АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. СтавропольДело№ А63-157/2020
04 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 04 февраля 2020 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сиротина И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Букреевой Н.В.,
ознакомившись с исковым заявлением федерального государственного бюджетного учреждения «Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала», г. Черкесск, ОГРН <***>,
к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской республике, г. Черкесск, ОГРН <***>,
третьи лица: управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ОГРН <***>, г. Ставрополь,
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, ОГРН <***>, г. Ставрополь,
о признании права оперативного управления на объекты,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала», г. Черкесск, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской республике, г. Черкесск, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, о признании права оперативного управления на объекты:
- Курсавский участок магистрального канала 77,4-128,4 кв., расположенный по адресу: Ставропольский край, Андроповский муниципальный район, кадастровый номер: 26:17:000000:2371, регистрация права собственности № 26:17:000000:2371-26/001/2019-1 от 23.12.2019;
- Курсавский участок Концевой 128,4-155,3 кв., расположенный по адресу: Ставропольский край, Андроповский муниципальный район, кадастровый номер: 26:17:000000:2370, регистрация права собственности № 26:17:000000:2370-26/001/2019-1 от 23.12.2019.
В обоснование исковых требований указано, что заявленные объекты находятся во владении и пользовании Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление эксплуатации большого Ставропольского канала» с момента ввода в эксплуатацию.
Определением от 10.02.2020 судебное заседание по делу назначено на 26.02.2020.
Лица, участвующие в деле и уведомленные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились.
Исследовав материалы дела, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявленные объекты недвижимости являются собственностью Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законом порядке, согласно выпискам из ЕГРН.
Основанием для регистрации права федеральной собственности послужили постановление Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» №3020-1 от 27.12.1991.
Заявленные объекты недвижимости с момента ввода в эксплуатацию фактически поступили во владение и пользование ФГБУ «УЭБСК», содержатся на балансе учреждения согласно инвентарным карточкам, приложенным в материалы дела. По спорным объектам учреждение осуществляло мероприятия по обслуживанию, ремонту и реконструкции объектов, осуществляло выплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Федеральной службой Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю спорные объекты поставлены на кадастровый учет, каждому объекту присвоен кадастровый номер, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Таким образом, спорные объекты являются федеральной собственностью, сведения о которых содержатся в реестре федерального имущества.
Истец обратился в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики с письмом о разъяснении порядка регистрации права оперативного управления на имущество, находящееся во владении учреждения. Согласно ответа регистрирующего органа № 03-90 от 12.01.2018, для регистрации права оперативного управления на имущество необходимо решение собственника о закреплении имущества либо вступившее в законную силу решение суда.
ФГБУ «УЭБСК» обратился в Территориальное управление Росимущества в Карачаево-Черкесской Республике с заявлением о закреплении за учреждением на праве оперативного управления недвижимого имущества. Истцом получен ответ о необходимости предоставления документов, предусмотренных письмом Росимущества № ДП-08/29736 от 19.07.2016.
Отсутствие документов предусмотренных письмом Росимущества № ДП-08/29736 от 19.07.2016, а также доводы истца о фактическом нахождении спорного имущества во владении и пользовании истца явились основаниями для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 296 Кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Кодекса право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено Законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ истец является федеральным государственным бюджетным учреждением.
Учреждение является юридическим лицом, за которым в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество. Имущество, приобретенное истцом по договору или иным основаниям, поступает в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд установил, что имущество передавалось истцу по мере потребности согласно акту от 13-12 декабря 1966 года о приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченных строительством головного участка магистрального Кубань-Калаусского канала с сооружениями от 0,153 до 34,2 км, входящего в состав 1 очереди Кубань-Калаусской обводнительно-оросительной системы в Ставропольском крае. Объекты фактически находятся во владении истца.
Таким образом, материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что спорное имущество является федеральной собственностью Российской Федерации, внесено в реестр федерального имущества и находится в фактическом пользовании и владении истца. Назначение имущества (спорного объекта) свидетельствует о том, что спорное имущество имеет свою специфику.
Таким образом, установив наличие и доказательства фактического владения учреждением спорных сооружений, а также отсутствие решения собственника об изъятии в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, не закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований о признании права оперативного управления за учреждением спорных объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах по делу суд пришел к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований истца о признании права оперативного управления.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 65, 167-170, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования федерального государственного бюджетного учреждения «Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала», г. Черкесск, ОГРН <***>, удовлетворить.
Признать за федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала», г. Черкесск, ОГРН <***>, право оперативного управления на объекты недвижимого имущества:
- сооружение гидротехническое - курсавский участок магистрального канала 77,4-128,4 кв., протяженностью 51000 м., кадастровый номер: 26:17:000000:2371, расположенный по адресу: Ставропольский край, Андроповский муниципальный район;
- сооружение гидротехническое - курсавский участок Концевой 128,4-155,3 кв., протяженностью 26900 м., кадастровый номер: 26:17:000000:2370, расположенный по адресу: Ставропольский край, Андроповский муниципальный район.
Настоящее решение служит основанием для регистрации права оперативного управления на указанные объекты недвижимости в регистрирующем органе.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В. Сиротин