ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-25205/18 от 14.07.2021 АС Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е

      Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2021 года.

      Решение  изготовлено в  полном объеме 20 июля 2021 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Демковой Н.В., при ведении протокола помощником судьи Васильевой С.С., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, г. Ставрополь, к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис плюс», ОГРН 1082650004095, ИНН 2626039833, г. Ессентуки, о взыскании 5 941 руб. 86 коп. неустойки по государственному контракту от 07.11.2014  № 0121200001914000071-0150067-02 за период с 27.01.2018 по 03.05.2018,

и встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис плюс», ОГРН 1082650004095, ИНН 2626039833, г. Ессентуки, к министерству имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, г. Ставрополь, о взыскании 54 450 руб. штрафа за неисполнение обязательств  по государственному контракту  от 07.11.2014 № 0121200001914000071-0150067-02, в отсутствие сторон,

УСТАНОВИЛ:

министерство имущественных отношений Ставропольского края  обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис плюс» (далее – ООО «Жилсервис плюс») о взыскании 40 870 руб. 17 коп.  неустойки по государственному контракту от 07.11.2014  № 0121200001914000071-0150067-02 за период с 27.01.2018 по 31.10.2018.

Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по передаче квартир в установленный срок.

Ответчик в отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения иска, просил снизить размер неустойки в порядке статьи 333 Гражданского Кодекса  Российской Федерации.

Определением от 21.01.2019 судом принято встречное исковое ООО  «Жилсервис плюс» к министерству имущественных отношений Ставропольского края о взыскании 54 450 руб. штрафа за неисполнение обязательств  по государственному контракту  от 07.11.2014 № 0121200001914000071-0150067-02.

Минимущество в отзыве на встречное исковое требование просило отказать в его удовлетворении.

Определением от 03.03.2020 производство по делу № А63-25205/2018 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-8712/2018.

  Определением от 29.06.2021 производство по делу возобновлено.

Изучив материалы дела, арбитражный суд считает, что первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее-министерство) и ООО «Жилсервис плюс» (далее - застройщик) заключен государственный контракт № 0121200001914000071-0150067-02 на участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) дома(ов) для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения государственных нужд Ставропольского края от 07.11.2014.

Предметом контракта является приобретение министерством путем участия в долевом строительстве жилых помещений (квартир  № 13 и № 18) в многоквартирном доме по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные воды, примерно в 88 м от жилого дома № 39а по ул. Дружбы.

В соответствии с дополнительным соглашением № 3 от 14.04.2015 к контракту стороной по нему выступает министерство имущественных отношений Ставропольского края.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств по передаче квартир решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2017 по делу № А63-12443/2016 с ООО  «Жилсервис плюс» в пользу министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскано 14 309 руб. 46 коп. неустойки  за неисполнение обязательств в части передачи квартир по государственному контракту № 0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014 за период с 16.12.2015 по 05.05.2016.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2018 по делу № А63-197/2017, суд обязал застройщика в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить министерству благоустроенные помещения (квартиры №№ 13, 18), соответствующие качественным и техническим характеристикам, установленным приложением 2 к государственному контракту №0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014, а именно, квартиры должны соответствовать характеристикам, предусмотренным техническим заданием: штукатурные работы; устройство чистых полов (линолеум или ламинат).

В последующем, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2018 по делу № А63-4683/2018 с ООО  «Жилсервис плюс» в пользу министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскано 22 096 руб. 52 коп.  пени начисленной за неисполнение обязательств  в части передачи квартир по государственному контракту № 0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014 за период с 08.07.2016 по 26.01.2018.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2020 по делу № А63-8712/2018 суд обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу, принять квартиры № № 13, 18 по государственному контракту № 0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014.

В настоящем деле истцом заявлено о  взыскании 5 941 руб. 86 коп.  неустойки по государственному контракту от 07.11.2014  № 0121200001914000071-0150067-02 за период с 27.01.2018 по 03.05.2018.

Ответчик, в свою очередь, обратился со встречным исковым заявлением о взыскании с министерства штрафа за неисполнение обязательств по контракту. Встречное исковое заявление мотивировано тем, что министерство не обеспечило явку уполномоченного представителя для приемки объектов долевого строительства и подписания актов приема-передачи, не приняло объекты долевого строительства.

Оценивая правомерность заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо,  не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6  Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки.

Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором неустойку (штраф, пеню). По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

В рассматриваемом случае, пунктом 5.3 контракта, стороны предусмотрели уплату неустойки в случае просрочки исполнения застройщиком обязательств.

Пеня начисляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и составляет не менее одной трехсотой действующей на дату платы пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных застройщиком.

В соответствии с условиями контракта застройщик в предусмотренный контрактами срок своими силами и с привлечением других лиц построил многоквартирный дом по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, примерно в 88 м от жилого дома № 39а по ул. Дружбы (далее - многоквартирный дом).

Участником долевого строительства произведена оплата жилых помещений согласно условиям контракта.

Поскольку в установленный контрактом срок квартиры не были переданы участнику долевого строительства, министерство обратилось в арбитражный суд с иском об обязании предоставить благоустроенные жилые помещения.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2018 по делу № А63-197/2017, суд обязал застройщика в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить министерству благоустроенные помещения (квартиры №№ 13, 18), соответствующие качественным и техническим характеристикам, установленным приложением 2 к государственному контракту №0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014, а именно, квартиры должны соответствовать характеристикам, предусмотренным техническим заданием: штукатурные работы; устройство чистых полов (линолеум или ламинат).

Во исполнение названного решения застройщик устранил выявленные недостатки.

Письмом от 03.05.2018 № 38 общество уведомило министерство о готовности предоставить благоустроенные помещения и необходимости направления уполномоченного представителя участника долевого строительства для подписания актов приема-передачи и принятия квартир.

Вступившим в законную силу решением от 27.01.2020 по делу № А63-8712/2018 суд обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу, принять квартиры № № 13, 18 по государственному контракту № 0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014.

Согласно пункту 4.3 контракта участник долевого строительства при получении сообщения о завершении строительства многоквартирного дома и о готовности объектов долевого строительства к передаче в течение семи календарных дней осуществляет проверку соответствия объектов долевого строительства по количеству и качеству требованиям, установленным контрактом. В случае если объекты долевого строительства 8 построены застройщиком с отступлением от условий контракта, участник долевого строительства составляет акт о несоответствии объектов долевого строительства, или условиям контракта и устанавливает срок для устранения недостатков.

Из пункта 4.8 контракта следует, что передача объектов долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту в соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (приложение 3 к контракту).

 В пункте 2.2 контракта указано, что участник долевого строительства обязан обеспечить явку уполномоченного представителя для приемки объектов долевого строительства и подписания актов приема-передачи, а также принять объекты долевого строительства.

Застройщик во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края 27.01.2020 по делу № А63-8712/2018 направил 03.05.2018 уведомление № 38 о готовности предоставить благоустроенные помещения. Следовательно, застройщиком обязательства по государственным контрактам в части предоставления благоустроенных помещений (квартир) соответствующих технических и качественных характеристик выполнены.

Как было указано выше, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.06.2017 по делу № А63-12443/2016 с ООО  «Жилсервис плюс» в пользу министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскано 14 309 руб. 46 коп. неустойки  за неисполнение обязательств в части передачи квартир по государственному контракту № 0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014 за период с 16.12.2015 по 05.05.2016.

В последующем, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.06.2018 по делу № А63-4683/2018 с ООО  «Жилсервис плюс» в пользу министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскано 22 096 руб. 52 коп.  пени начисленной за неисполнение обязательств  в части передачи квартир по государственному контракту № 0121200001914000071-0150067-02 от 07.11.2014 за период с 08.07.2016 по 26.01.2018.

Следовательно, требование истца о взыскании неустойки за период с 27.01.2018 по 03.05.2018 является обоснованным.

Представленный истцом расчет неустойки судом проверен, признан обоснованным и арифметически верным. Размер пени, рассчитанной за период с 27.01.2018 по 03.05.2018, составил 5 941 руб. 86 коп.

ООО «Жилсервис» заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 333 Кодекса, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 73 постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.

Суд установил, что ответчик нарушил сроки передачи квартир, вследствие чего наступили условия для привлечения его к ответственности, установленной в пункте 5.3 контракта.

Приняв во внимание, что ответчик не представил доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства, а также учитывая невысокий размер неустойки, суд не усмотрел оснований для снижения неустойки по правилам статьи 333 Кодекса.

Встречные исковые требования о взыскании с министерства штрафа за  неисполнение обязательств по контракту в размере 54 450 руб. 50 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме, так как решением по делу № А63-8712/2018, оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2021, установлено, что министерство необоснованно отказывалось от принятия квартир № 13 и № 18 по спорному государственному контракту.

Согласно п. 5.2 контракта в случае просрочки исполнения участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом, застройщик вправе потребовать уплаты штрафа (неустойки, пеней).

   Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение участником долевого строительства обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в размере 2,5 % цены контракта и составляет 54 450 руб.

  Пунктом 2.2.2 контракта предусмотрено, что участник долевого строительства обязуется обеспечить явку уполномоченного представителя (представителей) для приемки объектов долевого строительства и подписания акта (актов) приема-передачи.

  Обязательство принятия объектов долевого строительства и его порядок также предусмотрены пунктами 4.3, 4.8 контракта.

  31 января 2018 года письмом № 3 общество сообщило министерству о  готовности  квартир, в том числе под номерами 2 и 8.

Министерство получило данное письмо 31.01.2018, однако явку уполномоченного представителя не обеспечило. Напротив, при рассмотрении дела № А63-8712/2018 в Арбитражном суде Ставропольского края возражало против удовлетворения требований застройщика об обязании принять названные квартиры.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

   Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.  Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В силу ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4). Согласно п. 2 ст. 10 названного кодекса в случае заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребления правом) суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Позиция министерства, отказывающегося принимать квартиры, которые, в свою очередь, должны были быть переданы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является непоследовательной, принятой без учета интересов получателей жилья и публичных интересов Ставропольского края.

Необоснованность доводов министерства, отказавшегося принимать квартиры, подтверждена вступившим в законную силу решением суда от 27.01.2020 по делу № А63-8712/2018.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Защита социально-экономических прав личности выступает значимым приоритетом обеспечения национальной безопасности и требует соответствующего законодательного регулирования, способствующего повышению эффективности механизма реализации  прав и свобод человека и гражданина.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) определяют необходимые элементы для реализации права человека на достаточный жизненный уровень - достаточное питание, одежду, жилье и непрерывное улучшение условий жизни.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Государственной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована 13.06.1990, вступила в силу для СССР 15.09.1990)  государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, поскольку «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».

Согласно ст. 19 данной Конвенции Российская Федерация обязана принимать все необходимые законодательные,  административные,  социальные и  просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Согласно пункту 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В тех случаях, когда в процессе осуществления родителями своих прав и обязанностей в отношении ребенка обеспечение интересов детей перестает быть предметом основной заботы родителей или же эта забота осуществляется в ненадлежащей форме и недостаточном объеме, несовершеннолетний в силу ст. 56 СК РФ имеет право на защиту, которую ему должно обеспечить государство в лице компетентных органов с применением правовых механизмов.

Административно-правовые средства управления государством, являясь правовыми ценностями, должны охранять и защищать иные социальные ценности, среди которых выделяется и конституционное право человека на достойную жизнь (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Отсюда вытекает объективная необходимость направленности механизма административно-правового регулирования на обеспечение достойной жизни человека.

Праву человека на достойную жизнь, как важнейшей составляющей права на достоинство личности,  корреспондирует обязанность государства создавать все условия (правовые, экономические, культурные и др.) для свободного развития человека (физического, умственного, нравственного, материального и т.д.). Государство, соизмеряя свою деятельность с принципом признания достоинства личности во всех сферах правового регулирования, должно обеспечивать такой жизненный уровень, при котором беспрепятственно осуществляются права и свободы, укрепляется человеческое достоинство.

Провозглашенные в Конституции РФ цели и принципы являются конституционным императивом при принятии и проведении в жизнь экономически и социально значимых государственных решений и программ развития.

Суть социального государства состоит в создании условий для реализации социальных прав, приведении фактического положения человека в соответствие с его формально провозглашенными правами.

Цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют его обязанность заботиться о благополучии своих граждан, а основное содержание социального обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию. 

Следовательно, учитывая провозглашение Российской Федерации социальным государством, в котором каждый человек вправе претендовать на свободное развитие и достойную жизнь, должны быть созданы эффективные механизмы для обеспечения достойной жизни российских детей, особенно тех, родители которых не в состоянии обеспечить им такое развитие и жизнь.

Законодательное установление порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями  специализированного жилищного фонда Ставропольского края является проявлением природы Российской Федерации как социального государства.

  В соответствии  с  Законом Ставропольского края от 06.02.2015 № 5-кз «О внесении изменений в статью 7 Закона СК «О допол­нительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей», постановлением Правительства Ставро­польского края от 30.03.2015 № 123-п «О внесении изменений в Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013  № 240-п (далее – постановление № 240-п) в Закон Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из чис­ла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроен­ных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставрополь­ского края, утвержденный постановлением № 240-п, внесены изменения в части наделения ми­нистерства имущественных отношений Ставропольского края полномочиями органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющего полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в Положение о министерстве имущественных отношений Ставрополь­ского края, утвержденное постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 № 137, внесены аналогичные изменения.

            Согласно п. 9.4 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного 06.03.2012 № 137 (далее – Положение о министерстве), министерство обладает следующими полномочиями: …является государственным заказчиком в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края;  является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края в части управления служебными жилыми помещениями.

   Вопросы бюджетного финансирования программ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  и их выполнения уполномоченным органом - министерством, могут быть признаны имеющими особую значимость публичными интересами в трактовке, данной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 20.07.2011 № 20-П, где указано, что бюджетные денежные средства являются публичными финансами, а правоотношения по их поводу, несмотря на их гражданско-правовой характер, - имеющими явную публично значимую цель.

   В соответствии с п. 75 постановления от 23.06.2015 № 25 Пленума ВС РФ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. 

  В Определении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004  № 226-О указано, что такие понятия, как «основы правопорядка» и «нравственность», будучи оценочными, наполняются содержанием в зависимости от того, как их толкуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика. Они не являются настолько неопределенными, чтобы не обеспечивать единообразного понимания и применения соответствующих законоположений.

Учитывая вышеизложенное, требования о взыскании штрафа за нарушение обязательства по принятию объекта с дольщика являются обоснованными.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, г. Ставрополь, удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис плюс», ОГРН 1082650004095, ИНН 2626039833, г. Ессентуки, в пользу министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, г. Ставрополь, 5 941 руб. 86 коп. неустойки за период с 27.01.2018 по 03.05.2018.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис плюс», ОГРН 1082650004095, ИНН 2626039833, г. Ессентуки, в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины по основному иску.

Встречные исковые требования  общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис плюс», ОГРН 1082650004095, ИНН 2626039833, г. Ессентуки, удовлетворить.

Взыскать с министерства имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, г. Ставрополь, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис плюс», ОГРН 1082650004095, ИНН 2626039833, г. Ессентуки,  54 450 руб. штрафа.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                 Н.В. Демкова