АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 октября 2011 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Ермиловой Ю. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каппушевой М.Э.,
рассматрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт», г. Ставрополь
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя, г. Ставрополь
о признании незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ставрополя, оформленного письмом от 15.02.2011 № 04-25/001181-1, об отказе в возмещении ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.,
об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ставрополя о возврате ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.,
об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя принять решение о начислении и уплате в пользу ООО «Ставзернопродукт» процентов за несвоевременный возврат суммы налога на добавленную стоимость в размере 2 959 859,06 руб.,
при участии в заседании суда представителя заявителя адвоката Сурковой И.С. (доверенность от 01.03.2011), от заинтересованного лица начальника юридического отдела ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя ФИО1 (доверенность от 01.08.2011), начальника отдела ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя ФИО2 (удостоверение УР№ 553580),
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» (далее по тексту – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением (с учетом уточнений и дополнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя (далее по тексту – заинтересованное лицо, ИФНС, налоговый орган) о признании незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ставрополя, оформленного письмом от 15.02.2011 № 04-25/001181-1, об отказе в возмещении ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.; об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ставрополя о возврате ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.; об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя принять решение о начислении и уплате в пользу ООО «Ставзернопродукт» процентов за несвоевременный возврат суммы налога на добавленную стоимость в размере 2 959 859,06 руб.
Заявителем требования мотивированы тем, что налоговый орган нарушил порядок и сроки возмещения налога на добавленную стоимость, установленные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя с заявленными обществом требованиями не согласилась, ссылаясь на злоупотребление налогоплательщиком правом, отсутствие заявлений о возврате (зачете) сумм налога.
До рассмотрения дела по существу обществом в порядке, установленном статьями 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлен отказ в части требований о признании незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ставрополя, оформленного письмом от 15.02.2011 № 04-25/001181-1, об отказе в возмещении ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.; об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ставрополя о возврате ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.
Заявителем отказ от иска обоснован возвратом и зачетом налоговым органом в добровольном порядке из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.
Отказ от части иска не нарушает права третьих лиц, не противоречит законодательству.
Заслушав мнения сторон по делу, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд принимает отказ общества от иска в части требований о признании незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому району города Ставрополя, оформленного письмом от 15.02.2011 № 04-25/001181-1, об отказе в возмещении ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.; об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ставрополя о возврате ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.и, в соответствии со статьями 49, 151, пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в указанной части прекращает производство по делу.
До рассмотрения настоящего дела общество уменьшило требования в части размера подлежащих начислению и выплате из бюджета процентов до 2 958 059,06 руб. Суд рассматривает дело с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В указанной части суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество 20 июля 2006 года представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2006 года, в которой заявлено право на возмещение из бюджета 2 351 154,0 руб. этого налога (т.2 л.д. 42-46).
21 августа 2006 года обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года, в которой заявлено право на возмещение из бюджета 1 176 557,0 руб. этого налога (т.2 л.д. 48-51).
20 сентября 2006 года обществом в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2006 года, в которой заявлено к возмещению из бюджета 4 019 361,0 руб. этого налога (т.2 л.д. 137-142).
20 ноября 2006 года обществом в инспекцию представлена налоговая декларация за октябрь 2006 года, в которой к возмещению из бюджета заявлено 3 353 166,0 руб. этого налога (т.2 л.д. 143 – 148).
20 февраля 2007 года в налоговую инспекцию обществом представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года, в которой заявлено право на возмещение 2 833 871,0 руб. (т.2 л.д. 52-62).
Налоговой инспекцией по итогам камеральных проверок первичных налоговых деклараций отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, что явилось основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с требованиями об обязании налогового органа возместить суммы налога на добавленную стоимость за указанные налоговые периоды.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06 октября 2010 года по делу № А63-8191/2009 налоговый орган был обязан возместить обществу с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» из бюджета сумму налога на добавленную стоимость за июль 2006 года в размере 534 821,0 руб. (т.1 л.д. 162-174).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02 апреля 2010 года по делу № А63-5172/2009 налоговый орган был обязан возместить обществу с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» из бюджета сумму налога на добавленную стоимость за октябрь 2006 года в размере 3 353 166,0 руб. (т.1 л.д. 103-129).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01 июля 2010 года по делу № А63-5175/2009 налоговый орган был обязан возместить обществу с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» из бюджета сумму налога на добавленную стоимость за август 2006 года в размере 4 019 361,0 руб. (т.1 л.д. 130-160).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29 июня 2010 года по делу № А63-5174/2009 налоговый орган был обязан возместить обществу с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» из бюджета сумму налога на добавленную стоимость за июнь 2006 года в размере 1 432 360,0 руб. (т.1 л.д. 85-102).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.08.2010 года по делу № А63-5171/2009 налоговый орган был обязан возместить обществу с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» из бюджета сумму налога на добавленную стоимость за январь 2007 года в размере 2 868 522,0 руб. (т.1 л.д. 60-84).
Всего сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению по перечисленным выше судебным актам, вступившим в законную силу, составила 12 208 230,0 руб. Налоговым органом в карточке состояния расчетов общества указанные суммы подлежащего возмещению налога учитывались, но в срок, установленный статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, не были возвращены налогоплательщику.
После принятия судом к производству настоящего заявления налоговым органом было принято решение о возврате обществу из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 8 013 838,55 руб. Указанная сумма налога фактически возвращена налогоплательщику платежными поручениями № 645 от 28.04.2011, № 429 от 30.05.2011, № 513 от 30.05.2011 (т.2 л.д. 122-124). Остальные суммы в период с 22.06.2010 до 26.04.2011 налоговым органом зачтены, правомерность зачетов не оспорена налогоплательщиком (решения о зачете приобщены к материалам дела – т.3 л.д. 78-119).
Поскольку налог на добавленную стоимость не был своевременно перечислен на расчетный счет общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом изменений, заявленных в порядке статьи 49 АПК РФ), о взыскании с инспекции 2 958 859,06 руб. процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на основании пункта 10 статьи 176 Кодекса, определив период просрочки по каждой из налоговых деклараций отдельно (расчет процентов исследован судом и приобщен к материалам дела).
Налоговые декларации за июнь, июль, август, октябрь 2006 года обществом сданы в 2006 году, в связи с этим при определении начала течения сроков начисления процентов налогоплательщиком правомерно применена редакция статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшая в указанный период (до 01.01.2007 года).
Налоговым органом в суд представлены заявления общества о возврате налога на добавленную стоимость за август 2006, октябрь 2006, июль, июнь 2006 года с исходящими номерами: № 117 от 19.10.2006 на сумму 1 176 557,0 руб., № 118 от 19.10.2006 на сумму 4 019 361,0 руб., № 131 от 29.11.2006 на сумму 3 353 166,0 руб. (т.3 л.д. 53-56).
При начислении процентов за несвоевременный возврат НДС по декларации за январь 2007 года применяется редакция статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, действующая с 1 января 2007 года
Исходя из изложенного начало сроков начисления процентов обществом определено в следующем порядке.
Налоговая декларация за июнь 2006 года представлена в инспекцию 20.07.2006; решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.06.2010 по делу № А63-5174/2009 (завершение камеральной налоговой проверки - 20.10.2006) НДС к возврату - 1 432 360 руб.; заявление о возврате подано в налоговый орган 19.07.2010г.; начало течения срока начисления процентов – 3 августа 2010 года.
Налоговая декларация за июль 2006 года представлена в инспекцию 21.08.2006; решение Арбитражного суда Ставропольского края от 6.10.2010г. по делу № А63-8191/2009 (завершение камеральной налоговой проверки - 19.12.2006) НДС к возврату - 534 821 руб.; заявление о возврате подано в налоговый орган 19.10.2006; начало течения срока начисления процентов (дата завершения камеральной налоговой проверки + 14 дней) – 02 января 2007 года.
Налоговая декларация за август 2006 года представлена в инспекцию 20.09.2006; решение Арбитражного суда Ставропольского края от 1.07.2010г. по делу № А63-5175/2009 (завершение камеральной проверки 19.12.2006) НДС к возврату - 4 019 361,0 руб.; заявление о возврате подано в инспекцию 19.10.2006; начало течения срока для начисления процентов (дата завершения камеральной налоговой проверки + 14 дней) – 02 января 2007 года.
Налоговая декларация за октябрь 2006 года представлена в инспекцию 20.11.2006; решение Арбитражного суда Ставропольского края от 2.04.2010 года по делу № А63-5172/2009 (завершение камеральной налоговой проверки - 20.02.2007г.) НДС к возврату - 3 353 166,0 руб.; заявление с копией исполнительного листа подано в МРИ ФНС № 4 по КЧР 22.07.2010; начало течения срока для начисления процентов – 6 августа 2010 года. Но поскольку за счет сумм налога, подлежащего возмещению, были произведены зачеты в течение июня - декабря 2010 года, начисление процентов на эту сумму обществом не производилось.
Декларация за январь 2007 года представлена в инспекцию 20.02.2007; решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2010 по делу № А63-5171/2009 (завершение камеральной налоговой проверки 27.07.2007) НДС к возврату: 2 868 522 руб; начало начисления процентов - с 12-го рабочего дня после завершения камеральной налоговой проверки – 13 августа 2007.
Заявителем расчет процентов выполнен за период просрочки возврата налога на добавленную стоимость по дату фактического возврата указанного налога.
Налоговым органом и обществом произведена сверка расчета начисленных процентов, арифметически расчет признан сторонами правильным. Однако инспекция, возражая против заявленного требования, находит неправомерным начисление процентов на сумму несвоевременно возвращенного из бюджета налога на добавленную стоимость, ссылаясь на злоупотребление налогоплательщиком своими правами (длительный период просрочки возврата налога, по мнению инспекции, возник в связи с недобросовестным поведением общества, изменявшего место своей регистрации).
Указанный довод суд считает незаконным в связи со следующим.
Как установлено пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Поскольку налоговые инспекции, в которых общество состояло на налоговом учете в период с 2006 года по настоящее время, входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, они должны в пределах своей компетенции исполнять возложенные на них обязанности, в том числе по своевременному возмещению налогоплательщикам уплаченных ими сумм налога на добавленную стоимость.
Суд не находит обоснованным довод инспекции о начале периода исчисления процентов с даты вступления в законную силу решений арбитражного суда по той причине, что указанными судебными актами налоговый орган обязан возместить налог на добавленную стоимость, но судом отказано в призании решений об отказе в возмещении недействительными. Причиной отказа в признании недействительными ненормативных актов суд признал нарушение обществом процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обжалование решений налоговых органов об отказе в возмещении. Однако имущественные права общества по отказу в возмещении указанного налога судом признаны нарушенными именно в те периоды, когда налог был заявлен к возмещению.
Налоговым органом изложены также доводы о том, что проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость могут быть начислены лишь с момента обращения общества с заявлением о возврате суммы налога по решениям арбитражного суда, перечисленным выше. По мнению инспекции, у налогового органа отсутствовала обязанность по возврату этого налога до получения заявления общества, в котором было выражено волеизъявление на возврат с указанием расчетного счета, на который необходимо перечислить денежные средства. Заявление о возврате налога поступило в налоговый орган 13.01.2011. С учетом установленных пунктами 2 и 8 статьи 176 Кодекса сроков для возврата налога на добавленную стоимость проценты за неисполнение данной обязанности подлежали начислению с 07.02.2011. Таким образом, по расчетам инспекции период просрочки составляет всего 74 дня (с 18.02.2011 по 05.05.2011), сумма процентов, подлежащих возмещению, составляет 154 018,39 руб.
Судом указанные доводы налогового органа не принимаются по следующим основаниям.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 176 Кодекса при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Пунктом 6 статьи 176 Кодекса предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В данном случае право на возмещение налога на добавленную стоимость возникло у общества по налоговым декларациям за июнь, июль, август, октябрь, относящимся к 2006 году. Как указано выше, налогоплательщиком при исчислении процентов применен закон, действовавший в указанный период. Расчет произведен исходя из даты подачи заявления о возмещении налога на добавленную стоимость правомерно. Доказательства наличия у общества недоимки, препятствующей возврату налога, налоговым органом суду не представлено.
В отношении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года обществом правомерно применяется Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
Статья 176 Кодекса дополнена пунктами 10 и 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». В силу пунктов 1 и 17 названного Закона он вступает в силу с 01.01.2007, статья 176 (в новой редакции) применяется в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, представляемых в налоговые органы после 31.12.2006.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 176 Кодекса камеральная проверка обоснованности суммы налога на добавленную стоимость, заявленной налогоплательщиком к возмещению в налоговой декларации, осуществляется налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления данной декларации в порядке, установленном статьей 88 Кодекса; по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
С учетом указанных положений решение по результатам проверки налоговой декларации за январь 2007 года, представленной обществом 20.02.2007, было принято инспекцией 27.07.2007. Указанным решением отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за январь 2007 года в размере 2 868 522,0 руб.
Начало начисления процентов по указанной декларации обществом правомерно производится с 12-го рабочего дня после завершения камеральной налоговой проверки. Решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-5171/2009 от 15 июля 2010 года, вступившим в законную силу 16 августа 2007 года, на налоговый орган также возложена обязанность по возмещению обществу из бюджета налога в сумме 2 868 522,0 руб. Доказательства наличия у общества недоимки, препятствующей возврату налога, налоговым органом суду не представлено.
В силу пунктов 4 и 6 статьи 176 Кодекса возмещение суммы налога на добавленную стоимость осуществляется налоговым органом в форме зачета либо возврата в зависимости от наличия либо отсутствия у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом.
Пунктами 7, 8 и 10 статьи 176 Кодекса установлено, что решение о зачете либо возврате суммы налога на добавленную стоимость принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из упомянутых норм, определяющих основание и момент для принятия решения о возврате, порядок начисления процентов и период просрочки исполнения обязанности по возврату, следует, что статья 176 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) осуществление возврата налога не ставит в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.
Указание в пункте 6 статьи 176 Кодекса на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате налога на добавленную стоимость, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.
Таким образом, довод инспекции о том, что до получения от общества заявления о возврате суммы налога, подлежащей возмещению, у налогового органа не возникает обязанности ее возвратить, противоречит нормам действующего законодательства. Указанная позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 № 14223/10 по делу № А50-36971/2009.
Налоговым органом в суд также представлен контррасчет процентов от 08.09.2011 на общую сумму 3 672 366,50 руб. (т.3 л.д. 72-75). Размер процентов, исчисленных налоговым органом, превышает сумму заявленных обществом требований и не опровергает правильность расчета процентов, представленного обществом.
Довод налоговой инспекции о том, что окончанием периода начисления процентов является дата уведомления налогоплательщика извещением о принятом решении о возврате налога, также неправомерен, поскольку с учетом положений пункта 11 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты должны начисляться по день фактического возврата налога.
Право общества на возмещение 10 159 954,0 руб. налога на добавленную стоимость подтверждено решениями арбитражного суда по делам № А63-5272/2009, № А63- 5171/2009, № А63-5174/2009, № А63-5175/2009, № А63-8189/2009.
Возврат налога на добавленную стоимость произведен платежными поручениями № 645 от 28.04.2011 на сумму 6 500 000,0 руб., № 129 от 30.05.2011 на сумму 534 821,0 руб., № 513 от 50.05.2011 на сумму 979 017,55 руб. (т.2 л.д. 121-125), с нарушением установленного законом срока. Также на основании решений инспекцией произведены зачеты подлежащего возврату налога на добавленную стоимость в счет текущих платежей в бюджет, правомерность которых обществом не оспорена (т.3 л.д. 78-120).
Налоговой инспекцией не представлены доказательства наличия задолженности, подлежащей зачету по сроку возврата налога, напротив, выписками о состоянии расчетов налогоплательщика подтверждена сумма налога, подлежащего возврату (т. 2 л.д. 17, 18, т.3 л.д. 13-27).
Довод налогового органа относительно того, что проценты начисляются лишь на несвоевременно возвращенную на расчетный счет налогоплательщика сумму налога на добавленную стоимость, неправомерен. Предусмотренные Кодексом проценты являются компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества. По смыслу статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии оснований для возврата сумм налога начисление процентов в случае нарушения срока возврата является обязательным для налогового органа. Последующее заявление налогоплательщика об изменении способа возмещения действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов. Указанная позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 № 13584/06. Кроме того, обществом из расчета процентов не учитывался налог на добавленную стоимость в размере 723 795,17 руб., возмещенный налоговым органом предположительно в 2010 году (точные даты проведения зачетов и факт их проведения не подтверждены налоговым органом ввиду утраты им решений о зачете).
В судебном заседании судом исследован представленный обществом расчет 2 958 859,06,0 руб. процентов, причитающихся к начислению в связи с несвоевременным исполнением налоговым органом обязанности по возврату 10 159 954,0 руб. налога из бюджета. Период просрочки возврата налога и размер процентов определены обществом верно с учетом изменений ставки рефинансирования Банка России и в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 10 статьи 176 Кодекса. Правильность расчета подтверждена налоговым органом.
Учитывая изложенное, суд находит требование общества об обязании начислить и уплатить из бюджета 2 958 859,06,0 руб. процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость законным и полностью обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления в порядке и в размерах, которые установлены федеральным законом.
Общество при обращении в суд уплатило 2000,0 руб. государственной пошлины.
Размер имущественных требований по иску с учетом увеличения, заявленного в судебном заседании 29.08.2011, составлял 5 720 589,93 руб. (определением от 01.09.2011 приняты изменения размера исковых требований к рассмотрению). В связи с увеличением размера требований о взыскании процентов размер государственной пошлины по делу составил 51 602,94 руб.
Арбитражным судом заявителю была предоставлена отсрочка в уплате 49 602,94 руб. государственной пошлины до вынесения решения по делу (определение об отсрочке уплаты госпошлины от 01.09.2011).
В судебном заседании 05.10.2011 общество уменьшило размер иска до 2 958 859,06 руб. В указанной части требования заявителя удовлетворены. Следовательно, государственная пошлина в размере 37 794,29 руб. должна быть отнесена на ответчика, которым является налоговый орган, освобожденный от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В части уменьшения суммы иска с 5 720 589,93 руб. до 2 958 859,06 руб. государственная пошлина подлежит взысканию с ООО «Ставзернопродукт» в сумме 11 808,65 руб. (49 602,94 руб. - 37 794,29 руб. = 11 808,65 руб.).
Руководствуясь статьями 49, 110, 112, 150, 151, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
прекратить производство по делу в части требований общества с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» (ОГРН <***>) о признании незаконным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя, оформленного письмом от 15.02.2011 № 04-25/001181-1, об отказе в возмещении ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб., об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя о возврате ООО «Ставзернопродукт» из бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 10 159 954 руб.,
Удовлетворить ходатайство ООО «Ставзернопродукт» (ОГРН <***>) об уменьшении исковых требований о возврате процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость до 2 958 859,06 руб.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» (ОГРН <***>) об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя принять решение о начислении и уплате ООО «Ставзернопродукт» процентов за несвоевременный возврат суммы налога на добавленную стоимость в размере 2 958 859,06 руб., удовлетворить полностью.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя начислить обществу с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» и уплатить из бюджета Российской Федерации 2 958 059,06 руб. процентов за несвоевременный возврат суммы налога на добавленную стоимость.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ставзернопродукт» в бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 11 808,65 руб.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.В. Ермилова