АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (865) 34-16-92, факс 34-69-90,
E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А63- 13859/2007-С4 - 37
г. Ставрополь
22 апреля 2008 года Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2008 года
В полном объеме решение изготовлено 28 апреля 2008 года
Арбитражный суд в составе судьи Костюкова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого Акционерного общества сельскохозяйственного предприятия «Шишкинское», с.Шишкино к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России№ 2 по Ставропольскому краю, г. Благодарный,
Соответчик – Управление Федеральной налоговой службы России по СК, г. Ставрополь;
Третье лицо – Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь,
о признании незаконными действий налоговой инспекции,
при участии:
от ЗАО СХП «Шишкинское» - ФИО1, по доверенности № 1 от 10.01.2008,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по СК, г. Благодарный – ФИО2, по доверенности от 01.02.2008; от УФНС – ФИО3, по доверенности № 06-12/72 от 21.12.2007, от Министерства сельского хозяйства – начальник юридического отдела – ФИО4, по доверенности № 01 -20-07/5776 от 03.12.2007,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое Акционерное общество сельскохозяйственное предприятие «Шишкинское», с.Шишкино (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ставропольскому краю, г. Благодарный (далее – инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции по включению в сведения, подаваемые в Краевую межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, суммы несуществующей просроченной задолженности по пени – 421135,75 рублей и 39592, 48 рублей штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц.
К участию в деле в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю.
В порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
Представитель общества требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме. Указал, что налоговым органом незаконно, в нарушение Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», включена просроченная задолженность по пени на доходы физических лиц по состоянию на 01.01.2003 в сведения, подаваемые в Краевую межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данные действия нарушают права общества на участие программе финансового оздоровления и реструктуризацию задолженности, предусмотренные Федеральным Законом № 83 от 09.07.2002 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 , г. Благодарный возражает против заявленных требований ЗАО СХП «Шишкинское», поясняет, что позиция общества, отраженная в заявлении необоснованна, так как предоставление права на реструктуризацию долгов не изменяет и не отменяет обязанности по уплате налогов, взносов, не вошедших в реструктуризацию.
Управление Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю с требованиями общества не согласилось. В судебном заседании представитель пояснил, что задолженность ЗАО СХП «Шишкинское» по налогу на доходы физических лиц образовалась с 1999 года по результатам выездных налоговых проверок. Одним из требований к сельскохозяйственным товаропроизводителям - участникам программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, является не возбуждение в отношении должника производства по делу о несостоятельности (банкротстве), поэтому, с этой целью в территориальную комиссию направлено письмо от 09.08.2007 № 14-35/011159 для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о погашении задолженности ЗАО СХП «Шишкинское» по налогу на доходы физических лиц.
Представитель Министерства сельского хозяйства указал, что реструктуризации не подлежит задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации, в связи с чем, предоставление налоговым органом сведений в краевую комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей о задолженности по пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, не влияет на участие ЗАО СХП «Шишкинское» в программе финансового оздоровления.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и приложенные к нему документы, суд считает требования общества не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что на основании Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» ЗАО «Шишкинское» включено в программу финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данный факт подтверждается извещением № 07-17/479 от 14.11.2005 о включении в Программу финансового оздоровления селькохозяйственных товаропроизводителей и варианте реструктуризации долгов (т.1, л.д. 19).
Между ЗАО СХП «Шишкинское» и МРИ ФНС №2 по СК, г. Благодарный заключено соглашение о реструктуризации долгов № 92 от 14.12.2005 (т.1, л.д.20-24). Реструктуризация предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов, а именно по состоянию на 01.10.2005 в сумме 2213493,53 рублей.
Управлением Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №2 по Ставропольскому краю, г. Благодарный направлялся запрос о предоставлении информации по имеющейся задолженности, не подлежащей реструктуризации по состоянию на 22.10.2007 по налогу на доходы физических лиц, а также задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный Фонд РФ, по предприятиям края, в том числе и ЗАО СХП «Шишкинское».
Управлением в Территориальную межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей направлено письмо от 09.08.2007 № 14-35/011159, содержащее информацию о наличии задолженности у ЗАО СХП «Шишкинское», не включенной в соглашение о реструктуризации, а также с предложением рассмотреть на заседании комиссии вопрос о погашении обществом указанной задолженности (т.1, л.д. 66-67).
В данном письме управление указывает, что направление информации обусловлено необходимостью решения вопроса об уплате имеющейся задолженности, так как, организации, работающие в условиях реструктуризации более трех лет, не предпринимают мер по погашению задолженностей, не включенных в соглашение о реструктуризации.
Территориальной комиссией на заседании от 25.09.2007 года рассмотрен вопрос о задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, не вошедшей в сумму реструктуризации. Из протокола комиссии № 48 от 25.09.2007 (т.1, л.д.69-90) следует, что на указанную дату общество имело долги по налогам на доходы физических лиц и взносам на обязательное пенсионное страхование, не включенные в сумме задолженности, подлежащей реструктуризации – 726 849,25 рублей, в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии – 17229,11 рублей;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии – 5884,13 рублей;
- налог на доходы физических лиц – 703736,01 рублей( налог -84622,34 рублей; пеня – 589337,35 рублей; штраф – 29776,32 рублей).
Руководитель ЗАО СХП «Шишкинское» дал обещание погасить задолженность в течение месяца.
На заседании комиссии от 23.10.2007 руководитель ЗАО СХП «Шишкинское» указал, что организацией основной долг в размере 84622,24 рубля и часть пени в размере 61000 рублей погашены, с остальной же частью задолженности организация не согласна и буде оспаривать ее в суде (протокол № 49, т.1, л.д. 101).
По мнению общества, указанная инспекцией задолженность по налогу на доходы физических лиц является спорной и подлежит взысканию в судебном порядке.
Судом неоднократно (определениями от 26.02.2008, 08.04.2008)(т.1 л.д.106, т.2 л.д.8) предлагалось проведение сверки расчетов по суммам пени и штрафных санкций. Сторонами сверка не проведена. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлены доказательства отсутствия задолженности.
Налоговым органом в материалы дела представлены документы, подтверждающие довод о наличии задолженности у ЗАО СХП «Шишкинское», а именно: лицевой счет за период с 01.01.2003 по 26.03.2008, расчеты пени за 2002, 2001, 2000, 1999годы, акт сверки от 27.01.2005 № 158 от 31.12.2004, справка № 41474 о состоянии расчетов по налогам, сборам по состоянию на 01.04.2008, хронологии расчетов ( т.1, л.д. 114-166).
Из вышеназванных документов следует, что по состоянию на 01.01.2003 у ЗАО СХП «Шишкинское» имеется задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 725999,80 рублей, их них: налог – 228120,43 рублей, пени – 423135,75 рублей, штраф – 74743,62 рублей.
Таким образом, сумма задолженности налоговым органом подтверждена надлежащим образом.
ЗАО СХП «Шишкинское» указывает, что налоговой инспекцией пропущены сроки, как на бесспорное взыскание, так и на обращение в суд с иском о взыскании этой задолженности. Данный довод судом отклоняется, так как по настоящему делу требование о взыскании указанной суммы не заявлялось.
Правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются Федеральным законом № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 года. Цель указанного закона – улучшение финансового состояния сельхозтоваропроизводителей до применения процедуры банкротства.
Указанным Федеральным законом определен порядок финансового оздоровления, который включает следующие этапы:
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 №788 «О межведомственных комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» утверждены положения: «О межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» и «О межведомственных комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей». Комиссия осуществляет организационные и контрольные функции по реализации финансового оздоровления, в ее компетенцию входит определение условий, необходимых для проведения реструктуризации долгов, принятие решений о предоставлении конкретным сельскохозяйственным производителям права на реструктуризацию долга, осуществление контроля за ходом исполнения соглашения, и другие функции, установленные п.3, 4 Положения.
Порядок и условия заключения соглашения о реструктуризации долгов, является одним из важных этапов в реализации программы финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей. На основании статьи 2 Закона реструктуризация долгов понимается как «основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обстоятельств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долга». Реструктуризация предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Соглашение о реструктуризации заключается в письменной форме и имеет ряд условий:
- это соглашение сторон долгового обязательства, т.е. стороны – кредиторы и должник;
- так как это соглашение о замене долговых обязательств, то оно предполагает, что на момент соглашения о замене их новыми долговыми обязательствами у должника должен иметься долг;
- соглашение не предполагает прекращение или замену того обязательства, из которого возник долг;
- другое долговое обязательство предусматривает другие условия обслуживания и погашения долга.
Федеральный закон (ст.27) предусматривает три основания расторжения соглашения о реструктуризации:
неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;
возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.
На основании п.10 соглашения, заключенного между ЗАО СХП «Шишкинское» и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 2 по Ставропольскому краю, г. Благодарный № 92 от 14.12.2005, если организация (ЗАО СХП «Шишкинское») на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образовании, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк – агент, глее открыт счет организации, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, право на реструктуризацию долгов приостанавливается на 90 дней. Если в этот период должник не ликвидирует задолженность, он теряет право на реструктуризацию долгов. Соглашение в этом случае подлежит расторжению.
На основании этого в краевую комиссию по финансовому оздоровлению ежемесячно поступают данные об образовавшейся задолженности у тех или иных сельхозтоваропроизводителей.
Однако, в соответствии с п.5 Порядка оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей утвержденным протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению «реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации».
С учетом вышеизложенного, позиция заявителя о том, что налоговым органом незаконно включена в справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов по программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей просроченная задолженность по налогу на доходы физических лиц, и это нарушает его права и законные интересы, является необоснованной, поскольку данная задолженность не входит в сумму подлежащую реструктуризации и предоставление сведений в краевую комиссию по финансовому оздоровлению не влияет на участие ЗАО СХП «Шишкинское» в программе финансового оздоровления.
Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» прямо не предусмотрено направление инспекцией сведений об имеющихся у организаций задолженностей, не вошедших в реструктуризацию. Запрета на осуществление данных действий также в законодательстве не имеется.
С момента заключения соглашения о реструктуризации, должником не принимались меры по погашению задолженности, не включенной в соглашение о реструктуризации. Это и повлекло направление сведений об имеющейся задолженности в Краевую межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таким образом, оспариваемые обществом действия налогового органа не противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы ЗАО «Шишкинское», с. Шишкино.
На основании изложенного, заявленные обществом требования о признании незаконными действий налоговых органов по включению в сведения, подаваемые в Краевую межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд относит уплату государственной пошлины на ЗАО СХП «Шишкинское». При подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 2000 рублей уплачена обществом в полном объеме по платежному поручению № 208 от 21.11.2007 (т.1, л.д.26).
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Закрытого Акционерного общества сельскохозяйственного предприятия «Шишкинское», с.Шишкино о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ставропольскому краю, г. Благодарный и Управления ФНС России по СК по включению в сведения, подаваемые в Краевую межведомственную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, суммы несуществующей просроченной задолженности по налогу на доходы физических лиц, в том числе: пени в сумме 421135 рублей 75 копеек и штрафных санкций в сумме 39592 рубля 48 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо – Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
Судья Д.Ю. Костюков