ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-20963/2017 от 07.05.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63-20963/2017

08 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 08 мая 2018 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Аксенова В.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агба А.В., рассмотрев дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «РН-Ставропольнефтегаз», г. Нефтекумск, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Кавказскому Управлению Ростехнадзора, г. Пятигорск, ОГРН <***>, ИНН <***>,

о признании незаконными и отмене пунктов 6, 8, 12, 14 предписания КУ Ростехнадзора № 4411-рПЛ1.6/П от 30.08.2017, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.,

при участии представителя заявителя –ФИО1 по доверенности № 22 от 25.12.2015, представителя заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 1 от 09.01.2018,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Ставропольнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Кавказскому Управлению Ростехнадзора о признании незаконными и отмене пунктов 6, 8, 12, 14 предписания КУ Ростехнадзора № 4411-рПЛ1.6/П от 30.08.2017, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного органа заявленные требования не признал, настаивает на том основании, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

Выслушав доводы сторон, всесторонне и полно исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 6 Предписания описанная в Положении «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», утвержденном приказом ООО «РН Ставропольнефтегаз» от 12.05.2016 № П-16-0873, организационная структура службы производственного контроля не соответствует действующей структуре, указанной в положении о структурном подразделении, утвержденном генеральным директором ООО «РН-Ставропольнефтегаз» от 17.03.2016, а именно: первый заместитель генерального директора - главный инженер не входит в состав Управления по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды (далее-УПБОТиОС), которое подчиняется напрямую генеральному директору, что противоречит пункту 8 Положения «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах». И это является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), п. 10 Постановления Правительства РФ от 26.06.2013 № 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» (далее-Требования), пункта 3(1) «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на Опасном производственном объекте», утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 10.03.1999 № 263 (далее - Правила организации).

Вменяемое нарушение, указанное в п. 6 Предписания. является незаконным и обоснованным по следующим обстоятельствам.

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте утверждены постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263.

Во исполнение п. 3 Правил организации обществом разработано Положение «Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности» № ПЗ-05 Р-0032 ЮЛ-005, утвержденное приказом общества №П16-0873 от 12.05.2016 (далее - Положение общества). При этом обращаем внимание, что в п. 6 Предписания содержится ссылка на некорректное название Положения общества.

Согласно п. 3(1) Правил организации Положение о производственном контроле должно содержать, в том числе, должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля.

Так, раздел 3.2 Положения общества предусматривает описание организационной структуры производственного контроля, согласно которому в обществе установлен четырехступенчатый контроль за состоянием промышленной безопасности и охраной труда.

В свою очередь, в п. 3.3.1 раздела 3.3 «Организация и осуществление производственного контроля» установлено, что общее руководство работой по осуществлению производственного контроля, возлагается на первого заместителя генерального директора по производству - главного инженера общества. При этом, координация работы подразделений общества по осуществлению 4-ого этапа производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах общества и контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков возлагается на начальника управления по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды.

Отмечаем, что генеральным директором общества утверждено Положение о структурном подразделении - Управлении по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среде аппарата генерального директора ООО «РН-Ставропольнефтегаз», в котором определена организационная структура подразделения и его основные функции. В компетенцию указанного управления не входит осуществление производственного контроля.

В связи с изложенным, вопреки п. 6 Предписания отсутствуют противоречия между Положением общества и вышеназванным приказом.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в п. 6 Предписания содержится необоснованная ссылка на п. 8 Положения общества, которым предусмотрен «порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями общества и доведение ее до работников занятых на опасных производственных объектах», и не содержится описание организационной структуры службы производственного контроля.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для внесения изменений в Положение о структурном подразделении (УПБОТиОС), поскольку данный документ не противоречит Положению общества.

Как следует из п. 8 Предписания, в Положении общества не определен порядок доведения информации о состоянии промышленной безопасности до работников, занятых на опасных производственных объектах общества, что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 11 Закона № 116-ФЗ, п. 10 Требований, п. 3(1) Правил организации, и необходимо разработать и утвердить порядок доведения информации о состоянии промышленной безопасности до работников, занятых на опасных производственных объектах общества.

Указанный пункт Предписания является незаконным и необоснованным, поскольку Положение общества в разделе 8 устанавливает Порядок доведения информации о состоянии промышленной безопасности до работников, занятых на опасных производственных объектах.

В частности, итоги работы по производственному контролю должны не реже 1 раза в
квартал анализироваться УПБОТиОС. Результаты такого анализа утверждаются первым заместителем генерального директора по производству - главным инженером общества, либо лицом, исполняющим его обязанности по приказу.

На постоянной основе проводится рассмотрение результатов производственного контроля комиссией четвертого этапа ПК с привлечением руководителей заинтересованных управлений не реже 1 раза в квартал под руководством генерального директора общества.

По итогам проверок производственных управлений постоянно действующей комиссией, проводятся совещания с участием (начальников цехов, инженеров по ОТ и ТБ, мастеров и т.д.) под председательством первого заместителя генерального директора по производству - главного инженера.

Не менее двух раз в год (по итогам года и по итогам полугодия), УПБОТ и ОС готовит информацию, в виде презентации, о состоянии промышленной безопасности в обществе.

Информация содержит:

-сведения об итогах проведения производственного контроля, с разбивкой по СП общества;

-анализ нарушений выявленных в ходе проведения производственного контроля, а также мероприятия по их устранению;

- сведения об авариях, инцидентах и несчастных случаях, произошедших на ОПО, эксплуатируемых обществом. Принятые меры по результатам расследования;

- иная информация по решению начальника УПБОТиОС.

Таким образом, во исполнение требования п. 3(1) Правил организации Положение о производственном контроле содержит порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах. В связи с чем, не представляется необходимым разрабатывать и утверждать иной порядок доведения информации о состоянии промышленной безопасности до работников, занятых на опасных производственных объектах общества.

В силу п. 12 Предписания производство работ в местах, где имеется или может возникнуть повышенная производственная опасность, осуществляется с нарушениями нарядно-допускной системы, а именно:

-нет перечня должностей специалистов, имеющих право выдавать и утверждать наряды-допуски;

-производственный контроль нарядно-допускной системы проводится формально;

- производство работ осуществляется в соответствии с инструкциями, разработанными без учета ФНП, Регламентов таможенного союза, устанавливающих требования к организации и безопасному проведению работ.

По мнению КУ Ростехнадзора обществом нарушен п. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101. Предписывается обществу разработать инструкции по организации работ повышенной опасности ссылаясь на Федеральное законодательство (ФНП, Регламент таможенного союза).

В соответствии с п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» указано, что производство работ в местах, где имеется или может возникнуть повышенная производственная опасность, должно осуществляться по наряду-допуску. Перечень таких работ, порядок оформления нарядов-допусков, а также перечни должностей специалистов, имеющих право выдавать и утверждать наряды-допуски, утверждаются техническим руководителем организации. Разрешается проведение ежесменно выполняемых видов работ без оформления наряда-допуска, но с регистрацией в журнале учета работ повышенной опасности, при условии Обязательной разработки мероприятий, утвержденных техническим руководителем организации до их безопасному выполнению. Производство работ повышенной опасности должно осуществляться в соответствии с инструкциями, устанавливающими требования к организации и безопасному проведению таких работ, утвержденными техническим руководителем организации.

В ходе проверки главному государственному инспектору межрегионального отдела по надзору За объектами нефтегазового комплекса КУ Ростехнадзора ФИО3 был предъявлен перечень работ повышенной опасности, выполняемых по наряду-допуску с указанием перечня должностей специалистов, имеющих право выдавать и утверждать наряды-допуски, утвержденный 07.03.2017 первым заместителем генерального директора по производству-главным инженером. В данном перечне указаны все положения и инструкции общества, устанавливающие нарядно-допускную систему:

- положение общества «Порядок организации безопасного производства одновременных работ на кустовых площадках скважин, эксплуатируемых обществом» №ПЗ-05 Р-0354 ЮЛ-005;

- инструкция общества «Охрана труда и промышленная безопасность при организации безопасного проведения газоопасных работ на объектах общества» №ПЗ-05 ОПБОТиОС Иот-069-028 ЮЛ-005;

- инструкция ООО «РН-Ставропольнефтегаз» «Организация безопасного проведения сварочных и других огневых работ» №П4-05 ОПБОТиОС Иот-068-013 ЮЛ-005;

-инструкция ООО «РН-Ставропольнефтегаз» «Охрана труда при пропаривании и отогреве оборудования объектов общества с применением передвижной паровой установки (ППУ) №ПЗ-05 ОПБОТиОС Иот-057-069 ЮЛ-005;

-инструкция ООО «РН-Ставропольнефтегаз» «Охрана труда при организации и производстве земляных работ» №ПЗ-05 ОПБОТиОС Иот-039-029 ЮЛ-005.

В введении Положения общества «Порядок организации безопасного производства

одновременных работ на кустовых площадках скважин, эксплуатируемых обществом» №ПЗ-05 Р-

0354 ЮЛ-005 указано, что Положение разработано в соответствии с:

- Законом № 116-ФЗ;

- Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

- Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»;

- Положением Компании «Порядок организации безопасного производства одновременных работ на кустовых площадках скважин, эксплуатируемых обществами группы» № ПЗ-05 Р-0354.

В введении Инструкции ООО «РН-Ставропольнефтегаз» «Охрана труда и промышленная безопасность при организации безопасного проведения газоопасных работ на объектах общества» №ПЗ-05 ОПБОТиОС Иот-069-028 ЮЛ-005 указано, что настоящая инструкция соответствует требованиям:

- Политики Компании «В области промышленной безопасности и охраны труда» № ПЗ-05.01 П-01;

- Стандарта Компании «Интегрированная система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды» № П4-05 С-009;

- Инструкции Компании «Об организации безопасного проведения газоопасных работ» № ПЗ-05 И-0014.

В основу разработки настоящей инструкции положены требования типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

В вводных положениях инструкции ООО «РН-Ставропольнефтегаз» «Организация
безопасного проведения сварочных и других огневых работ» №П4-05 ОПБОТиОС Иот-068-013
Ю
JI-005, указано, что настоящая инструкция общества регламентирует порядок проведения
п0дготовительных работ, порядок оформления нарядов-допусков на проведение огневых работ,
устанавливает требования к организации безопасного проведения сварочных и других огневых
работ на объектах общества, определяет обязанности и ответственность руководителей и
исполнителей огневых работ.

- Инструкция разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

- Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

- Политики Компании в области промышленной безопасности и охраны труда № ПЗ-05.01 П-01;

- Политики Компании в области охраны окружающей среды № ПЗ-05.02 П-01;

- Положения Компании «Организация и осуществление пожарного надзора на объектах Компании» № ПЗ-05 С-0102;

- Положения Компании «Порядок обучения мерам пожарной безопасности работников Компании» № ПЗ-05 Р-0061;

- Положения Компании «Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды» № ПЗ-05 Р-0032.

- Инструкции Компании «Организация безопасного проведения огневых работ» № ПЗ-05 И-75484.

Инструкция общества «Охрана труда при пропаривании и отогреве оборудования объектов общества с применением передвижной паровой установки (ППУ) №ПЗ-05 ОПБОТиОС Иот-057- 069 ЮЛ-005 и инструкция общества «Охрана труда при организации и производстве земляных работ» №ПЗ-05 ОПБОТиОС Иот-03 9-029 ЮЛ-005 являются инструкциями по охране труда. Содержание и порядок разработки вышеуказанных инструкций регламентируется Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.12.2002 №80.

В пункте 5.3 Методических рекомендаций указано, что инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Таким образом, в локальных нормативных документах (положения и инструкции) имеются ссылки на законодательство РФ и они разработаны в соответствии с требованиями нормативных документов.

В ходе проведения проверки государственным инспектором не запрашивались и не проверялись вышеуказанные локальные нормативные документы на соответствия требованиям законодательства РФ.

Пункт 14 предписания: «Капитальные ремонты внутри площадочных трубопроводов оформляются как текущие, согласно графиков ремонтов трубопроводов ФИО4 ФИО5 ООО «РН-Ставропольнефтегаз» от 30.03.2016:- внутриплощадочные трубопроводы: УПН инв. № 10034215 D 159 L70м; ЦППН-1 D273 L300м; ЦППН-2 УПСВ «Озек-Суат» инв.№10346 D219 L400m. УПСВ «Лесное» инв. №20559 D219 350м.УПСВ «Владимирское» инв.№30470 D219 L 170м и графиков ремонтов трубопроводов УПНГ на 2017, утв. начальником ФИО4 ФИО5 ООО «РН-Ставропольнефтегаз» от 10.11.2016; внутриплощадочные трубопроводы РП ЦППН-1 инв. №00321-2 D219 L219 м., что является нарушением пункта 7.5.6.4. Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94.

В соответствии с пунктом 7.5.6.4 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94. капитальный ремонт (КР) - наибольший по объему и содержанию плановый ремонт, который проводится при достижении предельных величин износа в линейных сооружениях и связан с полной разборкой, восстановлением или заменой изношенных или неисправных составных частей сооружений. К
капитальному ремонту линейной части ПТ в том числе относятся: все работы, выполняемые при текущем ремонте; осмотр и частичная замена изоляции; ремонт или замена дефектных участков трубопровода и запорной арматуры.

Минстрой России письмом от 27.02.2018 № 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» разъясняет: в соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.

Согласно письму Минфина России от 14 января 2004 № 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов.

Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от
преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Заявителем проведена работа по ремонту и замене дефектных участков трубопровода, чем и подтверждается факт проведения капитального ремонта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно пункту 1 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В соответствии с подпунктами 5.3.1.5 и 5.3.8 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Кавказское управление Ростехнадзора является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право давать юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах в пределах компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В данной части требования заявителя являются необоснованными, поскольку заявителем нарушены требования п. 1 ст. 93 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить пункты 6, 8, 12 предписания КУ Ростехнадзора № 4411-рПЛ1.6/П от 30.08.2017.

В остальной части, т.е. в части обжалования пункта 14 предписания КУ Ростехнадзора № 4411-рПЛ1.6/П от 30.08.2017, заявление оставить без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РН-Ставропольнефтегаз», г. Нефтекумск, ОГРН <***>, ИНН <***>, 3 000,00 руб. уплаченной суммы госпошлины.

Справку на возврат данной суммы госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Решение также может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.А. Аксенов