АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 34-16-92, факс 34-69-90,
E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь
05 апреля 2010 год Дело № А63-16738/09
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2010 года
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Керимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пилипенко А.А.,
рассмотрев в заседании суда исковое заявление
Министерства культуры Ставропольского края, г. Ставрополь
к отделению по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю,
ФИО1, г. Москва
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю
об обязании отделения по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю исполнить охранные обязательства, предусмотренные актом технического состояния по выполнению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения «Дача», нач. XX в., расположенного в <...> и недопущению его разрушения по следующим пунктам:
1. Согласовать с министерством культуры Ставропольского края задание на разработку научно-проектной документации по сохранению недвижимого памятника истории и культуры;
2. Разработать научно-проектную документацию для комплексной реставрации памятника (долевое участие пропорционально занимаемой площади), при разработке учесть результаты обследования технического состояния памятника проведенного в 2007 ООО «Энтар», г. Ставрополь (письмо ООО «Энтар» от 18.02.2007 №09);
3. Согласовать с министерством культуры Ставропольского края разработанную научно-проектную документацию;
4. Выполнить ремонтно-реставрационные работы на памятнике в соответствии с согласованной научно-проектной документацией;
пи участии в судебном заседании представителя истца ФИО2, по дов. от 12.05.2009, в отсутствие ответчиков и третьего лица (извещены),
установил:
Министерство культуры Ставропольского края, г. Ставрополь обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к отделению по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, ФИО1, г. Москва о об обязании Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, в лице отделения по г. Ессентуки исполнить охранные обязательства, предусмотренные актом технического состояния по выполнению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения «Дача», нач. XX в., расположенного в <...> и недопущению его разрушения по следующим пунктам:
1. Согласовать с министерством культуры Ставропольского края задание на разработку научно-проектной документации по сохранению недвижимого памятника истории и культуры;
2. Разработать научно-проектную документацию для комплексной реставрации памятника (долевое участие пропорционально занимаемой площади), при разработке учесть результаты обследования технического состояния памятника проведенного в 2007 ООО «Энтар», г. Ставрополь (письмо ООО «Энтар» от 18.02.2007 №09);
3. Согласовать с министерством культуры Ставропольского края разработанную научно-проектную документацию;
4. Выполнить ремонтно-реставрационные работы на памятнике в соответствии с согласованной научно-проектной документацией.
20.01.10 определением в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции привлек к участию в деле Управление Федерального казначейства по СК в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
В обоснование требований Министерство культуры Ставропольского края, г. Ставрополь указало, что, являясь специально уполномоченным органом на территории ставропольского края в области охраны объектов культурного наследия, подписало охранные обязательства: от 28.02.05 с отделением по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (помещения второго этажа); от 09.08.07 с ФИО1 (подвал, номера помещений согласно поэтажному плану 1,2,3,4,7 и первый этаж, номера помещений согласно поэтажному плану 8-30). Охранные обязательства не были выполнены, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Отделение по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.
ФИО1 в заявлении от 23.03.10 указал, что не является индивидуальным предпринимателем, представив справку, выданную МИФНС №46 от 25.02.09 исх. №09-06/08559-3, согласно которой в региональной базе данных единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которым, располагает инспекция, сведения о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений. Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
В силу приведенных норм определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав, предмет спора, экономический характер требования.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о неподведомственности данного спора арбитражному суду, поскольку ФИО1 не обладает статусом индивидуального предпринимателя и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производству по делу в части требований к ФИО1
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица, по имеющимся в нем документам.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Министерства культуры Ставропольского края, г. Ставрополь не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
28.02.05 отделение по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (пользователь) подписало и согласовало с Министерством культуры Ставропольского края (министерство) охранное обязательство на памятник истории и культуры, отнесенный к памятникам архитектуры и градостроительства местного значения (объект культурного наследия регионального значения) – «Дача», год постройки 1903-1906, расположенный по адресу: <...>, помещения второго этажа, в дальнейшем именуемый «Памятник». Основание постановки объекта на государственный учет и охрану – постановление главы администрации Ставропольского края от 01.11.95 №600, код 318, в соответствии с условиями которого в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 № 865, «Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной Приказом Министерства культуры СССР № 203 от 13 мая 1986, Законом Ставропольского края № 15-кз от 22.06.1998 «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры в Ставропольском крае» пользователь обязался:
1.Использовать помещения памятника (помещения 2-го этажа) истории и культуры «Дача», находящегося под охраной государства, в целях его дальнейшего сохранения как памятника истории и культуры, исключительно под непроизводственные цели, здание может быть использовано как: административное.
2.Обеспечивать режим сохранения «ПАМЯТНИКА», а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные работы, а также работы по благоустройству территории, прилегающей к «ПАМЯТНИКУ», предусмотренные актом технического состояния, являющимся неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства, а также разовыми предписаниями «ГОСОРГАНА». В примечание указано, что прилагаемый акт фиксирует состояние «ПАМЯТНИКА» в, момент выдачи охранного обязательства и отмечает перечень необходимых «ремонтно-реставрационных и иных работ с указанием сроков выполнения (подлежит возобновлению не реже, чем один раз в пять лет с момента подписания настоящего охранного обязательства, а в случаях существенного изменения состояния «ПАМЯТИИКА», назначения его использования – незамедлительно).
3.Содержать «ПАМЯТНИК», связанное с ним имущество, прилегающую территорию, в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии. Для выполнения данных условий содержать необходимый штат обслуживающего персонала.
4.Не допускать использования территории, прилегающей к «ПАМЯТНИКУ», под новое строительство, иную хозяйственную деятельность; не производить пристроек к «ПАМЯТНИКУ», иных работ по видоизменению фасадов и интерьеров помещений «ПАМЯТНИКА» без письменного разрешения «ГОСОРГАНА».
5.Не производить работ по ремонту, реставрации помещений и фасадов «ПАМЯТНИКА», работ по ремонту лепки и предметов внутреннего оборудования, являющихся произведениями искусства (при наличии таковых -см. акт технического состояния) без письменного разрешения «ГОСОРГАНА».
6.Использовать помещения «ПАМЯТНИКА» только по назначению согласно п. 1 настоящего охранного обязательства.
7.Не допускать использование занимаемых помещений «ПАМЯТНИКА» другими юридическими или физическими лицами без предварительного извещения и письменного разрешения «ГОСОРГАНА». В случае отчуждения памятника, «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ» обязан соблюдать условия, предусмотренные действующим законодательством.
8.«ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ», отчуждая «ПАМЯТНИК» на условиях, предусмотренных законодательством, сдавая его в аренду или передавая его другому лицу на ином вещном праве, обязан поставить в известность нового собственника или пользователя о наличии охранного обязательства и о его обязанности заключить с «ГОСОРГАНОМ» соответствующее обязательство.
9.Беспрепятственно допускать представителей «ГОСОРГАНА» для осуществления контроля над выполнением правил содержания «ПАМЯТНИКА», его территории, зон охраны или проведения научно-исследовательских работ.
10.Согласовывать с «ГОСОРГАНОМ» установку на «ПАМЯТНИКЕ» вывесок, наружной рекламы, иных наружных средств информации, а также установку наружных вентиляционных коробов, шахт, приборов для вентиляции и кондиционирования воздуха.
11.Немедленно извещать «ГОСОРГАН» о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве, нанесшем ущерб «ПАМЯТНИКУ»,зонам охраны, или создающем угрозу нанесения ущерба, и своевременно принимать соответствующие меры против устранения вышеуказанных обстоятельств и по приведению «ПАМЯТНИКА» в порядок.
12.В целях обеспечения сохранности «ПАМЯТНИКА» иметь в наличии необходимое противопожарное оборудование согласно требованиям органов пожарной охраны.
13.Страховать в установленных законодательством случаях «ПАМЯТНИК» и связанные с ним произведения искусства в соответствии с описью культурных ценностей (при наличии таковых - см. акт технического состояния).
14.Своевременно производить ремонтно-реставрационные работы, текущий, капитальный ремонт «ПАМЯТНИКА», работы по благоустройству прилегающей территории, а также принимать иные меры по сохранению «ПАМЯТНИКА» в сроки, предусмотренные прилагаемым актом технического состояния.
15.«ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ» обязан за счет собственных средств изготовить и установить информационную (охранную) доску о принадлежности здания по адресу <...>, к объектам культурного наследия.
Порядок и срок установки информационной (охранной) доски определяется ст. 13 Закона Ставропольского края «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры в Ставропольском крае», а также приложением 1 (Акт) к настоящему обязательству.
16.Все ремонтно-реставрационные и другие работы на «ПАМЯТНИКЕ» и прилегающей к нему территории производить за счет собственных средств «ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» по предварительному разрешению «ГОСОРГАНА». Указанные работы производить только при наличии необходимой научно-проектной документации, изготовленной в соответствии с требованиями действующего законодательства в области охраны и использования памятников истории и культуры (историко-архивные исследования, обмерочные чертежи, фото фиксация, проект реставрации и др.), согласованной и утвержденной в установленном порядке.
Вся вышеуказанная документация передается «ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ» «ГОСОРГАНУ» в 10-дневный срок после утверждения, в одном экземпляре, безвозмездно.
Срок действия охранного обязательства – с момента подписания и до окончания срока использования «ПАМЯТНИКА» «ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ» (пункт 28 охранного обязательства).
28.02.05 составлен акт осмотра памятника истории и культуры, отнесенного к памятникам архитектуры и градостроительства местного значения «Дача», <...> (часть здания, помещения 2-го этажа), в соответствии с которым Министерство культуры Ставропольского края (госорган) и отделение по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (пользователь) произвели осмотр памятника истории и культуры местного значения, отнесенного к памятникам архитектуры и градостроительства, «Дача» (помещения 2 этажа). В результате осмотра «Памятника» установлено: общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов «Памятника» - удовлетворительное; общее состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов памятника – хорошее.
Так же в указанном выше акте содержится план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника, указанно, что в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для использования пользователь обязан провести следующие работы: 1. Принять долевое участие в реставрации фасадов памятника и работах по благоустройству прилегающей территории (по предписанию «Госоргана»); 2. Изготовить и установить охранно памятную доску по установленному образцу (декабрь 2005).
27.02.08 Министерство культуры Ставропольского края вынесло предписание №06-13/005 руководителю отделения по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю ФИО3, в котором было предписано в соответствии с охранным обязательством от 28.02.05 на памятник истории и культуры регионального значения «Дача», расположенный по адресу: <...> в срок до 31.03.08 принять меры по разработке научно-проектной документации для комплексной реставрации памятника (долевое участие пропорционально занимаемой площади);
- после согласования и утверждения в установленном порядке научно-проектной документации в срок до 31.12.08 обеспечить проведение первоочередных ремонтно-реставрационных работ на памятнике (долевое участие пропорционально занимаемой площади). Было рекомендовано при разработке научно-проектной документации учесть результаты обследования технического состояния памятника, проведенного в 2007 ООО «Энтар», г. Ставрополь.
30.03.09 Министерство культуры Ставропольского края вынесло предписание №06-19/108 руководителю отделения по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю ФИО3, в котором указало, что не выполняются условия предписания от 27.02.08 №06-13/005 о принятии мер по сохранению памятника истории и культуры регионального значения «Дача», расположенного по адресу: <...> а также требования охранного обязательства от 28.02.05: - не приняты меры по разработке научно-проектной документации для комплексной реставрации памятника (долевое участие пропорционально занимаемой площади), а также изготовлению и установке охранно-памятной доски на памятнике; - не начато проведение первоочередных ремонтно-реставрационных работ на памятнике (долевое участие пропорционально занимаемой площади). Министерство указало на необходимость принять меры по выполнению условий предписания Министерства культуры края от 27.02.08 № 06-13/005 и проинформировать о принятых мерах в срок до 30.04.09.
05.06.09 Министерство культуры Ставропольского края в своем письме №06-19/215, адресованному руководителю отделения по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю ФИО3, указало, что в соответствии с приказом министерства культуры Российской Федерации от 16.03.09 №113 «О мерах по совершенствованию организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия» при организации, подготовке и проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, лица, проводящие данные работы, обязаны выполнять требования статьи 45 Федерального закона от 25.06.02 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также не осуществлять размещение государственного заказа на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, в отношении которых отсутствует проектная документация на производство указанных работ.
22.06.09 Министерство культуры Ставропольского края вынесло предписание №06-19/239 руководителю отделения по г. Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю ФИО3, в котором указало, что до настоящего времени не выполнены условия предписаний министерства культуры края от 27.02.08. №06-13/005 и от 30.03.09 №06-19/108 о принятии мер по сохранению памятника истории и культуры регионального значения «Дача», расположенного по адресу: <...> а также нарушен п.10 охранного обязательства от 28.02.05, согласно которому, отделение обязано согласовывать с Министерством культуры Ставропольского края установку кондиционеров на памятнике. Предписано в срок до 01.08.09 принять меры по выполнению условий предписаний Министерства культуры края от 27.02.08 №06-13/005 и от 30.03.09 №06-19/108 и проинформировать о принятых мерах; представить в министерство на согласование проект установки кондиционеров.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия в целях данного Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии со статьей 43 Закона об объектах культурного наследия реставрацией памятника или ансамбля являются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 45 указанного закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно пункту 2 указанной статьи и пункту 10 статьи 6 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 14-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае» выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, а также разрешений на проведение работ по сохранению данного объекта относится к полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения его собственника либо пользователя объектом культурного наследия.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве культуры Ставропольского края, утвержденного постановлением губернатора Ставропольского края от 15.03.2002 № 108, специально уполномоченным государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области использования историко-культурного наследия на территории Ставропольского края, является министерство.
Министерство культуры Ставропольского края в акте осмотра технического состояния «Памятника» (приложение №1 к охранному обязательству от 09.08.07) указало, что в целях сохранения «Памятника» и создания нормальных условий для его использования ФИО1, г. Москва взял на себя обязательства провести следующие работы: 1. проведение технического обследования «памятника» для получения заключения о его состоянии и необходимых мерах по его сохранению (срок выполнения 01.10.07); 2. разработка, согласование и утверждение научно-проектной документации на реставрацию и ремонт памятника по результатам обследования (срок выполнения 31.03.08); 3. проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ в соответствии с согласованной и утвержденной научно-проектной документацией; изготовление и установка информационной (охранной) доски по образцу, утвержденному «госорганом» (срок выполнения 31.12.08) также ФИО1 предписано согласовать действия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия с другим пользователем памятника и определить долевое участие в проведении работ, указанных в пунктах 2,3 плана ремонтно-восстановительных работ.
Указанные обязательства соответствуют обязанностям, изложенным в охранном обязательстве ФИО1 от 09.08.2007.
Анализ и толкование представленных в материалы дела охранных обязательств от 28.02.2005 и от 09.08.2007 позволяют сделать вывод о том, что реставрация памятника должна производиться комплексно, в соответствии с пунктом 4 обязательства от 09.08.2007 проведение технического обследования памятника, разработка, согласование и утверждение документации, проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ входит в обязанность ФИО1 В соответствии с главой 2 охранного обязательства от 28.02.2005 отделение обязано принять долевое участие в реставрации фасадов памятника и работах по благоустройству прилегающей территории.
Как указано в охранном обязательстве от 28.02.2005, производство работ разрешается только в соответствии с согласованной документацией, по письменному разрешению министерства, в соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Ставропольского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае».
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как основание своих требований и возражений.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств возложения на отделение обязанности согласовать с министерством культуры Ставропольского края задание на разработку научно-проектной документации по сохранению недвижимого памятника истории и культуры; разработать научно-проектную документацию для комплексной реставрации памятника, в том числе принять долевое участие в согласовании пропорционально занимаемой площади; при разработке учесть результаты обследования технического состояния памятника проведенного в 2007 ООО «Энтар», г. Ставрополь (письмо ООО «Энтар» от 18.02.2007 №09); согласовать с министерством культуры Ставропольского края разработанную научно-проектную документацию.
В части требований об обязании выполнить ремонтно-реставрационные работы также надлежит отказать по следующим основаниям.
Истцом не представлено доказательств (кроме разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия от 12.11.20008) согласования научно-проектной документации для производства работ (статья 45 Федерального закона об объектах культурного наследия).
По смыслу статей 16, 174, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт должен быть законным, обоснованным и исполнимым.
Вынесение решения об обязании ответчика выполнить ремонтно-реставрационные работы без утвержденной и согласованной научно-проектной документации повлечет невозможность его исполнения, что противоречит принципам, целям и задачам арбитражного судопроизводства.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований к отделению по городу Ессентуки Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 150, 167-180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Производство по делу в части требований к ФИО1, г. Москва прекратить.
В удовлетворении остальной части исковых требований Министерства культуры Ставропольского края отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в силу.
Судья М.А. Керимова