АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-16057/2020
15 июня 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Орловского Э.И., при ведении протокола секретарем Никифоровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Кавминкурортресурсы», ОГРН <***>, г. Ессентуки,
к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ОГРН <***>, г. Ессентуки,
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии представителей заявителя ФИО1 по доверенности от 31.07.2020 и представителя управления ФИО2 по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
АО «КМКР» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления № 20-10131/01-03/Ф/1-110/7 от 16.10.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Управление в отзыве просило отказать в удовлетворении требований, указало, что технологическая схема разработки месторождения минеральных вод подлежит согласованию с комиссией; экологические требования и вопросы охраны недр, а также рациональное использование запасов Пятигорского месторождения минеральных вод не отражены в технологической схеме.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд установил следующее.
В адрес управления из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация Федерального агентства по недропользованию (вх. № 10131/01-03 от 02.09.2020) о том, что у общества отсутствует проектная документация, согласованная и утвержденная в установленном порядке.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, управление уведомлением от 08.09.2020 № 4 известило заявителя о необходимости явки 17.09.2020 в 16:00 для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено обществу и получено им 15.09.2020, что подтверждается списком № 427 от 08.09.2020 внутренних почтовых отправлений и уведомлением о вручении Почты России.
17 сентября 2020 года в присутствии представителя общества ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 20-10131/01-03/Ф/1-110/1.
Определением управления от 17.09.2020 № 20-10131/01-03/Ф/1-110/2 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 01.10.2020 на 11-00 час.. Определение получено представителем общества ФИО1
Ходатайством от 30.09.2020 общество просило отложить рассмотрение дела об административном правонарушении.
Определением управления от 01.10.2020 № 20-10131/01-03/Ф/1-110/5 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 16.10.2020 на 11-00 час.
Определение направлено обществу и получено им 07.10.2020, что подтверждается списком № 546 от 02.10.2020 внутренних почтовых отправлений и уведомлением о вручении Почты России.
16 октября 2020 года управлением в присутствии представителя общества ФИО3 вынесено постановление № 20-10131/01-03/Ф/1-110/7 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), выразившегося в отсутствии проекта разработки месторождения минеральных вод в г. Пятигорске, согласованного с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующими территориальными подразделениями, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Общество имеет лицензию СТВ № 01249 МЭ от 29.05.2018 на добычу минеральных вод на Пятигорском месторождении сроком до 01.12.2024.
В пункте 3.2.11 Условий пользования недрами (приложение № к лицензии) указано: разработку Пятигорского месторождения необходимо вести в соответствии с утвержденной технологической схемой эксплуатации.
Согласно подпункту 2 пункта 3.3 Лицензионного соглашения добыча подземных минеральных вод разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на эксплуатацию участка месторождения и округ горно-санитарной охраны, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
В приложении № 6 к лицензии в разделе III «Сведения о действующих технических проектах на участках недр» указана «Технологическая схема разработки месторождения минеральных вод курорта Пятигорск», согласованная с Управлением по контролю за использованием и охраной недр Госгортехнадзора СССР в 1984 году.
Оспариваемое постановление мотивировано следующим.
Согласно статье 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объём добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение № 118), проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее -документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
Согласно пункту 13 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71, технические проекты на пользование участками недр и дополнения к ним, согласуемые органами Госгортехнадзора России, могут состоять из проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технико-экономических обоснований, технологических схем, проектов разработки (опытно-промышленной разработки, пробной эксплуатации, реконструкции, ликвидации, консервации) и обустройства месторождений полезных ископаемых, проектов и технологических схем переработки минерального сырья, проектов производства маркшейдерских и геологических работ, иной проектной документации на пользование участками недр и соответствующих технических заданий на проектирование.
Правила охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 01.12.1999 № 88.
Согласно подпунктам 1, 6, 7, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
На основании вышеприведенных правовых норм управление в оспариваемом постановлении указало, что у общества отсутствует утвержденная в установленном порядке проектная документация на эксплуатацию участка месторождения прошедшая необходимые согласования и экспертизы, а именно: отсутствует проект разработки месторождения, согласованный с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что добыча подземных минеральных вод ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Ставропольского края при наличии всех необходимых документов и требований, указанных в существенных пунктах условий пользования недрами к Лицензии СТВ 01249 МЭ (п.п. 3.2, 3.3,5.1,7.1):
1) запасы подземных минеральных вод Пятигорского месторождения утверждены протоколом ГКЗ МПР России от 31.07.1968 № 5450;
2) проектные документы на эксплуатацию месторождения утверждены в установленном порядке: Технологическая схема разработки минеральных вод курорта Пятигорск» согласована Управлением по контролю за использованием и охраной недр Госгортехнадзора СССР 07.12.1984 и утверждена Центральным советом по управлению курортами профсоюзов 11.12.1984; «Проект I, II, III зон санитарной охраны курорта Пятигорск» утвержден в составе «Проекта округа и зон санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск в Ставропольском крае» Постановлением Совета Министров РСФСР № 300 от 9.07.1985 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае»;
3) горноотводный акт № 341 от 08.06.2015 выдан Кавказским управлением Ростехнадзора (0,557 га);
4) на пользование земельными участками заключены договоры аренды.
Существенных изменений в технологии добычи и транспортировки минеральных вод потребителям с момента утверждения рассматриваемой технологической схемы не произошло: бурение новых скважин не производилось, новые линии минералопроводов не прокладывались, запасы подземных минеральных вод не переутверждались.
Таким образом, по мнению общества, имеющаяся технологическая схема разработки минеральных вод курорта Пятигорск (1984 г.) является надлежащим и достаточным проектным документом для осуществления добычи минеральных вод.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 9 Положения № 118 при пользовании недрами, в частности, для добычи минеральных подземных вод предусмотрено согласование проекта опытно-промышленной разработки месторождения (участка), технологической схемы разработки месторождения (участка) и проекта разработки месторождения (участка).
В соответствии с п. 14 Положения № 118 требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В главе II Приказа Минприроды России от 27.10.2010 № 463 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод» указаны единые требования к структуре технологических схем и проектов разработки месторождений (участков) минеральных подземных вод.
Таким образом каждый из указанных видов проектной документации может служить основанием для разработки месторождения минеральных подземных вод (аналогичное мнение выразило Федеральное агентство по недропользованию в письме от 26.10.2020 № 03-30/17537 в адрес Департамента по недропользованию по СКФО).
Согласно материалам дела в 1984 году Гидрогеологическим режимно-эксплуатационным управлением «Кавминвод» (ГРЭУ «Кавминвод») была разработана «Технологическая схема разработки месторождения минеральных вод курорта Пятигорск» (далее - Технологическая схема 1984 г.), согласованная 07.12.1984 Управлением по контролю за использованием и охраной недр Госгортехнадзора СССР и утвержденная 11.12.1984 Центральным советом по управлению курортами профсоюзов, была разработана для использования при эксплуатации Пятигорского месторождения минеральных вод.
Постановлением Центрального совета по управлению курортами профсоюзов № 10 от 28.11.1990 ГРЭУ «Кавминвод» преобразовано в Режимно-эксплуатационное объединение «Кавминкурортресурсы» (РЭО «Кавминкурортресурсы»).
Решением от 05.03.1996 Комиссии по разграничению прав на имущество санаторно-курортных учреждений региона Кавказских Минеральных Вод, находящихся в ведении профсоюзов, образованной распоряжением Президента РФ № 502-рп от 09.11.1995, и решением от 15.09.1996, принятым на Совместном совещании администрации Ставропольского края и представителей Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) на базе Режимно-эксплуатационного объединения «Кавминкурортресурсы» было создано Открытое акционерное общество «Кавминкурортресурсы».
30 сентября 1996 года во исполнение указанных решений Протоколом № 1 Собрания учредителей (Российская Федерация и ФНПР) было оформлено решение создать Открытое акционерное общество «Кавминкурортресурсы».
ОАО «Кавминкурортресурсы», созданное путем реорганизации РОЭ «Кавминкурортресурсы», зарегистрировано постановлением главы г. Ессентуки № 965 от 01.11.1996.
В 2015 году ОАО «Кавминкурортресурсы» переименовано в Акционерное общество «Кавминкурортресурсы» (Изменения № 3 в устав, зарегистрированные МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю 19.08.2015).
При этом, в приложении № 7 к лицензии № СТВ 01249 МЭ перечислены предыдущие пользователи участком недр:
1) режимно-эксплуатационное объединение «Кавминкурортресурсы» (лицензия № СТВ 00156 МЭ от 06.07.1995);
2) ОАО «Кавминкурортресурсы» (лицензия № СТВ 00537 МЭ от 26.09.2000).
Согласно выписки из протокола заседания комиссии по недропользованию при Правительстве Ставропольского края № 41 от 27.06.2000 лицензия № СТВ 00537 МЭ выдана в порядке переоформления в связи с реорганизацией РЭО «Кавминкурортресурсы» в ОАО «Квминкурортресурсы».
Таким образом, технологическая схема 1984 г. разработана правопредшественником общества и как вид проектной документации допустима для использования при разработке минеральных подземных вод.
Доводы управления о необходимости пересогласования технологической схемы с Федеральным агентством по недропользованию отклоняются судом, поскольку создание нового государственного органа и передача ему полномочий по согласованию проектной документации не является основанием для получения заново ранее выданных согласований.
Как указано в технологической схеме 1984 г. она подготовлена в соответствии с требованиями Положения о порядке составления и содержании технологических схем разработки месторождений минеральных лечебных вод, согласованного Госгортехнадзором СССР 15.08.1978 и утвержденного Центральным советом по управлению курортами профсоюзов 19.09.1978.
Вместе с тем, изменение на момент выдачи лицензии нормативных требований к содержанию проектной документации (по составу сведений) требует разработки, согласования и утверждения соответствующих (новых) разделов проектной документации.
При сопоставлении технологической схемы 1984 г. по составу сведений с требованиями Приказу Минприроды России от 27.10.2010 № 463 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод» управление указало что решение вопросов сохранения качества окружающей природной среды, её охраны, а также выполнения работ по консервации и (или ликвидации) скважин, а также рекультивации нарушенных земель технологической схемой разработки месторождения минеральных вод курорта Пятигорск не предусматривалось. В технологической схеме 1984 г.:
Пункт 13.1. Оценка состояния окружающей среды не раскрыт;
Пункт 13.2. Виды и источники воздействия на окружающую среду и оценка последствий их воздействия раскрыт частично, поскольку указаны не все источники негативного воздействия окружающую природную среду и не дана оценка их последствия;
Пункт 13.3. Мероприятия по охране атмосферного воздуха в технологической схеме отсутствуют;
Пункт 13.4. Мероприятия по охране водных объектов раскрыт частично, поскольку не указаны конкретные меры по предотвращению их истощения, за исключением ограничения объёмов отбора минеральных вод, и защиты их от загрязнения;
Пункт 13.5. Мероприятия по охране недр. Обоснование нормативов потерь раскрыты частично, поскольку обоснование нормативов потерь отсутствует, не указаны ограничения на виды деятельности в зонах строгого санитарного режима эксплуатационных скважин и каптажей источников;
Пункт 13.6. Мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира в технологической схеме отсутствуют;
Пункт 14. Программа производственного экологического контроля (мониторинга) представлена частично, поскольку не носит комплексный характер, а именно: не отражает взаимосвязь наблюдений за геологической средой, атмосферным воздухом, состоянием земельных участков в водоохранных зонах, наличием источников загрязнения, распределена фрагментарно по технологической схеме.
Исследовав содержание технологической схемы 1984 г. и пояснения лиц, участвующих в деле, суд соглашается с доводами управления о том, что в указанной технологической схеме отсутствуют проектные решения по «Охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности при пользовании недрами».
Таким образом, технологическая схема 1984 г. не в полной мере соответствует требованиям к проектной документации по составу подлежащих отражению сведений.
Кроме того, согласно представленных обществом сведений в настоящее время им осуществляется добыча минеральных вод, в том числе, с эксплуатацией скважины 29, в отношении которой в Технологической схеме 1984 г. отсутствуют проектные решения по эксплуатации, поскольку она указана в данной технологической схеме как «резервная».
Таким образом, указанная скважина эксплуатируется в отсутствие проектной документации.
Приведенных фактов достаточно для вывода о наличии состава вмененного административного правонарушения, поэтому суд не устанавливал весь объем несоответствий технологической схемы 1984 г., что требует привлечения лица, обладающего специальными познаниями, и затянуло бы рассмотрение дела.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения выражается в отсутствии объективных препятствий для надлежащего исполнения возложенной на него законом публично-правовой обязанности. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П такие препятствия определяются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
Доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Характер правонарушения не позволяет считать, что оно совершено при чрезвычайных, неотвратимых обстоятельствах.
Судом не установлены основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Процессуальных нарушений управлением при привлечении к административной ответственности не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Административное наказание в силу статьи 3.1 КоАП РФ применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом, как указано в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 85-АД15-3, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 данной статьи предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Управлением обществу назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией рассматриваемой статьи.
Учитывая обстоятельства административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и фактического наступление негативных последствий, суд полагает возможным снизить размер административного штрафа до 150 000 руб. в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.4, 4.5 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Изменить постановление Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 20-10131/01-03/Ф/1-110/7 от 16.10.2020 о привлечении акционерного общества «Кавминкурортресурсы» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 150 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.И. Орловский