ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-1862/19 от 12.12.2019 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-1862/2019

19 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Ермиловой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаревцевой А.Ю., рассмотрев заявление Центральной акцизной таможни, г. Москва,

к обществу с ограниченной ответственностью «НТЦ», с. Верхнерусское, ОГРН <***>,

о взыскании 690 000 руб. (уточненные требования),

в отсутствие представителей сторон,

У С Т А Н О В И Л:

Центральная акцизная таможня (далее по тексту – заявитель, таможня) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «НТЦ» (далее по тексту – ООО «НТЦ», общество, ответчик) о взыскании утилизационного сбора в размере 690 000 руб. (уточненные требования). Свои требования заявитель мотивирует тем, что общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по декларации товар № 1 по ДТ № 10009160/170918/0004779 для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор не уплачен.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, сославшись на то, что таможенным органом неверно произведен расчет

Стороны в судебное заседание не явились.

Заявитель направил в суд пояснения относительно причин неоднократного непринятия заявления таможенного представителя ООО «НТЦ» о внесении изменений в декларацию, а также заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Таможня в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит удовлетворить требования.

До рассмотрения дела по существу спора таможенным органом в связи с принятием решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации № 10009160/170918/0004779 и осуществлением перерасчета утилизационного сбора по товару № 1 порядке статьи 49 АПК РФ уточнены требования, таоменный орган просит взыскать сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 345 000 руб.(исходя из базовой ставки для расчета 172 500 руб. * 2 единицы).

Исследовав представленные в суд доказательства, заслушав мнения сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

ООО «НТЦ» на Брянском акцизном таможенном посту ЦАТ по таможенной декларации ДТ № 10009160/170918/0004779 в Российскую Федерацию ввезены новые самоходные телескопические погрузчики, в том числе: товар № 1 - для погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве, рабочий объем двигателя 3769 куб. см, мощность двигателя 100,6 л.с., производительность «DIECI S.R. I.», модель DEDALUS 28,7 марка внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – код ТН ВЭД ЕАЭС) – 8427 20 190 9.

Указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой для внутреннего потребления.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Как указано в статье 1 Закона № 89-ФЗ, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары при наличии следующих признаков (критериев): они являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства; они предназначены для удаления; у них отсутствуют потребительские свойства.

При этом действующее российское и международное законодательство не содержат иные признаки отнесения товаров к отходам.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути, утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

Пунктом 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к числу которых отнесены лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.

Утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ).

В пункте 2 статьи 24.1 названного Закона указано, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 81) утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.

Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем (пункт 5 Правил).

Согласно пункту 5 Правил № 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта (пункт 13 Правил № 81).

В силу пункта 7 статьи 24.1 Закона об отходах производства и пункта 13 Правил взимания утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов самоходных машин.

Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).

Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.

В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС. Коэффициенты для расчета сумм утилизационного сбора, действовавшие на момент ввоза товаров, в отношении погрузчиков фронтальных, классифицируемых в соответствии с кодом 8427 20 190 9 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом VI Перечня «Погрузчики фронтальные» (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51).

Согласно примечанию 2 к Перечню, для расчета утилизационного сбора по вышеуказанному разделу VI Перечня «Погрузчики фронтальные» учитывается мощность их силовой установки.

В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб. Номинальная мощность силовой установки товара № 1, оформленного при ввозе декларантом по ДТ № 10009160/170918/0004779, составляла 100, 6 л.с. Указанному товару соответствует коэффициент 4 (мощность силовой установки не менее 100 л.с. и не более 200 л.с.). Поэтому таможенным органом произведен расчет утилизационного сбора в размере 690 000 руб. (с учетом базовой ставки 172 500 руб. и коэффициента 4).

Размер суммы неуплаченного ответчиком утилизационного сбора составил 690 000 руб.

Согласно положениям пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации № 81, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.

В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Таможенный орган обратился в суд в связи с неоплатой обществом утилизационного сбора.

После возбуждения дела арбитражным судом и внесением обществом изменений в ДТ № 10009160/170918/0004779 таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в указанной ДТ. В результате принятого решения от 06.11.2019 № 08.11.2019 подтверждена максимальная мощность нового колесного телескопического погрузчика для погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве 99,8 л.с. (менее 100 л.с.), соответственно коэффициент применяется равный 2.

С учетом изложенного таможенный орган, произведя перерасчет суммы утилизационного сбора на товар № 1 в ДТ № 10009160/170918/0004779 ( (базовая ставка 172 500 руб. * коэф. 2), = 345 000 руб.), уточнил сумму, подлежащую взысканию – 345 000 руб.

Суд принял уточнения, заявленные в порядке статьи 49 АПК РФ. Ответчиком возражения относительно суммы иска не представлены.

Ранее в материалы дела ответчиком представлено платежное поручение ООО «НТЦ» от 04.04.2019 № 190 на сумму 345 000 руб.

Утилизационный сбор установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесен к неналоговым доходам федерального бюджета и не является налоговым сбором. Следовательно, положения о таможенных платежах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в данном случае не применимы.

В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется) следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления, по форме, приведенной в приложении № 1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

В силу пункта 7 статьи 24.1 Закона об отходах производства и пункта 13 Правил взимания утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов самоходных машин.

Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.

Согласно положениям пункта 13 раздела II постановления Правительства Российской Федерации № 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов. В соответствии с положениями пункта 14 данного раздела, таможенный орган выдает плательщику или его уполномоченному представителю приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяется Федеральной таможенной службой.

Порядок заполнения и применения ТПО утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 288 (далее - Порядок № 288), пунктом 3 которого определено, что ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета, в том числе прочих сумм таможенных и иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами. Особенности порядка заполнения и применения ТПО в этих случаях могут определяться законодательством государств-членов. При этом государство-член, применяющее ТПО для отражения исчисления и (или) уплаты таможенных платежей, подлежащих распределению между бюджетами государств-членов, обеспечивает надлежащий учет сумм этих платежей, уплаченных с применением ТПО (подпункт 2).

В силу пункта 6 Порядка № 288 заполнение ТПО на бланке сопровождается формированием ТПО в электронном виде. Формирование ТПО в электронном виде осуществляется должностным лицом.

Порядок заполнения граф ТПО должностным лицом регламентирован разделом 3 Порядка № 288, а именно, в графе 5 «Валюта платежа» указываются: наименование валюты платежа; курс доллара США к валюте государства-члена, установленный центральным (национальным) банком государства-члена и применяемый для целей исчисления платежей в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государства-члена; курс евро к валюте государства-члена, установленный центральным (национальным) банком государства-члена и применяемый для целей исчисления платежей в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государства-члена (пункт 10.5).

Таким образом, ТПО является документом, отражающим исчисление и уплату утилизационного взноса.

Учитывая изложенное, утилизационный сбор, уплаченный плательщиком, перечисляется в федеральный бюджет по результатам проверки документов, представленных в соответствии с пунктом 11 Правил.

В соответствии с пунктом 11 Правил предусмотрены документы, которые представляет в таможенный орган плательщик утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора.

Согласно п. 11 (1) Правил документы, предусмотренные п. 11 и 15 Правил должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, в том числе копий платежных поручений об уплате утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом 6 Временного порядка работы заинтересованных структур ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществляющих уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществляющих уплату денежных средств Федерального казначейства с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС», учет остатков денежных средств осуществляется в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации в соответствии с ИНН заинтересованного лица и их списание с лицевого счета на основании таможенного документа осуществляется на основании ИНН плательщика таможенных и иных платежей без необходимости указания реквизитов платежных документов.

Согласно приказу Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» уплата утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, в Федеральную таможенную службу осуществляется по коду бюджетной классификации (КБК) 153 1 12 08000 01 5000 120.

Ранее платежным поручением ООО «НТЦ» от 04.04.2019 № 190 на сумму 345 000 руб. уплаченная сумм, поступив на единый лицевой счет общества, по сведениям таможенных органов перечислены по иным платежам общества в бюджет. Доказательства уплаты (зачета) за товар № 1 по указанной декларации по коду бюджетной классификации (КБК) 153 1 12 08000 01 5000 120 в суд не представлены.

Заявителем в качестве доказательства не представлены ПТО и справка об уплате (зачете) утилизационного сбора за товар № 1 по указанной декларации по коду бюджетной классификации (КБК) 153 1 12 08000 01 5000 120 в сумме 345 000,0 руб.

С учетом изложенного суд удовлетворяет требование таможенного органа в полном объеме.

В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает обязанность по уплате государственной пошлины на ООО «НТЦ» в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

принять уточненные требования Центральной акцизной таможни к производству.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НТЦ», с. Верхнерусское,
ОГРН <***>, в пользу Центральной акцизной таможни, г. Москва, задолженность по уплате утилизационного сбора за товар № 1 по ДТ № 10009160/170918/0004779 в размере 345 000 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НТЦ», с. Верхнерусское,
ОГРН <***>, в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.В. Ермилова