ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-23638/18 от 20.02.2019 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                                     Дело № А63-23638/2018

26 февраля 2019 года                                                  

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 26 февраля 2019 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Наваковой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Пятигорск, ОГРН <***>, к Государственному учреждению – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования, г. Ставрополь, ОГРН <***>, о признании решения недействительным,

при участии представителя заявителя – ФИО3 по доверенности от 18.01.2019 № 26АА3363501; заинтересованного лица – ФИО4 по доверенности от 18.12.2018 № 118,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2, г. Пятигорск обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Ставропольскому региональному отделению Фонда Социального страхования Российской Федерации, г. Пятигорск, о признании решения РФ № 01-24/02-2385 от 23.08.2018 незаконным и подлежащим отмене; об обязании выделить средства на возмещение расходов страхователя для выплаты страхового обеспечения в размере 12 262,74 рубля.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя поддержал заявленные требования в полном объеме. Указал, что предпринимателем 15.06.2018 подано заявление о возмещении расходов на обязательное страхование на выплату пособия  по уходу за ребенком, выплаченную наемному работнику, однако фонд социального страхования отказал в выделении средств, ссылаясь, что на момент подачи обращения за выплатой предприниматель не состояла на учете в качестве страхователя.

Представитель фонда социального страхования возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на статьи 4.6, 4.7 Федерального закона № 255 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), согласно которым выделить средства на выплату страхового обеспечения можно лишь организации или предпринимателю, состоящим на учете в качестве страхователя.

Исследовав материалы дела, суд считает требования индивидуального предпринимателя подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО2 с 22.06.2016 была зарегистрирована в качестве страхователя в филиале № 9 Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

01 июня 2016 года между ИП ФИО2 (работодатель) и ФИО5 (работник) заключен трудовой договор № 2, в соответствии с которым работник принят в магазин на должность «старший продавец».

ФИО5 производилась выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, на основании ее заявления от 17.11.2016, свидетельства о рождении ребенка, справки от второго родителя о невыплате пособия ФИО6, приказа от 17.11.2016 № 1.

Выплаты пособий ФИО5 производилась ежемесячно, что подтверждается платежными документами от 08.12.2017 № 13, от 10.01.2018 № 14.

08 мая 2018 года ФИО2 снята с регистрационного учета в качестве страхователя, в связи с расторжением трудового договора с последним работником.

13 июня 2018 года ИП ФИО2 обратилась в Фонд Социального страхования с заявлением о возмещении произведенных расходов на обязательное социальное страхование по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплаченного наемному работнику ФИО5 в размере 12 262,74 рубля за период с 01.11.2017 по 31.12.2017.

Решением от 23.08.2018 (исх. № 01-24/02-2385) индивидуальному предпринимателю отказано в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения и проведении камеральной либо выездной проверки, со ссылкой на статьи 4.6, 4.7 Федерального закона № 255 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», поскольку ФИО2 на момент обращения не состояла на учете в качестве страхователя.

Считая отказ незаконным, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Ставропольского регионального отделения фонда социального страхования. 

Удовлетворяя требования индивидуального предпринимателя, суд руководствуется следующим.

Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, под которым статьей 3 Закона № 165-ФЗ понимается свершившееся событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

На основании статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

При этом виды страховых случаев, с наступлением которых законодатель связывает возникновение права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения, перечислены в статье 7 Закона № 165-ФЗ виды соответствующего страхового обеспечения, выплачиваемого застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая - в статье 8 Закона № 165-ФЗ, в том числе, к видам страхового обеспечения относятся: пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по временной нетрудоспособности.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Закона № 165-ФЗ).

В частности, размер и порядок назначения, исчисления, выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также пособия по временной нетрудоспособности регулируется Законом № 255-ФЗ.

В соответствии со статьей 2.1 Закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).

Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.2005 № 81-ФЗ (часть 4 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).

При этом финансирование выплаты пособий, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.

В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования, исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.

Согласно статье 4.6 Закона № 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).

В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ).

Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 Закона № 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (части 5 и 6 статьи 3 Закона № 255-ФЗ).

Из изложенных правовых норм следует, что выплата застрахованным лицам социальных пособий, предусмотренных Законом № 255-ФЗ, осуществляется за счет средств фонда социального страхования, формируемых, в свою очередь, из сумм страховых взносов, начисляемых и уплачиваемых страхователями в бюджет Фонда социального страхования.

При этом страхователи, непосредственно производящие выплату соответствующего страхового обеспечения, вправе, осуществив указанную выплату, уменьшить сумму страховых взносов, подлежащих перечислению ими в Фонд социального страхования, на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, либо, при отсутствии или недостаточности начисленной суммы страховых взносов за соответствующий период, обратиться к страховщику по месту своей регистрации за необходимыми средствами сверх начисленных страховых взносов (пункт 1 части 1 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ).

Страховщик, в свою очередь, вправе запросить и проверить у страхователя документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов (пункты 1 и 2 части1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ); не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ).

Следовательно, действующее законодательство не исключает ситуации, когда страхователь, произведший выплату соответствующего страхового обеспечения за счет собственных средств, вправе обратиться к страховщику за возмещением таких расходов в случае, если они произведены сверх начисленных сумм страховых взносов.

Страховщик в этом случае вправе произвести проверку представленных страхователем документов на предмет обоснованности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и принять решение о их принятии, а, соответственно, о возмещении этих расходов, или о непринятии.

При этом, действующее законодательство о страховом обеспечении не предусматривает такого основания отказа в возмещении страхователю уже произведенных им расходов, как снятие его с регистрационного учета в качестве страхователя после осуществления таких расходов.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО2 обращалась с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения 13.06.2018 (исх. № 284). К заявлению приложен весь необходимый пакет документов, данное обстоятельство не оспаривается представителем Фонда, замечаний к документам не имелось.

Вместе с тем, заявителю отказано в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, со ссылкой на отсутствие статуса страхователя.

Принимая во внимание указанные выше нормы, суд приходит к выводу о том, что, поскольку снятие страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования, то и снятие лица с регистрационного учета в качестве страхователя не может освободить фонд от возмещения произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения сверх начисленных сумм страховых взносов, до момента снятия с регистрационного учета.

Иное толкование приведенных положений законодательства приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов в сфере социального обеспечения, а также нарушению прав и законных интересов страхователя.

Материалами дела подтверждается и фондом не оспаривается, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность с 27.05.2016, в связи с наличием работников ИП ФИО2 с 22.06.2016 была зарегистрирована в качестве страхователя.

Тот факт, что между ИП ФИО2 и ФИО5 имелись трудовые правоотношения, подтвержден документально (трудовой договор от 01.06.2016 № 2,  приказ о приеме на работу от 01.06.2016 № 2) и никем не оспаривается.

Факт выплат предпринимателем своему работнику ФИО5 пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет также подтверждено платежными ведомостями от 08.12.2017 № 13 на сумму 6 131,37 рублей, от 10.01.2018 № 14 на сумму 6 131,37 рублей.

Как указано выше и подтверждено представителем Фонда замечаний к представленным документам не имелось, сумма начисленного и выплаченного пособия за период 01.11.2017 по 31.12.2017 года составила 12 262,74 рубля.

Суд принимает во внимание, что по состоянию на 16.10.2018 за Фондом социального страхования числится задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством сумме 12 262,74 рублей, что подтверждается справкой (исх. № 182742), выданной ИФНС России по г. Пятигорску индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается осуществление ИП ФИО2 расходов на выплату страхового возмещения застрахованному лицу в сумме, превышающей сумму начисленных им страховых взносов, на 12 262,74 рубля.

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у предпринимателя права на возмещение произведенных расходов за счет средств Фонда социального страхования.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 4 названной статьи АПК РФ в резолютивной части решения по делу, которым удовлетворены требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что у фонда не имелось оснований для отказа ИП ФИО2 в выделении денежных средств на возмещение произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу, в связи с чем, признает решение филиала № 9 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования от 23.08.2018 № 01-24/02-2385 недействительным и обязывает заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем возмещения произведенных им расходов в сумме 12 262,74 рубля.

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Предпринимателем при обращении в суд с требованиями уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (чек-ордер от 22.11.2018, номер операции 14).

С учетом положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей возлагаются на заинтересованное лицо и подлежат взысканию в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Пятигорск, ОГРН <***>, удовлетворить.

Признать недействительным решение филиала № 9 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования от 23.08.2018 № 01-24/02-2385.

Обязать государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО2, г. Пятигорск, ОГРН <***>, путем возмещения произведенных расходов в сумме 12 262,74 рубля.

Взыскать с государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ставрополь, ОГРН <***>, в пользу индивидуального предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                   И.В. Навакова