ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-15829/2009 от 03.03.2010 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 34-16-92, факс 34-69-90,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-15829/2009

5 марта 2010 года.

Резолютивная часть решения объявлена 3 марта 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 5 марта 2010 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Волошиной Л.Н., при ведении протокола председательствующим судьей Волошиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление

Открытого акционерного общества «Ставропольгоргаз», г.Ставрополь,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г.Ставрополь,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г.Ставрополь,

о признании недействительным решения от 20.08.2009 о признании ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1, по доверенности №4645 от 07.12.2009, представителя УФАС по СК ФИО2, по доверенности №03/148 от 15.01.2020, в отсутствие представителя Региональной тарифной комиссии Ставропольского края,

установил:

Открытое акционерное общество «Ставропольгоргаз», г.Ставрополь (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г.Ставрополь (далее – УФАС по СК, антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительным решения от 20.08.2009 года о признании ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В обоснование требований заявитель указал, что в действиях ОАО «Ставропольгоргаз» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для нормального ее осуществления, лишает предприятие получения экономически обоснованной выгоды, незаконно обязывая ОАО «Ставропольгоргаз» снизить тарифы на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования, газопроводов для населения в 2009 году.

Заявитель оспаривает позицию УФАС по СК, выраженную в обжалуемом решении относительно нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на техническое обслуживание газового оборудования, газопроводов, установленной ОАО «Ставропольгоргаз» для населения на 2009 год, ссылаясь на то, что расчет тарифа для населения на техническое обслуживание газового оборудования, газопроводов (далее – ТО ВДГО,) выразившееся в неправомерном, с точки зрения антимонопольного органа, включении вознаграждения по итогам работы за год, в расчётный фонд оплаты труда, который используется для расчёта средней часовой тарифной ставки, а также в неправомерном включении в расчёт себестоимости работ общества по ТО ВДГО на 2009 год накладных расходов в размере 85,8 процентов.

Заявитель указал на то, что установленные им тарифы на услуги по ТО ВДГО не превышают сумму необходимых для оказания данной услуги расходов и в соответствии со статьей 6 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» данная цена не может быть признана монопольно высокой.

В обоснование законности включения премиальных выплат работникам при расчете тарифа на ТО ВДГО, заявитель ссылается на условия Отраслевого тарифного соглашения (далее – ОТС) по газораспределительным организациям Ставропольского края на 2008-2009 г.г. (зарегистрировано Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края 12.10.2007, рег. № 8, с учетом изменений и дополнений от 10.11.2008, зарегистрированных Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края 18.11.2008, рег. №12), а также условия Коллективного договора ОАО «Ставропольгоргаз» на 2007-2009 г.г., действующего в Обществе.

Возражая против выводов УФАС по СК о несоответствии расчета тарифа на отдельные виды работ по обслуживанию газового оборудования с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, утвержденным Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35, заявитель утверждает, что указанный документ носит лишь рекомендательный характер. Кроме этого, в связи с тем, что тарифы на услуги по ТО ВДГО не являются предметом государственного регулирования, то они и устанавливаются хозяйствующими субъектами по соглашению сторон в соответствии со спросом и предложением.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании требования заявителя не признал, ссылаясь на то, что оспариваемые решение соответствует закону, указал на злоупотребление обществом своим доминирующим положением на рынке технического обслуживания и ремонта ВДГО, которое выразилось в предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлении монопольно высокой цены на техническое обслуживание ВДГО.

В судебном разбирательстве представитель УФАС по СК заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью мониторинга формирования цен обществом на 2010 год. Судом ходатайство отклонено в связи с тем, что антимонопольным органом не приведено оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Представитель РТК СК в судебное заседание не явился, имеется ходатайство третьего лица от 08.02.2010 №р-01-09/232 о разрешении спора в отсутствие его представителя.

В отзыве третье лицо указало о завышении обществом в 2009 году стоимости всех видов работ, однако отсутствует вывод о его необоснованности.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что в соответствии с выводами, сделанными Комиссией УФАС по СК ОАО «Ставропольгоргаз» предоставляет услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования. Общество состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, занимает доминирующее положение по позиции «услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и иного оборудования» с долей на рынке более 65% в географических границах г. Ставрополя.

ОАО «Ставропольгоргаз» 31.12.2008 года утвердило прейскурант цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования и подводящих газовых сетей населения г. Ставрополя на 2009 год. Согласно установленных цен техническое обслуживание для потребителя г.Ставрополя обойдется, за плиту бытовую газовую 4-х конфорочную - 184,85 рубля, водонагреватель проточный: автоматический 306,51 руб., полуавтоматический 227,36 руб., отопительный котел (по позиции 10.1.19) - 392,36 руб.. Рост цен в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил от 112 до 146 % по отдельным видам работ.

Рост цен, согласно объяснения ОАО «Ставропольгоргаз», на техническое обслуживание газового оборудования в 2009 году обусловлен только изменением условий оплаты труда работников, увеличением объема накладных расходов, рентабельности и применения повышающих коэффициентов, которые отражены в действующем прейскуранте, так же количеством газоиспользующего оборудования и наличия газопроводов вводов, в случае если такие находятся в собственности абонента.

Цены на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, газопроводов рассчитываются согласно действующего прейскуранта, который соответствует «Примерному прейскуранту цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газоснабжения», разработанному головным научно-исследовательским и проектным институтом «Гипрониигаз» и утвержденного приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 года №35 (далее Прейскурант»), на основании которого возможны как расчеты стоимости работ по техническому обслуживанию ВДГО, так и оценка их экономической обоснованности.

В разделе 1 Приложения А Прейскуранта предусмотрена методика расчета цен, которая предусматривает ниже следующее.

Цены на услуги газового хозяйства рассчитаны исходя из себестоимости единицы работ и принятого уровня рентабельности. Себестоимость определена путем умножения фонда оплаты труда по конкретному виду работ (услуг) на расчетный коэффициент. Фонд оплаты труда (ФОТ) по конкретному виду работ (услуг) равен произведению часового фонда оплаты труда рабочего (специалиста) в рублях и трудоемкости выполнения этого вида работ (услуг) в человеко-часах. Часовой фонд оплаты труда включает часовую тарифную оплату труда рабочего соответствующего разряда (часовую оплату труда специалиста) и фонд материального поощрения.

Расчетный коэффициент, позволяющий определить себестоимость конкретного вида работ (услуг) при известной величине ФОТ, учитывает:

- дополнительную заработную плату, включающую оплату очередных и дополнительных отпусков, а также времени выполнения государственных и других обязанностей, данная величина составляет в среднем 10% от ФОТ, отчисления на социальные нужды, определенные действующим законодательством в размере 26,2% , накладные расходы, к которым отнесены общехозяйственные и общепроизводственные расходы (кроме отчислений во внебюджетные фонды), а также расходы на содержание транспорта производственного назначения, оплаты проездных билетов, амортизационные отчисления, начисляемые на оборудование ремонтно-механической мастерской (цеха), расходы на приобретение вспомогательных материалов и средств индивидуальной защиты (спецодежды и обуви), по данным обследованных ГРО величина накладных расходов составляет в среднем 196,2% к ФОТ.

В стоимость платных услуг, оказываемых населению, заложен уровень рентабельности в размере 10%. Уровень рентабельности установлен в размере 25% -при оказании услуг предприятиям.

Цены на услуги, оказываемые населению, приведены с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%, цены на услуги, оказываемые предприятиям - без учета НДС.

При формировании ОАО «Ставропольгоргаз» стоимости работ по техническому обслуживанию ВДГО учтены часовые ставки оплаты труда рабочих, расчёт которых на 2009 год выполнен организацией на основании положений Отраслевого тарифного соглашения по газораспределительным организациям Ставропольского края на 2008-2010 гг. (зарегистрировано министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края 12 октября 2007года, регистрационный номер 8) с учётом дополнений и изменений от 10 ноября 2008 года, зарегистрированные названным министерством 18 ноября 2008 года, регистрационный номер 12 (далее - ОТС):

- минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда с 1 января 2009 года принята в размере 4 900 руб., который определён исходя из базовой минимальной месячной тарифной ставки 3 500 руб. с учётом коэффициента особенностей работ 1,4 в соответствии с п. 2.3 ОТС;

- месячные тарифные ставки оплаты труда рабочих рассчитаны с применением межразрядных тарифных коэффициентов, определённых п. 2.12 ОТС;

- текущее премирование в размере 50 процентов и выплаты ежемесячно го вознаграждения за выслугу лет в размере 15 процентов и вознаграждения по итогам работы за год в размере 33 процентов учтены в соответствии с п. 2.7.2 ОТС (абзацы 2,3 и 4 пп. «г»).

В результате увеличение часовых ставок относительно 2008 года составило по расчёту организации 25,9 процента, что вызвано увеличением на 36,2 процента базовой минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда, а также определением фонда оплаты труда с учётом дополнительной заработной платы общим размером 98 процентов (включает текущее премирование, вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год в соответствии с ОТС, в 2008 году - 108 процентов).

Комиссия УФАС по СК отметила, что при расчёте месячных тарифных ставок оплаты труда организацией ошибочно не применена ежеквартальная их индексация в соответствии с индексами потребительских цен, предусмотренная п. 2.3 ОТС (абзац 3).

Комиссией Региональной тарифной комиссии Ставропольского края выполнен расчёт часовых ставок оплаты труда рабочих 1-5 разрядов на 2009 год с учётом устранения указанных недостатков. При расчёте среднегодовой ставки рабочего 1 разряда на 2009 год применены квартальные индексы потребительских цен на основании прогнозных дефляторов, разработанных Минэкономразвития России по состоянию на 25 июня 2009 года. Среднемесячный фонд рабочего времени - 166 час. - определён комиссией исходя из годового фонда рабочего времени 1 992 час. согласно производственному календарю на 2009 год.

Кроме того, на основании дополнения, внесённого 10 ноября 2008 года в абзац 3 - пп. «г» п. 2.7.2 ОТС, согласно которому «не допускается выплата вознаграждения по итогам работы за год до истечения отчётного года. Работодатель имеет право по согласованию с профсоюзной организацией изменить размеры вознаграждения по итогам работы за год, если регулирующим органом средства на указанные цели в тарифе не предусмотрены или предусмотрены в ограниченном размере.», и принимая во внимание существенное - на 36,2 процента - увеличение с 1 января 2009 года базовой минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда, что значительно превышает фактический индекс потребительских цен за 2008 год (13,3 процента по официальным данным Росстата), комиссия РТК СК сочла возможным исключить из расчёта часовых ставок оплаты труда рабочих выплаты вознаграждения по итогам работы за год.

Комиссия посчитала, что обществом неверно определён фонд оплаты труда по следующим видам работ:

1) «годовое сервисное обслуживание котла импортного производства» (позиция 20 расценок ОАО «Ставропольгоргаз»). Обществом предусмотрено выполнение этого вида работ двумя исполнителями: слесарем 5-го разряда и мастером (трудозатраты каждого исполнителя - 3,0 чел./час). Техническое обслуживание отопительных котлов, равно как и ёмкостных водонагревателей, отнесено Прейскурантом к работам 4-го разряда вне зависимости от сложности обслуживаемого оборудования и не требует выполнения работ двумя исполнителями. Максимальная трудоёмкость обслуживания отопительных котлов отечественного производства, предусмотренная Прейскурантом, составляет 2,4 чел./час (позиция 10.1.17). Учитывая, что газовые приборы импортного производства могут требовать большего времени на их обслуживание, Прейскурантом предусмотрено определение трудозатрат на выполнение обслуживания таких приборов с коэффициентом 1,25, комиссия посчитала максимально возможной трудоёмкость по данному виду работ в размере 3,0 чел/час;

2) «замена бытового счётчика газа» (позиция 319 расценок ОАО «Ставропольгоргаз»). Обществом предусмотрено выполнение этого вида работ двумя исполнителями: слесарем 4-го разряда и мастером (трудозатраты 1,44 чел./час и 1,01 чел./час соответственно). В Прейскуранте состав исполнителей и трудозатраты по этому конкретному виду работ не определены, однако комиссия посчитала, что в этом случае выполняется демонтаж бытового счётчика и последующая установка другого счётчика, предусмотренные отдельно позициями 2.4.30 и 2.4.13 Прейскуранта, в связи с чем усмотрела правомерным учесть по данной позиции суммарную трудоёмкость этих двух видов работ, составляющую 2,44 чел/час (исполнитель - слесарь 4-го разряда).

Вместе с тем включение обществом в перечень оказываемых населению услуг таких видов работ, как «техническое обслуживание отключающих устройств и линзовых компенсаторов на подземном газопроводе при глубине колодца 1-3 м» при диаметрах задвижек 151-300 мм, 301-500 мм и 501-700 мм, комиссия сочла неправомерным, поскольку многоквартирные жилые дома и индивидуальные домовладения задвижками такого диаметра не оснащаются.

Накладные расходы в размере 85,8 процентов от фонда оплаты труда определены обществом на основании фактических данных за 9 месяцев 2008 года. Однако, по информации ОАО «Ставрополькрайгаз» (письмо от 12.08.2009 № 07/2745), в плановом балансе доходов и расходов ОАО «Ставропольгоргаз» на 2009 год, утверждённом ОАО «Газпромрегионгаз» по согласованию с ООО «Межрегионгаз», размер накладных расходов по прочим видам деятельности составляет 36,2 процента. Поэтому комиссия признала обоснованным в расчёте себестоимости работ ОАО «Ставропольгоргаз» по техническому обслуживанию ВДГО на 2009 год ограничить величину накладных расходов указанным плановым размером.

Оценивая выводы УАС, изложенные в оспариваемом решении, суд приходит к следующим выводам.

Так, ОАО «Ставропольгоргаз» оказывает следующие виды деятельности: техническое обслуживание и ремонт газораспределительных сетей и сооружений на них по агентскому договору и договору аренды газопроводов с ОАО «Ставропольгоргаз», доставка сжиженного газа в баллонах населению г.Ставрополя по агентскому договору с ОАО «Ставрополькрайгаз», прочая деятельность. В состав прочей деятельности включены следующие виды деятельности: выполнение специальных строительно-монтажных работ, предпроектные и проектные работы, техническое обслуживание ВДГО населения, техническое обслуживание газового оборудования промпредприятий и коммунально-бытовых объектов, другие работы.

Процентное соотношение полученных доходов от перечня услуг полученных от основной деятельности и прочей деятельности составил в 2006 году 45,1 к 54,9 %, в 2007 году 43,9 к 56,1 %, в 2008 году 36,5 к 63,5 %.

При этом полученный доход от выполнения работ по ВДГО для населения в составе прочей деятельности и общего дохода предприятия составил в 2006 году -8,2 % в 2007 году 6,3%, 2008 году 4,4%, что составляет от общего количества услуг, оказываемые предприятием в 2006 году - 8%, в 2007 году - 6%, в 2008 году - 4%, что позволяет сделать вывод о том, что существенное влияния на получение прибыли для предприятия не оказывает.

Работа предприятия не является убыточной, что подтверждается представленными бухгалтерскими балансами за 2007 - 2008 гг., что позволяет суду сделать вывод, что рост цен не является основанием для стабилизации работы предприятия поддержания его рентабельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещается установление, поддержание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Таким образом, включение ОАО «Ставропольгоргаз» в расчет цен на техническое обслуживание газового оборудования, газопроводов на 2009 год для населения, составляющих, которые превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, привело к увеличению цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Суд считает доводы УФАС по СК необоснованными по следующим причинам.

Так, в настоящее время общество является участником Отраслевого тарифного соглашения (далее по тексту - ОТС), вступившего в силу 1 января 2008 года, заключённое в соответствии с действующим законодательством РФ и направленное на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений работников и работодателей, а также на обеспечение защиты прав законных интересов работников и эффективной работы газораспределительных организаций Ставропольского края.

Данное соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными данным ОТС.

В соответствии с действующим законодательством расходы работодателей, предусмотренные данным ОТС, учитываются федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно пункту 2.7. ОТС расходы (средства), направляемые на оплату труда состоят из тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда и средств, направляемых на премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в составе средств на оплату труда, в том числе и «вознаграждение по итогам работы за год в размере не менее 33% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда».

Из смысла положений ОТС следует, что включение обществом при расчете цен на услуги по техническому обслуживанию газового оборудования газопроводов для населения на 2009 год, вознаграждения по итогам работы за год в размере 33% от тарифной ставки является обоснованным и вызвано объективной необходимостью исполнения условий ОТС.

Выводы антимонопольного органа относительно накладных расходов общества основаны на письме ОАО «Ставрополькрайгаз» от 12.08.09 № 07/2745, согласно которому величина плановых накладных расходов на 2009 год составляет 36,2 %.

Величина фактических накладных расходов общества, включенных в себестоимость работ по техническому обслуживанию ВДГО населения по итогам 9 месяцев 2008 года, т.е. на момент разработки прейскуранта на техническое обслуживание ВДГО населения, составляла 85,8%.

В соответствии с Положением об учетной политике ОАО «Ставропольгоргаз» накладные (косвенные) расходы, не связанные непосредственно с конкретным видом продукции, работ и услуг, относящиеся к нескольким видам производств, технологических процессов, работ, услуг, обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им, относятся в дебет 25 и 26 собирательно-распределительных счетов (План счетов бухучёта).

Данная разница в оценке величины накладных расходов объясняется использованием ОАО «Ставропольгоргаз» в своих расчётах бюджетных форм отчётности общества установленного образца, в которых, в соответствии с «Методикой планирования финансово-экономической деятельности», часть накладных расходов, а именно общепроизводственные расходы (25 счёт, Плана счетов бухучёта) объединяется с производственными расходами (20 счёт, Плана счетов бухучёта). Следовательно, при расчёте накладных расходов были учтены только общехозяйственные расходы (26 счёт, Плана счетов бухучёта). Существенная доля накладных, а именно общепроизводственных расходов не были учтены при расчёте данного коэффициента. Для обеспечения бесперебойного производственного процесса и отсутствия задержек при заключении договоров с потребителями, накладные расходы рассчитывались по фактическим данным по итогам работы за 9 месяцев, так как проект бюджета доходов и расходов общества утверждается ОАО «Ставропольгоргаз» в течение 1-2 кварталов года, следующего за отчётным. Изложенное свидетельствует о том, что общество не включало в себестоимость сумму расходов, превышающие необходимые для оказания данной услуги.

Кроме этого, в письме ОАО «Ставропольгоргаз» не указано, что оно дано по запросу ответчика именно по данному делу.

В настоящее время действующее законодательство не предусматривает государственного регулирования цен на выполнение работ по ТО ВДГО.

Названные цены (тарифы) подлежат самостоятельному установлению хозяйствующими субъектами, что подтверждается региональным государственным органом Ставропольского края, осуществляющим контроль над правильностью применения государственно регулируемых цен и тарифов, а именно письмом РТК по СК (исх. № р-01 -05/1039 от 01.06.2009), в связи с чем суд делает вывод о том, что обществом правомерно разработан прейскурант цен на ТО ВДГО, введенный в действие Приказом №305-п от 31.12.2008 на основании, но не в точном соответствии (по отдельным параметрам) с Примерным прейскурантом, введенным в действие приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35.

Учитывая, что указанный Примерный прейскурант носит рекомендательный характер и нормативным правовым актом не является, суд приходит к выводу о том, что он может использоваться или не использоваться обществом по своему усмотрению, полностью или в части.

В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях, и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Пунктом 4 Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» обязанность по утверждению порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ возложена на Министерство регионального развития РФ, которым до настоящего времени названный порядок не утвержден.

Из приведенного положения пункта 4 Постановления Правительства РФ следует, что компетентным органом в области порядка содержания и ремонта ВДГО является вышеназванный федеральный орган исполнительной власти (Минрегионразвития РФ), в то время как РТК СК, являясь органом по государственному регулированию ценообразования, не обладает надлежащими полномочиями для дачи заключений о порядке выполнения работ по ТО ВДГО, в том числе расчета их стоимости и определения объема трудозатрат контренного хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере ремонта и обслуживания газовых сетей и оборудования. Данный вывод фактически совпадает с позицией самой РТК СК, выраженной в письме исх. №р-01-05/1039 от 01.06.2009, в соответствии с которым проверка обоснованности расценок, установленных обществом на ТО ВДГО, к полномочиям комиссии не относится.

Судом установлено, что ОАО «Ставропольгоргаз» является одним из участников социального партнерства по смыслу статьи 25 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), выступающим на стороне работодателей. Согласно статьи 27 ТК РФ социальное партнерство может осуществляться, в том числе, в форме заключения коллективных договоров и соглашений. В настоящее время ОАО «Ставропольгоргаз» является участником Отраслевого тарифного соглашения по газораспределительным организациям Ставропольского края на 2008-2010 годы (с изменениями и дополнениями от 10.11.2008) (далее - ОТС), кроме этого в Обществе действует Коллективный договор на 2007-2009г.г. Статьей 45 ТК РФ предусмотрено, что Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Статья 55 ТК РФ устанавливает ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

Частью 2 статьи 6 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции, действующей до 23.08.2009) предусмотрено, что цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует, хотя бы одному из критериев, указанных в части 1 данной статьи. Аналогичную норму содержит и ныне действующая редакция статьи 6 Закона №135-ФЗ, согласно пункта 1 которой монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, из буквального толкования названной нормы Закона №135-ФЗ следует, что неотъемлемым условием, при котором цена признается монопольно высокой, помимо превышения суммы необходимых расходов на производство, реализацию и прибыли, является превышение цены, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке.

Метод сопоставления, изложенный в приведенной норме, предполагает обязанность антимонопольного органа доказать наличие обоснованной цены на соответствующий товар, устанавливаемой на конкурентных рынках, что позволяет сравнить цену, устанавливаемую хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, с определенной монопольным органом обоснованной ценой товара.

Результат сравнения цен антимонопольным органом может подтвердить или опровергнуть факт наличия или отсутствия монопольно высокой цены.

В данном случае отсутствует факт установления цены, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Указание на цену, прейскурант (или тариф), по сравнению с которым цена, установленная Обществом, является монопольно высокой, в решении отсутствует.

В соответствии со статьей 6 Закона № 135-ФЗ (в редакции до 23.08.2009) монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, и при условии, что эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

При этом, частью 2 статьи 6 Закона №135-ФЗ (в редакции, действующей до 23.08.2009) предусмотрено, что цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует, хотя бы одному из критериев, указанных в части 1 данной статьи.

Таким образом, антимонопольным органом не доказан факт нарушения ОАО «Ставропольгоргаз» пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, установлении монопольно высокой цены на техническое обслуживание газового оборудования для населения на 2009 год.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещается осуществлять действие (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или ущемление) интересов других лиц, в том числе: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Изучив доводы сторон, материалы дела, суд не находит достаточных оснований для признания действий (бездействия) заявителя нарушающими приведенные нормы антимонопольного законодательства.

Таким образом, в силу недоказанности Управлением ФАС по СК факта нарушения ОАО «Ставропольгоргаз» пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, установлении ОАО «Ставропольгоргаз» монопольно высокой цены на техническое обслуживание газового оборудования для населения на 2009 год, суд приходит к выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 6, 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Р Е Ш И Л:

  Удовлетворить требования Открытого акционерного общества «Ставропольгоргаз», г.Ставрополь.

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20.08.2009 о признании ОАО «Ставропольгоргаз» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать Открытому акционерному обществу «Ставропольгоргаз» г.Ставрополь справку на возврат государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья Л.Н.Волошина.