ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-15375/15 от 19.04.2016 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                               Дело № А63-15375/2015

20 апреля 2016  года

                                              Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года

                                              Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище», г. Ставрополь, ОГРН 1112651024750, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН 1042600281129, третье лицо: Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по СК», г. Ставрополь, ОГРН 1112651000109, о признании недействительным представления от 31.08.2015 № 96,

при участии в судебном заседании представителя заявителя – Горбатенко Е.С. по доверенности от 11.01.2016, представителя заинтересованного лица – Буркалевой Л.П., по доверенности от 25.05.2015,

в отсутствие третьего лица, надлежащим образом уведомленного,

                                                         УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае о признании недействительным представления от 31.08.2015 № 96 в полном объеме (с учетом уточнений).

Заявленные требования мотивированы тем, что: в представление включены нарушения, не связанных с деятельностью объекта контроля, поскольку финансово-экономическое обеспечение, ведение бухгалтерского учета имущества и хозяйственных операций осуществляется ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по СК»; в представлении не указаны сведения о нормативно-правовых актах, нарушенных объектом контроля; действия руководителя ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае, связанные с включением в пункты 1, 2, 3, 5 представления нарушений, связанных с действиями (бездействием) должностных лиц обслуживаемых воинских частей, противоречат требованиям порядка осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере; нарушений бюджетного законодательства, связанных с несвоевременным принятием к бюджетному учету основных средств, указанных в акте в денежном выражении, фактически в ходе проверки не выявлено.

Также ссылаются на недоказанность управлением соответствия оспариваемого представления требованиям к ненормативному правовому акту, поскольку предписание не содержит указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия, и в какие сроки, оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания. В связи с указанными обстоятельствами, считают незаконным решение заинтересованного лица о применении в отношении заявителя меры понуждения в виде представления за нарушения, не допущенные объектом проверки.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители заинтересованного лица поддержали доводы отзыва на заявление.

Указали, что представление Управления от 31.08.2015 № 96 носит информационный и разъяснительный характер, не свидетельствует о принятии мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено. Оспариваемое представление не затрагивает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности.

Считают не обоснованным довод представителя Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» о том, что училище не ответственно за ведение бухгалтерского учета противоречит действующему законодательству РФ, поскольку в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который в соответствии с ч. 7 ст. 3 указанного Закона является лицом, ответственным за ведение дел экономического субъекта. В связи с чем, именно заявителю и направлено представление об устранении выявленных нарушений.

Представитель третьего лица, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. Представлен отзыв на заявление, в котором третье лицо поддержало доводы Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище.

В соответствии с нормами статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без участия представителя третьего лица.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 26.06.2015 № 229 рп, в соответствии с Планом контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2015 год, в отношении Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности за период 2013 - 2014 годы, по результатам которой составлен акт от 27.07.2015, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, в частности:

- в нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пп. 11, 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция), объекты недвижимого имущества на общую сумму 538 246 209,02 рубля своевременно не приняты к бухгалтерскому учету;

- в нарушение п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 11 Инструкции несвоевременно принято к учету основное средство -  памятник «Выпускникам училища, погибшим при исполнении воинского долга» на сумму 107 700 рублей, привело к искажению строки 011 «Основные средства - иное недвижимое имущество учреждения» баланса ф. 0503130 по состоянию на 01.01.2015 на сумму 107 700 рублей;

- в нарушение п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 11 Инструкции в2014 году несвоевременно приняты к учету основные средства (учебная литература, интерактивные классы) и материальные запасы (свитера хоккейные, бумага) на общую сумму 1 202 104,40 рубля;

- в нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пп. 9, 71 Инструкции, в результате недостоверного отражения стоимости земельного участка, допущено искажение данных строки 012 «Непроизведенное имущество» в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по состоянию на 01.01.2014 и данных строки 151 «Земля» Баланса (ф. 0503130) по состоянию па 01.01.2015 на сумму 1 416 443 845,25 рубля (2 423 322 483 - 1036 878 637,75). В ходе проверки на основании акта оценки основных средств от 21.07.2015 № 1 и приказа Врио начальника ФГКОУ «Ставропольское ПКУ» К.Ерина от 21.07.2015 № 269 «О принятии к бухгалтерскому учету материальных ценностей» бухгалтерской справкой ворота хоккейные размером на сумму 50 800 рублей (25 400 рублей за 1 пару) восстановлены по учету на счет 110136000 «Производственный и хозяйственный инвентарь - иное движимое имущество учреждения»;

- в нарушение п. 2 совместного приказа Минэкономразвития России от 20.09.2013 № 544 и Казначейства России от 20.09.2013 № 18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» план - график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2014 год ФГКОУ Ставропольское ПКУ размещен на официальном сайте с нарушением сроков размещения на официальном сайте;

- в нарушение п. 3.2 приказа Минфина России от 13.07.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», п. 46 Инструкция инвентарные номера на актах основных средств в здании бассейна отсутствуют.

31 августа 2015 года по результатам проверки управлением в адрес училища на основании статей 269.2, 270.2 БК РФ, пункта 68 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 внесено представление № 21-02-22/2455, которым заявителю указано на необходимость  в срок до 17.05.2015 рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, указанные в представлении, принять меры по устранению причин и условий их совершения, о результатах исполнения - проинформировать ТУ Росфиннадзора в СК по форме, приложенной к представлению.

Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в Федеральную службу финансово - бюджетного надзора с жалобой на представление.

Распоряжением заместителя руководителя ФСФБН РФ № 43-р от 20.11.2015 жалоба оставлена без удовлетворения.

Считая представление ТУ Росфиннадзора в СК № 21-02-22/2455 от 31.08.2015 не законным, нарушающим права заявителя, Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Согласно пункту 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 № 89н, территориальное управление осуществляет контроль и надзор, в частности, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.

Согласно ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право:

- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации (пункт 5.14 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением понимается документ органа государственного финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по устранению причин и условий совершения таких нарушений.

В соответствии с п.п. «г» п. 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, должностные лица Управления выносят  представления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

То есть, из анализа указанных норм права следует, что Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае уполномочено на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для рассмотрения представления, которое вынесено в соответствии с действующим законодательством.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Из анализа главы 29 Бюджетного кодекса РФ следует, что при нарушении бюджетного законодательства к нарушителям могут быть применены меры принуждения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

При этом в силу статьи 306.3 БК РФ бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса РФ, применяет Федеральное казначейство, в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Как указано выше в соответствии с п. 67 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель Управления принимает соответствующее решение, в том числе о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения акта руководителем Управления принято решение о вынесении представления от 31.08.2015 № 96.

В оспариваемом представлении перечислены факты выявленных нарушений бюджетного законодательства, требование о рассмотрении информации о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению причин и условий их совершения.

Из вышеизложенного следует, что ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае в соответствии с полномочиями и законодательством РФ в качестве объекта контроля проверено Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище».

Вместе с тем, заявитель считает незаконным представление заинтересованного лица.

В качестве одного из доводов указывает, что в представление включены нарушения, не связанных с деятельностью объекта контроля, поскольку финансово-экономическое обеспечение, ведение бухгалтерского учета имущества и хозяйственных операций осуществляется ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по СК», следовательно, училище не ответственно за ведение бухгалтерского учета.

Проанализировав данный довод учреждения, суд находит его не состоятельным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Согласно ч. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета.

В соответствии со ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в Федеральном казначействе.

В проверяемом периоде Федеральному государственному казенному общеобразовательному учреждению «Ставропольское президентское кадетское училище» были открыты лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

В соответствии с подпунктом а) пункта 7 Правил осуществления Федеральной службой финансово - бюджетного полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта - начальник Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 данного Закона экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом, статьей 7 Закона установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Таким образом, довод представителя Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» о том, что училище не ответственно за ведение бухгалтерского учета противоречит действующему законодательству РФ.

Ссылка заявителя на то, что в представление включены нарушения, не связанные с деятельностью объекта контроля, поскольку финансово-экономическое обеспечение, ведение бухгалтерского учета имущества и хозяйственных операций осуществляется ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по СК», также не обоснована.

Действительно, согласно договору о финансовом обслуживании, заключенному между заявителем, в лице начальника училища и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны в СК», заказчик – ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» поручает, а исполнитель финансово-экономическое обеспечение училища, которое включает в себя осуществление исполнителем операций с денежными средствами, ведение учета и составление бухгалтерской отчетности в интересах заказчика.

При этом, заказчик обязуется в том числе предоставлять исполнителю надлежащим образом оформленные первичные учетные документы для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с графиком документооборота, утвержденном сторонами договора, подписывать первичные финансовые документы, и несет ответственность за достоверность, полноту представляемых сведений и надлежащее оформление документов, представляемых исполнителю для достижения им цели, согласно договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Оспариваемое представление ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае от 31.08.2015 № 96 содержит перечень нарушений бюджетного учета непосредственно относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище».

В соответствии со ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно части 1 статьи 7 названного Закона ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона именно начальник Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» - это руководитель экономического субъекта - лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, в связи с чем, представление обоснованно адресовано ФГК ОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», в лице руководителя.

Ссылка заявителя на то, что оспариваемое представление не соответствует требованиям Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденному Приказом Минфина России № 18н от 20.03.2013, не позволяет однозначно определить, каким образом заявителю надлежит устранить допущенные нарушения, какие действия произвести, а также нарушает права учреждения, поскольку влечет возможность привлечения юридического лица к административной ответственности, судом отклоняется.

В соответствии с ч. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

В рамках проверки Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае, в соответствии с ч. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, осуществлен последующий контроль, который осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

В представлении от 31.08.2015 № 96 указаны нарушения бюджетного законодательства и требования по устранению причин и условий их совершения в целях информирования проверенной организации, представление носит информационный, предупредительный и разъяснительный характер.

Доводы училища по поводу невозможности рассмотрения представления в связи с истечением времени, окончанием финансового года, противоречит действующему законодательству.

Представление и предписание Федеральной службы финансово бюджетного надзора имеют строго определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации правовые последствия.

Как уже указано выше, в соответствии со ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением понимается документ органа государственного финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Под предписанием в целях Бюджетного кодекса РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Таким образом, законодатель, четко установил ответственность за не исполнение требований предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, и напротив, оставил на усмотрение проверяемых организаций право на рассмотрение информации о нарушениях требований бюджетного законодательства вынесенных в представление.

Из текста оспариваемого представления от 31.08.2015 № 96 следует, что заявитель нарушил нормы Федерального Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 3.2 приказа Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»; пп. 9, 11, 38, 46, 71, 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук государственных (муниципальных учреждений), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н; п. 2 совместного приказа Минэкономразвития России от 20 сентября 2013 г. № 544 и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы».

Ссылка заявителя на то, что содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано, в данном случае не обоснована.

В представлении конкретно указано содержание правонарушения, позволяющее однозначно трактовать его суть, поименованы нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие статьи, пункты), поименованы документы, подтверждающие нарушение.

Так, в пунктах 1, 2, 3 оспариваемого представления указано о нарушении части 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете и Инструкции по применению Единого плана счетов бухучета для органов государственной власти, местного самоуправления. Органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157 н.

В соответствии названной нормой Закона о бухгалтерском учете, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В части 1 статьи 10 Закона имеется прямое указание на то, каким образом ведется учет первичных документов, в связи с чем, не требуется дополнительных разъяснений, тем более, лицу ответственному за ведение бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 11 указанной в представлении Инструкции записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. В части операций по забалансовым счетам операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указывается: наименование субъекта учета; наименование главного распорядителя средств бюджета, полномочия которого исполняет субъект учета -организация, осуществляющая полномочия получателя бюджетных средств; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (журнала операций) с указанием при наличии его номера; количества листов в папке (деле).

В соответствии с п. 38 Инструкции счет 10100 «Основные средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

В пункте 4 оспариваемого представления также указаны нарушенные положения части 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, а также пункта 333 вышеназванной Инструкции.

В соответствии с п. 333 Инструкции счет 01 «Имущество, полученное в пользование» предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование, а также объектов движимого и недвижимого имущества, полученных в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.

Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов, путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.

Передача арендуемого (используемого безвозмездно) учреждением объекта нефинансовых активов субарендатору (иному пользователю) отражается на основании акта приема-передачи по забалансовому счету путем изменения материально ответственного лица, с одновременным отражением переданного объекта на соответствующем забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Выбытие объекта с забалансового учета при возврате имущества балансодержателю (собственнику), прекращении права пользования, принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов, отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

В пункте 5 оспариваемого представления указано на нарушение положений Инструкции по применению Единого плана счетов, а именно пунктов 9,71.

В соответствии с п.9. Инструкции в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

При реализации учреждением товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин субъект учета вправе составлять первичный (сводный) учетный документ на основании показателей контрольно-кассовых машин (кассовых чеков) не реже одного раза в день - по его окончании.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

В соответствии с п. 71 Инструкции земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).

Нарушение, указанное в пункте 6 оспариваемого представления также содержит однозначное толкование и не требует дополнительных разъяснений.

Из указанного пункта следует, что в нарушение п. 2 приказа Минэкономразвития России от 20.09.2013 № 544 и Казначейства России от 20.09.2013 № 18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2014 год размещен на официальном сайте учреждения с нарушением сроков размещения.

Нарушения, указанные в пункте 7 представления, также содержат однозначное толкование и не требуют дополнительных разъяснений.

Согласно названному пункту, указано на отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств, находящихся в здании бассейна, имеется ссылка на нормы закона, нарушенные заявителем, и соответственно которые, являются обязательными для исполнения.

В соответствии с п. 3.2. приказа Минфина Российской Федерации от 13.06. 1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

В соответствии с п. 46 Инструкции каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Суд обращает внимание, что по существу заявитель не оспаривает отсутствие выявленных нарушений законодательства, в связи с чем, в силу вышеназванных норм у управления имелись основания для выдачи министерству представления об устранении нарушений в виду их наличия.

Из текста оспариваемого представления следует, что управление обязывает министерство в срок до 17.09.2015 рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правонарушения, указанные в представлении и принять меры по устранению их причин и условий их совершения.

О результатах исполнения представления следует проинформировать ТУ Росфиннадзора в СК до 28.09.2015. Отчет о результатах рассмотрения представления составить по прилагаемой форме.

Как установлено в судебном заседании, частично выявленные нарушения были устранены в ходе проверки, однако не в полном объеме, об устранении выявленных в ходе проверки нарушений заявителем в ТУ Росфиннадзора в СК не сообщено, отчет по предложенной форме в адрес заинтересованного лица не направлен.

Доводы заявителя о том, что оспариваемое представление нарушает их права, поскольку результаты проверки могут быть направлены в органы прокуратуры, которые впоследствии, по результатам проверки указанных материалов могут привлечь к административной ответственности, подлежит отклонению ввиду необоснованности, поскольку носят предположительный характер.

Наличие представления при вышеуказанных обстоятельствах само по себе не свидетельствует о совершении виновных действий, являющихся основанием для его привлечения к административной ответственности.

Более того, как указано представителем заинтересованного лица, у ТУ Росфиннадзора в СК отсутствуют соответствующие полномочия по привлечению юридического лица к административной ответственности за неисполнение представления.

Статьей 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 11 части 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым Управление не имеет полномочий по привлечению проверенных организаций к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с названной статьей внесены изменения в статью 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым на Управление возложены полномочия в соответствии с ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ по привлечению проверенных организаций к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля и полномочия по рассмотрению указанных дел.

Таким образом, представление управления фактически направлено на выполнение ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» бюджетного законодательства, при этом, оно не возлагает на заявителя каких-либо дополнительных обязательств, не влечет для последнего каких-либо негативных последствий или финансовых затрат.

Заявитель не обосновал и не представил доказательств о том, что оспариваемое представление нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201).

То есть, исходя из приведенных выше положений части 1 статьи 198, частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для процедуры рассмотрения заявлений в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законодателем установлено специальное правило, определяющее исход рассмотрения судом таких заявлений. В соответствии с этим правилом, сама по себе констатация факта нарушения государственным органом норм закона не является основанием для удовлетворения судом заявления об оспаривании действий (бездействия) этого должностного лица государственного органа. Для признания арбитражным судом незаконным действия (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие этого действия (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, для вывода о наличии такого нарушения прав и законных интересов заявителя, которое было бы юридически значимым для результата рассмотрения в заявления в режиме главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недостаточно ссылки на то, что, поскольку оспариваемые действия (бездействие), ненормативный правовой акт незаконны, то, тем самым нарушены права и законные интересы подателя такого заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для заявителя такое нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения должностным лицом государственного органа противоречащих закону действий (бездействия), вынесения того или иного акта, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.

Таким образом, представление управления может быть признано недействительным только при наличии совокупности двух условий: несоответствия указанного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

В данном случае, суд пришел к выводу о том, что представление ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае принято в соответствии с полномочиями и законодательством РФ, в нем перечислены факты выявленных нарушений бюджетного законодательства, конкретно указано содержание правонарушения, поименованы нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие статьи, пункты), поименованы документы, подтверждающие нарушение, имеется требование о рассмотрении информации о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению причин и условий их совершения.

При этом,  доказательств нарушения оспариваемым актом прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, не представлено.

С учетом указанного, суд считает, что правовые основания для удовлетворения заявление ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» о признании недействительным представления управления от 31.08.2015 № 96, отсутствуют.

руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

                                                              Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ставропольское президентское кадетское училище» о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае № 96 от 31.08.2015 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо – Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                         Д.Ю. Костюков