АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (865) 34-16-92, факс 34-69-90,
E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-2911/2010
20 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2010 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коробовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Кисловодска в защиту государственных и общественных интересов г.Кисловодск о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Кисловодск к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении - индивидуального предпринимателя ФИО1, паспорт <...>, выдан ОВД Александровского района Ставропольского края 10.03.2004г., в отсутствие представителя от заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кисловодска обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением в защиту государственных и общественных интересов (далее – заявитель, прокурор) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Кисловодск (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано неисполнением предпринимателем требований пунктов 3.10, 5.6 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003г. №80, пунктов 2, 5-6 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002гг. №382, тем самым, нарушением предпринимателем подпунктов «в», «д» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006г. №416.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела. Дело рассматривается в отсутствие заявителя (ч. 3 ст. 156 АПК РФ).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 документально обоснованный отзыв на заявление суду не представил, в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что проверка проводилась в его отсутствие, с нарушением положений Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Заявителем административный материал представлен в полном объеме, представленные документы суд считает достаточными для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав доводы предпринимателя, суд признает требование о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), обоснованным ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>, осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу - <...>, на основании лицензии серии М №004146, №ЛО-26-02-000460 от 04.03.2010г., выданной Комитетом Ставропольского края по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности, а именно - розничную торговлю лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств.
24.03.2010года помощником прокурора города Кисловодска совместно с представителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г.Кисловодске в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 проведена проверка соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в помещении аптечного пункта, расположенного по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем допущены нарушения лицензионных требований и условий - пунктов 3.10, 5.6 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003г. №80, пунктов 2, 5-6 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002гг. №382, тем самым, нарушение подпунктов «в», «д» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006г. №416, выразившиеся -
- в не обеспечении условий хранения лекарственных препаратов списка «Б»: «Гентамицин», «Диоксидин», «Цианокобаламин», которые хранятся не в запирающихся шкафах, а на стеллажах, не имеющих замыкающих устройств;
- отсутствии договора, заключенного с предприятием, имеющим лицензию и осуществляющим уничтожение лекарственных средств.
По результатам проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий, прокурором города Кисловодска 25.03.2010года вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В постановлении имеется отметка о том, что при его составлении присутствовал предприниматель ФИО1, ему разъяснены права и обязанности по статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении имеется его собственноручная подпись. Из объяснений предпринимателя от 25.03.2010года следует, что со всеми выявленными в ходе проверки нарушениями он не согласен, о проверке предупрежден не был, при проведении проверки не присутствовал, записи в журнале учета и регистрации проведения проверок не обнаружил.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Под фармацевтической деятельностью согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства от 06.07.2006 N 416, понимается деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.
Обязанность соблюдать определенные лицензионные требования и условия при осуществлении конкретного лицензионного вида деятельности предусмотрена статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ.
Согласно пункту 4 названного положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона N 86-ФЗ Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003г. N 80 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.03.2003 N 4272) утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях".
В силу пункта 1.2 ОСТа, положений статьи 46 Закона Российской Федерации от 27.12.2002г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ОСТ 91500.05.0007-2003 распространяется и является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, и подлежит обязательному исполнению в части защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
В соответствии с пунктом 3.10 Отраслевого стандарта помещения для хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи Российской Федерации и их надлежащую сохранность.
Помещения аптечных организаций, расположенных в городе, должны быть оснащены системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Согласно пункту 5.6 Отраслевого стандарта к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков «А» и "Б" предъявляются особые требования, в частности:
- лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам "А" и "Б" (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список "А") и в деревянных шкафах под замком (список "Б");
- на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные препараты (лекарственные средства) списка "Б" - надписи "Б", "Heroica" и перечни препаратов списка "Б" с указанием высших разовых и суточных доз;
- надписи на штангласах, в которых хранятся лекарственные средства списка "Б" должны быть красного цвета на белом фоне; на штангласах должны быть указаны высшие разовые и суточные дозы;
- деревянные шкафы для хранения лекарственных средств (препаратов) списка "Б" после окончания рабочего дня должны запираться;
- в дежурных аптеках на ночь оставляются лекарственные средства списка "Б", которые находятся у дежурного сотрудника аптеки в отдельном шкафу, закрытом на замок, в количествах и ассортименте, необходимых для оказания неотложной медицинской помощи. После окончания дежурства этот шкаф опечатывается или пломбируется;
- реактивы, содержащие лекарственные средства списка "Б", и находящиеся во время работы на столе провизора-аналитика или провизора-технолога, после окончания работы должны храниться в шкафу под замком;
- перечень лекарственных препаратов (лекарственных средств), отнесенных к спискам "А" и "Б", определяется в соответствии с действующими нормативными документами.
Согласно пунктам 5, 6 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002гг. №3825 передача лекарственных средств таможенными органами Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые являются собственниками или владельцами лекарственных средств, в предприятия, имеющие соответствующую лицензию, и их последующее уничтожение осуществляется на договорной основе. Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению.
Обстоятельство совершения административного правонарушения предпринимателем ФИО1, а именно несоблюдение предпринимателем лицензионных требований и условий, выявленное в ходе проведения проверки 24.03.2010г. помощником прокурора города Кисловодска совместно с представителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г.Кисловодске подтверждается рапортом помощника прокурора С.А.Арустамян, справкой специалиста эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по СК в г.Кисловодске А.Н. Черенко, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2010г.
Судом не принимается довод предпринимателя о нарушении при проведении проверки положений Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившееся, в не представлении распоряжения о проведении мероприятия по контролю, отсутствии доказательств уведомления предпринимателя о предстоящей проверке.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, всеми субъектами права, в том числе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется главным образом путем проверок.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотренные в нем положения не применяются к действиям государственных органов при осуществлении прокурорского надзора.
Доводы предпринимателя об отсутствии записи в журнале учета и регистрации проведения проверок судом отклоняется как документально необоснованный. Предпринимателем не представлен журнал учета и регистрации проведения проверок, в связи с чем, с достоверностью определить обстоятельство отсутствия записи о проверке проведенной 24.03.2010г. не представляется возможным.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Пунктом 5 Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
В действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При совершении административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается санкция в виде наложения административного штрафа на должностных лиц (к которым относятся предприниматели) в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
С учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также того обстоятельства, что предприниматель впервые привлекается к административной ответственности, суд применяет санкцию в виде минимального размера административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего по адресу: <...>, ОГРНИП <***> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Ставропольскому краю (Управление Росздравнадзора по Ставропольскому краю), ИНН <***>, КПП 263401001, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю, БИК 040702001, ОКАТО 07401000000 г.Ставрополя, КБК 06011690040040000140.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Судья А.К.Алиева