ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-19255/19 от 14.01.2020 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ


                                                 Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2020 года.

                                          Решение  изготовлено в  полном объеме 21 января 2020 года.

            Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Русановой В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению 

закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1», п. Красочный, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь,                            ОГРН <***>, ИНН <***>,

обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина», п. Большевик,                      ОГРН <***>, ИНН <***>,

Губернатору Ставропольского края ФИО2, г. Ставрополь,

координационному совету по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, г. Ставрополь,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

правительство Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>,

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>,       

о признании недействительным решения Координационного совета по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края о рекомендации к реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в целях предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6169 для реализации на нем указанного инвестиционного проекта, изложенного в протоколе заседания № 59 от 29.08.2019;

признании незаконным (недействительным) распоряжения губернатора Ставропольского края от 10.09.2019 № 465-пр о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС»;

признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края от 13.09.2019 № 28-02, заключенного между Министерством имущественных отношений Ставропольского края и обществом с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина», и применении последствий недействительности данной сделки путем возложения на общество с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» обязанности возвратить Министерству имущественных отношений Ставропольского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169;

исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи № 26:02:000000:6169-26/001/2019-8 от 18.09.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, № 28-02 от 13.09.2019, заключенного между Министерством имущественных отношений Ставропольского края и обществом с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина»;

обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края заключить с закрытым акционерным обществом «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 на условиях, указанных в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, от 23.08.2019, приложенном к требованию о заключении договора аренды от 23.08.2019 и представленном в Министерство имущественных отношений Ставропольского края 26.08.2019;

обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края устранить пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018,

при участии представителя закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» ФИО3, доверенность от 14.03.2019 б/н, представителей министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО4, доверенность от 23.07.2019 № 11758, ФИО5, доверенность от 02.12.2019 № 21108, представителя общества с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» ФИО6, доверенность от 14.10.2019 б/н, представителя Губернатора Ставропольского края ФИО2 ФИО7, доверенность от 07.11.2019 № 01-25/17540, представителя правительства Ставропольского края ФИО7, доверенность от 07.11.2019 № 01-25/17546, в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1», п. Красочный (далее – ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1», общество), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее – министерство), обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина», п. Большевик (далее – ООО «Ставропольская говядина»), Губернатору Ставропольского края ФИО2, г. Ставрополь (далее – Губернатор СК), координационному совету по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – координационный совет); с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, правительства Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – правительство), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее – управление Росреестра), о признании недействительным решения координационного совета о рекомендации к реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в целях предоставления ООО «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6169 для реализации на нем указанного инвестиционного проекта, изложенного в протоколе заседания № 59 от 29.08.2019; признании незаконным (недействительным) распоряжения губернатора Ставропольского края от 10.09.2019 № 465-пр о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС»; признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края от 13.09.2019 № 28-02, заключенного между министерством и ООО «Ставропольская говядина», и применении последствий недействительности данной сделки путем возложения на ООО «Ставропольская говядина» обязанности возвратить Министерству имущественных отношений Ставропольского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169; исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи № 26:02:000000:6169-26/001/2019-8 от 18.09.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, № 28-02 от 13.09.2019, заключенного между министерством и ООО «Ставропольская говядина»; обязании министерство заключить с ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 на условиях, указанных в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, от 23.08.2019, приложенном к требованию о заключении договора аренды от 23.08.2019 и представленном в министерство 26.08.2019; обязании министерство устранить пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018.

В судебном заседании представитель ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» поддерживал обоснованность заявленных требований.

  В обоснование доводов ссылался на то, что общество имело право на переоформление права постоянного бессрочного пользования прежнего владельца земельного участка с                                    КН: 26:02:000000:72 на право аренды. При этом формальный раздел данного земельного участка не повлек за собой лишение ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» указанного права, в связи с чем на тех же основаниях оно имеет право на
получение в аренду земельного участка с КН 26:02:000000:6169, образованного в результате
его раздела.

Как указывало ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» в заявлении, цель использования земельного участка, указанная в инвестиционном проекте ООО «Ставропольская говядина», не соответствует составу сельскохозяйственных угодий спорного земельного участка; при рассмотрения заявления ООО «Ставропольская говядина» о предоставлении участка в аренду уполномоченными органами были совершены действия, которые не были предусмотрены установленной законом процедурой рассмотрения таких заявлений, а именно, министерством и иными уполномоченными органами в период действия ареста на земельный участок был подготовлен необходимый комплект документов для предстоящего принятия решения о выделении участка в аренду, а затем приостановлено принятие соответствующего решения до момента снятия ареста; после повторного обращения ООО «Ставропольская говядина» возобновлено предоставление этой государственной услуги на основании заранее подготовленных документов; процесс предоставления земельного участка в аренду, начатый в марте 2019 г., был продолжен с использованием ранее подготовленных документов, при этом процедура получения заключений названных уполномоченных органов, предусмотренная Порядком принятия Губернатором Ставропольского края решения в целях предоставления юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.06.2015 № 305 (далее - Порядок № 305), не проводилась, заключения уполномоченных органов, датированные апрелем 2019 г., стали основанием для принятия координационным советом решения о согласовании выделения земельного участка в аренду ООО «Ставропольская говядина», на что было указано в протоколе координационного совета от 29.08.2019 № 59.

ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» считало, что при рассмотрении обращений ООО «Ставропольская говядина» не представлены документы, подтверждающие внесение капитальных вложений в основные средства в размере не менее 50 000 000 руб., отсутствовало надлежащее подтверждение наличия у ООО «Ставропольская говядина» финансового обеспечения возможности реализации инвестиционного проекта и полного комплекта финансовых документов.

            Представитель ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» настаивал на том, что при рассмотрении заявления ООО «Ставропольская говядина» не было устранено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.14, пунктов 4,
5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).

            ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» считало, что оспариваемые ненормативные акты и договор аренды не соответствуют положениям законодательства о защите конкуренции.

Министерство в отзывах на заявление не согласилось с доводами ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1», указывая на то, что распоряжение Губернатора СК от 10.09.2019 № 465-пр «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» (далее – распоряжение № 465-пр) не противоречит требованиям законодательства, не затрагивает права общества, поскольку арбитражными судами по делу № А63-5940/2018 установлено отсутствие прав общества на спорный земельный участок; отказ уполномоченных органов в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов неоднократно признан законным судебными актами арбитражных судов (дело № А63-8091/2012, А63-13029/2016).

Министерство ссылалось на то, что вопреки доводам ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» такой вид вещного права, как право на переоформление земельного участка в аренду, не существует, в связи с чем указанный вид права на недвижимое имущество не может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), противоречит  статьям  8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

            Министерство в отзывах на заявление не поддерживало доводы о нарушении порядка предоставления земельного участка ООО «Ставропольская говядина», в том числе, указывая на то, что пересечение земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018 устранено.           

Представитель Губернатора СК и правительства СК в судебном заседании настаивал на том, что решение координационного совета в целях предоставления ООО «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:0000000:6169 для реализации на нем указанного инвестиционного про­екта, изложенное в протоколе заседания от 29.08.2019 № 59, а также распо­ряжение № 465-р, устанавливающее, что предоставление земельного участка в аренду для реализации инвестиционного проекта осуществляется без проведения торгов, приняты в соответствии с нормами зако­нодательства на основании представленных инвестором заявления и прила­гаемых документов, согласованных уполномоченными органами в положительных заключениях уполномоченных органов на предмет экономической реализуемости, обоснованности соответствия инвестиционного проекта од­ному из критериев, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земель­ных отношений», являются законными и обоснованными, просил суд отказать обществу в удовлетворении требований, поддерживая доводы, изложенные в отзывах на заявление.

Управление Росреестра в отзыве на заявление указывало, что согласно сведениям ЕГРН государственная регистрация права собственности Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 проведена 15.02.2017 на основании распоряжения от 11.01.2017 № 2 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в государственную собственность Ставропольского края», акта приема-передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в
государственную собственность Ставропольского края от 20.01.2017, о чем сделана запись регистрации № 26:02:000000:6169-26/007/2017-3;  государственная регистрация договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, от 13.09.2019 № 28-02, заключенного между министерством и ООО «Ставропольская говядина», на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 проведена 18.09.2019, о чем сделаны       записи            регистрации № 26:02:000000:6169-26/001/2019-7, № 26:02:000000:6169-26/001/2019-8; земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 поставлен на кадастровый учет 12.04.2016, сведения имеют статус «актуальные, учтенные», наименование - многоконтурный земельный участок, состоящий из 25 контуров, образован путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 26:02:000000:72; на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 26:02:000000:6288 (Коллектор газопровод 10-врезка в промколлектор), 26:02:000000:6287 (Промколлектор), площадь уточненная 310125177 кв.м, границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства;     13.09.2019 проведен учет изменений земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 в части общих сведений об объекте недвижимости (адреса, при отсутствии адреса - описания местоположения), сведений о местоположении границ земельного участка и площади по заявлению министерства                                 № 26/ЭЛ/19-3870 на основании межевого плана от 04.09.2019, подготовленного в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении земельного участка. 

Управление Росреестра поясняло, что на государственную регистрацию прав, государственный кадастровый учет предоставлены все необходимые документы в соответствие с требованиями законодательства о государственной регистрации. Документы, послужившие основанием для проведения государственной регистрации, государственного кадастрового учета, не были отменены либо оспорены   в   установленном   законом   порядке   на   момент   осуществления государственной регистрации прав.

Управление просило суд принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Управление Росреестра, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направило, ходатайств об отложении разбирательства на другой срок не заявляло.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд находит необходимым разрешить спор по существу в отсутствие управления и его возражений о рассмотрении дела в отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, по существу заявленных требований суд приходит к следующему.  

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением главы администрации от 09.07.1992 № 215 государственному племенному заводу «Большевик» в бессрочное пользование предоставлено 34 055 га земель, в том числе 31 432 га сельскохозяйственных угодий (20 265 га пашни, 10 907 га пастбищ, 14 га многолетних насаждений, 246 га сенокосов и 2623 га прочих земель), о чем выдано свидетельство о праве от 06.11.1992 № 234.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.03.2001                    № 233 в связи с принятием новой редакции устава от 15.06.2001 государственный племенной завод «Большевик» переименован в предприятие.

06 мая 2004 года земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:72 поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный и находившийся в постоянном (бессрочном) пользовании предприятия.

Право федеральной собственности на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.02.2007.

В связи с уточнением местоположения границ площадь земельного участка (26:02:000000:72) составила 335 966 419 кв.м.

По результатам торгов по продаже имущества предприятия, проведенных в ходе процедуры банкротства 12.01.2010, с обществом заключен договор купли-продажи от 15.01.2010 имущественного комплекса. Перечень имущества, входящего в состав предприятия, указан в приложении № 1 к договору, имущество передано покупателю по акту приема-передачи.

Переход права собственности общества на входящие в состав имущественного комплекса объекты недвижимости зарегистрирован 27.09.2011 на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 16.06.2011 по делу № А63-1639/2011.

27 декабря 2011 года общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – управление) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:72 в аренду, мотивируя расположением на нем объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя.

Письмом от 05.03.2012 № 01857/05 управление сообщило обществу о предстоящем выделе земельных участков под объектами для последующей передачи в аренду.

Расценив названное сообщение как отказ, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд (дело № А63-8091/2012).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012, по делу № А63-8091/2012 заявленные требования удовлетворены. Суды сделали вывод о переходе к обществу в результате купли-продажи предприятия права постоянного (бессрочного) пользования участком, подлежащего переоформлению на право аренды.         

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.05.2013 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение с указанием на наличие в составе земельного участка (26:02:000000:72) лесных насаждений, поверхностных водных объектов. При новом рассмотрении решением от 12.05.2014 заявленные требования удовлетворены.

Суд признал незаконным отказ территориального управления, выраженный в письме от 05.03.2012 № 01857/05, в предоставлении обществу в аренду земельного участка (26:02:000000:72), возложив на данный орган обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка, подготовить и направить проект договора. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Постановлением суда кассационной инстанции от 11.03.2015 решение от 12.05.2014 по названному делу отменено, в удовлетворении заявления отказано. Окружной суд указал на то, что в пределах испрашиваемого земельного участка находятся водные объекты, а также автомобильные дороги общего пользования, отказ в предоставлении в аренду обществу всего земельного участка (кадастровый номер 26:02:000000:72) правомерен.

Распоряжением управления от 11.04.2016 № 275 земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:72 разделен на четыре части (с сохранением исходного в измененных границах) с кадастровыми номерами 26:02:000000:6166 (10 185 619 кв.м), 26:02:000000:6167               (3 125 792 кв.м), 26:02:000000:6168 (2 624 103 кв.м) и 26:02:000000:6169 (310 125 177 кв.м).

16 июня 2016 года общество обратилось в управление с заявлением № 279 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 площадью                310 125 177 кв.м в аренду на срок не менее 49 лет.

Письмом от 18.07.2016 № 5060/04 управление отказало обществу, мотивируя тем, что предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду обществу возможно на основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса.

Считая отказ незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд (дело       № А63-13029/2016).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу                         № А63-13029/2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Кассационный суд указал, что земельный участок испрашиваемой конфигурации не может быть предоставлен заявителю в связи с нахождением в его границах автомобильной дороги.

Распоряжением управления от 11.01.2017 № 2 земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 передан в собственность Ставропольского края (право собственности зарегистрировано 15.02.2017).

6 февраля 2018 года общество обратилось в управление с заявлением об устранении реестровой ошибки со ссылкой на решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу    № А63-8091/2012.

В письме от 05.03.2018 уполномоченный орган указал на то, что реестровая ошибка в сведениях ЕГРН подлежит исправлению на основании заявления правообладателя либо на основании решения суда.

Министерство, полагая, что земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 находится в незаконном владении общества, обратилось с иском в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2018 по делу                        № А63-5940/2018, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2019 № Ф08-4494/2019, основное требование удовлетворено, так как у общества в силу недействительности (ничтожности) договора купли-продажи в части перехода права постоянного бессрочного пользования на участок отсутствуют какие-либо права на него; в удовлетворении встречного требования отказано в связи с пропуском срока обжалования распоряжения и действий. Суд истребовал из незаконного владения ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169.

Полагая, что обладает правом на получение в аренду территории земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169, образованного из земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:72, общество 26.08.2019 обратилось в министерство с письменным требованием о заключении договора аренды, в соответствии с которым просило передать в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169.

К указанному обращению был приложен подписанный генеральным директором и скрепленный печатью общества договор аренды земельного участка от 23.08.2019 в 3-х экземплярах, а также акт приема-передачи от 23.08.2019. Общество потребовало в течение 30 дней со дня получения указанного обращения подписать направленный договор и акт приема-передачи. Также общество потребовало совершить все входящие в компетенцию министерства действия, направленные на устранение пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 с границами автомобильной дороги с кадастровым номером 26:02:000000:6018.

Заявление общества оставлено без удовлетворения.

При этом в соответствии с протоколом заседания координационного совета от 29.08.2019 № 59 на основании заключения государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Корпорация развития Ставропольского края» от 04.04.2019 «О целесообразности рассмотрения проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» ООО Ставропольская говядина», претендующего на получение статуса резидента регионального агропромышленного парка «Ипатовский» на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края, координационным советом принято решение присвоить ООО «Ставропольская говядина» статус резидента регионального агропромышленного парка «Ипатовский» на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края

В соответствии с Порядком № 305 на основании заявления ООО «Ставропольская говядина» от 27.03.2019, заключений министерства экономического развития Ставропольского края от 05.04.2019 № 49, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (письмо от 03.04.2019 № 03/5-2624), министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (письмо от 05.04.2019 № 01-06/1907), министерства сельского хозяйства Ставропольского края (письмо от 04.04.2019 № 02-14-14/2593), министерства имущественных отношений Ставропольского края (письмо от 09.04.2019                        № 5029/05, письмо от 29.08.2019 № 14333/05), управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (письмо от 04.04.2019 № 04-15/660) о согласовании предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду без проведения торгов для реализации на территории Ставропольского края масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» (далее - инвестиционный проект), признать указанный проект соответствующим критерию, установленному подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 № 306-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (далее – Закон СК № 306-кз), и рекомендовать его к реализации в целях предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский район, Территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду ООО «Ставропольская говядина» без проведения торгов сроком на 19 лет, а также установить срок, в течение которого ООО «Ставропольская говядина» может быть реализовано право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации указанного инвестиционного проекта - 3 месяца.

10 сентября 2019 года было принято распоряжение № 465-пр.           

Из пункта 1 вышеуказанного распоряжения следует, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз, Порядком № 305 и решением координационного совета, оформленным протоколом от 29.08.2019, предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский р-н, территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду ООО «Ставропольская говядина» для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» осуществляется без проведения торгов.

Согласно пункту 2 распоряжения № 465-пр министерству поручено и ООО «Ставропольская говядина» рекомендовано осуществить действия, связанные с предоставлением земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с земельным законодательством.

13 сентября 2019 года между министерством и ООО «Ставропольская говядина» заключен договор аренды земельного участка № 28-02, находящегося в собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169.          

Не согласившись с правомерностью действий координационного совета Губернатора СК, министерства, а также с вынесенными данными органами актами, полагая договор аренды, заключенный с ООО «Ставропольская говядина» недействительной (ничтожной) сделкой, считая безусловным свое право на заключение договора аренды без проведения торгов, общество обратилось в арбитражный суд.

На основании части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм следует, что критериями подведомственности спора арбитражному суду являются субъектный состав и экономический характер спора.

Для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.04.2001 № 68-п «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края» утверждено Положение о координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края (далее – постановление № 68-п, Положение о координационном совете).

В соответствии с пунктом 1 Положения о координационном совете координационный совет по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края является постоянно действующим координирующим, коллегиально-совещательным и консультативным органом при Правительстве Ставропольского края, осуществляющем в пределах своей компетенции организацию взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Ставропольского края (далее - органы государственной власти края), органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления края), иных организаций в сфере инвестиционной, инновационной деятельности и развития конкуренции.

В рамках полномочий, предоставленных пунктами 3 и 4 Положения о координационном совете, координационный совет осуществляет свою деятельность в целях повышения эффективности работы по созданию и развитию региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парков, развитию инвестиционной, инновационной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края, направленной на определение приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, и выработка рекомендаций по их комплексному развитию; устранение административных, экономических и организационных препятствий в развитии инвестиционной и инновационной деятельности, выработка рекомендаций, направленных на снижение административных барьеров, а также на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи органами исполнительной власти Ставропольского края (далее - органы исполнительной власти края) разрешительной документации; формирование целостной системы инфраструктуры поддержки и развития инвестиционной и инновационной деятельности; улучшение инвестиционного климата в Ставропольском крае, оказание содействия экономическому и социальному развитию Ставропольского края; содействие в реализации на территории Ставропольского края механизмов оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ставропольского края, разрабатываемых органами исполнительной власти края, и экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;  содействие развитию конкуренции в Ставропольском крае.

При этом координационный совет в соответствии с возложенными на него задачами в том числе: организует взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти края, органов местного самоуправления края, иных организаций по вопросам привлечения инвестиций, развития конкуренции на территории Ставропольского края, а также реализации инвестиционных и инновационных проектов на территории Ставропольского края, в том числе в рамках государственно-частного партнерства; определяет приоритетные направления инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края; рассматривает и вносит предложения по внедрению гарантийно-залоговых механизмов для привлечения средств российских и иностранных кредитных и иных организаций на реализацию инвестиционных и инновационных проектов на территории Ставропольского края и государственных программ Ставропольского края в целях сосредоточения финансовых и инвестиционных ресурсов на наиболее важных направлениях развития Ставропольского края; дает рекомендации по разработке и реализации государственных программ Ставропольского края в сфере развития и совершенствования инвестиционной и инновационной деятельности;  вырабатывает рекомендации органам исполнительной власти края по направлениям государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края и стимулированию инвестиционной активности, в том числе в рамках государственно-частного партнерства; рассматривает проект инвестиционной стратегии Ставропольского края, проводит анализ ее реализации, подготавливает и рассматривает предложения по внесению в нее изменений; вырабатывает рекомендации по созданию условий для рационального размещения производительных сил на территории Ставропольского края; разрабатывает единые требования к основным критериям инвестиционных проектов, по которым может быть предоставлена государственная поддержка за счет средств бюджета Ставропольского края; принимает решения о возможности или невозможности заключения инвестиционного соглашения между Правительством Ставропольского края и субъектом инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, о лишении субъекта инвестиционной деятельности форм государственной поддержки, отраженных в инвестиционном соглашении;  принимает  решение  о  рекомендации  к   реализации  масштабного инвестиционного  проекта на территории Ставропольского края или об отказе в даче  рекомендации  к  реализации  масштабного  инвестиционного  проекта на территории Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз к случаям заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов относится предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края, принимаемым в установленном им порядке, для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края при условии соответствия указанных инвестиционных проектов, в том числе одному из следующих критериев: инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагается развитие созданного в соответствии с решением Правительства Ставропольского края регионального агропромышленного парка.

При этом инвестиционный проект должен соответствовать приоритетным  направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, утвержденным Думой Ставропольского края на текущий период, и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края; инвестиционным проектом в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагаются капитальные вложения в размере не менее 50 миллионов рублей в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. При этом такой инвестиционный проект должен иметь документарное подтверждение его финансового обеспечения в размере не менее 30 процентов от его стоимости и должен быть рекомендован к реализации координационным советом по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, созданным Правительством Ставропольского края.

Порядком № 305 установлена процедура принятия Губернатором СК решения в целях предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов на территории Ставропольского края в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз.

Согласно Порядку № 305 юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта, подает в министерство экономического развития Ставропольского края заявление о реализации на территории Ставропольского края инвестиционного проекта и о необходимости предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для его реализации, а также документы в соответствии с Порядком № 305.

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что Минэкономразвития края, являясь органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики, в том числе в сфере инвестиционной деятельности, при отсутствии замечаний к заявлению юридического лица в установленные Порядком сроки направляет копию заявления юридического лица в уполномоченные органы для дачи ими заключений, а также рассматривает заявление юридического лица на предмет экономической реализуемости, обоснованности и соответствия инвестиционного проекта одному из критериев, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015                  № 36-кз, подготавливает заключение и в течение 3 рабочих дней со дня поступления заключений уполномоченных органов, содержащих вывод о согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, обеспечивает внесение заявления, прилагаемых к нему документов, положительных заключений уполномоченных органов и положительного заключения Минэкономразвития края на рассмотрение координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края, созданного постановлением № 68-п.

Согласно пункту 11 Порядка № 305 координационный совет в течение 10 рабочих дней со дня предоставления Минэкономразвития края документов принимает одно из следующих решений:          

1) о рекомендации к реализации инвестиционного проекта;

2) об отказе в даче рекомендации к реализации инвестиционного проекта.

В соответствии с протоколом заседания координационного совета от 29.08.2019 № 59 проект о согласовании предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, с кадастровым номером 26:02:000000:6169, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Ипатовский район, Территория муниципального образования Большевистского с/с, площадью 310125177+/-154091 кв.м в аренду без проведения торгов для реализации на территории Ставропольского края масштабного инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» признан соответствующим критерию, установленному подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз, и рекомендован к реализации в целях предоставления земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:6169 в аренду ООО «Ставропольская говядина» без проведения торгов сроком на 19 лет, с предоставлением трехмесячного срока для реализации предоставленного права.

Протокол координационного совета в соответствии с пунктом 11 Положения о координационном совете принят большинством количеством голосов на основании заключения государственного уни­тарного предприятия Ставропольского края «Корпорация развития Ставро­польского края» от 04.04.2019 «О целесообразности рассмотрения проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» ООО Ставропольская говядина», претендующего на получение статуса рези­дента регионального агропромышленного парка «Ипатовский» на террито­рии Ипатовского городского округа Ставропольского края, заявления ООО «Ставропольская говядина» от 27.03.2019, заключений министерства экономического развития Ставропольского края от 05.04.2019 № 49, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (письмо от 03.04.2019 № 03/5-2624), министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (письмо от 05.04.2019 № 01-06/1907), министер­ства сельского хозяйства Ставропольского края (письмо от 04.04.2019 № 02-14-14/2593), министерства имущественных отношений Ставропольско­го края (письмо от 09.04.2019 № 5029/05 и письмо от 29.08. 2019 № 14333/05), управления Ставропольского края по сохранению и государст­венной охране объектов культурного наследия (письмо от 04.04.2019                   № 04-15/660).

Согласно правилам, установленным статьями 198, 200 АПК РФ, решение координационного совета, оформленное протоколом 29.08.2019 № 59, не содержит властно обязывающего предписания для общества или Губернатора СК при вынесении распоряжения о предоставлении земельного участка ООО «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов, не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку является заключением координационного совета, которое носит рекомендательный характер.

Таким образом, протокол от 29.08.2019 № 59 координационного совета в силу его содержания и положений части 1 статьи 198 АПК РФ не может рассматриваться как ненормативный правовой акт, оспаривание которого допустимо в рамках судопроизводства по главе 24 АПК РФ, поскольку не создает препятствий для осуществления экономической деятельности и не порождает обязательных правовых последствий.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Поскольку оформленное протоколом от 29.08.2019 № 59 решение координационного совета в силу части 1 статьи 198 АПК РФ не может рассматриваться как ненормативный правовой акт, оспаривание которого допустимо в рамках статей 27 и 29 АПК РФ, в данной части спор неподведомственен арбитражному суду и в данной части производство по делу подлежит прекращению.

В соответствии с Порядком № 305 заявление ООО «Ставропольская говядина» от 27.03.2019 о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта с прилагаемым к нему пакетом документов было направлено мини­стерством экономического развития Ставропольского края  в уполномоченные органы для подготовки заключений о согласовании (отказе в согласовании) предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта.

Минэкономразвития СК подготовлено заключение об экономической
эффективности реализации инвестиционного проекта на территории Ставропольского края, получены положительные заключения уполномоченных ор­ганов о согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта (заключение мини­стерства имущественных отношений Ставропольского края (письмо                          № 5029/05 от 09.04.2019 (далее - заключение от 09.04.2019) о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка наряду с согласованием предоставления ООО «Ставропольская говядина» земельного участка содер­жало информацию об обеспечительных мерах, принятых согласно определе­нию суда от 03.09.2018, и сроке их прекращения).                                                                                                                       

Таким образом, правовые основания для отказа и возврата заявителю документов на данном этапе отсутствовали, в связи с чем пакет документов, положительные заключения уполномоченных органов и положительное заключение Минэкономразвития СК направлены в государственно-правовое управление Губернатора СК и правительства Ставрополь­ского края для проведения правовой экспертизы в целях вынесе­ния вопроса на заседание координационного совета по развитию инвестици­онной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края.

В связи с тем, что в отношении земельного участка на основании постановления о запрете регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества от 08.02.2017, выданного Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ставропольскому краю, с 13.02.2017 на неопределенный срок установлен запрет на совершение регистрационных действий, а также на основании определе­ния Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2018 с 13.04.2018 на неопределенный срок наложен арест, государственно-правовым управлением утверждено отрицательное заключение на проект решения координационного совета по развитию инвестиционной деятельно­сти и конкуренции на территории Ставропольского края от 30.04.2019, ООО «Ставропольская говядина» было направлено письмо о невозможности согласования указанного в обращении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду без торгов в связи с действием запрета на регистрационные действия в отношении зе­мельного участка.

Арбитражным судом Северо-Кавказского округа принято постановление по делу                         № А63-5940/2018 от 21.08.2019 об отмене постановле­ния Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 по де­лу № А63-5940/2018, в связи с чем Минэкономразвития СК в Минимущество СК направлен запрос о представлении в дополнение к ранее направленному заключению от 09.04.2019 официальной позиции Минимущества СК, с уче­том вышеуказанного решения судебного органа о возможности предоставле­ния земельного участка ООО «Ставропольская говядина».

В Минэкономразвития СК поступило письмо от 29.08.2019 № 14333/05 о согласовании предоставления ООО «Ставропольская го­вядина» земельного участка в аренду без торгов.

Поскольку положительные заключения иных органов исполнительной власти Ставропольского края о согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, необходимые в соответствии с Порядком № 305, уже были в наличии, вопрос был в установленном порядке вынесен на очередное заседание координационного совета по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции на терри­тории Ставропольского края.                                                                                            

После принятия координационным советом по развитию инвестицион­ной деятельности и конкуренции на территории Ставропольского края решения о рекомендации к реализации инвестиционного проекта Минэкономраз­вития края в соответствии с Порядком № 305 подготовило проект распоряжения Губернатора СК, устанавливающего, что предоставление земельного участка в аренду для реализации инвестиционного проекта осу­ществляется без проведения торгов.

Таким образом, процедура принятия распоряжения № 465-р проведена в соответствии с действующим законодательством.

      Довод ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» о том, что уполномоченные органы нарушили запрет, установленный определением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.09.2018 по делу № А63-5940/2018, судом отклонен как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.

      Названным определением были запрещены действия, направленные на предоставление третьим лицам прав на спорный земельный участок, а также внесение сведений в ЕГРН в отношении спорного земельного участка.

     При этом заключения уполномоченных органов о возможности предоставления ООО «Ставропольская говядина» спорного участка в аренду носили рекомендательный и информационный характер, не влекли возникновение обязательств по передаче прав на земельный участок, не являлись правоустанавливающими документами, а в компетенцию органов, выдавших заключения, не входят полномочия по распоряжению спорным земельным участком в целях осуществления инвестиционного проекта.

     Распоряжение № 465-пр о предоставлении спорного земельного участка ООО «Ставропольская говядина» принято 10.09.2019, договор аренды земельного участка заключен 13.09.2019, установленный судом запрет был снят (отменен) с момента принятия постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2019 по делу № А63-5940/2018.

     В выписке из ЕГРН в отношении спорного земельного участка от 30.08.2019 в разделе: «Ограничение прав и обременение объекта недвижимости» указано: «Не зарегистрировано».

     Следовательно, все действия, направленные на предоставление земельного участка, были совершены после отмены установленного судом запрета.

     Довод общества о нарушении процедуры рассмотрения заявления ООО «Ставропольская говядина» с учетом существующих заключений госорганов судом отклонен как не основанный на нормах права, ООО «Ставропольская говядина» повторно подало заявление 23.08.2019,  срок действия заключений законом не ограничен.

     Ссылка ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» на отсутствие документов, подтверждающих внесение ООО «Ставропольская говядина» капитальных вложений в размере 50 млн. руб. противоречит подпункту «б» части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз, поскольку на момент заключения договора аренды не требуется фактическое внесение денежных средств, а лишь предполагаются капитальные вложения в указанном размере.

     Довод ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» об отсутствии документов, подтверждающих возможность финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта опровергается договором инвестирования бизнес-проекта от 27.03.2019 № 10.

     В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Порядка  № 305 в качестве документов, подтверждающих возможность реализации инвестиционного проекта, могут быть представлены как документы, перечисленные в указанном пункте Порядка, так и иные документы.

     Нормы права, устанавливающие исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие возможности осуществления инвестиционного проекта, либо норм либо запрещающих предоставление инвестиционного договора в качестве такого документа, отсутствуют.

Пунктом 3 Порядка № 305 определен перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта, в котором также указаны доку­менты, подтверждающие возможность финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта в размере не менее 30 процентов от его стоимости (решение уполномоченного органа заявителя о направлении прибыли на реа­лизацию инвестиционного проекта, протокол о намерениях совместной реализации инвестиционного проекта, заключенный с заявителем, с подтвер­ждением наличия свободных средств, копия договора с кредитной организа­цией о выдаче кредита либо об открытии кредитной линии, заверенная заяви­телем, и иные документы, подтверждающие возможность финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта в размере не менее 30 процен­тов от его стоимости) (в случае рассмотрения вопроса о предоставлении зе­мельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестици­онного проекта в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз.                                         

В соответствии с заключением Минэкономразвития края от 05.04.2019 № 49 инвестиционный проект «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС», указанный в бизнес-плане ООО «Ставропольская говядина» признан соответствующим критерию, установленному в подпункте «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз, а именно инициатором проекта ООО «Ставро­польская говядина» представлены обосновывающие документы, в соответст­вии с которыми общая стоимость инвестиционного проекта составляет 1 485 931 085,00 рублей, финансирование инвестиционного проекта планиру­ется осуществить за счет заемных средств общества с ограниченной ответст­венностью «Агрофирма «Золотая нива» в размере 890 794 000,00 рублей, что составляет 60,0% от стоимости реализации инвестиционного проекта и соб­ственных средств инициатора инвестиционного проекта в размере 595 137 084,65 рубля.

В качестве документа, подтверждающего возможность финансового обеспечения реализации указанного инвестиционного проекта ООО «Став­ропольская говядина», представлен договор инвестирования бизнес-проекта от 27.03. 2019 № 10, согласно которому ООО «Агрофирма «Золотая нива» обязуется проинвестировать деятельность ООО «Ставропольская говядина» по реализации масштабного инвестицион­ного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в размере 890 794 000,00 рублей, что составляет 60% от стоимости реализа­ции инвестиционного проекта.

Доводы общества о том, что ООО «Ставропольская говядина», зарегистрировано в качестве юридического лица 25.02.2019, заявле­ние в Минэкономразвития СК о реализации инвестиционного проекта подано 27.03.2019 (по истечении всего 30 календарных дней (или 21 рабо­чего дня) со дня регистрации), размер уставного капитала составил 10 000 рублей, что исключает возможность исполнения обязанности, указанной в подпункте «б» пункта 2 части 1 статьи 21 Закона СК от 09.04.2015 № 36-кз, судом отклонен, поскольку такие критерии как срок государственной регистрации или размер уставного капитала, в Порядке № 305 не определены, как не установлены и нормативными правовыми актами, регламентирующими возникновение права на земельные уча­стки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Непредоставление ООО «Ставропольская говядина» бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренной подпунктом 4 пункта 3 Порядка № 305 не являлось нарушением Порядка № 305, поскольку согласно сноске к названному пункту Порядка № 305 документы, указанные в подпунктах 2, 3-5 и 11 пункта 3 Порядка № 305, предоставляются заявителем по собственной инициативе, то есть не являются обязательными.

Довод общества об уменьшении площадей пахотных земель и нарушении принципа сохранения целевого использования земельных участков не имеет правового значения, поскольку законом запрещено изменение общего сельскохозяйственного назначения, независимо от подкатегорий назначения земельных участков, таких как пашни, сенокосы, пастбища и т.п.

Согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок относится к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» и имеет вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства».                                                                                                                               

По договору аренды земельный участок предоставлен в целях использования для сельскохозяйственного производства (воспроизводство и откорм крупного рогатого скота), что полностью соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка.

Кроме того, доводы общества об уменьшении площади пашни в результате предоставления земельного участка не подтверждены доказательствами, при том, что для воспроизводства и откорма крупного рогатого скота требуются не только пастбища для выпаса скота, но и пашни для выращивания кормовой базы, а вопросы использования земельного участка не затрагивают права ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» и не влияют на возможность предоставления обществу спорного земельного участка.

     Довод о недопустимости указания в договоре срока аренды с 1019 не имеет правового значения, поскольку указанная в договоре дата начала срока аренды с 10.09.1019 (п. 1.3. договора) является опечаткой. В ЕГРН срок зарегистрированного права аренды в пользу ООО «Ставропольская говядина» указан с 10.09.2019 по 10.09.2038, что соответствует действительному волеизъявлению сторон.  Данная опечатка не нарушает прав ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» и не свидетельствует о ничтожности договора аренды.       

 Судом также отклонен довод ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» о несоответствии установленного оспариваемым договором срока аренды (19 лет) требованиям действующего законодательства, поскольку законом предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на срок от 3-х до 49 лет (абзац 1 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Усеченный срок аренды (до 3-х лет) предусмотрен абзацем 2 пункта 3 статьи 9 указанного Закона только для случаев предоставления земельного участка для сенокошения и выпаса скота.

Как следует из инвестиционного проекта, земельный участок предоставлен для иных целей - воспроизводство и откорм крупного рогатого скота, в связи с чем указанный в договоре срок аренды установлен в пределах норм действующего законодательства, предусматривающих возможность установления срока аренды от 3-х до 49 лет.

Согласно части 6 статьи 8 Закона Ставропольского края от 29.12.2009 № 98-кз «О региональных индустриальных, агропромышленных, туристско-рекреационных и технологических парках» региональный парк создается на срок от 5 до 20 лет.                                                                

Таким образом, установленный оспариваемым договором срок аренды полностью соответствует требованиям закона и сам по себе не нарушает прав ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» и не влечет недействительности договора аренды.

Довод ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» о необходимости уточнения границ земельного участка, а также о пересечении границ с автомобильной дорогой с КН 26:02:000000:6018 опровергается выпиской из ЕГРН от 30.08.2019 в отношении спорного земельного участка (полученной непосредственно перед предоставлением земельного участка), в которой отсутствуют сведения о необходимости уточнения границ, а также отсутствуют сведения о пересечении границ с автомобильной дорогой.

Согласно пункту 57 Приложения № 6 к Приказу Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 «Об утверждении форм выписок из ЕГРН» в реквизите «Особые отметки» выписки из ЕГРН при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной, указываются слова: «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Как следует из выписки из ЕГРН от 30.08.2019, в разделе «Особые отметки» вышеуказанные слова отсутствуют, что свидетельствует о том, что границы участка уточнены, установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Указанные обстоятельства подтверждены управлением в отзыве на заявление, где указано, что площадь спорного земельного участка является уточненной, границы участка соответствуют требованиям земельного законодательства.

Доводы ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» о нарушении законодательства о защите конкуренции, повлекшем за собой отстранение ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» от возможности участия в процедуре предоставления спорного земельного участка в аренду, судом отклонены, поскольку установление таких фактов не является компетенцией арбитражного суда, выводов антимонопольного органа в части предоставления ООО «Ставропольская говядина» необоснованного преимущественного права, отраженных в ненормативных правовых актах, не имеется.

Довод истца о том, что ООО «Ставропольская говядина» получило в пользование спорный земельный участок по заниженной цене, судом отклонен, поскольку по условиям инвестиционного проекта, а также соглашения № 51 о ведении деятельности резидента регионального агропромышленного парка от 30.08.2019 ООО «Ставропольская говядина» приняло па себя обязательство по осуществлению инвестиций в размере не менее 1 485 931 085 рублей, а по условиям договора аренды за ООО «Ставропольская говядина» закреплена обязанность по уплате арендной платы в размере 198 480,20 рублей, что в совокупности нельзя признать предоставлением земельного участка по заниженной цене с предоставлением преференций или преимуществ.

На основании пунктов 1 и 3 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Статья 168 Гражданского кодекса определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).

В пунктах 71, 73 и 84 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 25) разъяснено следующее. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной. В случае удовлетворения иска в решении суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной.

Учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При этом под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.11.2006 № 9148/06).

Как следует из пункта 3 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Статьей 10 ГК РФ предусмотрен запрет на действия, формально основанные на положениях закона, но направленные во вред иным участникам гражданского оборота.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума № 25, в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении,   даже   если   стороны   на   них   не   ссылались.   Если   будет   установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона, соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснено, что при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны. Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения.

Договор, при заключении которого допущено злоупотребление правом, подлежит признанию недействительным на основании статей 10 и 168 Гражданского кодекса РФ по иску лица, чьи права или охраняемые законом интересы нарушает этот договор (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).

Таким образом, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей. Злоупотребление правом при совершении сделки является нарушением запрета, установленного в статье 10 ГК РФ. Данное нарушение отнесено действующим гражданским законодательством к числу самостоятельных оснований для признания такой сделки недействительной и влечет применение к оспариваемой сделке статьи 168 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, права на спорный земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:6169 за ЗАО «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» не зарегистрированы, принадлежащие обществу объекты недвижимости на указанном земельном участке отсутствуют, исключительных прав на предоставление земельного участка у общества не имеется,  такого вида права как право на переоформление земельного участка в аренду, не существует (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу № А63-1720/2017).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу                          № А63-13029/2016 установлено отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 26:02:000000:6169 принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества. Договор купли-продажи от 15.01.2010 в части перехода обществу права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:72 этим же судебным актом признан недействительным (ничтожным).

Отказ уполномоченных органов в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов признан законным судебными актами арбитражных судов (дело №А63-8091/2012, А63-13029/2016).

В силу статьи 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Учитывая, что общество не является собственником указанного участка, не обладает правами на него, удовлетворение требований ЗАО «Племенной завод имени героя Социалистического труда ФИО1» не приведет к восстановлению его прав.

            Удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой право ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» на предоставление ему земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку не повлечет возникновения у него статуса резидента регионального парка, с учетом отсутствия намерений по приобретению такого статуса и участию в реализации инвестиционного проекта в запланированном объеме финансирования.     

При таких обстоятельствах у общества отсутствует материально-правовой интерес в предоставлении ему в аренду земельного участка на тех же условиях, на которых участок предоставлен ООО «Ставропольская говядина», а его действия направлены исключительно на создание препятствий в реализации инвестиционного проекта (участвовать в котором он не намерен) с целью нарушения публичных интересов, поскольку реализация инвестиционного
проекта имеет социально-значимую направленность и нацелена на удовлетворение потребностей неопределенного круга лиц по обеспечению населения сельскохозяйственной продукцией, а также на развитие экономики и сельского хозяйства края в целом.

Довод ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» о наличии у него исключительного права на предоставление ему в аренду земельного участка опровергается решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2018 по делу                      № А63-5940/2018, которым установлен факт незаконного владения и пользования обществом спорным земельным участком.

Указанное решение оставлено без изменений постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.08.2019, в котором дополнительно сделан вывод о недействительности (ничтожности) заключенного с обществом договора купли-продажи имущественного комплекса от 15.01.2010 в части продажи права постоянного бессрочного пользования на земельный участок (совершение взаимосвязанными лицами в процедуре банкротства действий, направленных на достижение противоправной цели - вывод активов должника, нарушение прав кредиторов). Ничтожность указанного договора в части отчуждения земельного участка также обусловлена установленным частью 3 статьи 269 ГК РФ запретом на распоряжение земельными участками, предоставленными на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Законность указанных судебных актов по делу № А63-5940/2018 подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2019 № 308-ЭС19-5320.                                    

Изложенное выше позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования ЗАО  «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1» удовлетворению не подлежат.

            Руководствуясь пунктом 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

в части требований закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1», п. Красочный, ОГРН <***>,                                  ИНН <***>, о признании недействительным решения Координационного совета по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края о рекомендации к реализации инвестиционного проекта «Строительство комплекса по воспроизводству и откорму КРС» в целях предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Ставропольская говядина» в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:6169 для реализации на нем указанного инвестиционного проекта, изложенного в протоколе заседания № 59 от 29.08.2019, производство по делу прекратить.

            В остальной части в удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества «Племенной завод имени Героя Социалистического труда ФИО1»,                            п. Красочный, ОГРН <***>, ИНН <***>, отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный  срок со дня его принятия (изготовление в полном объеме), в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок при условии, что решение было предметом пересмотра арбитражного суда апелляционной инстанции или арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.       

Судья                                                                                                                                   В.Г. Русанова