АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-16476/2017
09 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 09 ноября 2017 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Галушки В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агба А.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН <***>,
к открытому акционерному обществу «Пятигорские электрические сети», г. Пятигорск,
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителя заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2017 № 02, представителей заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 30.10.2017, ФИО3 по доверенности от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении к административной ответственности открытому акционерному обществу «Пятигорские электрические сети» (далее – общество, АО «Пятигорские электрические сети») по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Заявление мотивировано наличием в действиях общества признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В связи с тем, что возражений от сторон и лиц, участвующих в деле, против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не поступило, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ).
В судебном заседании 31.10.2017 в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 02.11.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края в сети Интернет.
Представитель общества в судебном заседании требования департамента признал, просил назначить в качестве наказания минимальный штраф, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С 21.08.2017 по 15.09.2017 департаментом была проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - АО «Пятигорские электрические сети», в ходе проведения которой установлено следующее.
Обществом в нарушение требований пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), части 1 статьи 9, главы 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее закон № 89 - ФЗ) осуществляется лицензируемый вид деятельности связанный с транспортированием отходов производства и потребления 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие свои потребительские свойства, в соответствии Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО) (чрезвычайно опасные отходы), код по ФККО 47110101521, в отсутствие необходимой для этого целей лицензии в области обращения с отходами.
Так, при проведении проверки установлено, что на балансе АО «Пятигорские электрические сети» состоят расположенные на территории г. Пятигорска сети уличного освещения (светоточки) в количестве 10 354 шт.
Для уличного освещения используются лампы следующего типа:
-дуговая ртутная люминофорная (ДРЛ)- 6 474 шт.;
-металлогалогеновые - 12 шт.;
-натриевая газоразрядная лампа (ДНАТ)- 3 868 шт.;
-дуговые ртутно-вольфрамовые лампы (ДРВ)-98 шт.
Ремонтом, обслуживанием, монтажом, реконструкцией сетей уличного освещения, занимается Служба уличного освещения.
Замена ламп уличного освещения выполняется согласно технологической карте, которая устанавливает следующий порядок:
- извлечение неисправных ламп из светильников;
- передача ламп лицу ответственному за обращение с опасными отходами, каковым является ФИО4 приказ от 09.01.2017 № 2 «О назначении ответственного лица за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами», который прошел соответствующую подготовку по теме «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами», в объеме 112 часов, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами Peгистрационный номер 314 от 12.12.2014 г.
-упаковка ламп в заводскую тару, для безопасного транспортирования
в место их сбора (накопления);
В ходе проведения проверки установлено, что обществом в период с 2016 г. по апрель 2017 г. заменено более 1 500 шт. (0,59 тонн) ртутьсодержащих ламп.
Осмотр и замена ламп уличного освещения осуществляется согласно разработанным и утвержденным графикам осмотра и замены ламп за 2016 и 2017 года. (далее - График).
Таким образом, в результате деятельности общества, при обслуживании и ремонте сетей уличного освещения (преимущественно замена ламп) образуются отходы 1 класса опасности - лампы ртутные ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие свои потребительские свойства, код по ФККО 47110101521.
После проведения указанных процедур по замене ламп, отходы лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие свои потребительские свойства 1 класса опасности транспортируются до первичного места сбора (пункт первичного накопления) расположенный по адресу: <...>. Сбор ламп по указанному адресу выполняется в заводской упаковке, с последующим помещением их в специализированный контейнер из оцинкованной стали, толщиной от 0,4 мм. до 1 мм. изготовленный по ГОСТ Р 51876-2008, ТУ 1-23.2011, предназначенного для безопасного сбора, хранения и транспортировки, с целью последующей передачи их на обезвреживание сторонней организации.
Из вышеизложенного следует, что обществом осуществлялось транспортирование (перемещение) отходов 1 класса опасности лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие свои потребительские свойства, вне границ земельного участка, находящегося в собственности общества, а именно от мест замены ламп уличного освещения (адреса указанные в Графиках) до места их сбора (накопления) находящегося по адресу <...>.
За период с 2016 года по апрель 2017 год было заменено на территории города Пятигорска ртутьсодержащих ламп, в количестве более 1 500 шт. (0,59 тонн), что подтверждается данными учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2016 г. и 2 квартал 2017 г., статической отчетности по Форме 2-ТП (отходы) за 2016 г., а так же договором на оказание услуг от 03.04.2017 № 388, заключенного с ООО «Эколог» и актом выполненных работ от 04.04.2017№ 0000074, графиками осмотра и замены ламп за 2016 и 2017, утвержденными главным инженером АО «Пятигорские электрические сети» ФИО5
По факту выявленных нарушений требований пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, части 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее- Закон № 89-ФЗ) в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2017 № 17-1220/П/1-158/1.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно общим требованиям, установленным главой З Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. С 1 июля 2016 года за осуществление указанных работ без лицензии предусмотрена административная ответственность.
Согласно статье 1 Закона 89-ФЗ - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом 99-ФЗ, с учетом положений указанного Федерального закона.
В соответствии с 30 частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Обществом нарушены требования статьи 9 Закона № 89-ФЗ, а также пункт 30 части Закона № 99-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав вопрос вины, суд приходит к выводу о том, что вина общества подтверждена материалами дела, документов и доказательств, свидетельствующих об обращении в лицензионный орган или муниципальный орган для получения лицензии на осуществление деятельности в отношении установленных в ходе административного правонарушения отходов и работ, не представлено.
Общество обязано соблюдать требования законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, доказательств иного суду не предоставлено.
Обстоятельств, исключающих вину заинтересованного лица, а также отягчающих или смягчающих его ответственность, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении, препятствующих привлечению к административной ответственности, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования, заявленные Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН <***>, удовлетворить.
Привлечь открытое акционерное общество «Пятигорские электрические сети», г. Пятигорск, ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Реквизиты уплаты штрафа: ИНН <***>, КПП 262601001, ОГРН <***>, OKTMO 07710000, БИК 040702001, л/с <***>, УФК по Ставропольскому краю (Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу), счет 40101810300000010005 в ГРКЦ ГУ банка России по Ставропольскому краю в г. Ставрополь, КБК 04811607000016000140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Сведения об уплате штрафа должны быть предоставлены в суд до истечения указанного срока.
Доказательства уплаты штрафа направить в суд любым доступным способом, со ссылкой на судью и номер дела.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В. Галушка