АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63- 2912/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал» города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь,
о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2016 № 04/4,
о признании недействительным предписания от 17.02.2016 № 04/5,
о прекращении производства по делу
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 19.02.2016 г. № 30-10, представителей заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 20.01.2016, № 01-09/96, ФИО3 по доверенности от 30.05.2016, №01-09/1524
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Ставрополя, г. Ставрополь (далее – заявитель, предприятие, МУП «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – заинтересованное лицо, РТК СК) о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2016 № 04/4, о признании недействительным предписания от 17.02.2016 № 04/5, о прекращении производства по делу.
Заявление мотивировано незаконностью оспариваемых акта и решения, отсутствием события и состава вмененного административного правонарушения, т.к. нормативно не установлен механизм отражения в бухгалтерском учете раздельного учета расходов и доходов по подключениям к сетям водоснабжения и водоотведения; кроме того, предприятием ведется раздельный учет расходов и доходов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.
Представители РТК СК в судебном заседании и в отзыве на заявление возразили против его удовлетворения, указав на наличие в действиях предприятия состава вмененного административного правонарушения, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, несостоятельность доводов предприятия, поскольку механизм отражения в бухгалтерском учете раздельного учета расходов и доходов по подключениям к сетям водоснабжения и водоотведения определяется самостоятельно предприятием, по результатам проверки установлено, что раздельный учет расходов и доходов предприятием не ведется.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требование общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в отношении предприятия РТК СК проведена плановая выездная проверка в соответствии с приказом от 24 ноября 2015 г. № 296, на предмет соблюдения обязательных требований законодательства, в ходе которой установлены нарушения требований части 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении), Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).
Так, МУП «Водоканал» в соответствии с учетной политикой предприятия ведет учет всех фактов хозяйственной деятельности автоматизированным способом с применением бухгалтерской программы - «1-С бухгалтерия».
Предприятие ведет раздельный учет доходов и расходов с классификацией по видам деятельности (вода, канализация, прочие), в том числе подлежащим регулированию: вода (без деления на питьевое водоснабжение и техническое водоснабжение) и канализация (водоотведение).
В бухгалтерском учете все затраты по производству питьевой воды и технической воды для всех групп потребителей учитываются в общей себестоимости.
Затраты отчетного периода на производство ведутся с распределением затрат: по обычным видам деятельности - «Основное производство» (счет 20), прочие - затраты «Общепроизводственные расходы» (счет 25), «Вспомогательное производство» (счет 23), «Общехозяйственные расходы» (счет 26).
Сумма «Общехозяйственных расходов» распределяется на водоснабжение и водоотведение пропорционально заработной плате основного производственного персонала по видам деятельности, без распределения «Общехозяйственных расходов» в затраты по прочим видам деятельности предприятия. Отдельный учет затрат (формирование себестоимости) по подключениям (технологическим присоединениям) к центральной системе холодного водоснабжения и водоотведения не ведется, затраты по подключениям входят в состав «прочих» затрат.
Доходы предприятия, полученные от оказания услуг по подключению к системам водоснабжения и водоотведения, учитываются на счете 90.01.1, затраты по строительству в рамках инвестиционной программы учтены на счете 08.03 «Объекты строительства в группе «Инвестиционная программа» без разбивки по составу расходов (заработная плата, отчисления на соц. нужды, амортизация основных средств, материалы и т.д.), что не позволяет провести сравнительный анализ фактических затрат по указанному виду деятельности, с затратами учтенными при формировании тарифов на технологическое присоединение к сетям как в рамках инвестиционной программы так и без нее.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства», на основании которого идет начисление амортизационных отчислений по счету 02 «Амортизация».
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Предприятие также должно обеспечить учет доходов и расходов от оказания услуг по технологическим подключениям, проводимым в отсутствие мероприятий в инвестиционной программе.
Нарушение регулируемыми организациями установленной нормами законодательства обязанности ведения раздельного учета затрат по видам деятельности влечет за собой прежде всего невозможность установления экономически обоснованных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Невыполнение (нарушение) регулируемыми организациями Основ ценообразования способствует созданию объективных условий невозможности выполнения органом регулирования цен (тарифов) норм пункта 9 Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2015 г. № 22/пр о запрете повторного учета одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности при установлении цен (тарифов) на очередной период регулирования.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки №02 от 01.02.2016.
По данному факту в отношении предприятия 01.02.2016 составлен протокол об административном правонарушении №04 по частям 1, 2 статьи 14.6 КоАП.
Постановлением РТК СК №04/4 от 17.02.2016 предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
17.02.2016 предприятию выдано предписание №04/5, в соответствии с которым ему надлежит прекратить нарушение установленного порядка ценообразования.
Не согласившись с постановлением и предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективной стороной вмененного правонарушения выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.
Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов в этой сфере регламентированы главой 6 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.
Так, согласно частям 1, 4 и 7 статьи 31 данного Федерального закона к регулируемым видам деятельности:
в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения;
в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся:
1) горячее водоснабжение, в том числе:
а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;
б) транспортировка горячей воды;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности:
а) в сфере холодного водоснабжения:
холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) в сфере горячего водоснабжения:
горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
в) в сфере водоотведения:
водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;
прием и транспортировка сточных вод;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Факт совершения предприятием административного правонарушения, подтверждается материалами административного дела, в том числе: актом проверки, протоколом об административном правонарушении и иными документами.
С учетом установленных в ходе проверки обстоятельств судом отклоняется довод заявителя о том, что предприятием ведется раздельный учет расходов и доходов.
Кроме того, следует отметить, что доходы предприятия, полученные от оказания услуг по подключению к системам водоснабжения и водоотведения, учитываются на счете 90.01.1, затраты по строительству в рамках инвестиционной программы учтены на счете 08.03 «Объекты строительства в группе «Инвестиционная программа» без разбивки по составу расходов (заработная плата, отчисления на соц. нужды, амортизация основных средств, материалы и т.д.), что не позволяет провести сравнительный анализ по указанному виду деятельности.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Предприятие также должно обеспечить учет доходов и расходов от оказания услуг по технологическим подключениям, проводимым в отсутствие мероприятий в инвестиционной программе.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что заявитель, имея возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, соответствующих мер не предпринял.
Доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено суду, что свидетельствует о виновном совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях предприятия имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении согласно статье 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Оснований для снижения размера штрафа, признания правонарушения малозначительным у суда не имеется.
Порядок привлечения предприятия к административной ответственности не нарушен, проверка проведена РТК СК в пределах его полномочий, срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек, наказание заявителю назначено в пределе санкции вмененной статьи с учетом положений статьи 4.1, исходя из характера правонарушения, что отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
1) выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В данном случае предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой документ, адресованный лицу, совершившему нарушение обязательных требований, от имени органа государственного контроля, которое содержит требование устранить выявленные в ходе проверки нарушения, с указанием срока, в течение которого необходимо исполнить данное требование. Кроме того, оно содержит только законные требования, а именно, на заявителя возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Помимо этого, в рамках Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям должностных лиц контролирующих органов при выявлении нарушений обязательных требований, относится возможность принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Предписание об устранении выявленных нарушений от 17 февраля 2016 г. № 04/5 выдано РТК Ставропольского края МУП «Водоканал» по результатам вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 17 февраля 2016 г. № 04/4, которым подтвержден факт нарушения МУП «Водоканал» порядка ценообразования, выразившегося в нарушении порядка ведения раздельного учета расходов и доходов от регулируемых видов деятельности, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом совокупности всех обстоятельств дела и представленных доказательств, оспариваемые предписание и постановление судом признаются законными, требования заявителя удовлетворению не подлежат в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина уплаченная предприятием в размере 3 000 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия «Водоканал» города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН <***>, к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, г. Ставрополь, о признании незаконным и отмене постановления от 17.02.2016 № 04/4, о признании недействительным предписания от 17.02.2016 № 04/5, о прекращении производства по делу, отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.К.Алиева