ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-2312/08 от 10.09.2008 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 24-16-92, факс 34-69-90,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

_________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь

Дело № А63-2312/08-С1-3

11 сентября 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена «10» сентября 2008 года

Решение изготовлено в полном объеме «11» сентября 2008 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе:

судьи

Дегтяренко И.М.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Дегтяренко И.М.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Администрации города Пятигорска

к ответчику: Министерству финансов Ставропольского края

третьи лица:

- Финансовое управление администрации города Пятигорска

- МУ «Управление образования администрации города Пятигорска»

о взыскании 1 814 843,34 рублей,

исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Финансового управления администрации города Пятигорска

к ответчику: Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края

третьи лица:

- Администрация города Пятигорска,

- Муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Пятигорска»

о взыскании 1 075 668,30 рублей,

при участии в судебном заседании представителей - от Администрации города Пятигорска: Найденко А.В. по доверенности от 28.12.07г. №3034/01, от Министерства финансов Ставропольского края: Бекетова А.А. по доверенности от 26.12.07г. №01-11-26/5994, от Финансового управления администрации г.Пятигорска: Найденко А.В. по доверенности от 18.04.08г. №02/08, в отсутствие представителей от МУ «Управление образования администрации города Пятигорска»,

установил: Администрация города Пятигорска обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании в пользу казны муниципального образования города Пятигорска 1 814 843,34 рублей расходов, связанных с выплатой опекунского пособия, выплаченного по исполнительным листам Пятигорского городского суда за счет средств муниципального бюджета города Пятигорска, в том числе 128 383,84 рублей - с учетом уровня инфляции.

Министерство финансов Ставропольского края просит в иске к нему отказать, поскольку договорные отношения между Министерством финансов Ставропольского края и истцом отсутствуют, как и основания для привлечения министерства по делу в качестве ответчика в соответствии со статьями 1064,1069,1071 ГК РФ, устанавливающими обязанность финансовых органов выступать от имени казны в случае причинения вреда органами государственной власти и их должностными лицами. Решениями Пятигорского городского суда Администрации города Пятигорска солидарным должником не признана, в связи с чем право регрессного требования, предусмотренное статьей 325 ГК РФ, к Министерству финансов Ставропольского края у Администрации города Пятигорска отсутствует. Предполагаемое нарушение прав и законных интересов истца не связано с осуществлением им предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, просит производство по делу прекратить.

Определением от 30.04.08г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации города Пятигорска, МУ «Управление образования администрации города Пятигорска», дело назначено к судебному разбирательству на 02.07.08г.

Заявлением от 25.06.08г. истец уточнил исковые требования: просит взыскать с ответчика, как солидарного должника, выплаченные в ноябре-декабре 2006 года по исполнительным листам суда общей юрисдикции за счет средств муниципального образования города Пятигорска опекунские пособия в размере 1 075 668,30 рублей, согласно уточненному расчету; в части взыскания остальной суммы задолженности просит принять отказ от иска.

Определением от 09.07.08г. к рассмотрению приняты уточненные исковые требования от 25.06.08г., отказ истца от части иска, судебное разбирательство отложено на 31.07.08г.

Ходатайством от 30.07.08г. Финансовое управление администрации города Пятигорска заявило о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: просит взыскать со Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края сумму убытков по выплате в ноябре-декабре 2006 года за счет средств муниципального бюджета образования города Пятигорска пособий опекунам по исполнительным листам суда общей юрисдикции в размере 1 075 668,30 рублей.

Определением от 31.07.08г. ходатайство Финансового управления администрации города Пятигорска о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, удовлетворено; к производству принято исковое заявление Финансового управления администрации города Пятигорска к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края о взыскании 1 075 668,30 рублей убытков, с привлечением к участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Пятигорска и МУ «Управление образования администрации города Пятигорска»; судебное разбирательство отложено на 28.08.08г.

Отзывом от 25.08.08г. Администрация города Пятигорска исковые требования Финансового управления администрации города Пятигорска признала обоснованными, в связи с чем заявила отказ от собственных исковых требований в полном объеме.

Отказ Администрации города Пятигорска от иска судом рассмотрен, принимается с прекращением производства по делу в части требований, по которым заявлен отказ от иска в порядке статьи 49, п.4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает исковые требования Финансового управления администрации города Пятигорска.

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Пятигорска» отзывом от 27.08.08г. исковые требования Финансового управления администрации города Пятигорска признало обоснованными.

Ходатайством от 01.09.08г. Министерство финансов Ставропольского края просит производство по иску Финансового управления администрации города Пятигорска прекратить, ссылаясь на то, что Финансовое управление администрации города Пятигорска не вправе обращаться с иском в защиту публичных интересов со ссылкой на статью 158 БК РФ, так как согласно названной статье главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в качестве ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Указанная норма не содержит право главных распорядителей обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту публичных интересов.

Финансовое управление администрации города Пятигорска просит ходатайство ответчика о прекращении производства по делу отклонить за необоснованностью, иск рассмотреть по существу, удовлетворить в полном объеме, поскольку соответствующие выплаты не являются расходными обязательствами бюджета муниципального образования города Пятигорска.

Ходатайство Министерства финансов Ставропольского края о прекращении производства по делу рассмотрено, судом отклоняется, поскольку пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования города Пятигорска является Финансовое управление Администрации г.Пятигорска, которое и обладает правом на обращение с требованием о взыскании понесенных расходов.

Кроме этого, решением Арбитражного суда Ставропольского края (дело №А63-4851/07-С2) от 01.04.08г. Управлению образования администрации г.Пятигорска по аналогичному делу в иске отказано, поскольку по данному делу оно является ненадлежащим истцом по делу. Судом установлено, что главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования города Пятигорска является Финансовое управление Администрации г.Пятигорска, которое и обладает правом на обращение с требованием о взыскании понесенных расходов (л.д.12-16 т.3).

Иск Финансового управления администрации города Пятигорска рассматривается по существу в отсутствие муниципального учреждения «Управление образования администрации города Пятигорска» в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отзывом от 01.09.08г. ответчик просит также в иске Финансовому управлению администрации города Пятигорска Ставропольского края к Министерству финансов Ставропольского края отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что соответствующие суммы взысканы на основании решений суда, которые в соответствии со статьей 13 ГПК РФ являются обязательными для всех органов государственной власти; данные суммы убытками в том смысле, который содержится в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, не являются.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования Финансового управления администрации города Пятигорска подлежат удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

Судебными актами Пятигорского городского суда, вынесенными в октябре-ноябре 2006г. по исковым требованиям опекунов к Администрации города Пятигорска, МУ «Управление образования администрации города Пятигорска», министерству финансов Ставропольского края, за счет Министерства финансов Ставропольского края и МУ «Управление образования администрации г.Пятигорска» солидарно удовлетворены требования опекунов о взыскании задолженности сумм ежемесячного пособия на содержание детей, находящихся под опекой, в размере 1 075 668,30 рублей (л.д.84,123,136, т.1, л.д.5,13,33,44, 57,83 т.2).

В течение ноября-декабря 2006г. Финансовым управлением администрации г.Пятигорска на основании предъявленных взыскателями исполнительных листов были произведены выплаты сумм ежемесячного пособия на содержание детей, находящихся под опекой, за счет средств бюджета муниципального образования г.Пятигорска в размере 1 075 668,30 рублей (л.д.102-116 т.3).

Администрация города Пятигорска обратилась к Правительству Ставропольского края с просьбой рассмотреть возможность выплаты МУ «Управлению образования администрации г.Пятигорска» сумм ежемесячного пособия на содержание детей, находящихся под опекой, выплаченных на основании судебных актов, вступивших в законную силу, в размере 1 075 668,30 рублей (л.д. 120 т.3).

Министерство финансов Ставропольского края письмом от 21.08.08г. №01-11-20/3494 отказало в выплате МУ «Управления образования администрации г.Пятигорска» сумм ежемесячного пособия на содержание детей, находящихся под опекой, выплаченных на основании судебных актов вступивших в законную силу, ссылаясь на то, что выплата Министерством финансов Ставропольского края МУ «Управлению образования администрации города Пятигорска» солидарно взысканных сумм ежемесячного пособия на содержание детей, находящихся под опекой в полном размере противоречит требованиям статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; учитывая, что в решениях Пятигорского городского суда Ставропольского края не указано в каких долях солидарное требование подлежит исполнению каждым из солидарных должников, выплатить МУ «Управлению образования администрации города Пятигорска» суммы, взысканные на основании судебных актов, не представляется возможным, в связи с чем истец просит взыскать соответствующие расходы в судебном порядке.

В соответствии с пунктами 4,5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии с частью 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации, денежные средства опекунам на содержание подопечных должны выплачиваться в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92г. №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации в качестве органов опеки и попечительства определены органы местного самоуправления. В Ставропольском крае вопросы по организации и деятельности органов местного самоуправления определяются законом Ставропольского края от 25.07.99г. №25 «Об организации опеки и попечительства в Ставропольском крае»

В соответствии со статьей 1 указанного закона, для осуществления деятельности органов местного самоуправления по опеки и попечительству соответствующие функции в отношении несовершеннолетних лиц, лишившихся родительского попечения возлагаются на муниципальные органы управления образованием. К числу полномочий органов опеки и попечительства относятся назначение опекунов и попечителей, и подготовка материалов о выплате опекунам и попечителям денежных средств на содержание подопечных и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Статья 4 закона Ставропольского края от 29.07.99г. №25 «Об организации опеки и попечительству указывает, что муниципальные органы Управления образования осуществляют выплаты пособий на опекаемых детей. В 2003-2005г.г. МУ «Управление образования администрации г.Пятигорска» производило соответствующие выплаты.

С 01 января 2005 года вступил в силу закон Ставропольского края от 02 марта 2005 года №12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае».

В соответствии с п.2 ст.13 закона Ставропольского края от 02.03.05г. №12-кз наделение органов местно самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края осуществляется законами Ставропольского края.

В соответствии с п.5 ст.13 Федерального закона от 02.03.05г. №12-кз финансовое управление отдельных государственных полномочий Ставропольского края, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.

На основании п.2 ст.14 Федерального закона от 02.03.05г. №12-кз органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

С 01 января 2005 года вступил в законную силу закон Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №12-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым с которым органы местного самоуправления определяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.п.1,2 ч.1 ст.4 закона Ставропольского края от 31.12.04г. №120-кз органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края, а также обеспечение отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами.

Соответствующие субвенции муниципальному образованию города Пятигорска за период с 2003-2005г.г. предоставлены не были.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Указанная в расчете сумма к возмещению ответчиком не оспаривается, подтверждена материалами дела, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  Рассмотрение дела начато 28.08.08г, окончено - 10.09.08г., после объявления перерывов в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 49,110,150 п.4,151,159, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Принять отказ Администрации города Пятигорска от иска к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании 1 814 843,34 рублей, производство по данному иску прекратить.

2. Отклонить ходатайство Министерства финансов Ставропольского края от 01.09.08г. о прекращении производства по иску Финансового управления администрации города Пятигорска к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании убытков в размере 1 075 668,30 рублей.

3. Иск третьего лица - Финансового управления администрации города Пятигорска, заявляющего самостоятельные исковые требования, удовлетворить.

Взыскать со Ставропольского края за счет казны Ставропольского края в пользу муниципального образования города Пятигорска 1 075 668,30 рублей расходов по выплаченным в ноябре-декабре 2006г. пособий опекунам на содержание детей-сирот, находящихся под опекой; в доход федерального бюджета – 16 878,34 рублей государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья Дегтяренко И.М.