ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-21571/17 от 18.12.2017 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-21571/2017

26 декабря 2017 года.

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марьевым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Ставнефть», г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь,

к акционерному обществу «МИР СК ПЖТ», ст. Павловская Краснодарского края, ОГРН <***>, ИНН <***>,

о признании недействительным постановления от 31.08.2016 № 32/3 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые ОАО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края» в части стрелочного перевода № 93.

при участии от заявителя: представителя ФИО1 по доверенности от 15.02.2017 № 4, ФИО2 по доверенности от 07.11.2017 № 64; представителей РТК по СК ФИО3 по доверенности от 25.10.2017 № 01-09/2961, ФИО4 по доверенности от 28.06.2017 № 01-09/1886; представителей АО «МИР СК ПЖТ» ФИО5 по доверенности от 04.07.2017 № 19 и ФИО6 по доверенности от 01.07.2017 № 18,

У С Т А Н О В И Л:

определением от 06.12.2017 по делу № А 63-3673/2017 требование общества с ограниченной ответственностью «Ставнефть», г. Ставрополь, о признании недействительным постановления от 31.08.2016 № 32/3 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые ОАО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края» в части стрелочного перевода № 93, выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А63-21571/20117.

В Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Ставнефть», г. Ставрополь (далее – заявитель, общество) к региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь (далее- тарифная комиссия, РТК по СК), к акционерному обществу «МИР СК ПЖТ» (далее- АО «МИР СК ПЖТ») о признании недействительным постановления от 31.08.2016 № 32/3 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые ОАО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края» в части стрелочного перевода № 93.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали и указали, что утвержденный региональной тарифной комиссией тариф является экономически необоснованным и незаконным, тем самым нарушает права и интересы общества как организации, являющейся потребителем услуг АО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал).

Представители заявителя неоднократно заявляли ходатайства о назначении по делу финансово-экономической экспертизы, в которых просили поставить перед экспертами следующий вопрос: «Проверить подтверждение достоверности фактических бухгалтерских данных раздельного учета регулируемой деятельности при формировании экономически обоснованного тарифа, представленного РТК СК при утверждении тарифного решения, по всем представленным АО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) статьям затрат за 2015 год по документам, имеющимся в материалах дела».

Заинтересованные лица просили суд отказать в удовлетворении ходатайств о назначении по делу финансово-экономической экспертизы, полагая, что для рассмотрения дела достаточно доказательств, которые представлены в дело.

Суд, с учетом мнения сторон, рассмотрев заявленные ходатайства, отказал в их удовлетворении, вынес отдельные определения, которые имеются в деле, ввиду следующего.

Тариф на перевозки был установлен компетентным органом, в отношении всех имеющихся материалов компетентным органом проведена экспертиза, на основании которой принято тарифное решение. Непосредственно при принятии тарифного решения его законность и обоснованность были проверены представителем УФАС по Ставропольскому краю. Также до принятия указанного решения проект решения в установленном постановлением Правительства Ставропольского края от 14.07.2010 № 216-п «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов исполнительными органами государственной власти Ставропольского края и аппаратом Правительства Ставропольского края» прошел независимую антикоррупционную экспертизу. Имеющиеся в деле доказательства позволяют рассмотреть спор по существу, проведение экспертизы по заявленному вопросу является нецелесообразным. Назначение экспертизы по делу в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда.

Материалами дела установлено, что в собственности ООО «Ставнефть» имеется нефтебаза № 2, расположенная но адресу: <...>, которая обслуживается на основании договора № 25-2-16 на подачу и уборку вагонов от 07.12.2015 г. ОА «МИР СК ПЖТ» (Армавирским филиалом) на территории Ставропольского края. Постановлением РТК Ставропольского края от 14 января 2011 г. №01/2 «О предельных максимальных уровнях тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые ОАО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края» был утвержден предельный уровень тарифа по доставке грузов для ООО «Ставнефть» в размере 248,46 руб. за 1 тонну без учета НДС.

Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31 августа 2016 г. №32/3 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые ОАО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края» были утверждены новые предельные уровни тарифа, а именно 540,98 руб. за 1 тн. без учета НДС. Письмом за исх. № 267 от 29.11.2016 г. в адрес ОА «МИР СК ПЖТ» (Армавирского филиала) на территории Ставропольского края истцом отправлен договор № 58-2-17 на подачу и уборку вагонов от 14.11.2016 г. сроком действия с 01.01.2017 г. до 31.12.2017 г., с протоколом разногласий, так как истец не согласился с выставленным тарифом.

Представители заявителя считают, что утвержденный РТК Ставропольского края тариф является экономически необоснованным и незаконным, тем самым нарушает его права и интересы. Так, Федеральная антимонопольная служба России одобрила на 2016 год индексацию грузового тарифа РЖД на 9 % с итоговым ростом 7,5 %, уровень инфляции по России за последние три года составил в среднем 10 %. Увеличение тарифа Армавирским филиалом ПЖТ на свои услуги составило на 120 %.Армавирский филиал ОА «МИР СК ПЖТ» осуществляет подачу и уборку цистерн от Ставропольского грузового района до Нефтебазы № 2, принадлежащей истцу, протяженностью 9 км в одну сторону, где за одну тонну груза стоимость тарифа составляет 638,36 руб. с учетом НДС, таким образом при подаче и уборке одной цистерны весом 35 тонн стоимость составит 22 342,60 руб., а при разовой подаче и уборке трех цистерн весом 105 тонн стоимость составит 67 027, 80 руб.

Армавирский филиал ОА «МИР СК ПЖТ» занимает монопольное положение на данном рынке услуг, так как является собственником путей необщего пользования и другие организации не могут осуществлять подачу и уборку по данным путям. ООО «Ставнефть» направляло письменное обращение за исх. 81/10 от 04.10.2016 г. в адрес ОАО «МИР СК ПЖТ» о предоставлении расшифровки затрат, о расширенной калькуляции по стоимости подачи-уборки, о расчете стоимости, о предоставлении документов, которые позволили бы проанализировать расчет, но ОАО «МИР СК ПЖТ», в ответ на указанное обращение ОА «МИР СК ПЖТ» что представленная калькуляция не позволила заявителю определить, насколько обоснованно такое резкое увеличение тарифа, так как калькуляция рассчитана только в отношении перевозок грузов ООО «Ставнефть». Аналогичное письмо с этой же просьбой за исх. 80/10 от 04.10.2016 г. было направлено РТК Ставропольского края за вх. 3637 от 04.10.2016 г. Ответ на данное обращение был направлен заявителю 25.10.2016 № 01-07/3168.

Представители заявителя полагают, что данная калькуляция приводит к убыточности его объекта, который обслуживается в ОАО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края. Истец полагает, что если рассмотреть калькуляцию в целом по грузовому району, то рентабельность грузовых перевозок с такими тарифами у Армавирского филиала ПЖТ будет совсем иной, чем в предоставленной калькуляции.

Письмом от 29.12.2016 года №297 заявитель обратился в Федеральную антимонопольную службу России, г. Москва, с просьбой принять к рассмотрению спор о необоснованном повышении тарифа на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые ОАО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края, а также отменить Постановление РТК Ставропольского края от 31 августа 2016 г. №32/3 в части утверждения тарифа ОАО «МИР СК ПЖТ» Ставропольского грузового района для предприятий, примыкающих к стрелочному переводу № 93. Письмом от 10.02.2017 года № АР/8074/17 ФАС России сообщила, что поручает Ставропольскому УФАС России рассмотреть на месте по существу заявление ООО «Ставнефть» и, при необходимости, принять меры антимонопольного реагирования.

В дополнениях к заявлению общество указало, что согласно утвержденному постановлением РТК Ставропольского края от 10 ноября 2011 г. № 64/4 Порядку государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ставропольского края (далее - Порядок) АО «МИР СК ПЖТ» для установления предельно максимального уровня тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям должно было представить в комиссию документацию по пунктам Порядка, а также материалы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов для включения в тариф. К материалам дела РТК Ставропольского края была приобщена вся имеющаяся информация из материалов тарифного дела, на основании которых утверждался тариф. В соответствии с Порядком регулируемая организация это хозяйствующий субъект, независимо от его организационно- правовой формы, осуществляющий деятельность по производству (реализации) товаров (работ, услуг), в отношении которых законодательством Ставропольского края установлено государственное регулирование цен, тарифов. Субъектами хозяйствования могут быть физические или юридические лица, осуществляющие экономическую, хозяйственную деятельность. В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства, филиалы и иные обособленные подразделения не являются юридическими лицами. В этой связи в материалах, представленных обществом на регулирование должны представляться экономически обоснованные расходы не только Армавирского филиала, но и общества, так как тариф устанавливается для хозяйствующего субъекта.

В целях формирования экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, а также с целью совершенствования государственного регулирования распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2001 № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйственных субъектов, независимо от их юридического статуса.

Согласно пункту 4 Методических рекомендаций затраты, образующие себестоимость (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим пяти элементам: затраты на оплату труда работников ОПЖТ; отчисления на социальные нужды; материальные затраты, включая затраты на топливо и ГСМ; амортизация основных фондов; прочие затраты (в т.ч. ремонт оргтехники, налог на землю, подготовка кадров, налог на пользователей дорог, налог на пользователей транспортных средств, налог на загрязнение окружающей среды; охрана предприятия и остальные прочие). Методическими рекомендациями не предусмотрены в числе затрат, образующих себестоимость, расходы на отчисление филиалом средств на содержание головного предприятия.

Положением об учетной политике общества на 2016 год пунктом 10.3, предусмотрено, что филиалам необходимо перечислять на содержание головной организации 25 процентов от дохода, относить на себестоимость оказанных услуг содержания вышестоящей организации в фактических суммах ежемесячно согласно распоряжениям Генерального директора АО «МИР СК ПЖТ» до 18 процентов от полученных доходов. Проценты от доходов должны передаваться головному предприятию по счету 79 «Внутриведомственные расчеты». И далее, по нормам бухгалтерского учета, отражаться в отчете о финансовых результатах общества по строке «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы».

Таким образом, по мнению представителей заявителя, общество имело право включить в Положение об учетной политике пункт о перечислении процентов на содержание вышестоящей организации, но только для целей бухгалтерского и налогового учета. В целях регулирования, в нарушение Методических рекомендаций, Порядка, общество неправомерно включило в расходы филиала отчисления на содержание вышестоящей организации.

Анализируя таблицу затрат, учтенных комиссией при расчете тарифа, заявитель отметил, что наибольшее увеличение затрат в 2016 году по сравнению с 2011 годом произошло по статье «Материалы и ремонт» (на 1214,93 тыс. руб. или в 3,7 раза больше чем в 2011 году). Однако в материалы дела не представлены первичные бухгалтерские документы, подтверждающие фактический расход по данной статье в 2015 году. Не имея подтверждающих документов, комиссия принимает к расчету увеличение расходов по статье «Амортизация» в 2016 году по сравнению с 2011 годом в 6,8 раза.

В отзывах на исковое заявление РТК Ставропольского края и АО «МИР СК ПЖТ» просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, считая, что государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, в том числе их филиалами и представительствами, независимо от организационно - правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Порядком государственного регулирования цен (тарифов) на территории Ставропольского края, утвержденным постановлением региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 10 ноября 2011 г. № 64/4. Согласно Положению о РТК Ставропольского края, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 г. № 495-п, органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, является РТК Ставропольского края. Согласно Порядку органом регулирования проведена экспертиза на основании поступившего от АО «МИР СК ПЖТ» как от субъекта регулирования, оказывающего транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях на территории Ставропольского края, заявления и обосновывающих материалов к нему (вх. № 2984 от 29.07.2016). Необходимость пересмотра для АО «МИР СК ПЖТ» тарифов по Ставропольскому грузовому району обусловлена ростом расходов на перевозку грузов, изменением объемов, пропорций распределения затрат по Ставропольскому грузовому району для обслуживаемых предприятий, а также ростом инфляции. Изменение в течение последних пяти лет (с 2011 по 2016 год) ранее установленных постановлением РТК Ставропольского края от 14 января 2011 г. № 01/2 тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые АО «МИР СК ПЖТ», не осуществлялось в целях сохранения объемов перевозки грузов для существующих предприятий и создания условий для привлечения новых. Срок проведения экспертизы установлен органом регулирования и не превышал 30 календарных дней с даты открытия дела об установлении цен (тарифов). Для проведения экспертизы органом регулирования назначены эксперты. Тарифное решение принято строго в соответствии с нормами права и на экономически обоснованном уровне.

По результатам проведения экспертизы экономического обоснования тарифов, предложенных АО «МИР СК ПЖТ», РТК Ставропольского края подготовлен проект постановления «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые открытым акционерным обществом «МИР Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта» (Армавирский филиал) на территории Ставропольского края» для установления предельных максимальных уровней тарифов для предприятий, примыкающих к стрелочному переводу № 93 железнодорожных путей Ставропольского грузового района (расстояние - 9 км), в размере 540,98 руб. за 1 тонну груза, вместо предложенных предприятием 618,00руб. за 1 тонну груза.

Проект постановления в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы был размещен в установленном порядке на сайте РТК Ставропольского края в сети «Интернет» и на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края. Указанный интернет-портал является общедоступным, любая заинтересованная сторона имела возможность ознакомиться и внести свои замечания и предложения. Заседание правления органа регулирования по рассмотрению дел об установлении цен (тарифов) проводилось в соответствии с регламентом, утвержденным органом регулирования. Принятие решения об установлении тарифов осуществлялось коллегиальным органом (правлением) РТК Ставропольского края, заседание является открытым. В целях обеспечения открытости информации о деятельности РТК Ставропольского края на официальном сайте РТК Ставропольского края своевременно размещена информация о планируемом заседании правления и его повестка дня.

Решение органа регулирования об установлении цен (тарифов) опубликовано в установленном порядке. Копии принятого комиссией постановления от 31 августа 2016 г. № 32/3 направлены в течение 3 календарных дней со дня его принятия:

в управление по информационной политике аппарата Правительства Ставропольского края для официального опубликования в соответствии с Порядком официального опубликования правовых актов Ставропольского края в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края», утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 24 июля 2014 г. № 393 «О некоторых мерах по обеспечению официального опубликования правовых актов Ставропольского края»;

в прокуратуру Ставропольского края;

в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю.

Интересы потребителей услуг учитываются в виде всестороннего анализа представленных субъектом регулирования документов, т.е. в процессе регулирования анализируются все представленные материалы на соответствие действующему законодательству, и принимаются в расчетах тарифов лишь те, которые экономически обоснованы.

Затраты включены в тариф для предприятий, примыкающих к стрелочному переводу железнодорожного пути № 93 Ставропольского грузового района, в соответствии с их экономической обоснованностью:

затраты по статье «фонд оплаты труда» включены в тариф в соответствии с расчетами предприятия, учитывая часовые тарифные ставки и оклады, установленные согласно штатному расписанию, а также с учетом фактической численности работников района исходя из минимума, разрешаемого технологическим процессом. В материалах тарифного дела имеются штатное расписание рабочих Армавирского филиала АО «МИР СК ПЖТ»; штатное расписание ИТР и служащих грузовых районов Армавирского филиала АО «МИР СК ПЖТ»; сведения о фактической численности работников Ставропольского грузового района Армавирского филиала АО «МИР СК ПЖТ» на 01.07.2016 года; смета на начисление резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год по Армавирскому филиалу АО «МИР СК ПЖТ»;

затраты по статье «отчисления на социальное страхование» включены в тариф исходя из размера фонда заработной платы и установленного процента отчислений (30,4 процента);

затраты по статье «топливо и смазка» включены в тариф в соответствии с нормами расхода ГСМ и их рыночной стоимостью, а также объемом расчетного периода. В материалах тарифного дела имеются годовой расход топлива, масла, смазки, воды для тепловоза ТЭМ-2 по Ставропольскому грузовому району; годовой расход топлива, масла, смазки, воды для дрезины ДГКу-5 №4465 по Ставропольскому грузовому району; счет-фактура № С0000000354 от 14 июня 2016 г. (топливо дизельное);

затраты по статье «материалы и ремонт» включены в тариф с учетом размеров капитального ремонта железнодорожных путей и планово-предупредительной выправки, текущего содержания машин и механизмов, а также ремонта зданий согласно планам номенклатурных мероприятий по охране труда.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, приходит к следующему.

В материалах тарифного дела имеются план производства оздоровительных работ путевого хозяйства по грузовым районам Армавирского филиала на 2016 год; график ремонта подвижного состава Армавирского филиала АО «МИР СК ПЖТ» на 2016 год; план номенклатурных мероприятий по охране труда в Армавирском филиале АО «МИР СК ПЖТ» на 2016 год; план оздоровительных мероприятий на 2016 год по охране труда в Армавирском филиале АО «МИР СК ПЖТ»; выписка из технического паспорта (2016 г.); протяженность ж.д.путей Армавирского филиала АО «МИР СК ПЖТ» ст. Промышленная; смета производства планово-предупредительной выправки пути Ставропольского грузового района на деревянных шпалах, рельсы Р-50, щебеночном балласте, протяженностью 1000 км.пути; смета производства планово-предупредительной выправки стрелочного перевода Р-50 1/9 на щебеночном балласте Ставропольского грузового района; калькуляция стоимости текущего содержания и ремонта тепловозов, дрезины ДГКу, АГМу (ТО-3, ТР-1); расчет годовых затрат по текущему содержанию 1 км ж.д по предприятиям промышленного железнодорожного транспорта; расчет затрат материалов на текущее содержание и ремонт подвижного состава на 2016 год; счет-фактура № 0000071 от 25 мая 2016 г. (шпала деревянная новая); счет-фактура № 197 от 14 июня 2016 г. (перечень материалов);

Судом установлено, что затраты по статье «электроэнергия» включены в тариф в соответствии с нормами потребления и тарифом на электроэнергию. В материалах тарифного дела имеются договор №514046 энергоснабжения для потребителя с присоединенной мощностью свыше 50кВа (одноставочный тариф); счет-фактура №33/09976 от 30 апреля 2016 г. (электроэнергия 1 цен. кат. с мах. мощностью менее 150 кВт);

затраты по статье «амортизация» приняты к расчету тарифа в соответствии с балансовой стоимостью основных средств и нормами амортизационных отчислений согласно действующему законодательству, а также распределению пропорционально доли в объеме грузооборота по стрелочным переводам района. В материалах тарифного дела имеется ведомость амортизации основных средств за 2015 год в Армавирском филиале АО «МИР СК ПЖТ»;

затраты по статье «аренда земли» включены в тариф с учетом стоимости аренды земли под железнодорожными путями по г. Ставрополю и Палагиадской промзоне. В материалах тарифного дела имеются расчет арендной платы за земельный участок (к договору аренды земельного участка от 23.05.2011 № 9034); расчет арендной платы за земельный участок (к договору аренды земельного участка от 19.07.2011 № 9129); расчет арендной платы за земельный участок (к договору аренды земельного участка от 23.05.2011 № 9034); пояснительная записка по сумме арендной платы;

затраты по статье «прочие расходы» включены в тариф на уровне, предложенном предприятием, в соответствии с их экономической обоснованностью. В материалах тарифного дела имеются расшифровка прочих расходов; реестры платы за выбросы загрязняющих веществ за 1-4 кварталы 2015 г.;

затраты по статье «общехозяйственные расходы» включены в тариф в соответствии с фактическими затратами прошлого года, распределением их от доходов, с учетом индекса инфляции на 2016 год (107,4 процента согласно прогнозу Минэкономразвития России). В материалах тарифного дела имеются расшифровка фактических общехозяйственных (накладных) расходов по Армавирскому филиалу АО «МИР СК ПЖТ» за 2015 год; приказ от 31 декабря 2015 г. № 49/11-П «Положение об учетной политике АО «МИР СК ПЖТ» на 2016 г год; ежемесячные расчеты суммы отчислений в адрес головной организации за 2015 год по Армавирскому филиалу АО «МИР СК ПЖТ»; приказы АО «МИР СК ПЖТ» о распределении фактических расходов по содержанию аппарата управления АО «МИР СК ПЖТ».

Согласно разделу IV Порядка органом регулирования приняты дополнительно к материалам АО «МИР СК ПЖТ», указанным в п.7 Порядка, формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности. Квитанции о приеме налоговым органом или другим ведомственным органом форм бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности являются второстепенными и необязательными для рассмотрения тарифов.

В расчете РТК Ставропольского края затраты для предприятий, примыкающих к стрелочному переводу № 93 железнодорожных путей Ставропольского грузового района, включены в тарифы в соответствии с их экономической обоснованностью и учитывают структуру АО «МИР СК ПЖТ». Согласно п.1.12 Устава АО «МИР СК ПЖТ» общество имеет филиалы и представительства, являющиеся его обособленными подразделениями, действующими на основании положений, утверждаемых Советом директоров общества. Филиалы имеют в своем составе грузовые районы.

Армавирский филиал включает четыре грузовых района: три грузовых района (Невинномысский, Ставропольский, Солнечнодольский) находятся в Ставропольском крае;один грузовой район находится в Краснодарском крае. Затраты на услуги по перевозке грузов по Ставропольскому грузовому району состоят из прямых и косвенных затрат.

Под классификацию прямых затрат отнесены затраты Ставропольского грузового района на производственную деятельность (материалы и запасные части для ремонта, горюче-смазочные материалы, затраты на оплату труда работников Ставропольского грузового района, арендная плата на землю, коммунальные услуги и т.д).Под классификацию косвенных затрат отнесены затраты, которые невозможно отнести непосредственно к Ставропольскому грузовому району. Данные затраты связаны с деятельностью АО «МИР СК ПЖТ» в целом и включают расходы на аппарат управления филиалом в г. Армавире и расходы на содержание аппарата управления акционерного общества в ст. Павловской, затраты вспомогательных служб, обеспечивающих работу филиала.

Действующее распределение затрат между филиалами общества и грузовыми районами филиала определяется согласно Положению об учетной политике АО «МИР СК ПЖТ» (приказ от 31 декабря 2015 г. № 49/11-П) (далее - Положение об учетной политике АО «МИР СК ПЖТ»).

Прямые затраты грузового района включены в себестоимость услуг в полном объеме. Это и есть затраты Ставропольского грузового района на оказание услуг по перевозке грузов.Косвенные расходы формируются в целом по Армавирскому филиалу, а потом распределяются между четырьмя грузовыми районами Армавирского филиала пропорционально доходам этих грузовых районов согласно п. 9.2 Положения об учетной политике АО «МИР СК ПЖТ».

Согласно разделу IV.Порядка формирования и установления тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно - правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности осуществляется пропорционально прямым затратам, основной заработной плате производственных рабочих или иным способом, предусмотренным учетной политикой предприятия.

На основании пункта 10.3. Положения об учетной политике АО «МИР СК ПЖТ» филиалы общества перечисляют на содержание головной организации в ст. Павловской Краснодарского края ежемесячно согласно распоряжениям Генерального директора ОА «МИР СК ПЖТ» до 18 процентов от полученных доходов Армавирского филиала.Отчисления на содержание головной организации общества за 2015 год («Расчеты с обществом») составили 12 процентов от валового дохода Армавирского филиала и включены в общехозяйственные расходы по Армавирскому филиалу АО «МИР СК ПЖТ» за 2015 год.

В себестоимости перевозки по Ставропольскому грузовому району расходы на содержание общества включены в состав накладных расходов, доля которых пропорциональна доходам Ставропольского грузового района в общих доходах Армавирского филиала.

Распределение затрат по стрелочным переводам Ставропольского грузового района пропорционально не только объему перевозок, но и грузообороту по району.

Для предприятий, примыкающих к стрелочному переводу № 93:

доля в общем объеме перевозок по району в целом - 2,45 %

доля в общем объеме перевозок по ст. Заводская - 78,08 %

доля в объеме грузооборота по району в целом - 7,67 %

доля в объеме грузооборота ст. Заводская - 82,08 %

Для предприятий, примыкающих к стрелочному переводу № 50:

доля в общем объеме перевозок по району в целом - 64,82 %

доля в объеме грузооборота по району в целом - 45,02 %

Ранее установленные постановлением РТК Ставропольского края от 14 января 2011 г. № 01/2 тарифы на услуги по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемые АО «МИР СК ПЖТ», действовали до вступления в силу постановления РТК Ставропольского края № 32/3, т.е. в период с января 2011 года по август 2016 года. Индекс потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, характеризующий уровень инфляции за период с января 2011 года по август 2016 года, составил 157,2 процента (по данным Федеральной службы государственной статистики).

Расходы, приведенные в статьях 252 и 253 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствуют понятию расходов, относящихся на себестоимость услуг по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям, оказываемых АО «МИР СК ПЖТ» (Армавирский филиал), и учитывают все вышеперечисленные факторы.

Судом установлено, что в соответствии со схемой железнодорожных путей Ставропольского грузового района стрелочный перевод № 93 является общим для всех потенциально возможных клиентов на данном участке следования с самой большей протяженностью (9 км). Следует учесть, что в настоящее время ООО «Ставнефть» является единственным предприятием на данном железнодорожном пути. Отличительной особенностью хозяйственной деятельности АО «МИР СК ПЖТ» является условно-постоянный характер расходов, что предполагает обязательное наличие расходов вне зависимости от количества клиентов.

В расчете РТК Ставропольского края тариф для предприятий, примыкающих к стрелочному переводу железнодорожного пути № 93, сформирован на основании представленной ООО «Ставнефть» заявки объема на перевозку грузов на 2016 год в размере 5 700 т. Фактический объем перевезенного груза за 2016 год составил 4 101 т. Следует обратить внимание ООО «Ставнефть» на существенную разницу заявленного и фактического объемов перевезенного груза. Субъект регулирования несет ежегодные потери в результате систематического невыполнения договорных обязательств ООО «Ставнефть» по заявленным объемам перевозки грузов.

Согласно Порядку срок действия тарифов, установленных регулирующим органом, не может быть менее одного года. В связи с этим, субъект регулирования имеет право обратиться в РТК Ставропольского края для пересмотра уже действующего предельного максимального уровня тарифа (540,98 руб. за 1 тонну груза) по причине снижения объемов перевозки грузов.

Нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации провозглашается презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий при осуществлении процессуальных прав.

В п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено правило, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Из данной нормы можно сделать вывод, что добросовестность может быть использована участниками гражданского оборота в качестве доказательства (презумпции) в случае защиты нарушенных гражданских прав.

Как следует из материалов дела, представителями заявителя не представлено доказательств несоответствия (противоречия) обжалуемого постановления № 32/3 закону или иному нормативному акту, нарушения его прав и законных интересов, а также возложения на него незаконных обязанностей, вытекающих из постановления № 32/3, а также иных неблагоприятных последствий.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Росссийской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ лицо должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При этом пунктом 5 статьи 200 АПК РФ регламентировано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Судом установлено, что в целях защиты своих экономических интересов заявитель не воспользовался правом на обжалование постановления № 32/2 в установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок, что является также основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обществу было известно о принятии обжалуемого постановления, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом письмом исх. 81/10 от 04.10.2016 г. в адрес АО «МИР СК ПЖТ» о предоставлении расшифровки затрат, о расширенной калькуляции по стоимости подачи-уборки, о расчете стоимости, о предоставлении документов, которые позволили бы проанализировать расчет АО «МИР СК ПЖТ» и вторым письмом исх. 80/10 от 04.10.2016, направленным в РТК Ставропольского края за вх. 3637 от 04.10.2016 г. Ответ на данное обращение был направлен заявителю 25.10.2016 № 01-07/3168.

Поскольку заявитель не представил доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, он столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному надлежащему направлению заявления об оспаривании постановления от 31.08.2016 № 32/3 и наличием условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, уважительные причины пропуска срока, правовые основания для его восстановления пропущенного срока отсутствуют.

Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Такой подход соответствует сложившейся в Российской Федерации судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 № 16228/05, решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.10.2009 № 5191/09, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2012 № ВАС-287/12, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2012 № ВАС-11907/11, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2012 № ВАС-17010/11, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2011 № ВАС-14201/11).

В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность и взаимную связь доказательств в совокупности.

Представленные в материалы дела доказательства в полной мере свидетельствуют о том, что оспариваемые акты соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Ставнефть», г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Л.В. Быкодорова