключением № 94 от 10.06.2019 можно отнести к коду 7 22 101 01 71 4 «мусор с защитных решеток хозяйственно - бытовой и смешанной канализации малоопасный».

При проведении проверки установлено, что в нарушение требований статьи Закона №  89-ФЗ отсутствуют паспорта на вышеуказанные отходы производства и потребления.

В соответствии со статьей 18 Закона № 89-ФЗ нормативы образования отходов и  лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

У общества имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 000176-О, выданный Департаментом Росприроднадзора, срок действия которого с 27.12.2018 по 26.12.2023, в соответствии с которым нормативы образования отходов производства не утверждены на отход «Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно - бытовых и смешанных сточных вод» 4 класса опасности, чем нарушена статья 18 Закона № 89-ФЗ.

20 июня 2019 года управлением внесено представление № 19-233/П/1-234/4 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ - «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».

Указанным предписанием на общество возложена обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно принять меры в части:

- изучить требования нарушенных нормативных правовых актов;

- принять меры по ведению учета движения отходов в установленном порядке и в установленные сроки, а также представления достоверных сведений по форме № 2 ТП - отходы;

- усилить контроль за исполнением ответственным лицом в области охраны окружающей среды требований природоохранного законодательства;

- представить план по устранению правонарушения.

В представлении указано, что информацию о принятых мерах необходимо представить в управление в течение одного месяца со дня получения представления.

Не согласившись с указанным представлением, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.

Пунктом 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В обоснование предъявленного требования, предприятие указывает, что отход «Смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, выдержанная на площадках стабилизации, практически неопасная» утвержден в нормативах только 27.12.2018. С 1 января по 27 декабря 2018 года этот отход в лимитах не значился.Корректировка в электронном журнале «Данные учета в области обращения с отходами» за период с 27 декабря по 31 декабря 2018 года (4 дня) с включением вышеуказанного отхода была направлена в адрес административного органа посредством электронного документооборота 03.06.2019. Декларация с внесенными изменениями и форма 2-ТП отходы (количество 95,89 т), были переданы в административный орган нарочно 05.06.2019. Таким образом, данное нарушение было устранено в процессе проверки. Отчет по форме 2-ТП отходы и декларация формировались в программно-техническом комплексе «Модуль природопользователя», далее для сдачи в электронном виде выгружались через Личный кабинет на портале приема отчетности с авторизацией через Госуслуги с электронной подписью. В электронном виде отражены все значения, вносимые в эти формы, в том числе и значения 0,01105 т и 0,0042 т, которые при выгрузке из «Модуля природопользователя» и распечатывании не отражаются на бумажном носителе, что свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя нарушения, выразившегося в неотражении в данных учета отходов за 2018 год и в отчетности по форме № 2 ТП-отходов за 2018 год остатков и огарков стальных сварочных электродов в количестве 0,01105 тонн и 0,0042 тонн. Такой отход, как «Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» в процессе работы Кавминводских очистных сооружений канализации не образуется. Кек - это осадок или активный ил, обезвоженный до 60-85% влажности (ГОСТ 25150-82 Канализация. Термины и определения), он не является конечным «продуктом» и, соответственно, безосновательно назван отходом. После выхода из цеха механического обезвоживания, он транспортируется на иловые площадки для прохождения процессов стабилизации и дальнейшего обезвоживания. То есть, определение транзитного продукта - кека, как конечного отхода неверно. По результатам биотестирования, проведенного 17.08.2018 филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Кавказским Минеральным Водам, мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации отнесен к 5-му классу опасности, практически неопасный. Во время проведения проверки, мусор с защитных решеток необоснованно определен административным органом, как отход 4 класса опасности на основании протокола биотестирования проб отхода от 07.06.2019 № 47-о.

Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2).

Таким образом представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий выносится в случае подтверждения факта административного правонарушения.

В данном случае основанием для вынесения оспариваемого представления послужило административное правонарушение, в отношении которого вынесено постановление № 19-233/П/1-234/3.

Предприятие обжаловало данное постановление в Предгорный районный суд, решением которого по делу № 12-122/2019 жалоба оставлена без удовлетворения.

Доводы предприятия, положенные в обоснование требований по настоящему делу, также указывались предприятием при рассмотрении дела районным судом.

Так, в решении суда от 14.08.2019 указано, что порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, не предусматривает корректировку или внесение изменений в данные учета движения отходов производства и потребления. В сведениях об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 год не указано, что отход «смесь осадков механической биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, выдержанная на площадках стабилизации, практически неопасная» образован в количестве 95,89 тонн и утилизирован, в том числе предано в цех утилизации 95,89 тонн. При этом, форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденная приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 не содержит возможность представления откорректированной отчетности.

Довод предприятия об отсутствии нарушения, выразившегося в неотражении в данных учета отходов за 2018 год и в отчетности по форме № 2 ТП-отходы за 2018 год остатков и огарков, стальных сварочных электродов в количестве 0,01105 тонн и 0,0042 тонн, признан необоснованным. Суд указал, что при выгрузке и распечатывании формы 2-ТП отходы, предприятием факт достоверности указанных сведений не проверялся, что свидетельствует о непринятии лицом всех зависящие от него меры по их соблюдению действующего законодательства при наличии такой возможности

Довод о том, что «Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» не является отходов, также не принят вышеназванным решением суда.

Согласно протокола биотестирования проб отхода от 07.06.2019 № 46-о и 47-о, экспертным заключением от 10.06.2019 № 94 установлено, что отход «смесь обезвоженного осадка и уплотненного ила» относится к 4 классу опасности, код по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее -ФККО) 7 22 201 11 39 4 «Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод»; отход «мусор с защитных решеток» относится к 4 классу опасности, код по ФККО 7 22 101 01 71 4 «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный».

Государственным инспектором установлено, что паспорта на указанные отходы производства и потребления у ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» отсутствуют, что является нарушением требований статьи 14 Закона № 89-ФЗ.

Однако ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» указывает, что в соответствии с пунктом 9.2.14.1 СП 32.133300.2012 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения» осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод, (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологической безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ: утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

При этом, предприятие приводит довод о том, что механически обезвоженные осадки подлежат дальнейшему обезвоживанию, стабилизации, минерализации, то есть проводит процесс обезвреживания, тем самым подтверждая факт образования отхода.

Предприятие указывает, что в соответствии с письмом Минприроды России от 06.11.2013 № 05-12-44/21713 смесь сырого осадка и избыточного активного ила, поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания не является отходом. Пробы отхода проводились после обезвоживания в цехе механического обезвоживания, то есть смесь сырого осадка и избыточного активного ила проходит обработку по обезвоживанию и в результате чего образуется отход, который в дальнейшем вывозится на иловые площадки для дальнейшей обработки.

Однако, согласно письму Минприроды России от 06.11.2013 № 05-12-44/21713 осадки сточных вод являются отходом, которые направляются на использование.

Более того, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2019 по делу № А63-11969/2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019, установлено, что в процессе оказания предприятием услуг водоотведения образуются отходы IV, V класса опасности, которые являются отходами производства и потребления в соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ. В данных судебных актах судебные инстанции также опровергли довод предприятия о том, что такой отход, как «Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» не образуется на промежуточном этапе обезвоживания осадка.

С учетом установленного факта совершения административного правонарушения и вышеприведенных выводов, вынесение оспариваемого представления соответствует требованиям закона.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной  жалобы.

Судья                                                                                                         Э.И. Орловский