ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-17854/06 от 16.01.2007 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-17854/06-СЗ

16 января 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена в 12часов 30 минут

16.01.2007 года

Решение изготовлено в полном объеме 16.01.2007 года

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеева М.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пекуш Т.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело поиску ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь

к Министерству финансов РФ г.Москва

УФК по СК г.Ставрополь

Министерству финансов СК г.Ставрополь

Министерству труда и социальной защиты населения СК г.Ставрополь

Управлению труда и социальной защиты населения Георгиевской тергосадминистрации г.Георгиевск

о взыскании 2942руб.79коп.

при участии:

от истца – ФИО1 зам.нач. отдела дов. №01-0077 от 09.01.2007года, ФИО2 вед. ю\к дов. №01-0009 от 09.01.2007года

от Минфина РФ- ФИО3 специалист дов. от 11.01.2007года

от УФК по СК- ФИО3 специалист дов. от 11.01.2007года

от Минфина СК- ФИО4 гл. специалист ю\к дов. №01-11-20/4382 от 24.10.2006года

от Минтруда СК- ФИО5 вед специалист дов. №108-14 от 15.01.2007года

от управления – представитель не явился

УСТАНОВИЛ:

ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь обратилось в арбитражный суд с иском к ответчикам с требованиями о взыскании 2942руб.79коп. убытков возникших в результате предоставления льгот по оплате за газ гражданам Георгиевского района Ставропольского края, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» в сумме 19 324 руб.25 коп. за период с 01.01.2004 по 01.07.2004 года. и с 01.08.2004года по 31.12.2004года.

Ответчики отзывами на иск требования истца отклонили, как необоснованные.

Ответчик Управления труда и социальной защиты населения Георгиевской тергосадминистрации г.Георгиевск отзыв на иск не представил, этот ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие этого ответчика.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы, пояснения и возражения представителей сторон, суд установил.

Истец и Управление труда и социальной защиты населения Георгиевской тергосадминистрации г.Георгиевск заключили договор № 49 № 49/25-6/02-0140/04 от 01.01.2004года, условиями которого истец принял на себя обязательства предоставлять гражданам льготы по оплате за газ, а Управление приняло на себя обязательства по мере поступления средств из федерального бюджета производить истцу возмещение фактически понесенных затрат, связанных с оказанием вышеуказанной льготы, согласно предоставляемым ежемесячно спискам граждан, которым были предоставлены льготы в соответствии с вышеназванным законом и вести учет задолженности.

Истец в течение 2004 года предоставлял указанным в вышеназванных законах лицам 100% льготу при оплате за газ, предъявлял счета управлению труда и социальной защиты населения в 2004 году на возмещение своих затрат, предоставлял списки льготников, сверялся с управлением труда, однако полного возмещения своих затрат по настоящее время не получил, в связи с чем обратился в суд за разрешением возникшего спора.

Согласно ежемесячных актов сверки объема фактически предоставленных льгот между истцом и управлением труда и социальной защиты населения, представленных в материалы дела, сумма задолженности по возмещению затрат за спорный период составила 2942руб.79коп., что подтверждается также актом сверки расчетов от 08.12.2006 года между истцом и УТСЗН Георгиевской ТГА и справкой задолженности федерального бюджета от 15.07.2005года, составленной краевой инвентаризационной комиссией, с участием представителя истца.

Министерство финансов Российской Федерации считает, что указанные в иске расходы должны в соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсации на реализацию указанных законов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05..2002 г. № 333, действие которых продлено Постановлениями Правительства РФ на 2004 год, должно производиться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией произведенных расходов из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсации на соответствующий год. Обязанность Российской Федерации компенсировать указанные расходы из федерального бюджета устанавливается только непосредственно перед бюджетами субъектов РФ и местным бюджетом только при подтверждении фактически понесенных расходов.

Кроме того, указывает Министерство, субъект федерации обязан направлять в Минфин России отчет по форме, утвержденной приказом МФ РФ от 07.08.2002 года № 81 н о фактически произведенных расходах по компенсации льгот и обязанность федерального бюджета перед бюджетом субъекта возможна только при подтверждении фактически понесенных ими расходов. На Министерстве финансов РФ не лежит обязанность по перечислению организациям компенсации.

Министерство финансов Ставропольского края считает, что ответственность за недостаточность средств на указанные расходы должно нести Министерство финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» № 52 ФЗ от 06.05.2003 г. возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных рассматриваемым законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.

В федеральном бюджете на 2004 год Ставропольскому краю на реализацию законов установлен лимит бюджетных обязательств в размере 1 077 459 руб.

Указанные средства также поступили в бюджет Ставропольского края и в полном объеме зачислены в возмещение расходов бюджета края на компенсацию расходов предприятий, что подтверждается реестрами на финансирование по министерству финансов Ставропольского края.

Предоставление субвенций бюджету Ставропольского края осуществляло Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утвержденных в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Министерство финансов Ставропольского края выполняло лишь роль организатора по выплате указанных льгот. В соответствии с п. 10 Правил предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию указанного закона № 333 министерство финансов Ставропольского края может нести ответственность только за соблюдение установленного порядка финансирования расходов и достоверность предоставляемых органам федерального казначейства сведений. Тогда как ответственным за предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ в пункте 2 Правил определено Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Ставропольского края представило в материалы дела копии уведомлений Управления федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю о поступлении финансирования помесячно за 2004 год и реестры распределения поступивших федеральных средств на реализацию указанных выше закона в 2004 году.

Министерство финансов Ставропольского края считает, что поскольку сводной бюджетной росписью Ставропольскому краю установлен лимит бюджетных обязательств на соответствующий год, то министерство в соответствии со статьей 225 Бюджетного Кодекса РФ, предусматривающей право получателя бюджетных средств на принятие денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов, могло принять на себя денежные обязательства по указанному закону только в пределах установленных лимитов. То обстоятельство, что предусмотренные федеральным бюджетом средства полностью выделены бюджету Ставропольского края, не означает, что федеральный бюджет не несет обязательств по возмещению расходов в части, превышающей предусмотренную в бюджете сумму.

Министерство финансов Ставропольского края, ссылаясь на п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22 июня 2006 года, считает, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Славы, должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ, положения Бюджетного Кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установления Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.

По вопросу расходования выделенных Ставропольскому краю дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов министерство финансов Ставропольского края поясняет следующее.

В целях реализации одного из основополагающих принципов межбюджетных отношений, а именно принципа выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, Законом РФ «О федеральном бюджете на 2004 год» было предусмотрено выделение субъектам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). В 2004 году расходы краевого бюджета превышали доходы на 141 666 тыс. руб. (ст. 1 Закона СК от 13.05.2005 № 23-кз «Об исполнении бюджета СК за 2004 год). Согласно уведомлений УФК МФ РФ по СК за январь-декабрь 2004 года Ставропольскому краю из федерального бюджета были выделены в 2004 году дотации в сумме 786 975, 2 тыс. руб., которые были зачислены в доходы краевого бюджета. Доходы краевого бюджета, в том числе и дотации, выделенные из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, были направлены на финансирование текущих расходов, утвержденных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год», т.е. указанные дотации предоставлялись на сокращение дефицита бюджета, а не на оплату льгот по рассматриваемому федеральному закону.

Министерство финансов Ставропольского края в подтверждение своих доводов представило суду уведомления УФК МФ РФ по СК о поступлении субвенций распорядителю бюджетных средств, уведомления о поступлении дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов, реестры на перераспределение средств, поступивших в виде субвенций из федерального бюджета, Справочную таблицу к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 01 января 2005 года.

Министерство труда и социальной защиты населения СК отзывом на иск сообщило суду , что в 2004году министерство не было задействовано в процедуре прохождения денежных средств направленных на возмещение затрат связанных с предоставлением льгот по оплате за газ Героям Советского Союза и им приравненных.

Истец в подтверждение своих требований представил договор с управлением труда и социальной защиты населения, акты сверок с Управлением труда и социальной защиты населения за 2004 год, реестры льготников, сверенные с Управлением труда, копии удостоверений льготников, счета-фактуры, направленные управлению труда и социальной защиты населения, лицевые счета на граждан, пользующихся льготой.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению за счет Министерства финансов Российской Федерации г.Москва за счет казны РФ по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы» указанные в законе категории граждан и совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей освобождаются от оплаты коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 года № 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию вышеуказанных законов.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 № 80 действие вышеуказанных Правил продлено соответственно на 2004 год.

Согласно части 1 Правил расходы, связанные с реализацией указанных законов финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Предоставление субвенций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах, утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов по коду 3020200 «Субвенции» бюджетной классификации Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Данные положения подтверждаются постановлением Правительства РФ от 15.08.01 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года», предусматривающим закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими властями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней.

Как указывает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2006 года № 23, положения Бюджетного Кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, указывает Пленум ВАС РФ, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации, независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ).

Материалами дела подтверждается недостаточность выделенных в 2004 году субвенций из федерального бюджета на финансирование рассматриваемого в деле закона, поскольку согласно отчету Министерства финансов СК перед Минфином РФ за 2004год задолженность федерального бюджета по состоянию на 01.01.2005года составила 543168руб, в том числе за 2004года 50378руб.

Материалами дела также подтверждается, что в бюджете Ставропольского края не предусматривались расходы на реализацию федерального закона.

В силу вышеизложенных положений Пленума ВАС РФ, ссылка ответчика на Правила предоставления и расходования средств Фонда компенсации № 333, принятых во исполнение ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы», которыми обязанность по возмещению расходов возложена на субъект РФ с последующей компенсаций из федерального -бюджета, несостоятельна.

К тому же, из смысла п.1 Правил предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию указанных законов следует, что у субъекта федерации отсутствует право требования дополнительных средств на компенсацию предприятиям расходов, сложившихся по истечении финансового года, поскольку, во-первых, расходы на реализацию указанных законов компенсируются только в пределах финансового года, согласно Правил; во-вторых - только в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Федеральным законом от 24.06.99 № М9-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Представленные министерством финансов Ставропольского края в материалы дела документы, свидетельствуют о том, что Министерство финансов Российской Федерации через Управление федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю направляло министерству финансов Ставропольского края субвенции на реализацию рассматриваемых законов, которые затем субъект федерации распределял по финансовым органам субъектов края для реализации федеральных законов, что соответствует нормам Федерального Закона от 24.06.99 № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» на реализацию указанных закона предусмотрено 1077459руб.

Министерство финансов Ставропольского края все поступающие средства из федерального бюджета на реализацию указанного закона распределяло по субъектам края, что усматривается из представленных в материалы дела реестров распределения средств на реализацию данных законов. Никаких фактов нецелевого использовании федеральных средств судом не установлено.

Выделенные Ставропольскому краю дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, не имеют отношения к оплате расходов коммунальных служб, предоставляющих льготы по оплате своих услуг гражданам, имеющих право на льготу в соответствии с федеральным законом.

Согласно статьи 33 Бюджетного Кодекса Российской Федерации сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Выделенные Ставропольскому краю дотации в 2004 году в сумме 786 975,2 тыс. руб. зачислены в доходы бюджета в соответствии с Законом СК от 13 мая 2005 года № 23-кз «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2004 год и направлены на финансирование текущих расходов, утвержденных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год».

Как установлено судом и указано выше, в бюджете Ставропольского края не предусматривались расходы на реализацию рассматриваемого в настоящем деле федерального закона.

Представленные в материалы дела доказательства в обоснование заявленных исковых требований Министерством финансов Российской Федерации не оспорены, размер подлежащих возмещению расходов документально не опровергнут, доказательств достаточного финансового обеспечения указанного закона ответчиком также не представлено.

Доказательств нецелевого использования выделенных субвенций органами местного самоуправления судом не установлено. Органы федерального казначейства, осуществляющие контроль за целевым использованием органами местного самоуправления выделенных из федерального бюджета средств, никакой информации ответчику о нецелевом использовании бюджетных средств не представляли, в противном случае ответчик заявил бы суду о таких фактах.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

1.Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации г.Москва за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь 2942руб.79коп. убытков. В части требования о взыскании 2942руб.789коп. убытков с УФК по СК г.Ставрополь, Министерства финансов СК г.Ставрополь, Министерства труда и социальной защиты населения СК г.Ставрополь и Управления труда и социальной защиты населения Георгиевской тергосадминистрации г.Георгиевск в удовлетворении иска отказать.

2.Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

3.На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия решения.

Судья М. С. Сергеев