ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-15356/12 от 20.02.2013 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-15356/2012

20 февраля 2013 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сычёвой Д.Д., рассмотрев дело № А63-15356/2012 по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Государственному бюджетному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками», г. Ставрополь, ОГРН <***>,
 ИНН <***>,

о взыскании 44 342 руб. 94 коп., в том числе пени, начисленной за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, в размере
 50 коп., пени, начисленной за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 руб. 39 коп., штрафа в размере 44 339 руб. 05 коп.,

в отсутствии представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Государственному бюджетному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» о взыскании пени, начисленной за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, в размере 50 коп., пени, начисленной за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3 руб. 39 коп., штрафа в размере 44 339 руб. 05 коп.

Определением суда от 03.10.2012 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ). Заинтересованному лицу предложено представить отзыв на заявленные требования.

Определением от 30.11.2012 суд перешел на общую процедуру рассмотрения дела, поскольку посчитал необходимым исследовать дополнительные доказательства по делу.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 06.02.2013.

Сведения о возбуждении производства по делу, времени и месте проведения предварительного и судебного заседаний размещены на официальном сайте арбитражного суда http://www.stavropol.arbitr.ru.

Заявленные требования мотивированы тем, что страхователь своевременно не оплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации, что противоречит части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и вследствие чего страхователю начислены пени, а также тем, что страхователь в нарушение части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (форма РСВ-1 ПФР) за 2 квартал 2011 года представил с нарушением срока.

Заинтересованное лицо представило ходатайство об уменьшении размера штрафной санкции, в связи с тем, что является бюджетным учреждением, финансируемым из краевого бюджета, которым не предусмотрена статья расходов на оплату штрафных санкций.

Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно документам, представленным в материалы дела, Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» зарегистрировано в государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края в качестве страхователя (регистрационный номер 036-033-052440).

В ходе проведения камеральной проверки пенсионным фондом было установлено нарушение части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009
 № 212-ФЗ: государственным учреждением расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (форма РСВ-1 ПФР) за 2 квартал 2011 года представлен с нарушением срока – 20.12.2011.

В результате проверки расчета страхователя за 2 квартал 2011 года пенсионным органом выявлено нарушение государственным учреждением части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в части своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда.

По факту нарушений части 9 статьи 15, части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края 12.12.2011 в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» составлен акт № 03603330018671 камеральной проверки.

По результатам рассмотрения указанного акта начальником государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по
 г. Ставрополю Ставропольского края 09.02.2012 вынесено решение
 № 03603312РК0001973. В соответствии с данным решением страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 46 Федерального закона 24.07.2009
 № 212-ФЗ, в виде начисления штрафа в размере 221 695 руб. 25 коп.

Также страхователю за несвоевременную уплату страховых взносов начислены пени в общей сумме 3 руб. 89 коп., в том числе:

пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 50 коп.;

пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам, направляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 3 руб. 39 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009
 № 212-ФЗ страхователю было выставлено уточненное требование № 03603340106336 от 16.05.2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с предложением в добровольном порядке погасить пени в сумме 3 руб. 39 коп. и штрафную санкцию в сумме 221 695 руб. 25 коп.

Начальником отдела взаимодействия со страхователями государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по
 г. Ставрополю Ставропольского края на имя начальника отдела администрирования страховых взносов и взыскания задолженности государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края составлена служебная записка об уменьшении суммы штрафной санкции по уточненному требованию № 03603340106336 от 16.05.2012 с
 221 695 руб. 25 коп. до 44 339 руб. 05 коп. в связи с некорректным применением.

Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края составлена справка о задолженности Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» по платежам в Пенсионный фонд РФ, в соответствии с которой по состоянию на 06 августа 2012 года за страхователем имеется задолженность в размере 44 342 руб. 94 коп., в том числе пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 50 коп.; пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам, направляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере
 3 руб. 39 коп.; штрафная санкция в размере 44 339 руб. 05 коп.

Ввиду того, что уточненное требование № 03603340106336 от 16.05.2012 страхователем добровольно не исполнено, задолженность не оплачена, орган пенсионного фонда обратился с заявлением в суд о взыскании пени в сумме
 3 руб. 39 коп. и штрафа в сумме 44 339 руб. 05 коп. в принудительном порядке.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страхователи, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Исходя из части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009
 № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетным - первый квартал, полугодие и девять месяцев, календарный год (статья 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (частями 3,4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам страхователь нарушил сроки уплаты взносов.

Исполнения обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П, определения Конституционного Суда от 04.07.2002 № 2002 № 200-0, пунктов 19,20 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов и определяются в процентах от неоплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Общая сумма пени, начисленной страхователю, составляет 3 руб. 89 коп., в том числе:

пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 50 коп.;

пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам, направляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 3 руб. 39 коп.

Предметом правового регулирования в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ являются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ. Пунктом 1 части 4 статьи 18 указанного Федерального закона установлен судебный порядок взыскания недоимки и пени для организаций, которым открыт лицевой счет.

В соответствии с частью 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются получатели бюджетных средств. Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями бюджетного кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Судом установлено, что страхователь является бюджетным учреждением, в связи с чем взыскание недоимки по страховым взносам и пени производится только в судебном порядке.

Учитывая изложенное, требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края о взыскании с Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 50 коп. и пени, начисленной на недоимку по страховым взносам, направляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 3 руб. 39 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

За непредставление в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета частью 9 статьи 46 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно расчету по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2 квартал 2011 года, сумма страховых взносов на обязательное страхование Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» составила 886 781 руб. Штрафная санкция составляет 5 % от указанной суммы, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей, что составляет
 44 339 руб. 05 коп.

Между тем, при принятии решения о привлечении страхователя к ответственности и определения размера штрафных санкций органом пенсионного фонда должны были быть учтены смягчающие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанным Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Подпунктом 4 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009
 № 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Данный перечень не является закрытым и может быть расширен как судом, так и органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999
 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.

Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Из приведенных норм следует, что в силу прямого указания закона пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства при принятии решения о привлечении его к ответственности и определении размера штрафа с учетом требований статей 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.

В данном случае из решения пенсионного фонда усматривается, что при его вынесении не были установлены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершение правонарушения.

Суду в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009
 № 212-ФЗ также принадлежит право установления и оценки обстоятельств, смягчающих ответственность.

При рассмотрении материалов дела судом установлены обстоятельства, смягчающие ответственность заинтересованного лица, а именно:

? фактическое представление расчета;

? отсутствие умысла на совершение правонарушения;

? несоразмерность суммы штрафа тяжести совершенного правонарушения.

Привлекая учреждение к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края назначило штраф в сумме 44 339 руб. 05 коп.

Поскольку пенсионный фонд при привлечении Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками» к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах и об обязательном пенсионном страховании не учел смягчающие обстоятельства и не применил принцип справедливости и соразмерности тяжести наказания, суд считает возможным учесть смягчающие обстоятельства ответственность и снизить размер штрафной санкции с 44 339 руб. 05 коп. до 1 000 руб.

Согласно части 1 статьи 112 АПК РФ вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая взысканию по настоящему спору, составила
 2000 рублей.

В соответствии с пунктом 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года № 117 «Об отдельных вопросах практики применения Главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» полномочия суда по уменьшению размера государственной пошлины на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть ограничены со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд, считает возможным в соответствии со статьей 333.22 НК РФ уменьшить размер государственной пошлины до 50 руб., в связи с тем, что заинтересованное лицо по делу является государственным учреждением, финансируемым за счет бюджета.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-171, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

требования государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края, ОГРН <***>, ИНН <***>, удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками», г. Ставрополь,
 ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход Пенсионного фонда Российской Федерации пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам, направляемым на страховую часть трудовой пенсии, в размере 50 коп., пеню, начисленную на недоимку по страховым взносам, направляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 3 руб. 39 коп., штраф в размере 1 000 руб.

Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками», г. Ставрополь,
 ОГРН <***>, ИНН <***>, государственную пошлину в доход федерального бюджета Российской Федерации в размере 50 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья Н.В. Макарова