ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-2302/2018 от 16.07.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

23 июля 2018 г. Дело № А63-2302/2018

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2018года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Капункина Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губжоковой Д.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, к местному отделению общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» города Ставрополя Ставропольского края, ОГРН <***>, ИНН <***>, публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы», ОГРН <***>,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Ставрополя,

об обязании демонтировать (снести) антенно-мачтовое сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:030207:810 по улице Комсомольской, 11, в городе Ставрополе,

при участии в судебном заседании представителя истца ФИО1 по доверенности от 13.09.2017 № 35, представителя ПАО «Мобильные ТелеСистемы»
ФИО2 по доверенности от 15.12.2015 № 0285/15, установил следующее.

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее – истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к местному отделению общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» города Ставрополя Ставропольского края (далее – общественная организация, местное отделение ДОСААФ), публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (далее – общество, ПАО «МТС»), об обязании произвести демонтаж (снести) антенно-мачтовое сооружение, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:030207:810 по улице Комсомольской, 11, в городе Ставрополе.

Дело рассматривается с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Ставрополя (далее – администрация).

В судебном заседании истец на требованиях настаивал.

Представитель общества в удовлетворении требований просил отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 26.10.2015 № 5360 (далее – договор) администрацией (арендодатель) местному отделению ДОСААФ (арендатор) был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:030207:810 площадью 991 кв.м, расположенный по адресу: <...> в квартале 101 (далее – земельный участок с кн :810).

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 08.02.2016 за номером 26-26/001-26/001/205/2015-7872/2.

Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен на 10 лет с 13.03.2013 по 12.03.2023.

В пункте 1.1 договора стороны согласовали условие о том, что земельный участок с кн :810 предоставлен для использования под специализированной школой (вид разрешенного использования земельного участка соответствует коду (числовому обозначению) видов разрешенного использования земельного участка – 3.5, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования).

27 ноября 2017 года и 25 декабря 2017 главным специалистом отдела муниципального земельного контроля комитета в целях контроля за использованием земель муниципального образования г. Ставрополя было проведено обследование земельного участка с кн :810.

По результатам обследования было установлено, что земельный участок с кн :810 предоставлен по договору общественной организации в аренду сроком до 13.03.2023. На земельном участке расположены капитальные объекты, используемые под автошколу и гаражи. На части земельного участка размещено антенно-мачтовое сооружение на бетонном основании. Также установлено, что в пункте 4.3.2 вышеназванного договора содержится условие о том, что арендатор вправе в пределах срока действия договора сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам, в том числе в залог, внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив только при условии уведомления арендодателя. Вместе с тем уведомление о передаче в субаренду части земельного участка для установки вышки сотовой связи от общественной организации в комитет не поступало. Часть земельного участка в целях передачи в субаренду для установки антенно-мачтового сооружения не формировалась.

В претензии от 27.11.2017 № 08/13-9143с комитет предложил арендатору освободить часть земельного участка с кн :810, занимаемую антенно-мачтовым сооружением.

Земельный участок не освобожден, в связи с чем комитет, указывая на использование части земельного участка с кн :810 с нарушением вида разрешенного использования и условий договора аренды, обратился с иском в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.

Исходя из пункта 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), объектами муниципального земельного контроля являются все объекты земельных отношений в границах соответствующего муниципального образования вне зависимости от формы собственности.

Согласно пункту 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, утвержденного Решением Ставропольской городской Думы от 25.02.2015 № 612 (далее – Положение), комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом в пределах своей компетенции, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также объектами земельных отношений, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.

В силу пункта 3.4.14 Положения комитет осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах города Ставрополя земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами Ставропольского края и принятыми в соответствии с ними муниципальными нормативными правовыми актами города Ставрополя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникает у него в силу закона, договора или иного законного основания.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Материалами дела установлено, что на земельном участке с кн :810 расположены капитальные объекты, используемые под автошколу и гаражи. Названные капитальные объекты используются арендатором в соответствии с видом разрешенного земельного участка и условиями договора. Данный факт также подтвержден лицами, участвующими в деле, и не оспорен ими.

Помимо указанных капитальных объектов в соответствии с договором от 18.09.2017 № 1989-ФСК\17-МТС, заключенным между ПАО «МТС» (заказчик) и местным отделением ДОСААФ (исполнитель), на спорном земельном участке расположена базовая станция сотовой радиотелефонной связи (далее – базовая станция связи).

Данный факт также установлен актами обследования земельного участка от 27.11.2017 и 25.12.2017.

Представитель комитета в судебных заседаниях пояснял, что названный объект расположен на земельном участке в нарушение условий заключенного с общественной организацией договора, поскольку в договоре, указано, что видом разрешенного использования земельного участка является его использование «под специализированной школой». Размещение на земельном участке антенно-мачтового сооружения условиями договора не предусмотрено, в связи с чем земельный участок используется с нарушением условий договора аренды.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

В соответствии с пунктом 1 стать 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности комитета градостроительства города Ставрополя земельный участок с кн :810 находится в территориальной зоне Ж-1.1 «Зона разноэтажной жилой застройки».

В статье 45 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 № 97, было установлено, что зона Ж-1.1 была предназначена для проживания населения в индивидуальных жилых домах (до 3-х этажей), в том числе со встроенно-пристроенными помещениями с возможностью включения в состав жилых образований отдельно стоящих и групп многоквартирных жилых домов (до 9 этажей), в том числе со встроенно-пристроенными помещениями.

Пунктом 2 названной статьи среди основных видов разрешенного использования, в том числе был предусмотрен вид разрешенного использования под объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств.

В статьи 43 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 27.09.2017 № 136, среди основных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-1.1 предусмотрено использование земельных участков для размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг).

Расположенное на спорном земельном участке антенно-мачтовое сооружение представляет собой металлическую конструкцию на бетонном основании (фундаменте), не является объектом капитального строительства и используется для предоставления услуг связи. Указанный объект размещен на земельном участке с кн :810 в соответствии с одним из основных видов разрешенного использования, установленных для данного земельного участка.

Кроме того, как было отмечено ранее, в пункте 1.1 договора стороны согласовали условие о том, что земельный участок с кн :810 предоставлен для использования под специализированной школой (вид разрешенного использования земельного участка соответствует коду (числовому обозначению) видов разрешенного использования земельного участка – 3.5, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования).

Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее – Приказ).

Примечанием 2 к названному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 № Д23и-1239, положения примечания 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, расположение на спорном земельном участке железобетонной опоры для размещения оборудования сотовой связи не является основанием для вывода об использовании общественной организацией земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, который зависит от назначения расположенных на земельном участке зданий, сооружений. Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в том числе в договор аренды, в данном случае, не требуется.

Исходя из содержания примечания 2 к Приказу размещение антенно-мачтового сооружения на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что имело место нарушение местным отделение ДОСААФ условий договора (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 21.02.2018 № 41-АД18-5).

При таких обстоятельствах суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, считает, что требования комитета надлежит оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковое заявление комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.Б. Капункин