ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-16640/06 от 28.12.2006 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-16640/2006-С3

  28 декабря 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.12.06

Полный текст решения изготовлен 23.01.07

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Меркушовой Л.А., при ведении протокола судьей Меркушовой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь

к МФ РФ г. Москва

к МФ СК г. Ставрополь

к УФК по СК г. Ставрополь

к МТСЗН СК г. Ставрополь

к УТСЗН Предгорной районной государственной администрации

о взыскании 17 063 руб. 65 коп. задолженности в связи с предоставлением льгот

при участии:

от истца - ведущий юрисконсульт Бондарь Е.В. по постоянной доверенности № 01-0005 от 10.01.2006

от МФ РФ – юрист Бекетов А.А. по постоянной доверенности от 31.05.06

от МФ СК – юрист Толстова С.И. по постоянной доверенности № 01-11-20/4382 от 24.10.06

от МТСЗН СК – ведущий специалист Руденко Е.А. по постоянной доверенности № 6509-14 от 11.10.2006

УСТАНОВИЛ:

ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, к министерству финансов Ставропольского края, к Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, к управлению труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации о взыскании выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате за газ гражданам Предгорного района Ставропольского края, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» в сумме 17 063 руб. 65 коп. за декабрь 2004 года.

Ответчики с иском не согласны.

Из материалов дела установлено: в соответствии с договором № 49/27-6/08-0006/04 от 01.01.2004 года о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате за газ, заключенным между истцом и управлением труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрацией Ставропольского края, во исполнение Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец принял на себя обязательства предоставлять гражданам, проживающим на территории Предгорного района (через филиал, находящийся в г. Железноводске) 50% скидку по оплате за газ, а управление приняло на себя обязательства по мере поступления средств из Фонда компенсаций и в пределах бюджетных ассигнований производить истцу возмещение фактически понесенных затрат, связанных с оказанием вышеуказанной льготы, на основании актов сверок, подтверждающих объем предоставленных льгот, подписанных сторонами и счетов-фактур.

Во исполнение принятых на себя обязательств истец в течение 2004 года и в том числе в декабре 2004 года предоставлял указанным в вышеназванном законе лицам 50% льготу по оплате за газ, предъявлял счета на оплату, предоставлял списки льготников, сверялся с управлением труда и социальной защиты населения Предгорной РГА.

Не получив полного возмещения расходов, понесенных в декабре 2004 года в связи с поставкой газа указанной категории потребителей по льготным ценам, обратился с иском в суд в суд за разрешением возникшего спора.

В обоснование своих требований истец представил суду договор с управлением труда и социальной защиты населения Предгорной РГА, копию реестра льготников за указанный в иске период, копии документов, подтверждающих право на льготы, копию акта сверки взаимных расчетов за декабрь 2004 года, копию счета-фактуры за декабрь 2004 года, справку о задолженности федерального бюджета, выданную краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05 «О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством» и распоряжения Минсоцзащиты Ставропольского края от 17.10.05 № 59.

Министерство финансов Российской Федерации считает, что рассматриваемый федеральный закон не содержит нормы, предусматривающей разграничение источников финансирования льгот инвалидов, поэтому в силу п.15 статьи 5 указанного Закона формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией рассматриваемого закона определен Постановлением Правительства РФ № 536 от 14.07.2003. Органы исполнительной власти субъектов, получив указанные субвенции, обеспечивают целевое использование выделенных Фондом компенсации средств, при необходимости вносят в Министерство финансов РФ предложения об изменении размеров субсидий и субвенций из указанного Фонда в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта средств. В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» Ставропольскому краю выделены субвенции в сумме 232 260,0 тыс. руб.

Кроме того, указывает МФ РФ, статьей 52 ФЗ от 23.12.2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» утвержден размер дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, из которых Ставропольскому краю выделено 335 768 тыс. руб.

Федеральным законом «О внесении изменений в ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» № 136-ФЗ часть первая статьи 52 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» изложена в следующей редакции: «Утвердить согласно приложению № 36 к настоящему ФЗ размер дотаций бюджетам субъектов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 21 794 335,0 тыс. руб. из которых 6 600 000,0 тыс. руб. направляется в бюджеты субъектов РФ при отсутствии задолженности бюджетов субъектов РФ по оплате льгот, предоставленных в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно приложению № 36 к вышеназванному закону Ставропольскому краю было выделено в виде дотаций 446 720 тыс. руб., в том числе дотаций, предоставляемых на условиях, содержащихся в ч.1 ст. 52 названного закона в размере 110 952 тыс. руб.

Таким образом, считает МФ РФ, Ставропольскому краю размер дотаций мог быть выделен только при отсутствии задолженности по оплате льгот, предоставленных в соответствии с рассматриваемым законом.

Министерство финансов Ставропольского края считает, что ответственность за недостаточность средств на указанные расходы должно нести Министерство финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другими законодательными актами в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных рассматриваемым законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.

В федеральном бюджете на 2004 год Ставропольскому краю на реализацию рассматриваемого закона установлен размер субвенций, выделяемых из Фонда компенсации в размере 232 260,0 тыс. руб.

Расходование указанных средств производилось в соответствии с Порядком предоставления и расходования средств Фонда компенсаций…, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 536 от 14 июля 2001 года.

Указанные средства поступили в бюджет Ставропольского края, что подтверждается уведомлениями Управления федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю.

Указанные средства в полном объеме зачислены в возмещение расходов бюджета края на компенсацию расходов предприятий, предоставляющих льготы в соответствии с названными законами, что подтверждается реестрами на финансирование по министерству финансов Ставропольского края.

Однако указанные средства не возместили полностью расходы, связанные с реализацией федерального закона.

Министерство финансов Ставропольского края представило в материалы дела копии уведомлений Управления федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю о поступлении субвенций в 2004 году и реестры распределения поступивших федеральных средств на реализацию указанного выше закона в 2004 году.

То обстоятельство, что предусмотренные федеральным бюджетом средства полностью выделены бюджету Ставропольского края, не означает, что федеральный бюджет не несет обязательств по возмещению расходов в части, превышающей предусмотренную в бюджете сумму.

Министерство финансов Ставропольского края неоднократно принимало меры для истребования из федерального бюджета дополнительных средств на погашение указанной задолженности.

В результате недостаточного выделения средств из федерального бюджета на реализацию указанного закона в Ставропольском крае в 2004 году образовалась задолженность в сумме 186 657 тыс. руб., что отражено в Справочной таблице к отчету об исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края, направленной в Министерство финансов Российской Федерации.

На протяжении ряда лет финансирование федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» осуществлялось в неполном объеме, в связи с чем в Ставропольском крае ежегодно образовывалась задолженность по финансированию указанных расходов, которая по состоянию на 01.01.2005 года составила 385,6 млн. руб.

Министерство финансов Ставропольского края не имеет возможности и правовых оснований для погашения кредиторской задолженности прошлых лет по реализации федеральных законов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Министерство финансов Ставропольского края, ссылаясь на п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22 июня 2006 года, считает, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот инвалидам, должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ, положения Бюджетного Кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установления Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.

Министерство финансов Ставропольского края в подтверждение своих доводов представило суду уведомления УФК МФ РФ по СК о поступлении субвенций распорядителю бюджетных средств, реестры на перераспределение средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета, Справочную таблицу к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ, переписку с федеральными органами власти по вопросу истребования из федерального бюджета дополнительных средств на погашение возникшей задолженности перед коммунальными службами.

По поводу выделенных краю в 2004 году дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, министерство финансов Ставропольского края поясняет следующее.

Дефицит бюджета края согласно Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год» составил 935 814 тыс. руб. В 2004 году Ставропольскому краю согласно уведомлений УФК МФ РФ по Ставропольскому краю были выделены дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов в размере 786 975,2 тыс. руб., в том числе 110 952 тыс. руб. предоставляемых на условиях, содержащихся в статье 52 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». Условие выделения указанной дотации – отсутствие задолженности бюджетов субъектов по оплате льгот, предоставляемых в соответствии с Федеральным Законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Дотация была выделена краю в декабре 2004 года (мемориальный ордер № РР2791/16204 от 10.12.2004) после погашения текущей задолженности бюджета края по оплате льгот, предоставляемых в соответствии с рассматриваемым законом. Затраты, связанные с предоставлением гражданам льгот в соответствии с законом, по счетам, предъявленным к оплате в декабре 2004 года (за ноябрь 2004 года, срок оплаты которых наступает после 5-ого числа месяца, следующего за отчетным) и по счетам, предъявленным к оплате в январе 2005 года (за декабрь 2004 года), не могли быть учтены при предоставлении информации в МФ РФ для получения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета края.

Полученные дотации в полном объеме были зачислены в доходы краевого бюджета на единый счет бюджета и направлены на финансирование текущих расходов, что подтверждается приложением №1 к Закону Ставропольского края «Об исполнении бюджета Ставропольского края на 2004 год».

Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края считает требования истца к нему необоснованными, так как министерство в 2004 году не было задействовано в процедуре прохождения финансовых средств и обязанности по возмещению расходов предприятиям на него не возложены.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению путем взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ задолженности по компенсации истцу затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за газ гражданам Предгорного района по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном законе не определен.

Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

К ведению органов государственной власти субъектов в области социальной защиты инвалидов относится реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов РФ: установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ; формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1,14 и 15 статьи 5 Закона).

Таким образом, из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней.

Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 года № 536 утверждено Положение «О порядке предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Действие постановления продлено Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.

В силу п. 2 названного Положения предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Субсидия подразумевает собой долевое финансирование целевых расходов. Субвенция же предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы общества, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за газ, должны финансироваться из федерального бюджета. Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации не представило документы, подтверждающие достижение Российской Федерацией и Ставропольским краем договоренности (соглашения) о порядке и размере совместного финансирования расходов на реализацию рассматриваемого Закона в 2004 году.

Как указывает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2006 года № 23, положения Бюджетного Кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот… должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, указывает Пленум ВАС РФ, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ).

Материалами дела подтверждается недостаточность выделенных в 2004 году субвенций из федерального бюджета на финансирование рассматриваемого в деле закона (см. Справочную таблицу к отчету об исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края, направленную в МФ РФ).

Министерство финансов Ставропольского края все поступающие средства из федерального бюджета на реализацию указанного закона распределяло по субъектам края, что усматривается из представленных в материалы дела реестров распределения средств на реализацию данных законов. Никаких фактов нецелевого использовании федеральных средств судом не установлено.

Полученная министерством финансов Ставропольского края дотация на сбалансированность бюджета в сумме 110 952 тыс. руб. также была направлена по назначению, на финансирование текущих расходов, утвержденных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год» (см. приложение №1 к Закону СК «Об исполнении бюджета Ставропольского края на 2004 год».

Вывод Министерства Финансов Российской Федерации о том, что дотации могли быть выделены субъекту только при отсутствии задолженности по оплате льгот, соответствует фактическим обстоятельствам. Действительно, на момент выделения дотации в сумме 110 952 тыс. руб. (10.12.2004 года), текущая задолженность бюджета края по оплате льгот была погашена. Но задолженность ноября, декабря 2004 года не могла быть учтена при предоставлении дотации, поскольку счета на оплату указанных периодов предъявляются после истечения месяца и срок оплаты наступает после 5-ого числа месяца, следующего за отчетным.

Подтверждением тому, что Министерством Финансов Российской Федерации не выделено в достаточном объеме средств Ставропольскому краю для реализации рассматриваемого федерального закона в 2004 году является Справочная таблица к отчету об исполнении консолидированного бюджета Ставропольского края, направленная в МФ РФ.

Представленные в материалы дела доказательства в обоснование заявленных исковых требований Министерством финансов Российской Федерации не оспорены, размер подлежащих возмещению расходов документально не опровергнут, доказательств достаточного финансового обеспечения указанного закона ответчиком также не представлено.

Поскольку остальные ответчики не несут обязанности по финансированию федеральных законов, суд отказывает истцу в иске к министерству финансов Ставропольского края, к УФК по Ставропольскому краю, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

В связи с ликвидацией управления труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации, в отношении управления суд прекращает производство по делу.

Истцу при подаче иска предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, Министерство финансов РФ освобождено от уплаты государственной пошлины на основании закона, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 – 170, п.п. 5 п. 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь 17063 руб. 65 коп. понесенных затрат, связанных с предоставлением льгот инвалидам Предгорного района по оплате за газ в декабре 2004 года.

В иске к министерству финансов Ставропольского края, к УФК по Ставропольскому краю, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края отказать.

В отношении управления труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации производство по делу прекратить.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Судья Л.А. Меркушова