АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2018 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Карпеля В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведевой Л.А., рассмотрев в судебном заседании заявление
индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Пятигорск, ОГРН <***>,
к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», г. Пятигорск, п. Энергетик, ОГРН <***>,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства», г. Пятигорск, общество с ограниченной ответственностью «Стройиновация», г. Пятигорск, администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края, ст. Ессентукская, общество с ограниченной ответственностью «Центр-Дорсервис», г. Воронеж,
об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
при участии представителя истца ФИО2 по доверенности от 05.08.2016, представителей ответчика ФИО3 по доверенности от 01.01.2018 № 71, ФИО4 по доверенности от 01.01.2018 № 58, представителя учреждения ФИО5 по доверенности от 23.07.2018 №06/3496, в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, ФИО1) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее - ПАО «МРСК», общество) об обязании устранить препятствия в пользовании ФИО1 земельным участком с кадастровым номером 26:29:090712:25 площадью 37 541 кв.м,расположенного по адресу: Ставропольский край, р-н Предгорный, МО Этокского сельсовета, разрешенное использование: «для сельскохозяйственного производства», путем ликвидации в течении 10 дней на указанной территории сооружений: анкерно-угловой металлической опоры столба ЛЭП ВЛ-110 кB в количестве 5 шт., промежуточной металлической опоры столба ЛЭП ВЛ-110 кBв количестве 4 шт., со всеми вспомогательными устройствами с территории земельного участка, на расстояние исключающее попадание участка в охранную зону и делающего его непригодным для использования по целевому назначению (уточненные требования от 14.05.2018).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Кавказ»), общество с ограниченной ответственностью «Стройиновация», администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края, общество с ограниченной ответственностью «Центр-Дорсервис».
Ответчик в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как наличие охранной зоны не препятствуют использованию земельного участка по целевому назначению.Требуемые к уничтожению опоры являются частью линии электропередачи ВЛ-110 кВ, представляющей собой единый недвижимый комплекс - линейный объект с протяженностью более 70 километров. Демонтаж и перенос 9 опор ЛЭП ВЛ-110 кВ отдельно от всей линии электропередачи невозможен, поскольку нарушит технологическую целостность и функциональность всей конструкции высоковольтной линии, что впоследствии создаст потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, животных, прекращения электроснабжения потребителей в случае обрыва проводов или падения опор, то есть в итоге приведет к невозможности нормального функционирования всей линии электропередачи.
ООО «Центр-Дорсервис» согласно отзыву на исковое заявление посчитало иск не подлежащим удовлетворению, так как спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 26:29:090712:6, в соглашении об изъятии части земельного участка предприниматель согласовала размещение на спорном участке объектов электросетевого хозяйства.
ФКУ Упрдор «Кавказ» посчитало требования ФИО1 незаконными, поскольку их удовлетворение может привести к нарушению энергоснабжения, затронув тем самым и интересы значительного числа потребителей электроэнергии, что несоразмерно ограничению в правах истца на принадлежащий ему земельный участок, обусловленному нахождением на нем спорных опор. Также указывало на имеющее согласование, и полагало, что наличие охранной зоны не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, так как спорные сооружения линии электропередачи установлены ответчиком незаконно, также сообщил, что ПАО «МРСК» имеет возможность выкупить земельные участки под опорами.
Представитель ответчика просил в иске отказать, поддержал возражения, изложенные в отзыве, указал, что общество обращалось к предпринимателю с просьбой заключить договор аренды части земельного участка либо установить сервитут. Спорные опоры являются частью линии электропередачи ВЛ 110 кВ, представляющей собой единый недвижимый комплекс - линейный объект с протяженностью более 70 километров,строительство которого осуществлено на законных основаниях. Демонтаж и перенос 9 опор ЛЭП ВЛ-110 кВ отдельно от всей линии электропередачи невозможен, в связи с нарушением технологической целостности и функциональности всей конструкции высоковольтной линии.
Исследовав материалы дела и приложенные к нему документы, заслушав пояснения представителей сторон, суд посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 37 541 кв.м с кадастровым номером 26:29:090712:25, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, МО Этокского сельсовета, что подтверждаетсясвидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 11.09.2014 серии 26 АИ № 943379 и записью в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.09.2014 № 26-26-35/040/2014-096.
Названный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:29:090712:6 на основании решения собственника о разделе от 01.08.2014 и поставлен на государственный кадастровый учет 27.08.2014.Право собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером 26:29:090712:6 возникло у истца на основании договора дарения от 11.06.2004 (дата регистрации 18.06.2004, номер регистрации 26-01/29-1/2004-884).
По результатам проведенного кадастровым инженером ФИО6,имеющего членство в саморегулируемой организации «Кадастровые инженеры юга», натурного обследования территории земельного участка с кадастровым номером 26:29:090712:25 выявлено наличие в границах участка сооружений: анкерно-угловая металлическая опора столба ЛЭП-110 кB в количестве 5 шт., промежуточная металлическая опора столба ЛЭП-110 кB в количестве 4 шт., а также отсутствие территории 26.29.2.25 (26.26.2.1) Охранная зона воздушной линии ВЛ 110 кВ, Л-9 «Машук-Георгиевск», отсутствие территории 26.29.2.24 (26.25.2.2) Охранная зона воздушной линии ВЛ 110 кВ, Л-6 «Машук-Подкумок». Кроме того, кадастровым инженером установлено несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРН о местоположении границы зоны с особыми условиями использования территории - Охранная зона воздушной линии ВЛ 110 кВ, Л-9 «Машук-Георгиевск», и границы зоны с особыми условиями использования территории - Охранная зона воздушной линии ВЛ 110 кВ, Л-6 «Машук-Подкумок» и фактического местоположения зоны с особыми условиями использования территории Охранная зона воздушной линии ВЛ 110 кВ, Л-9 «Машук-Георгиевск» и зоны с особыми условиями использования территории - Охранная зона воздушной линии ВЛ 110 кВ, Л-6 «Машук-Подкумок» по причине завершения строительно-монтажных работ по переносу воздушной линии ВЛ 110 кВ Л-9 «Машук-Георгиевск» и воздушной линии ВЛ 110 кВ Л-6 «Машук-Подкумок».
Результаты обследования оформлены актом и заключением кадастрового инженера от 20.07.2017 № 360, содержащим фототаблицы.
Ссылаясь на то, что размещение опор линии электропередачи на земельном участке осуществлено без согласования с истцом как собственником земельного участка и препятствует использованию участка по целевому назначению, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (статья 305 Гражданского кодекса).
Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
По смыслу положений статьи 304 Гражданского кодекса с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения», иск об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения, может быть удовлетворен при условии, если действия ответчика являются неправомерными.
Из анализа приведенных правовых положений усматривается, что условием удовлетворения требования об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов: наличия права собственности (иного вещного права) у истца; наличия препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельств, подтверждающих то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании имущества, не соединенные с лишением владения.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Обращаясь с иском, ФИО1 ссылалась на незаконное размещение опор линии электропередачи на принадлежащем ей земельном участке сельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что спорное линейное сооружение ВЛ-110 кВ Л-6 и ВЛ-110 кВ Л-9, в том числе 9 опор, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:29:090712:25, построены и принадлежат ПАО «МРСК Северного Кавказа» Л-9 - с 1964 года, Л-6 - с 1988 года.
Границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ с диспетчерскими наименованиями Л-9 ПС «Машук-Георгиевск» и Л-6 ПС «Машук-Подкумок» согласованы распоряжениями Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.03.2011 № 218 и № 219.
В связи с реконструкцией автодороги М-29 «Кавказ» на участке 368 км – 387 км ООО «Центр-Дорсервис» во исполнение принятых обязательств по государственному контракту от 30.08.2010 № 115-ПИР/СК, заключенному с ФКУ Упрдор «Кавказ», приняло обязательство по разработке проектной документации и проведению экспертизы проекта по реконструкции объекта.
В пункте 9.7 задания на разработку проектной документации № 122 на исполнителя - ООО «Центр-Дорсервис» возложена обязанность по разработке проектной документации, включая оформление правоустанавливающих документов, землеустроительной документации, необходимой для приобретения земельных участков для федеральных нужд, реконструкции объектов.
В соответствии с пунктом 9.8 задания № 122 при разработке проектной документации исполнителю необходимо согласовать проектную документацию с заинтересованными физическими и юридическими лицами.
Обоснования для изъятия и предоставления земельных участков определены пунктом 10.2 задания № 122 и включают в себя составление проекта территориального землеустройства, выполнение расчетов убытков собственников земельных участков с последующим выкупом, оформление акта выбора земельного участка для реконструкции объекта капитального строительства с приложением утвержденных проектов границ каждого земельного участка, формирование земельного участка, получение решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, подготовку документов и материалов для выкупа земельных участков и последующего перевода из одной категории в другую.
ФКУ Упрдор «Кавказ» получило технические условия от 26.09.2011 № СТР8/2011 на реконструкцию принадлежащих ПАО «МРСК» воздушных линий электропередач ВЛ-110 кВ Л-6 и ВЛ-110 кВ Л-9 и перенос опор ЛЭП.
Срок выполнения работ по переустройству ЛЭП (с учетом времени, необходимого для получения разрешения на строительство) согласован в пункте 5 технических условий и составлял 2 года с момента заключения договора компенсации затрат.
По заказу ГУ «Управление ордена знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» 13.10.2011 согласован и утвержден постановлением администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от 16.12.2011 № 2625 акт по выбору земельных участков для строительства объектов – «Реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 368+000-км 387+000, Ставропольский край, в границах земель муниципального образования Этокский сельсовет Предгорного района Ставропольского края».
Также в целях реализации программы дорожных работ между ФКУ Упрдор «Кавказ» (заказчик) и ООО «Стройновация» (подрядчик) заключен государственный контракт от 26.11.2012 № 2012.33149, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» в соответствии с проектной документацией, утвержденной распоряжением Росавтодора от 14.03.2012 № 72-р (далее – Проект). Срок выполнения подрядных работ установлен до 01.12.2015 (пункт 5.1 государственного контрактаот 26.11.2012 № 2012.33149).
На основании подпункта 8.8 государственного контракта от 26.11.2012 № 2012.33149 ООО «Стройновация» обязалось осуществить работы по переносу и переустройству попадающих в зону реконструкции инженерных коммуникаций и строений. Также в соответствии с пунктом 8.13 контракта ООО «Стройновация» обязано обеспечить разбивку осей и частей сооружений в соответствии с Проектом на основе переданной заказчиком геодезической разбивочной основы и ответственность подрядчика за правильность разбивки осей сооружений, высот и размеров всех его частей.
Во исполнение обязательств, принятых по государственному контракту от 30.08.2010 № 115-ПИР/СК, ООО «Центр-Дорсервис» осуществило подготовку рабочей документации 2012 года «Переустройство ВЛ – 110 кВ» 2012 года, Участок № 2 (ПК 65+00 – ПК 125+00), 2.2. Переустройство инженерных коммуникаций, Том 2.2.6 «Переустройство ВЛ – 110 кВ», которая содержит копию плана переустройства линий ВЛ 110 кВ ПК 89+40.8, ПК 89+74, а также в виде отдельного документа план переустройства линий ВЛ-110 кВ Л6 ПК 88+17, содержащего подпись ФИО1 о согласовании от 28.10.2013.
Также ООО «Центр-Дорсервис» подготовило корректировки по замечаниям ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА России», Том 9.2.23к, а впоследствии рабочую документацию 2014 года «Переустройство ВЛ – 110 кВ Л9», Том 2.2.5.1, в которой имеется подписанное между ФИО1 и ФКУ Упрдор «Кавказ» соглашение от 26.08.2013 об изъятии объекта для размещения объектов недвижимости и возмещении собственнику убытков, причиненных изъятием объекта, согласно которому предпринимателем принято обязательство по согласованию размещения на принадлежащем ему участке с кадастровым номером 26:29:090712:6 объекта: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ» на условиях, указанных в пункте 3 соглашения, а также подготовке в срок до 25.01.2014 документов для продажи части земельного участка площадью 36 290 кв.м, изымаемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 из участка с кадастровым номером 26:29:090712:6. Размер выкупной стоимости изымаемого объекта, включающей в себя все убытки, возмещаемые ФКУ Упрдор «Кавказ» предпринимателю в связи с изъятием части объекта и обременением части объекта согласован в размере 4 144 318 рублей.
В имеющихся в рабочей документации 2014 года технологических решениях по ВЛ-110 кВ указано, что при окончательном согласовании прохождения лини электропередач будут проведены кадастровые работы по выделению земельных участков под линии электропередачи для дальнейшей регистрации права ПАО «МРСК».
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что истец согласовал размещение на своем земельном участке объектов электросетевого хозяйства. В ходе проведения мероприятий по реконструкции автомобильной дороги на принадлежащий предпринимателю земельный участок перенесены 9 опор ВЛ-110 кВ Л 6 и ВЛ-110 кВ Л 9. Имеющиеся в деле документы свидетельствуют об отсутствии возражений относительно размещения спорных объектов на земельном участке ФИО1
До ввода в эксплуатацию автомобильной дороги все проектные решения прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение Федерального автономного учреждения «Главное Управление Государственной экспертизы» (далее - ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА»), а также предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации согласования организаций и государственных органов, в том числе ПАО «МРСК», что подтверждается проектной документацией ООО «Центр-Дорсервис» № 307/01-10-ПЗЗ, заключением о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и приемочной документации, в том числе энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 15.12.2015 № 72/02.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть понуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений и освобождению земельного участка.
Истцом не представлено доказательств того, что опоры линии электропередачи и высоковольтные линии возведены с нарушением проектной или разрешительной документации, а также не имеется доказательств невозможности осуществление разрешенного использования участка для сельскохозяйственного использования.
Согласно статье 89 Земельного кодекса для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Правила устройства электроустановок, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204, допускают прохождение воздушных линий электропередач по земельным участкам их собственников.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов осуществляется на основании разрешения на строительство.
Реконструкция воздушных линий электропередач осуществлена ФКУ Упрдор «Кавказ» с привлечением подрядчика и разработкой необходимой проектной документации. Реконструкция осуществлялась на основании задания Росавтодора и разрешения на строительство от 21.12.2012 № 03-1/188, выданного Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации.
Работы по переустройству ВЛ-110 кВ выполнены в соответствии с проектным решением, прошедшем государственную экспертизу. В материалах дела имеется акт о приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта от 30.11.2015, а также заключение Ростехнадзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 15.12.2015 № 707-рп и разрешение Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации на ввод объекта в эксплуатацию от 11.01.2016.
Доказательств возведения линий электропередач и введения их в эксплуатацию с нарушением проектной или разрешительной документации в материалах дела не имеется.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представленные в материалы дела документы, суд установил отсутствие доказательств того, что размещение высоковольтной линии электропередачи с напряжением 110 кВ и ее 9 опор нарушает права истца, как собственника земельного участка с кадастровым номером 26:29:090712:25. Имеющаяся охранная зона объектов электросетевого хозяйства не ограничивает использование участка по назначению, а лишь предполагает особый режим использования.
Предъявив исковые требования, направленное на защиту правомочии владения и пользования имуществом, согласно требованиям статьи 65 АПК РФ, ФИО1 должна доказать, в том числе факт создания ПАО «МРСК» препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию и владению принадлежащим ей земельным участком.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», приказом Ростехнадзора от 17.01.2013 № 9 «Об утверждении Порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства» размещение в охранной зоне линий электропередач и иных коммуникаций законом не ограничивается, устанавливается лишь специальный порядок проведения таких работ, а отсутствие согласования на проведение работ с истцом не исключает возможности установления высоковольтных линий, вместе с тем, дает право на использование иных способов защиты нарушенных законных интересов.
Таким образом, наличие охранной зоны не являются препятствием для использования земельного участка по целевому назначению.
Как отмечалось ранее принадлежащие ПАО «МРСК» воздушные линии электропередач ВЛ-110 кВ Л-6 и ВЛ-110 кВ Л-9 построены и введены эксплуатацию с 1964 года и с 1988 года. Данные линии электропередач не являются вновь сооруженными высоковольтными линиями, их перенос на принадлежащий предпринимателю земельный участок осуществлен в связи с реконструкцией автомобильной дороги и по соглашению от 26.08.2013.
Согласно статье 1 и статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи относятся к линейным объектам и являются объектами капитального строительства.
В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
По смыслу приведенной правовой нормы, под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Из норм, содержащихся в статье 133.1 Гражданского кодекса, а также правовой позиции изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
С учетом изложенного, составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой.
Поскольку линии электропередач ВЛ-110 кВ Л-6 и ВЛ-110 кВ Л-9 представляют собой единые линейные объекты и выступают как единые объекты вещных прав, их раздел в натуре невозможен без изменения назначения воздушных линий, в связи с чем, указанные воздушные линии представляют собой неделимые вещи, отдельные составные части которых (в частности, опоры заявленные истцом к ликвидации) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
При этом ликвидация части линейных объектов энергоснабжения может повлечь утрату функциональности линий электропередач, которые в целом объектами самовольного строительства не признаны.
Как указано в отзыве ПАО «МРСК» спорная ВЛ 110 кВ питает несколько районов Ставропольского края (Предгорный, Георгиевский), город Пятигорск, город Железноводск, город Георгиевск, является одними из основных транзитных ЛЭП питающих три подстанции 110 кВ с особо важными потребителями. В связи с чем, удовлетворение требований ФИО1 может привести к нарушению энергоснабжения, затронув тем самым интересы значительного числа потребителей электроэнергии.
Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2018 № 308-ЭС16-15449, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2018 и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу № А61-1664/2015.
Истец не доказал наличие технической возможности изменения фрагмента линии электропередачи - отдельной опоры, расположенной на принадлежащем ему земельном участке, без утраты технических характеристик всей линии электропередачи.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, следует отметить, что истец не лишен возможности защищать свои имущественные интересы иными предусмотренными законом способами, не связанными с ликвидацией имущества ответчика, используемого в интересах неопределенного круга лица.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований оказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Л. Карпель