ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-15222/18 от 27.11.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2018 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи  Галушки В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Шилихиной Ю.А.,  рассмотрев в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «Эвилин-экспо», г. Ставрополь,                                 ОГРН <***>,

к Прокуратуре Ленинского района города Ставрополя, г. Ставрополь,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

Управления Ставропольского края  по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь, ОГРН <***>, 

гражданки ФИО1, г. Ставрополь, 

о признании незаконным представления в части,

при участии представителя заявителя – ФИО2 по доверенности от 10.01.2018, представителя заинтересованного лица – ФИО3 согласно удостоверению, представителя третьего лица – ФИО4 по доверенности от 09.01.2018 № 01-14/1,.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Эвилин-экспо» (далее-общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к  Прокуратуре Ленинского района города Ставрополя (далее-прокуратура района), в котором согласно уточнённым требованиям просит признать незаконным представления от 26.04.2018                                    № 7-76-2018 в части возложения обязанности на ООО «Эвилин-Экспо» по проведению перерасчета коммунальной услуги «теплоснабжение» по показателям индивидуальных приборов учета собственникам квартир многоквартирного дома по адресу <...>, недействительным.

Определением от 20.08.2018 в соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Ставропольского края  по строительному и жилищному надзору (далее-управление),  гражданка ФИО1                                             (далее-Ахмаева В.Н.).

В судебном заседании 20.11.2018  в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 27.11.2018. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края в сети Интернет.

Представитель общества поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель прокуратуры района возражал против удовлетворения заявленных требований, ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Прокуратуры Ставропольского края

Указанное  ходатайство судом рассмотрено и отклонено, протокольным определением.

Кроме того представителем прокуратуры района было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Прокуратуры Ставропольского края.

Указанное ходатайство судом рассмотрено и отклонено, о чем вынесено отдельное определение.

Представитель управления поддержал доводы, изложенные в заявлении общества, а также в своём отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и лиц, участвующих в деле, оценив собранные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает требования подле­жащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в прокуратуру района 29.03.2018 поступило обращение ФИО1 о нарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на основании чего прокуратурой  проведена проверка исполнения обществом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2031 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также требований Федерального закона                       от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По результатам указанной проверки прокуратура района пришла к выводу, что действия общества по начислению собственникам квартир оплаты за услугу теплоснабжение по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2031 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» является неправомерными и подлежат перерасчету по показаниям поверенных индивидуальны приборов учета, выдав обществу представление с требованием устранить выявленные нарушения законодательства, их причины и условия, им способствующих.

Не согласившись с названным представлением в части возложения на общество обязанности по проведению перерасчета коммунальной услуги «теплоснабжение» по показателям индивидуальных приборов учета собственникам квартир многоквартирного дома, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, 04.02.2015 общество общим собранием собственников помещений избрано управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: <...>.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статей 200, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих как о несоответствии оспариваемого акта, решения или действий (бездействия) закону, так и нарушение этим актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи  162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями указанного Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

В соответствии с требованием Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением соответствующих стандартов, в том числе осуществлением управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.          

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением начислений обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Многоквартирным домом  признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком многоквартирном доме в соответствии с нормами и требованиями действующего жилищного законодательства.

Согласно технической (проектной) документации в состав многоквартирного дома                   № 29, расположенного по пер. Крупской в г. Ставрополе входят жилые помещения, нежилые помещения (в том числе машино - места, автостоянки и кладовки), а также места общего пользования.

Указанный многоквартирный дом оборудован коллективными приборами учёта тепловой энергии. Приготовление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению осуществляется на оборудовании (теплообменник), входящим в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011.  (далее - Правила  № 354).

Правила  № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в индивидуальном жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии (распределителем) в  многоквартирном доме, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, и индивидуальные приборы учета тепловой энергии (распределители) установлены во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, определяется по формуле 18(1) приложения №  2 к Правилам                     № 354.

В силу пункта 54 Правил № 354, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 к Правилам № 354.

Как следует из материалов дела, оснащение индивидуальными приборами учета тепловой энергии машино-мест, автостоянок и кладовок в многоквартирном доме № 29 по пер. Крупской г. Ставрополя не предусмотрено проектной документацией дома, ввиду отсутствия обогревательного оборудования и технологического присоединения к сети теплоснабжения.

Показатели объема потребленной за расчетный период тепловой энергии в помещении, определяются в соответствии с формулой 3(3) Приложения № 2 к Правилам № 354.

В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из среднемесячного объема потребления за отопительный период в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354, при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального прибора учета. А если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода в течении  3-х расчетных периодов, по истечении которых расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формуле 18 Приложения № 2 к Правилам № 354, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.

Кроме того, индивидуальные приборы учета во всех жилых и нежилых помещениях данного многоквартирного дома не принимаются к коммерческому расчету, по причине завершения межповерочного периода таких приборов в ноябре и декабре 2017 года.

В соответствии с пунктом 80 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения индивидуальными приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Согласно абзацу 2 пункта 81 Правил № 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Кроме того, согласно пункту 3.1.4.2. договора управления   многоквартирным домом по пер. Крупской   29   в   г.    Ставрополе   предусмотрена   обязанность   управляющей организации ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов, подписав акт с собственником помещения.

Правилами № 354 регламентирован порядок начислений за коммунальные услуги собственниками и пользователям помещений многоквартирных домов.

Согласно пункту  42 указанных правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения №  2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Поскольку многоквартирный дом № 29 расположенный по пер. Крупской в                                            г. Ставрополе с февраля 2017 года  оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определялся обществом в спорный период на основании абзаца  4 пункта 42(1) Правил № 354, что обусловлено общим принципом распределения фактически потреблённого всеми помещениями многоквартирного дома объёма тепловой энергии, определённого всеми помещениями многоквартирного дома объёма тепловой энергии, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, действия общества по начислению собственникам квартир оплаты за услугу теплоснабжение по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к правилам № 354 являются правомерными.

К аналогичным выводам также пришло управление при проведении проверки в отношении общества, по результатам которой 22.02.2018   был составлен акт проверки                      № 300-38/01, согласно которому в действиях общества при расчете размера платы за жилищно-коммунальные услуги нарушений не выявлено.         

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статьям 65, 198 АПК РФ обязанность по доказыванию нарушений ненормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.

Суд приходит к выводу о недействительности  оспариваемого предписания в части возложения на общество обязанности по проведению перерасчета коммунальной услуги «теплоснабжение» по показателям индивидуальных приборов учета собственникам квартир многоквартирного дома по адресу <...> и удовлетворении требования заявителя, ввиду отсутствия в действиях общества, факта нарушения требований Правил № 354.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного суд считает требования общества подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Следовательно, судебные расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 3 тысяч рублей подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Положениями статей 165 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты по искам к Российской Федерации, в том числе о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, исполняет Министерство финансов Российской Федерации.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, содержащейся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2018 по делу № А32-5496/2017.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью                            «Эвилин-экспо», г. Ставрополь,   ОГРН <***>, удовлетворить.

Признать недействительным представления Прокуратуры Ленинского района города  Ставрополя от 26.04.2018 № 7-76-2018,  в части возложения обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Эвилин-экспо», г. Ставрополь по проведению перерасчёта коммунальной услуги по теплоснабжению по показаниям индивидуальных приборов учёта собственникам квартир многоквартирного дома по адресу: <...>.

Взыскать за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эвилин-экспо», г. Ставрополь, ОГРН <***>, судебные расходы в размере 3 000 рублей в виде государственной пошлины, уплаченной при обращении с заявлением.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                               В.В. Галушка