АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-16454/2021
28 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2022 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Подфигурной И.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Жерлицыной А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», ОГРН 1052600002180, ИНН 2607018122, п. Солнечнодольск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене решения МИФНС № 11 по СК об отказе в государственной регистрации от 23.07.2021 № 5112032А и решение УФНС по СК от 09.09.2021; обязании МИФНС № 11 по СК вынести решение о государственной регистрации устава ПАО «ОГК-2» от 18.06.2021 (протокол № 15 от 21.06.2021), при участии представителя заявителя Демидова Р.А. по доверенности от 13.12.2021, Гризель Натальи Олеговны по доверенности от 13.12.2021, от МИФНС № 11 по СК Кучеровой Е.В. по доверенности № 01-53/126 от 22.06.2021, в отсутствие УФНС по СК,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее – ПАО «ОГК-2», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю (далее – регорган, МИФНС № 11 по СК), Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее – УФНС по СК, управление) о признании незаконным и отмене решения МИФНС № 11 по СК об отказе в государственной регистрации от 23.07.2021 № 5112032А и решения УФНС по СК от 09.09.2021; обязании МИФНС № 11 по СК вынести решение о государственной регистрации устава ПАО «ОГК-2» от 18.06.2021 (протокол № 15 от 21.06.2021).
Определением суда от 17.01.2022 дело отложено к рассмотрению в судебном заседании на 21.02.2022.
Заявленные требования мотивированы незаконными, по мнению ПАО «ОГК-2», решением Межрайонной инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в устав общества и решением управления, как противоречащие положениям приказов ФНС России и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, незаконно возлагает непредусмотренные обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности
Представители заявителя в судебном заседании поддерживают требования в полном объеме. Указывают на то, что требования Межрайонной инспекции о необходимости отражения в представленном для государственной регистрации заявлении не обоснованы, поскольку наименование общества в уставе (редакция № 13) не меняется, основания для заполнения листа А формы заявления № Р13014 у ПАО «ОГК-2» отсутствуют. Требования МИФНС № 11 по СК по заполнению листа В «Сведения об участнике/учредителе – юридическом лице» формы заявления Р13014 в части прекращения в ЕГРЮЛ сведений об учредителе общества ОАО РАО «ЕЭС России» – незаконные в связи с тем, что ОАО РАО «ЕЭС России» никогда не являлось единственным акционером ПАО «ОГК-2» и сведения в ЕГРЮЛ о нем отсутствуют.
МИФНС № 11 по СК, УФНС по СК с требованиями не согласны, указывают, что поскольку сведения о сокращенном фирменном наименовании общества на английском языке в ЕГРЮЛ отсутствуют, то заявителю необходимо было заполнить указанные сведения в заявлении в соответствии с представленным для государственной регистрации уставом общества. Сведения об ОАО РАО «ЕЭС России» в связи с тем, что оно не является единственным акционером общества, подлежат прекращению в ЕГРЮЛ путем отражения соответствующих сведений в представленном на государственную регистрацию заявлении в виде заполненного листа.
Изучив материалы дела, выслушав позицию сторон, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
Общество 23.07.2021 обратилось в регорган с комплектом документов для государственной регистрации устава общества в новой редакции. Решением от 30.07.2021 № 5112032А Межрайонной инспекцией отказано в государственной регистрации по основанию, предусмотренному пп. «ц» п. 1 ст. 23 Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ) в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований, установленных пунктом 1.1 и абзацем 1 пункта 1.2 статьи 9 указанного Закона, а именно: в заявлении о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документы юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственной реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), по форме № Р13014 не заполнены лист А сведениями о сокращенном фирменном наименовании общества на английском языке, лист В «Сведения об участнике/учредителе – юридическом лице» о прекращении сведений об участнике (акционере) ОАО РАО «ЕЭС России».
Общество обжаловало решение об отказе в государственной регистрации в вышестоящий налоговый орган, решением управления от 09.09.2021 № 08-19/021299 жалоба общества оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для защиты нарушенного права в суде.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс), Законом о государственной регистрации и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (абз. 3 ст. 1 Закон о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ Закон о государственной регистрации).
Согласно статье 4 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизация и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 4 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями (абзац 2 части 1 статьи 4 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 5 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основания документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения государственного реестра считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с п. 1.1 ст. 9 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1.2 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункты 5.9.38 и 5.9.39).
Для государственной регистрации необходимо представление подписанного заявителем заявления по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны (пп. «а» п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 18 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, внесенными в учредительный документ юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр (пункт 3 статьи 51 ГК РФ).
Действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. Сведения государственного реестра, ведение которого осуществляется в электронном виде, формируются на основании сведений, заполненных заявителем в формах заявлений, представляемых в регистрирующий орган, в соответствии с требованиями к порядку их оформления, установленному ФНС России.
Общество зарегистрировано 09.03.2005 на основании представленного заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
На момент представления документов для государственной регистрации создания общества действовал Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» (далее – Приказ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@, утратил силу с 04.07.2013).
Разделом II Приложения № 1 к Приказу от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ предусмотрен порядок заполнения заявления о государственной регистрации при создании. В абз. 6 п.2 разд.II Приложения № 1 к Приказу от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ указано, что в случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках.
Учитывая, что на момент представления документов для государственной регистрации форма заявления № Р11001 предусматривала отражение наименования на иностранном языке, заявителем был заполнен п.1.6 раздела 1 «Организационно-правовая форма и наименование юридического лица при создании», в соответствии с которым его наименование на иностранном языке определялось как JSC «OGK-2». После государственной регистрации общества при создании указанные сведения были отражены в государственном реестре.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, вступившим в законную силу с 04.07.2013 (действовал по 24.11.2020), приказ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ был отменен, утверждены новые формы заявлений и требования к оформлению документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица № Р13001, подлежащая оформлению в случае внесения в учредительные документы юридического лица изменений.
Формы заявлений о государственной регистрации, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, не предусматривали отражения в них сведений о наименовании юридического лица на иностранном языке.
ФНС России в письме от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@ «О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (официальный сайт ФНС России) были даны разъяснения, согласно которым в записи ЕГРЮЛ, ведение которого осуществляется на электронных носителях, подлежат включению только сведения о наименовании юридического лица на русском языке, указанные в заявлении о государственной регистрации юридического лица, что отражается в выписках из ЕГРЮЛ. Сведения о наименовании юридического лица на иностранном языке в записи ЕГРЮЛ не включаются. Такие сведения содержатся в уставе юридического лица либо изменениях к нему, которые представляются при государственной регистрации юридического лица и являются частью ЕГРЮЛ (абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона о госрегистрации от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Обществом 17.06.2015 в Межрайонную инспекцию были представлены документы для государственной регистрации новой редакции устава, в том числе заявление по форме № Р13001, заполненное в соответствии с требованиями, установленными приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, а именно: в Листе А «Сведения о наименовании юридического лица» указано полное и сокращенное наименование на русском языке, что соответствовало установленным на дату обращения требованиям к порядку заполнения заявления.
После государственной регистрации изменений в учредительные документы общества 24.06.2015 в записи ЕГРЮЛ отражены сведения о полном и сокращенном наименовании общества на русском языке - ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ВТОРАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ» и ПАО «ОГК-2». Сведения о наименовании на иностранном языке в ЕГРЮЛ не включены в силу установленного приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ порядка отражения сведений в документах, представляемых при государственной регистрации.
В связи с изданием Приказа ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020 № 59872) приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ утратил силу с 25.11.2020.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ утверждена форма заявления о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ № Р13014 (приложение № 4), а также требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № 13, далее – требования).
Согласно п. 86 требований Лист А «Наименование юридического лица» формы заявления № Р13014 заполняется в случае изменения сведений о полном и (или) сокращенном наименовании юридического лица (в том числе и на иностранном языке).
Согласно подпункту 2 пункта 86 требований пункт 2 «Сведения о наличии у юридического лица наименования на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках» заполняется при изменении сведений о наличии у юридического лица наименования на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках путем указания в соответствующих полях кодов языков народов Российской Федерации и (или) иностранных языков по общероссийскому классификатору информации о населении (ОКИН ОК 018-2014 фасет 04), на которых у юридического лица имеется наименование.
В показателе «внести в Единый государственный реестр юридических лиц» указываются коды языков, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ.
Согласно абзацу 4 подпункта 2 пункта 86 требований при проставлении в показателе «внести в Единый государственный реестр юридических лиц» кода «016» соответствующее полное и (или) сокращенное наименование указывается в показателе «Наименование юридического лица на английском языке».
Показатель «Наименование юридического лица на английском языке» заполняется в случае, предусмотренном абзацем четвертым подпункта 2 пункта 86 требований, а также при необходимости изменения соответствующих сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом в показателе «Полное (при наличии)» и (или) «Сокращенное (при наличии)» в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение 1 (внести сведения/изменить сведения) или 2 (исключить сведения); при проставлении значения 1 в соответствующем поле указывается полное и (или) сокращенное наименование юридического лица на английском языке.
Таким образом, в соответствии с п. 86 требований в ЕГРЮЛ требуется включение сведений о кодах языков народов Российской Федерации и (или) иностранных языков по общероссийскому классификатору информации о населении (ОКИН ОК 018-2014 фасет 04), на которых выполнено наименование юридического лица, а в случае наличия наименования на английском языке – также сведений о полном наименовании и (или) сокращенном наименовании путем их заполнения в разделе 2 Листа А заявления по форме Р13014.
Необходимость изменения сведений ЕГРЮЛ в части указания в нем сведений о наименовании общества на английском языке и сведений о соответствующем коде иностранного языка по общероссийскому классификатору информации о населении (ОКИН ОК 018-2014 фасет 04) в отношении ПАО «ОГК-2» обусловлена отсутствием в ЕГРЮЛ сведений о наименовании юридического лица на иностранном языке, которые являются обязательными к внесению в силу установленного с 25.11.2020 приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ порядка оформления представляемых документов для государственной регистрации, а также наличием таких сведений в пункте 2.2 представленной для государственной регистрации новой редакции устава общества от 18.06.2021.
Довод заявителя, указывающий на то, что регистрирующий орган самостоятельно исключил из ЕГРЮЛ сведения о наименовании общества на иностранном языке в отсутствие соответствующих документов об изменении указанного наименования со стороны самого общества, не подтвержден и опровергается тем, что 24.06.2015 соответствующие изменения в ЕГРЮЛ внесены Межрайонной инспекцией на основании представленных обществом документов.
Отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о наименовании общества на иностранном языке также не является следствием, допущенной технической ошибки регистрирующего органа, поскольку согласно действующему на дату внесения обществом изменений в ЕГРЮЛ (24.06.2015) отражение в электронной части ЕГРЮЛ таких сведений не требовалось.
Таким образом, для целей соблюдения положений законодательства о государственной регистрации сведения о наличии сокращенного наименования общества на английском языке должны быть заполнены в заявлении по форме Р13014 и подлежат внесению регистрирующим органом при государственной регистрации на основании заполненного заявителем заявления, поскольку внесение иным способом указанных сведений в отсутствие представленного заявителем заявления законом не предусмотрено (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 № 309-КГ14-4081 по делу № А47-10122/2013).
В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 98 ГК РФ акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей (абз. 4 п.1 ст. 25 Закона об акционерных обществах).
ПАО «ОГК-2» учреждено по решению Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС РОССИИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ») на основании распоряжения председателя правления ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ» № 35р от 04.03.2005, которым также определялся порядок оплаты учредителем всех акций общества.
Сведения об учредителе общества - ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ» внесены в ЕГРЮЛ на основании заявления о государственной регистрации юридического лица при создании 09.03.2005.
Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» были внесены изменения в п. 6 ст. 98 ГК РФ, в соответствии с которыми сведения о том, что акционерное общество создано одним лицом или состоит из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества, подлежат внесению в ЕГРЮЛ.
Положениям п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ установлено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ), они могут применяться постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ).
Федеральным законом от 27 октября 2020 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в подпункт «д» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации внесены изменения, согласно которым в отношении акционерного общества в ЕГРЮЛ должны содержатся сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике. Указанные изменения вступили в силу с 26 апреля 2021 года.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о единственном акционере акционерного общества как при создании юридического лица, так и при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 31 августа 2020 года N ЕД-7-14/617@, утвердившего формы заявлений о государственной регистрации и требования к их оформлению.
Учитывая вышеизложенное, начиная с 26 апреля 2021 года в отношении акционерного общества, создаваемого одним лицом, или акционерного общества, которое как до указанной даты, так и после нее стало состоять из одного лица, в ЕГРЮЛ должны быть отражены сведения о единственном акционере. Указанные сведения вносятся в ЕГРЮЛ в соответствии со сведениями, указанными в представленных в регистрирующий орган заявлениях о государственной регистрации по форме № Р13014.
Соответственно информация о лицах, включенных в ЕГРЮЛ в отношении акционерных обществ, не обладающих статусом единственного акционера общества, подлежит прекращению в государственном реестре, т.е. приведению в соответствие с положениями пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ» прекратило свою деятельность 01.07.2008 в результате реорганизации.
Из представленного 23.07.2021 в Межрайонную инспекцию протокола годового общего собрания акционеров ПАО «ОГК-2» № 15 от 21.06.2021 следует, что численный состав акционеров более одного акционера.
С учетом положений, предусмотренных п. 6 ст. 98 ГК РФ, пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации, указание Межрайонной инспекции в решении об отказе о том, что в представленном 23.07.2021 заявлении по форме № Р13014 необходимо было заполнить Лист В «Сведения об участнике/учредителе - юридическом лице» с прекращением сведений об участнике ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ», является обоснованным.
Довод общества о самостоятельном исключении Межрайонной инспекцией сведений об участнике ПАО «ОГК-2» не нашел документального подтверждения и опровергается сведениями ЕГРЮЛ и материалами регистрационного дела, согласно которым какие бы то ни было сведения о внесении регистрирующим органом записи об исключении сведений об участнике общества отсутствуют.
Отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ, формируемой на официальном сайте ФНС России, сведений об участнике (акционере) не является следствием самостоятельного исключения указанных сведений из ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона о государственной регистрации, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются, в том числе, в виде выписки из соответствующего государственного реестра. Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе осуществляется в форме электронного документа.
Приказом ФНС России от 13.11.2020 № ЕД-7-14/820@ «Об утверждении требований к составу и структуре файлов, содержащих сведения из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предоставляемых ФНС России в соответствии с положениями Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в целях обеспечения возможности предоставления органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, Банку России, физическим и юридическим лицам сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в соответствии со статьями 6, 7, 9 и 11 Закона о государственной регистрации установлены требования к составу и структуре файла, содержащего сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, (версия 4.06) согласно приложению № 1 к названному приказу.
В целях уточнения состава предоставляемых в соответствии со статьями 6, 7, 9 и 11 Закона о государственной регистрации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Приказом ФНС России от 18.01.2021 № ЕД-7-14/17@ внесены изменения в приказ ФНС России от 13.11.2020 № ЕД-7-14/820@, в том числе, в части требований к составу и структуре файла, содержащего сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице (таблица 4.4 приложения № 1 к приказу ФНС России от 13.11.2020 № ЕД-7-14/820@), а именно: при формировании выписок из ЕГРЮЛ в составе сведений об учредителях (участниках) юридического лица в отношении акционерных обществ предоставляются сведения о единственном акционере.
Вместе с тем, определение состава предоставляемых сведений указывает лишь на то, что в выписке из ЕГРЮЛ в отношении акционерного общества в сведениях об учредителях (участниках) юридического лица предоставляются только сведения о единственном акционере, т.е. о лице, включенном в государственный реестр с таким статусом с 26.04.2021 в соответствии с внесенными в пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации изменениями.
Данные приказы не содержит положений и указаний для регистрирующих органов о самостоятельном исключении из ЕГРЮЛ сведений, внесенных в отношении акционерных обществ до 26.04.2021.
С учетом изложенного, приведение сведений об участниках (акционерах) акционерных обществ в соответствие с положениями пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации осуществляется на основании представляемых юридическим лицом форм заявлений.
В соответствии с пп. 1 п. 88 требований Лист В «Сведения об участнике/учредителе - юридическом лице» заявления по форме № Р13014 предусматривает возможность отражения сведений о возникновении или прекращении у юридического лица прав единственного акционера акционерного общества путем заполнения соответствующих разделов.
Таким образом, решение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем отсутствует совокупность условий, являющихся основанием для признания его незаконным.
Требование заявителя о признании незаконным и отмене решения УФНС по СК от 09.09.2021 № 08-19/021299, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы общества на решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 25.1 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 25.2 Закона о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном Закона о государственной регистрации. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Согласно п. 2 ст. 25.2 Закона о государственной регистрации решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации, и (или) в суд.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из положений части 1 статьи 198, части 5 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что при рассмотрении заявлений (жалоб) об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействие) государственных органов необходимо исследовать оспариваемые акты, действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце 4 пункта 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Заявителем не приводятся доводы и доказательства, на основании которых он считает, что оспариваемое решение УФНС по СК от 09.09.2021 нарушает его права, свободы и законные интересы, не приводит ссылок на законы и иные нормативные акты, нарушенные УФНС по СК при вынесении оспариваемого решения.
Правовые последствия для общества порождает решение нижестоящего налогового органа, доводы заявителя свидетельствуют о его несогласии с решением регоргана.
Решение УФНС по СК не представляет собой новое решение и не дополняет решения МИФНС № 11 по СК. Факты нарушения процедуры принятия УФНС по СК решения по жалобы не установлены.
Государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 158-159, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | И.В. Подфигурная |