ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-1900/2010 от 21.06.2010 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-1900/2010

21 июня 2010года.

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2010 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коробовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» г.Ростов-на-Дону

к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю г.Ставрополь

о признании незаконными распоряжений от 24.02.2010г. №7-4/25 и от 27.10.2009г. №7-4/261 о проведении внеплановых проверок,

при участии в судебном заседании:

16.06.2010г. от заявителя: директора Ставропольского филиала ФИО1 по доверенности серии 61 АБ 259944 от 28.01.2010г. №422, паспорт <...> выдан ОВД Промышленного района г.Ставрополя 26.05.2001г., представителя ФИО2 по доверенности от 12.02.2009г.,

от заинтересованного лица: представителя ФИО3 по доверенности от 17.03.2010г.,

21.06.2010г. от заявителя: представителя ФИО2 по доверенности от 12.02.2009г.,

от заинтересованного лица: представителя ФИО3 по доверенности от 17.03.2010г.

У С Т А Н О В И Л:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» г.Ростов-на-Дону (далее – заявитель, институт) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю г.Ставрополь (далее – управление, административный орган, ГУ МЧС России по СК) о признании незаконными распоряжений от 24.02.2010г. №7-4/25 и от 27.10.2009г. №7-4/261 о проведении внеплановых проверок в отношении Ставропольского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт».

В судебном заседании заявитель уточнил требования, в соответствии с которыми просит суд признать незаконными действия Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, выразившиеся в вынесении распоряжения от 27.10.2009года №7-4/261 о проведении внеплановой проверки в отношении Ставропольского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт», признать недействительным распоряжение от 27.10.2009года №7-4/261 о проведении внеплановой проверки в отношении Ставропольского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт». В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнения заявителя, спор рассматривается в уточненной редакции.

В обоснование заявления представитель института пояснил, что оспариваемое распоряжение от 27.10.2009г. №7-4/261в качестве лица, в отношении которого проводится мероприятие по контролю указывает Ставропольский филиал НОУ ВПО «Южно-Российский Гуманитарный институт», как основание для проверки в распоряжении имеется указание на распоряжение прокуратуры Ленинского района г.Ставрополя №7-10-2009 от 15.07.2009г. на проведение внеплановых проверок по исполнению учреждениями обязательных требований. Однако Ставропольский филиал НОУ ВПО ««Южно-Российский Гуманитарный институт» не является самостоятельным юридическим лицом, действует на основании положения утвержденного ректором Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт», являясь его структурным подразделением. Считает, что деятельность филиала не может быть предметом мероприятия по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, основания для проведения проверки в данном случае отсутствовали. Пояснил, что своими действиями и вынесенным распоряжением административный орган нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Ненормативный акт вынесен без законных оснований в отношении структурного подразделения юридического лица, при отсутствии согласования на проверку с прокуратурой.

Заявитель просит суд восстановить трехмесячный срок для обжалования действий административного органа и распоряжения от 27.10.2009г. №7-4/261 на проведение внеплановой проверки.

Исходя из содержания части 4 статьи 198 АПК РФ, законодателем предусмотрены особенности обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, в том числе по сроку подачи заявления, который не может быть неопределенным и в данном случае установлен в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

В Определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, которые могут служить основанием для восстановления судом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.

Арбитражное процессуальное законодательство связывает начало течения срока на обращение в суд с моментом, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В обоснование заявленного ходатайства институт указал, что о проводимых в отношении филиала юридического лица проверках заявитель административным органом не был поставлен в известность, материалы проверки в адрес юридического лица не направлялись. О вынесенном 27.10.2009г. распоряжении о проверке филиала заявителю стало известно из письма от 27.02.2010г., директора филиала ФИО1 обратившегося в институт в связи с необходимостью оспорить в суде вынесенное распоряжение ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ввиду невозможности оспаривания такового самостоятельно. В связи с чем, заявление от имени юридического лица подано в суд через несколько дней.

   С учетом изложенного, рассмотрев ходатайство заявителя, суд признает причины пропуска заявителем срока на обжалование постановления уважительными и восстанавливает срок.

Административный орган в отзыве на заявление требования заявителя отклонил по существу пояснил, что распоряжение от 27.10.2009г. №7-4/261 было выдано повторно ввиду переноса сроков проведения проверочного мероприятия в соответствии распоряжением №7-4/172 от 31.07.2009г. Внеплановое проверочное мероприятие в Ставропольском филиале НОУ ВПО «Южно-Российского гуманитарного института» проведено на основании решения прокуратуры Ленинского района г.Ставрополя от 04.08.2009г. во исполнение приказа ГП РФ от 05.12.2007г. №194 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму». Распоряжение было вручено директору ФИО1 27.10.2009г. Считает, что оспариваемое распоряжение от 27.10.2009г. было издано в пределах компетенции административного органа с соблюдением норм законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с требованиями №294-ФЗ от 26.12.2008г. Просит суд отказать в удовлетворении заявления.

В судебном заседании 16.06.2010г. был объявлен перерыв до 21.06.2010года.

О времени и месте судебного заседания после перерыва было объявлено публично путем размещения сведений на информационном стенде 4-го этажа в здании Арбитражного суда Ставропольского края и на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края.

21.06.2010года судебное заседание было продолжено.

После перерыва стороны поддержали ранее изложенные доводы.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд признает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 27.10.2009г. отделом государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю вынесено распоряжение № 7-4/261. Распоряжение было вручено директору Ставропольского филиала НОУ ВПО «Южно-Российский гуманитарных институт» ФИО1 в тот же день. На основании указанного распоряжения главным специалистом-экспертом отдела ФИО4 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Ставропольского филиала НОУ ВПО «Южно-Российский гуманитарный институт», о выявленных в ходе проверки нарушениях составлены: акт №7-4/147 зн от 03.11.2009г., протокол об административном правонарушении №12/09 в отношении директора Ставропольского филиала НОУ ВПО «Южно-Российский гуманитарный институт», выдано предписание №7-4/147-зн об устранении выявленных нарушений. Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Ставрополя от 24.11.2009г. должностное лицо - директор Ставропольского филиала НОУ ВПО «Южно-Российский гуманитарный институт» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Оспаривая распоряжение от 27.10.2009 N 7-4/261 и действия по проведению проверки, уточнив первоначально заявленные требования, институт обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Основанием выездного проверочного мероприятия в распоряжении указывается распоряжение прокуратуры Ленинского района г.Ставрополя №7-10-2009 от 15.07.2009г. на проведение внеплановых проверок по исполнению учреждениями обязательных требований ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ.

Как следует из письма прокуратуры Ленинского района г.Ставрополя от 15.07.2009г. №7-10-2009 на имя начальника Главного Управления МЧС России по Ставропольскому краю, в связи с проводимой проверкой исполнения законодательства направленного на профилактику экстремизма и терроризма в молодежной среде, а также исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму учреждениями и организациями района, с учетом положительного опыта и эффективности совместной работы содержится указание поручить сотрудникам провести проверку исполнения указанного законодательства в учреждениях высшего профессионального образования района, а также в муниципальных образовательных учреждениях в августе 2009г.

В сопроводительном письме прокуратура Ленинского района г.Ставрополя №7-10-2010 от 09.06.2010г. сообщила что распоряжений о проведении внеплановых выездных проверок в ГУ МЧС России по СК не направлялось.

Порядок организации проверки, в том числе требования, предъявляемые к содержанию распоряжения о ее проведении содержатся в статье 14 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ), согласно которой в распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).

Согласно части 2 статье 10 Закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В соответствии с пунктами 54, 61 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 февраля 2009 г. N 65 внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в случаях:

осуществления контроля за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений в результате планового мероприятия по контролю;

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, граждан о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Мероприятия по надзору проводятся на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) территориального органа МЧС России, осуществляющего государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В распоряжении указываются:

номер и дата распоряжения о проведении мероприятия по надзору;

наименование территориального органа МЧС России;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, а в случае проведения мероприятия по надзору комиссией - должности, фамилии, имена и отчества руководителя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии, в том числе специалистов, привлекаемых для проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз;

наименование юридического лица, в отношении которого проводится мероприятие по надзору, с указанием адреса фактического местонахождения объекта надзора;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по надзору;

правовые основания проведения мероприятия по надзору, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по надзору;

подпись начальника либо заместителя начальника органа, издавшего распоряжение, с указанием его должности, фамилии и инициалов (пункт 61 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 58 Административного регламента при осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки либо срок исполнения которого, согласно ранее выданному предписанию по устранению нарушений, истек.

В нарушение указанных норм закона и административного регламента распоряжение на проверку вынесено при отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки.

Кроме того, в рассматриваемом случае административный орган не обращался в органы прокуратуры за согласованием о проведении в отношении Ставропольского филиала НОУ ВПО «Южно-Российского гуманитарного института» внеплановой выездной проверки в нарушение пункта 8 статьи 10 Закона №294-ФЗ.

Вместе с тем, Закон №294-ФЗ не предусматривает проведение проверок в отношении структурных подразделений филиалов юридического лица.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание изложенное требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю г.Ставрополь.

Руководствуясь статьями 117, 49, 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» г.Ростов-на-Дону об уточнении требований удовлетворить.

Принять уточненные требования Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» г.Ростов-на-Дону.

Ходатайство Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» о восстановлении пропущенного срока на обжалование действий Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю и распоряжения от 27.10.2009г. №7-4/261 – удовлетворить.

Восстановить Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» пропущенный срок на обжалование действий Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю и распоряжения от 27.10.2009г. №7-4/261.

Требования Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» г.Ростов-на-Дону удовлетворить.

Признать незаконными действия Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, выразившиеся в вынесении распоряжения от 27.10.2009г. №7-4/261 о проведении внеплановой проверки в отношении Ставропольского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт».

Признать недействительным распоряжение от 27.10.2009года №7-4/261 о проведении внеплановой проверки в отношении Ставропольского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт».

Взыскать с Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю г.Ставрополь в пользу Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский Гуманитарный институт» г.Ростов-на-Дону 4 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья Алиева А.К.