ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-13830/2021 от 18.01.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-13830/2021

25 января 2022 года.

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2022 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Подылиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кознеделевой А.С., рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации города Невинномысска г. Невинномысск, ОГРН 1022603624845, к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, г. Ставрополь, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании совершить определенные действия,

третьи лица: ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Администрацию города Ставрополя, Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя,

при участии в судебном заседании представителя администрации города Невинномысска Дудченко Е.Н. по доверенности от 03.06.2020, представителя инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя Старостиной Я.В. по доверенности от 25.01.2021, представителя Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю Стрепова В.В. по доверенности от 29.12.2021, представителя ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Страздиной Т.С. по доверенности от 26.01.2021, представителя комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя Сидельниковой Т.А. по доверенности от 30.09.2021, в отсутствие представителя администрации города Ставрополя,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ставропольского края Администрации города Невинномысска к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополя, о признании незаконным бездействие ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, выразившееся в не направлении в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченным в период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края работникам организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории города Невинномысска по месту нахождения Филиала № 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с целью его зачисления в бюджет муниципального ;

- обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя направить в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных в период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края работникам организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории города Невинномысска, для распределения Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю сумм НДФЛ надлежащим образом, с целью их зачисления в бюджет муниципального образования города Невинномысска по месту нахождения филиала № 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с указанием в уведомлении в отношении платежей по НДФЛ за указанный период надлежащего кода ОКТМО;

- обязании Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю после поступления соответствующего уведомления от ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя в отношении платежей по НДФЛ ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенное неверное распределение сумм НДФЛ с учетом нахождения филиала №6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (город Невинномысск Ставропольского края) и надлежащего кода ОКТМО за период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края.

Рассмотрение заявления отложено в судебное заседание на 18.01.2022.

В судебном заседании администрация заявленные требования подтвердила в полном объеме.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на результаты проверки правильности и полноты перечисления НДФЛ филиалом № 6 ГУ-СРО ФСС РФ при указании в платежных поручениях кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого должна быть перечислена спорная сумма НДФЛ.

Аналогичную правовую позицию по существу спора ранее изложило Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации пояснило, что отделения фонда, исполняя функции налогового агента, при выплате пособия по временной нетрудоспособности удерживают и перечисляют НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности, в бюджет по месту своего учета, а при начислении и выплате работникам обособленного подразделения исходя из сумм доходов, исчисляемых и выплачиваемых по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением, удерживают и причисляют суммы НДФЛ в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Суд, исследовав заявление и приложенные к нему документы, находит требования администрации не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 5 мая 2021 года администрация г. Невинномысска обратилась в ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя с заявлением о проведении проверки правильности и полноты перечислении ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, НДФЛ, с пособий по временной нетрудоспособности и о направлении в УФК по СК уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченным в период с 01.07.2020 по дату обращения в налоговый орган.

В ответ на заявление ИФНС России по Ленинскому району была проведена проверка правильности и полноты перечисления НДФЛ филиалом № 6 ГУ-СРО ФСС РФ при указании в платежных поручениях кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого должна быть перечислена спорная сумма НДФЛ.

По результатам указанной проверки, платежей с некорректными данными установлено не было, о чем было сообщено заявителю письмом №04-20/005597 от 24.05.2021.

Заявитель, не согласившись с ответом налогового органа, обратился с жалобой на бездействие лиц должностных лиц ИФНС России по Ленинскому району в адрес УФНС России по СК.

Решением управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - УФНС России по Ставропольскому краю) от 28.07.2021 №08-19/01766, жалоба администрации осталась без удовлетворения.

Не согласившись с решением УФНС России по Ставропольскому краю, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Положениями ст. 24, п.1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) установлена обязанность российских организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.

Данная обязанность, согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ распространяется на случаи всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Таким образом, оплата больничного листа не освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

Пунктом 1 статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что налоговый агент – это лицо, на которое по НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов.

Согласно пункту 3 статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из денег, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять в бюджет налог; представлять в ИФНС по месту своего учета документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления и перечисления налога; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщику сумм доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных сумм налогов.

В случае прямых выплат пособие работнику выплачивает не работодатель, а территориальный орган ФСС, который обязан как налоговый агент рассчитать, удержать и перечислить НДФЛ с выплачиваемых пособий.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации (пункт 1 статьи 83 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 226 НК РФ установлено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.

В силу вышеназванных положений ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является налоговым агентом и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет в части выплат по листкам нетрудоспособности по месту своей регистрации.

Вместе с тем филиалы и иные обособленные подразделения организации в целях применения положений главы 23 Налогового кодекса налоговыми агентами не являются.

Филиал № 6 ГУ- Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в платежных документах указывает ИНН, ОКТМО и КПП, ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в результате платежи отражаются в КРСБ филиала с соответствующими реквизитами.

Относительно требования об обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя направить в УФК по СК уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа с целью зачисления НДФЛ в бюджет муниципального образования города Невинномысска по месту нахождения филиала № 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с указанием в уведомлении в отношении платежей по НДФЛ за указанный период надлежащего кода ОКТМО суд также исходит из следующего.

В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены нормативные отчисления в бюджеты муниципальных образований субъекта Российской Федерации от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.

В настоящем случае изменения в Кодекс в части перечисления налога на доходы физических лиц с выплаченных страховых выплат по обязательному социальному страхованию по ОКТМО муниципального образования, на территории которого зарегистрированы налоговые агенты, являющиеся работодателями физических лиц, получивших страховые выплаты, изменения не вносились.

Порядок уплаты налога на доходы физических лиц урегулирован главой 23 НК РФ.

В обоснование своей позиции администрация ссылается на нарушение бездействием должностных лиц налогового органа прав заявителя.

При этом под бездействием должностного лица понимается бездействие в отношении исполнения должностных обязанностей, которые должностное лицо имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции.

В настоящем случае должностные лица дали ответ заявителю и рассмотрели обращение и жалобу администрации в пределах своей компетенции.

По правилам части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Судом установлено, что в рамках настоящего спора администрацией заявлены требования в порядке главы 24 АПК РФ.

Участниками отношений по главе 24 АПК РФ выступают с одной стороны государственный орган, орган местного самоуправления или должностные лица, наделенные властными полномочиями на осуществление своей деятельности, с другой стороны граждане, организации и иные лица, права и законные интересы которых затрагиваются решениями и действиями (бездействиями) указанных органов.

В рассматриваемом деле не имело место бездействие должностных лиц, фактически истец не согласен с доводами ответчиков, изложенными в ответе от 24.05.2021 №04-20/005597 и решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы администрации от 28.07.2021.

При таких обстоятельствах следует признать, что Администрацией города Невинномысска избран ненадлежащий способ защиты своих прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления Администрации города Невинномысска г.Невинномысск, ОГРН 1022603624845, к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, г. Ставрополь, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.

Судья Е.В. Подылина