АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.аrbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-13907/2012
02 ноября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2012 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Орловского Э.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пожидаевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению министерства курортов и туризма Ставропольского края, ОГРН <***>, г. Ессентуки,
к - Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ОГРН <***>, г. Москва,
- управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ОГРН <***>, г. Ставрополь,
об обязании восстановить в ГКН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 26:29:120417:176 и 26:29:130105:3,
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 06.08.2012, представителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю ФИО2 по доверенности от 10.01.2012 и представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО3 по доверенности от 20.02.2012,
УСТАНОВИЛ:
министерство курортов и туризма Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об обязании восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:29:120417:176 площадью 70,0767 га и о земельном участке с кадастровым номером 26:29:130105:3 площадью 157,1719 га (с учетом уточнения требований, принятого протокольным определением суда от 23.10.2012).
ФГБУ «ФКП Росреестра» просило вынести решение на усмотрение суда.
Управление Росреестра по Ставропольскому краю считает себя ненадлежащим заинтересованным лицом.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд установил следующее.
03 февраля 2007 года Правительством Российской Федерации издано постановление № 71 о создании на территориях города-курорта Ессентуки, города-курорта Железноводска, города-курорта Кисловодска, г. Лермонтова, города-курорта Пятигорска, Минераловодского муниципального района и Предгорного муниципального района Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
02 марта 2007 года на основании указанного постановления Правительством РФ, Правительством Ставропольского края и администрациями указанных муниципальных образований заключено соглашение № 2763-ГГ/Ф7 о создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на срок 20 лет.
Дополнительным соглашением № 14528-ГГ/Ф7 от 24 сентября 2007 года определены границы территории указанной особой экономической зоны, общая площадь которой составила 843 га.
В пункте 5 дополнительного соглашения от 24.09.2007 определено, что границы и площадь особой экономической зоны туристско-рекреационного типа подлежат уточнению путем внесения изменений и дополнений в соглашение после инвентаризации земель, проведения землеустроительных работ, установления границ земельных участков на местности и постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
В рамках формирования земельных участков, образующих особую экономическую зону, на кадастровый учет были поставлены земельные участки, в том числе:
- площадью 700 767 кв.м с кадастровым номером 26:29:120417:176 (постановка на кадастровый учет осуществлена 23.12.2008);
- площадью 1 571 719 кв.м с кадастровым номером 26:29:130105:3 (постановка на кадастровый учет осуществлена 23.04.2008).
В дополнительном соглашении № 9922-ОС/Ф7 от 24.06.2009 границы особой экономической зоны описаны с указанием координат поворотных точек, а в приложении № 3 к дополнительному соглашению приведен перечень кадастровых номеров земельных участков, образующих особую экономическую зону, в числе которых спорные земельные участки 26:29:130105:3 и 26:29:120417:176.
Земельный участок 26:29:120417:176 образован из земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:38 по распоряжению министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 07.12.2007 № 11/1 об утверждении проекта территориального землеустройства по образованию земельного участка площадью 70,0767 га для включения в особую экономическую зону туристско-рекреационного типа.
Земельный участок 26:29:130105:3 образован из земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:2075 в соответствии с проектом границ, утвержденным постановлением главы администрации Предгорного муниципального района № 39 от 16.01.2008, для цели использования «особая экономическая зона туристско-рекреационного типа».
Согласно свидетельства о государственной регистрации права 26АГ № 416334 от 18.05.2004 земельный участок 26:29:000000:38 относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, запись о регистрации которой внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.05.2004.
Земельный участок 26:29:000000:2075 имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения». Как следует из пояснений органа кадастрового учета, данный земельный участок является земельным массивом фонда перераспределения.
14 мая 2010 года сведения о земельном участке 26:29:130105:3 исключены из государственного кадастра недвижимости в связи с отсутствием зарегистрированных прав на него более двух лет со дня его постановки на кадастровый учет.
17 февраля 2011 года по тем же основаниям из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о земельном участке 26:29:120417:176.
Не согласившись с этим, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Министерство обратилось как орган исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченный для взаимодействия с Министерством экономического развития РФ по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Кавказских Минеральных Вод – особо охраняемого эколого-курортного региона РФ (подпункт 2 пункта 10.2 Положения о министерстве курортов и туризма Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края № 949 от 27.12.2011).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об особых экономических зонах) решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации принимается Правительством РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 названного закона особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
В части 3.1 статьи 5 Закона об особых экономических зонах (в редакции Федерального закона от 03.06.2006 № 76-ФЗ, действовавшей в период создания особой экономической зоны в Ставропольском крае) на момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.
Пунктом 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.2005 № 530, на РосОЭЗ возлагались полномочия по ведению банка данных земельных участков, отведенных для создания особых экономических зон.
Совместным письмом Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами № 415-ММ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости № СП/0107 от 28.02.2007 для решения этой задачи территориальным органам Роснедвижимости и РосОЭЗ было поручено совместно организовать проведение мероприятий по формированию и учету в государственном земельном кадастре земельных участков, входящих в состав особых экономических зон.
Частью 6 статьи 6 Закона об особых экономических зонах в редакции, действовавшей на момент создания вышеуказанной особой экономической зоны, предусматривалось создание зоны на 20 лет.
В настоящее время с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30.11.2011 № 365-ФЗ, этот срок составляет 49 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об особых экономических зонах соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности заключается между резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и управляющей компанией. В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент особой экономической зоны обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции и капитальные вложения в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности, а уполномоченный орган обязуется осуществлять полномочия, предусмотренные данным законом, в том числе предоставить резиденту особой экономической зоны в аренду земельный участок при условии, что для осуществления соответствующей деятельности резиденту особой экономической зоны требуется земельный участок.
Земельные участки в границах особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды (часть 2 статьи 32 Закона об особых экономических зонах).
Спорные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет в числе земельных участков, образующих особую экономическую зону, созданную на территории Ставропольского края.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, по общему правилу если на вновь поставленные на кадастровый учет земельные участки в течение двух лет не возникло чье-либо право собственности или аренды, то сведения об этих земельных участках исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как видно из содержания части 4 статьи 24 Закона о кадастре утрата временного характера сведений о земельном участке связана сугубо с возникновением права на него.
Между тем, как указано выше территория особых экономических зон должна быть изначально образована из конкретных земельных участков. Из таких участков в дальнейшем образуются земельные участки для предоставления резидентам особых экономических зон по договорам аренды.
Закон об особых экономических зонах не предусматривает возникновение федеральной, краевой или муниципальной собственности на земельные участки в связи с образованием особой экономической зоны.
При этом, площадь земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности лица, намеревающегося получить статус резидента, указывается им в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности (ч. 1 ст. 13 Закона об особых экономических зонах).
Следовательно при создании особой экономической зоны образующие ее земельные участки не формируются в целях их предоставления в таком виде в аренду и создание зоны само по себе не влечет возникновение права собственности на них.
В то же время, предусмотренный Законом об особых экономических зонах срок существования особых экономических зон многократно превышает установленный частью 4 статьи 24 Закона о кадастре срок действия временного характера сведений о вновь поставленных на учет земельных участках.
Анализ норм названных законов позволяет сделать вывод об их несогласованности, в результате чего в Законе о кадастре не учтены особенности создания и существования особых экономических зон.
Данное обстоятельство суд расценивает как пробел в правовом регулировании.
В постановлении Конституционного суда РФ от 16.06.1998 № 19-П статья 125 Конституции РФ, определяя полномочия Конституционного Суда РФ, не ограничивает правомочий других судов самостоятельно решать, руководствуясь статьей 120 (часть 2) в ее взаимосвязи со статьей 76 (части 3,5 и 6) Конституции Российской Федерации, какой закон подлежит применению в рассматриваемом деле в случаях противоречия между законами, обнаружения в правовом регулировании пробелов либо фактически утративших силу, но не отмененных в установленном порядке норм. При этом, однако, суд может не применить федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации, но не вправе признавать их недействующими.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что на земельные участки, образующие созданную особую экономическую зону, не должны распространятся положения части 4 статьи 24 закона о кадастре, предусматривающие аннулирование и исключение из ГКН сведений временного характера.
В связи с этим, сведения о спорных земельных участках подлежат восстановлению в государственном кадастре недвижимости.
Согласно приказа Росреестра от 18.05.2009 № 21 функции органа кадастрового учета на территории Ставропольского края осуществляет ФГБУ «ФКП Росреестра», поэтому Управление Росреестра по Ставропольскому краю не является надлежащим заинтересованным лицом по делу.
Заявленные требования являются требованиями, вытекающими из административных правоотношений, предъявленными в порядке главы 24 АПК РФ, и представляют из себя обязание заинтересованного лица устранить нарушение прав заявителя, допущенные при аннулировании из ГКН сведений о спорных земельных участках.
Как пояснила представитель заявителя в судебном заседании, о снятии спорных земельных участков министерству стало известно из переписки с органом кадастрового учета ориентировочно в июле 2012 года, в связи с этим 26.07.2012 было проведено совещание при заместителе председателя Правительства Ставропольского края с приглашением представителей ФГБУ «ФКП Росреестра», на котором рассматривался вопрос о снятии этих земельных участков с учета.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» подтвердила факт проведения совещания, указав, что орган кадастрового учета не настаивает на том, что министерству было известно о снятии земельных участков с кадастрового учета более чем за три месяца до подачи настоящего заявления в арбитражный суд.
Пояснения заявителя подтверждаются представленным суду протоколом совещания по вопросу создания на территории Ставропольского края особой экономической зоны от 26.07.2012.
То есть, оснований для вывода о пропуске заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, у суда не имеется.
Заявитель и заинтересованные лица от уплаты государственной пошлины освобождены.
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, а также ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Ставропольского края,
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю отказать.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ОГРН <***>, г. Москва, в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 26:29:120417:176 и 26:29:130105:3.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.И. Орловский